Представляем снимок крейсерского катамарана, построенного киевскими яхтсменами. Судно еще стояло на слиповой тележке неподалеку от того места, где двумя годами раньше была сварена первая конструкция его алюминиевого корпуса.
11 июня 1967 г. «Перун» — так назвали киевляне катамаран — был спущен на воду. За прошедшую навигацию он уже прошел первое испытание в плавании по маршруту Киев—Одесса—Киев. На зиму его подняли на берег, а сейчас «Перун» вновь готовится покинуть землю, теперь уже для более дальнего похода — до Батуми.
Мы попросили главного конструктора катамарана И. Е. Перестюка рассказать о конструкции судна, поделиться впечатлениями о его ходовых качествах.
— Проект катамарана «Перун» был разработан с использованием в качестве прототипа лучших зарубежных двухкорпусных парусников. Однако отсутствие чертежей и подробных данных об этих судах, а также своеобразие технологических условий, в частности, трудности со сваркой тонких листов из легкого сплава, заставили во многих случаях искать какие-то новые решения. При выборе обводов корпусов, например, пришлось отказаться от оптимальной округлой формы погруженной части шпангоутов. Принятые обводы шарпи позволили нам избежать штамповки днищевых поясьев и, самое главное, обойтись без швертов. Однако на плоских поверхностях обшивки было очень трудно избежать сварочных деформаций. Приходилось прибегать к правке конструкций нагревом и рихтовкой, но оптимального результата добиться, конечно, не удалось.
Катамаран полностью собран из легкого сплава АМг-5В. Для обшивки использовали листовой материал толщиной 3 и 5 мм. Элементы набора изготовлены из стандартных профилей или штамповались под прессом.
Основные размерения катамарана выбирались на основании статистических данных. Его наибольшая длина составляет 13,42 м; ширина 5,8 м. Корпуса на миделе имеют ширину 0,7 м в районе ватерлинии и 1.0 м у палубы. Поперечный клиренс 4.1 м; вертикальный (расстояние от днища мостика до поверхности воды) 0,6 м.
На катамаране 11 спальных мест, большая часть которых расположена в рубке, на мостике. В корпусах (в нос от миделя) находятся каюты капитана и помощника и в кормовой части — камбуз и место для туалета. В плавание мы ходили с полным экипажем, и можно смело сказать, что на тесноту жаловаться не приходилось. Конечно, теплая погода позволяла большую часть времени находиться наверху, но и когда мы садились обедать в рубке, места за столом хватало всем.
На воде катамаран показал себя хорошо. Первую радость он доставил нам, когда после спуска сел точно по расчетную ватерлинию. Испытать его в штормовую погоду не удалось прежде всего потому, что за время плавания ветер лишь раз или два раздувал до 5 баллов. Кроме того, мы все время должны были опасаться за паруса, которые не выдержали бы и первого свежего порыва.
Катамаран хорошо всходит на волну, но получает удары в днище мостика. В кокпите в таких случаях вода взлетает фонтанчиками через сливные отверстия.
Маневренность судна удовлетворительная. Поворот оверштаг удается сравнительно легко даже в слабый ветер, хотя в этом случае приходится выносить стаксель.
На скорости и лавировочных качествах катамарана несомненно отразилось низкое качество парусины — и ткани, и пошива. Но при 3—4 балльном ветре мы все же легко уходили от «Летучего Голландца».
В навигацию этого года думаем испытать судно в более разнообразных условиях, а главное — с хорошими парусами.