В США ежегодно выпускается свыше 400000 самых различных лодок, катеров и яхт. Не менее 200 фирм заняты постройкой парусных яхт, 202 — мотолодок с подвесными моторами, 172 — катеров с угловыми колонками; 132 фирмы строят крупные каютные катера и моторные яхты и 165 — мелкие гребные лодки (каноэ, тузики и пр.). Казалось бы, каждый может купить или заказать себе судно по вкусу. Однако в Америке широко развита и самодеятельная постройка мелких судов — около 25000 единиц строится ежегодно! Очевидно, постройка на «домашней верфи» обходится дешевле, а очень многих привлекает и сам процесс постройки.
Предприимчивый чикагский яхтсмен Джим Беттс в конце 1966 г. основал Международное общество любителей-судостроителей (IABBS). Теперь любители могут совместно преодолевать многочисленные трудности, возникающие при постройке лодок своими силами.
А трудности начинаются уже с выбора проекта будущего судна. Разработка специального проекта, стоит очень дорого, а имеющиеся чертежи нередко или устарели, или не рассчитаны на применение современных материалов и самостоятельную постройку. Новое общество изучает спрос любителей на проекты судов разных типов, заказывает разработку проектов лучшим конструкторам с учетом выполнения пожеланий возможно более широкого круга людей. Членам общества чертежи высылаются за весьма умеренную плату. Например, комплект рабочих чертежей яхты длиной 6,3 м (25 масштабных синек, включая лист картона с плазом корпуса 1:1) стоит 10 долларов.
Материалы и оборудование для малых судов продаются членам общества со скидкой 30%. Почему промышленники пошли на это? Очевидно, это обеспечивает им расширение возможностей сбыта. Кроме того, общество взяло на себя обязанность информировать любителей о новых материалах и инструментах, новых моделях оборудования и т. п. Это отличная реклама.
Интересно отметить, что общество пропагандирует новые методы и материалы в любительской постройке. Например, для наглядного обучения применению стеклопластика всем желающим высылается за 5 долл. «учебный» набор всех исходных материалов и подробные инструкции. Аналогичные посылки будут высылаться и для изучения технологии армоцементного судостроения.
В Чикаго и Вашингтоне общество арендовало производственные помещения, Выплачивая ежемесячно 5 долларов за метр длины строящейся лодки, любой член общества может пользоваться этими помещениями, а также инструментами и станками, которые здесь установлены.
Средства для оплаты своей деятельности общество получает в виде ежегодных членских взносов (10 долл.) и некоторой прибыли от продажи рассылаемых им дефицитных материалов.
Возможно, нашим любителям и не стоит объединяться в подобные общества. Но, во всяком случае, планирующим органам и министерствам торговли следует подумать не только о производстве и продаже лодок в достаточном количестве, но и об организации свободной продажи материалов, необходимых для самодеятельной постройки судов любителями.