В 11 выпуске сборника мы познакомили читателей с основными направлениями проектирования современных гоночных швертботов-одиночек. Интерес к этому вопросу повысился, когда IYRU объявил о намерении учредить новый международный класс швертбота-одиночки, в связи с тем, что «Финн», спроектированный в 1949 г., уже не может рассматриваться как современная лодка и перейдет в класс В.
После проведения отборочной регаты в 1965 г. компетентная комиссия и IYRU не смогли отдать предпочтение какому-либо из 21 представленных швертботов. Правда, в качестве перспективных типов были названы швертботы «Кавалье» конструкции Д. Холта и «Юнит» Д. Томаса.
В августе 1967 г. во французском городе Ля Буле состоялась вторая серия испытаний, уже с участием «Финна». Честь защищать «Финн» была предоставлена советскому яхтсмену Валентину Манкину, который своими успехами в ряде международных регат завоевал симпатии многих «финнистов». По возвращении В. Манкин рассказал нам о гонках в Ля Буле и о представленных конструкциях швертботов.
Представьте себе, что на старте выстроились яхты различных конструкций, значительно отличающиеся по своему внешнему виду и вооружению. И по единой команде с судейского судна все они вместе отправляются в гонку. Не знаешь, чего можно от них ожидать. Да и вообще, каждый участник — загадка.
Что это за необычные соревнования? Ведь в парусных гонках судейская коллегия очень придирчиво относится к малейшим различиям между судами. И вдруг — такая вольница. Дело в том, что во французском городе Ля Буле собрались конструкторы и сильнейшие гонщики, чтобы испытать новые яхты и выбрать лучшую конструкцию одиночки, которая в дальнейшем могла бы заменить «Финн» на ведущих международных соревнованиях. На новых конструкциях выступали талантливые гонщики, такие как В. Кувайде, У. Марес, Р. Грейт-Осборн, авторы проектов Д. Томас, Д. Найт и другие. Право выступать на «Финне» Международная ассоциация этого класса (ИФА) предоставила мне. И вот в перерыве между «Золотым кубком» и чемпионатом Европы, пока мое судно путешествовало из Финляндии в Италию, я во Франции вступил в борьбу с 23 новыми одиночками. У меня был швертбот и парус фирмы Раудашль и бразильская мачта Брудера — лучшее, что может быть в нашем классе.
Соревнования-испытания проводились с 29 августа по 5 сентября. За пять дней было проведено 13 гонок. Я принял участие только в шести, так как мне необходимо было вылететь на чемпионат Европы в Италию.
Все гонки проходили при неблагоприятных погодных условиях: бриз 1—5 м/сек, довольно ощутимое приливно-отливное течение (разница уровня более четырех метров). Иногда даже не удавалось закончить гонку всем участникам. Понятно, что наблюдательный комитет не получил полного представления о достоинствах и недостатках новых яхт. Только большая волна и хороший ветер дают возможность по настоящему проверить мореходность судов, их скоростные качества, способность глиссировать. Поэтому наблюдательный комитет не смог придти к окончательному решению и выбрать лучшую одиночку. И все же он отобрал из двадцати трех представленных конструкций девять наиболее перспективных, дополнительные испытания которых в условиях свежих ветров (не слабее 7 м/сек) будут проведены в Голландии в 1968 году.
Что же это за девять претендентов? Давайте познакомимся с ними поближе. По размерениям их можно разделить на три группы: малые, средние и большие. Самое легкое судно из девяти отобранных — «Контендер», высота борта которого составляет всего 320 мм. Это единственная яхта, на которой применена трапеция. Мачта и шверт установлены дальше в корму, чем это принято при вооружении кэт, что вызвано необходимостью расположить трапецию ближе к корме. Деревянный корпус из шпона весит 66,5 кг. Алюминиевая мачта несет парус площадью 10,38 м2. Судно хорошо проявило себя в тихий ветер. Особенно эффективно выглядел при усилении ветра висящий на трапеции рулевой С. Рувес — призер чемпионатов Австралии в классе «Летучий Голландец». Кстати, по конструкции «Контендер» очень напоминает «Летучий Голландец». Интересно, как будет выглядеть яхта с таким низким бортом в сильный ветер?
Второе судно этой группы — «Кавалье» — было подробно описано в 11 выпуске сборника. Для гонок в Ля Буле Холт вооружил швертбот парусом площадью 10,55 м2. Вес корпуса из шпона — 81,2 кг. Яхта легко управляется, очень чувствительна к ветру, но по скорости в тихий ветер уступает «Финну».
Во второй группе — пять судов. Деревянный корпус швертбота «Викинг-I» имеет двойное дно. Степс алюминиевой мачты установлен на палубе. Выдвижное сиденье для откренивания расположено вровень с палубой, а не выступает над ней, как на других швертботах. Обводы характеризуются узким транцем. «Викинг-II» имеет пластмассовый корпус, также с двойным дном. Выдвижное сиденье может вращаться на небольшой угол в своей плоскости, что позволяет рулевому удифферентовывать лодку на ходу. В корпус встроены бортовые отсеки плавучести, облегчающие постановку судна на ровный киль в случае опрокидывания. «Джетон», спроектированный приверженцем «Финна» Хубертом Раудашлем, имеет деревянный корпус и рангоут. Применено оригинальное устройство из откидных досок Для откренивания, закрепленных на каждом борту и поворачивающихся на вертикальной оси. Кокпит разделен переборкой у кормового конца Швертового колодца. В кормовой части устроено двойное дно. Попадающая в носовую часть кокпита вода уходит через швертовый коло-Дец. Швертбот «Пунш» проектировался для юнок именно в слабый втер, Узкой ватерлинией и расширяющимися к палубе бортами яхта напоминает «5-0-5». Это самая широкая (1,80 м) и тяжелая из отобранных девяти лодок. «Динбо», по обводам и устройству напоминающий «Юнит», привлек внимание оригинальным парусным вооружением: парус у мачты сшит двойным и по передней шкаторине имеет застежку типа «зип» (молния). Мачта оказывается внутри паруса, образующего с ней обтекаемый профиль. «Молния» расположена с носовой стороны мачты на всю высоту паруса. К гику закреплены только галсовый и шкотовый углы, а в нижнюю свободную шкаторину вшита лата на всю ширину паруса. Передвигая крепление шкотового угла вдоль гика, можно регулировать величину и форму пуза паруса.
Конструкции этих пяти судов могут рассматриваться как удачные. Однако окончательный вывод можно будет сделать лишь после дополнительных испытаний в сильный ветер. Наиболее быстроходной в условиях легкого ветра оказалась одиночка «Пунш» швейцарской конструкции, выступившая ровно во всех гонках.
К большим судам можно отнести описанный в 11 выпуске сборника «Юнит», а также «Джет», на котором в Ля Буле гонялся Кувайде.
Из 24 представленных судов деревянных было 18 (все из шпона), пластмассовых — шесть. 15 судов имели металлические мачты и девять — деревянные, из которых четыре были без такелажа (подобие мачте «финна»). Металлические гики были установлены на 13 судах, деревянные — на 11. На 17 яхтах откренивание производится с помощью скользящих выдвижных сидений, на четырех — с помощью трапеции. Три яхты не имели устройств для откренивания. Большинство парусов имело сквозные верхние латы и было изготовлено фирмой Раудашль.
Наблюдательный комитет позволил авторам девяти судов, допущенных до соревнований в Голландии, произвести лишь незначительные, второстепенные изменения.
Каковы мои впечатления от соревнований? Новые конструкции оказались более быстроходными на лавировке. Трапеция и выдвижное сиденье облегчают откренивание, а меньший вес и более совершенные формы судов создают хорошие условия для глиссирования. Что же касается полных курсов, то здесь «Финн» не проигрывал, а управлять им было легче, чем лучшими новыми конструкциями.
Посмотрим, как проявят себя новички в сильный ветер.