Яхты, на которых гоняется Эльвстрем, даже если они не сконструированы им самим, обычно имеют целый ряд усовершенствований.
В 1966 году Эльвстрем заслужил звание «яхтсмена года», выиграв Первенсто Мира в классах «Звездный» и «R5,5» и заняв призовые места в других классах в ряде международных соревнований. Мы расскажем об основных особенностях яхты «Скэндл», на которой Эльвстрем столь успешно выступил в прошлом году. Все усовершенствования придуманы им самим.
Проводка оттяжек ползуна гика-шкота — рис. 1. Можно заметить, что блок на конце оттяжки расположен очень близко к тросовому зажиму. Это препятствует излишнему выбиранию гика на ветер; иначе блок упирается в зажим. Нижний ползун может перемещаться по погону только на lU ширины судна. Это простое устройство позволяет регулировать положение ползуна на погоне непосредственно из кокпита. На рисунке показан привязанный к румпелю трос, который ограничивает поворот пера руля. Очевидно, плавник руля стал слишком тонок, и Эльвстрем опасается повреждения его при резких поворотах.
Кокпит яхты — рис. 2. Галсы грота и стакселя проведены под палубой и имеют усиленные тали. Над восьмикратными талями, расположенными на килевой балке, через два направляющих блока в корму проведен нирая грота, где его может обслуживать рулевой с любой стороны кокпита. Тали нирала закреплены резиновым стропом к подножному бруску (слева oт киля), что постоянно поддерживает натяжение нирала. Тут же виден автоматический шпигат Эльвстрема, получивший широкое распространение на «звездниках», «финнах» и т. д. Под палубой ванты пропущены в изогнутые с большим радиусом стальные трубы, которые ведут к натяжным винтам с рукоятками. Благодаря этому можно из кокпита регулировать натяжение вант, а следовательно и изгиб мачты в зависимости от силы ветра и курса яхты.
Устройство для регулирования наклона мачты — рис. 3. Клин с кормовой стороны мачты может передвигаться вперед и назад в пяртнерсе. Дополнительно мачта подкреплена наклонным упором, один конец которого перемещается по горизонтальному винту на палубе. Вращая винт рукояткой, выведенной в кокпит, рулевой изменяет угол наклона мачты. В отверстие клина проходит нирал грота. Видна лебедка стаксель-шкота.
Чтобы не перебирать шкот, на палубе установлены два стопора для ограничения угла поворота барабана лебедки. Тросовый зажим предназначен для крепления оттяжки нижней шкаторины грота. Такой же зажим есть и на противоположном конце гика.
Вид мачты из кокпита — рис. 4. Средние ванты крепятся на мачте несколько ниже стаксель-штага и проведены только до нока верхних краспиц. Верхние ванты закреплены сантиметров на 10 ниже топа мачты. Вместо обычного топ-штага применен контрштаг (на рисунке не виден, находится перед мачтой). Нижние ванты проведены через нижние краспицы, работающие на растяжение. Дополнительно мачта подкреплена тремя бакштагами, которые на палубе соединены вместе на ползуне, двигающемся по рельсам. Есть еще и такой такелаж, который можно было бы назвать контрбакштагом — Эльвстрем не вынес вида гнущейся, подобно резиновой, по воле ветра мачты. Основные и верхние бакштаги притягиваются к мачте резиновыми стропами-амортизаторами.
Узел крепления бакштагов — рис. 5. Бакштаги натягиваются многократными талями. Ходовой конец выведен наверх в простейший стопор щелевого типа из нержавеющей стали. Видно, что рельс расположен у самого борта — гораздо ближе, чем на серийных яхтах. Благодаря большему разносу от ДП бакштаги лучше поддерживают мачту, а на лавировке нет необходимости травить при повороте подветренный бакштаг.
Рис. 6. Носовая кромка мачты