Флаг необходим
Убежден, что, как любому кораблю, малому судну нужен флаг. Причем это должен быть единый флаг для всех мелких судов, будь то личный катер, приписанный к какому-нибудь обществу или клубу, или катер, принадлежащий спортивной организации. Флаг, по-моему, должен выдаваться клубами ДОСААФ после соответствующей проверки судовых документов и обязательного изучения судоводителем Положения о флаге. При нарушении установленных правил надо лишать судно флага без права повторного его получения тем же владельцем.
Б. Варламов (Волгоград)
Каким быть флагу?
Вопрос, поставленный Г. Е. Селицким, заслуживает самого внимательного и, на мой взгляд, срочного рассмотрения. Не следует ограничиваться только публикацией его заметки и ряда откликов, ибо в таком случае выстрел окажется холостым.
Считаю, что надо объявить конкурс на лучший рисунок флага и клубного вымпела и организовать широкое обсуждение проектов, как и самого Положения о флаге, на страницах сборника. Это позволит учесть общественное мнение.
Мне кажется, за основу, лучше взять рисунки уже существовавших флагов: тем самым будет соблюдена преемственность традиций. Однако новый флаг должен быть свободным от влияния ведомственных флагов. Не следует и устанавливать отдельные эмблемы для каждого вида водного спорта.
Е. П. Леонтьев (Москва)
Без эмблем не обойтись
Я пока только «теоретический» любитель плаваний, но, прочитав статью Селицкого, тоже хочу высказаться. Думаю, что на утвержденном варианте единого флага каким-то образом надо отразить и флаг республики. В крайнем случае, можно ввести отдельный республиканский вымпел. На флаге или на вымпеле надо написать полное название клуба или общества — места приписки. Рядом со сменной эмблемой можно ставить букву С (спортивное судно) или Т (туристское).
А. Воложенинов (Нижний Тагил)
Важное дело
Вопрос о важности введения и обязательного ношения на судах общегосударственного спортивного флага давно интересует многих любителей водного спорта и, в частности, всех руководителей и активистов самых различных баз, яхт-клубов и водных станций. Вопрос этот неоднократно поднимался и с жаром обсуждался и обсуждается на многих собраниях яхтсменов, гребцов, туристов-водномоторников в разных концах страны. Но, очевидно (и к сожалению), большинство руководителей водных видов спорта, и в первую очередь — водного туризма, не понимает еще всего значения флага на корабле. Воспитание непременного уважения к флагу и чувства гордости за свой флаг, ознакомление со старыми морскими традициями и обычаями, имеющими огромное значение, в том числе организующее и дисциплинирующее, — дело большое и важное.
Ветераны должны помочь сделать так, чтобы появились флаги на всех судах, и мера эта помогла общему подъему водных видов спорта.
Между прочим, часть этой проблемы давно решена. Веда в том, что подавляющее большинство любителей, особенно катерников, даже не знает, что более двадцати лет назад утвержден образец единого водно-спортивного флага СССР, а также петличный и фуражечный знаки. Так что дело не в выборе рисунка флага, а в проведении целой системы мер по упорядочению правового положения спортивного судна (личного или клубного) под этим флагом. Здесь многое надо сделать и редакции сборника. Полезно обсудить проект Положения о флаге до его утверждения.
Н. И. Адамович (Москва)
Сообщение члена президиумов Федерации парусного спорта СССР и Федерации гребного спорта СССР Н. И. Адамовича оказалось для нас полной неожиданностью. Оказывается, единый флаг давно существует!
Председатель Федерации парусного спорта СССР А. Ф. Промыслов переслал в редакцию соответствующие документы (мы печатаем текст приказа председателя Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта), из которых явствует, что единый флаг утвержден еще в 1946 г. Однако, как оказалось, практически никто о существовании этого флага не знает. Объясняется это тем, что Положение о флаге разработано так и не было. В соответствующих международных органах он не утверждался.
По мнению Федерации парусного спорта рисунок флага (см. 2 стр. обложки), выбранный жюри всесоюзного конкурса из 60 представленных проектов, менять не следует и надо лишь завершить дело, начатое 22 года назад, т. е. разработать Положение и официально зарегистрировать флаг. Кто будет это делать (Союз спортивных обществ и организаций, ЦС по туризму ВЦСПС, ДОСААФ и т. п.) — пока неясно.
Очевидно только одно: снимать вопрос с повестки дня рано.
Флаг давно существует!
ПРИКАЗ
Всесоюзного комитета по депам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР
(извлечение)
20 ноября 1946 г.
№ 673
Об утверждении водно-спортивного флага и водно-спортивной эмблемы СССР
С 1 декабря 1945 г. по 21 мая с. г. был проведен Всесоюзный конкурс на проекты водно-спортивного флага и водно-спортивной эмблемы СССР.
Жюри конкурса рассмотрело 60 проектов, составленных физкультурниками СССР.
Приказываю:
1. Образцы водно-спортивного флага и водно-спортивной эмблемы СССР, представленные жюри конкурса, утвердить.
2. Ввести для повседневного ношения на водноспортивных сооружениях и спортивных судах СССР водно-спортивный флаг утвержденного образца.
3. Разрешить спортсменам, занимающимся водными видами спорта, ношение на спортивной форме водноспортивной эмблемы утвержденного образца.
П. п. Председатель Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР — Я. Романов
Описание водно-спортивного фпага
Утверждено приказом № 673. Автор — заслуженный мастер спорта А. Н. Немухин.
Полотнище флага является четырехугольным прямоугольником с соотношением сторон 2:3. Диагональ, проведенная из левого нижнего угла четырехугольника в правый верхний угол, делит его на два треугольника, из которых верхний окрашен в белый цвет, а нижний в синий.
На фоне белого треугольника располагается синоним серпа и молота красного цвета с центром, отстоящим от левой боковой и верхней сторон четырехугольника на расстоянии, равном ⅓ длины боковой стороны. Радиус синонима равен ⅕ длины боковой стороны четырехугольника.
На фоне синего треугольника располагается белый синоним якоря с размерами, равными (в долях длины боковой стороны четырехугольника):
а) высота якоря — ⅗
б) ширина в месте расположения лап — ⅓
в) длина штока — ⅕
г) диаметр кольца — 1/15
Пятка и правая лапа якоря соответственно отстоят от нижней и правой сторон четырехугольника на ⅕ длины боковой стороны последнего.
О флаге, этике и эстетике
Введение единого водно-спортивного флага тесно связано с общим повышением культуры на наших спортивных и туристских судах, водных базах и в яхт-клубах. По этим вопросам высказываются члены редколлегии сборника Ю. А. Пантелеев и А. Ф. Промыслов.
Очень интересная и нужная статья Г. Е. Селицкого наводит на целый ряд мыслей. Спортивный флот на морях и особенно на реках быстро растет. Наши яхты совершают дальние плавания с заходами в порты дружественных государств. Недалеко и то время, когда мы выйдем в океан. Так под каким же флагом должны плавать советские спортивные суда?
Автор безусловно прав, говоря о важности специального спортивного флага, о его колоссальном воспитательном значении. Ведь еще в пионерских отрядах мы приучаем ребят к должному отношению к своему знамени, оказанию ему установленных почестей. А на наших же яхтах и катерах, куда приходит молодежь, нет знамени корабля — флага.
Представляется целесообразным сделать несколько замечаний по статье. В далеком прошлом, действие тельно, для всех яхт-клубов России был утвержден единый флаг. Однако не надо забывать, что каждый яхт-клуб имел на этом едином флаге не только герб своего города, но и начальные буквы, обозначающие название клуба. Такое обозначение принадлежности яхты данному клубу имеет, на наш взгляд, принципиальное значение. Допустим, стоят рядом две яхты. Принадлежность их спортивному флоту нашей Родины указана четко: на их флагштоках спортивный флаг СССР. Одна — безукоризненно прибрана, на ней все блестит, радует глаз, а на палубе другой — полный беспорядок. Чьи же это суда? Вы смотрите на те же флаги повнимательнее и выясняете: блестящая яхта принадлежит, например, Центральному яхт-клубу, ибо на флаге четко видны три буквы: «Ц. Я. К.».
Дух здорового соревнования, являющийся основой всех видов спорта, должен составлять основу повседневного спортивного воспитания команд. Команды должны стремиться к тому, чтобы их яхта (катер) была чище, красивее других, чтобы маневр отхода или подхода к месту стоянки вызывал восторг у всех смотрящих. Надо воспитывать чувство гордости за свое судно и за клуб, обозначение которого оно несет на флаге. Можно, конечно, и установить для каждого клуба свой вымпел.
Следует обсудить еще одно немаловажное обстоятельство. Каждая советская республика имеет флаг, под которым и плавают принадлежащие этой республике суда. Почему же спортивные суда должны быть исключением? Очевидно, на едином флаге должна быть эмблема республики.
Как бы то ни было, если говорить о яхтах, на сегодня мы имеем лишь утвержденный в 1956 г. Главнокомандующим ВМФ флаг военно-морских яхт-клубов. Отметим, что в его изображении, приведенном в статье Г. Е. Селицкого, допущена досадная опечатка: на веретене якоря не показана красная звездочка. Кстати, это показывает, что и спортивный флаг ВМФ далеко не всем известен.
Что же можно сказать о едином флаге образца 1946 г., когда не только сам этот флаг, но даже описания его в Ленинграде вообще разыскать не удалось? Рисунок флага, на наш взгляд, неудачен, поэтому сборник «Катера и яхты» должен проявить инициативу в организации нового конкурса. Отобранный жюри и одобренный общественностью вариант флага должен быть представлен для утверждения. Вопрос это сложный, требующий времени, но пора его решать.
Несколько слов об эстетите и этике.
Мы уже привыкли к выражениям типа «белокрылые яхты», «белоснежные катера». А в жизни? Да, весною мы наводим блеск, но поддерживается ли он в течение всей кампании? На яхтах капитаны разрешают брать паруса на берег, делать из них на грязной земле коллективные «лежанки» и ходить при этом по парусам в чем попало. А часто ли вы видели чтобы паруса стирались?
Команды полагают, что, собираясь в поход, надо надевать все самое старое — чего не жаль (можно погрязнее, лишь бы было тепло). И вот на борту белоснежного судна появляются небритые юноши в линялых спортивных костюмах, засаленных ватниках, грязных сапожищах. Иногда не лучше выглядят и капитаны. При такой «внешности» команды нечего ждать порядка на судне. Говорят, что все это не влияет на успех плавания. С этим нельзя согласиться!
Мы много говорим и пишем об эстетике промышленной, эстетике быта. Тем более пора заняться эстетикой в морских видах спорта. Речь, конечно, идет не только о чистоте и порядке на борту, но и о внешнем виде судов — нарядной их архитектуре, ярких красках, изящных дельных вещах и т. д. и т. п. Наконец, морякам-спортсменам нужна и своя форма — простая, удобная, красивая и недорогая.
Теперь об этике. Гостеприимство — традиция моряков. А как у нас, яхтсменов и катерников?
Как-то сильный шквал с дождем застал меня на швертботе и надо было где-нибудь укрыться, чтобы взять рифы. Под стакселем подлетели к яхт-клубу ЛКИ. На берегу и на бонах — никого. Но не успели мы взять рифы, как раздался грозный голос какого-то начальника, появившегося неведомо откуда: «Эй, на швертботе! Кто разрешил швартоваться? Немедленно уходите!» Рифы все же мы взяли и перешли к бонам яхт-клуба «Молния». Здесь на нашу просьбу разрешить подойти, чтобы высадить гостя, ответили так: «Вообще-то мы не любим, когда пристают чужие, ну, уж, если на одну минуту, так и быть...».
Конечно, задерживаться у бона не захотелось. Настроение было подпорчено. Не стал я тогда рассказывать своей молодежи о том, как в прошлом встречали «чужие» суда. Прежде всего дежурный боцман принимал концы, а кто-нибудь из чинов яхт-клуба приветствовал с приходом и спрашивал, не нужна ли какая-либо помощь. Нам кажется, что именно такое отношение к гостям должно быть нормой советского спорта. Между прочим, например, в Стрельнинском яхт-клубе всегда очень радушно встречают гостей.
Два знакомых спортсмена, встречаясь на берегу, мне думается, обязательно приветствуют друг друга. А вот если в море встречаются две яхты (безразлично — разных клубов , или одного и того же), расходятся они обычно молча. В лучшем случае помашут платочком или свистнут «в два пальца». А ведь было время, когда при встрече яхты непременно приветствовали одна другую, салютуя флагами. Больше того, самая маленькая яхточка, встретив где-нибудь у Готланда огромный линейный корабль, салютовала ему и всегда получала ответ военным Андреевским флагом. Нас, молодежь, это приводило в восторг. И при любой встрече в море, зная, что на салют ответят, мы, конечно, первым делом посматривали, все ли чисто за бортом, как прибрана палуба, какой мы сами имеем вид.
Поднятые вопросы тесно связаны. Все они касаются очень тонкой и сложной области воспитания высоких моральных качеств нашей замечательной молодежи. Об этом стоит подумать всем нам и особенно руководящим спортивным органам, которые постоянно должны помнить, что настоящий спорт это не только выращивание чемпионов, но и воспитание настоящих патриотов своей Родины.
Форма — это не мелочь
Продолжая тему, поднятую мастером спорта адмиралом Ю. А. Пантелеевым, хочу добавить: пора ставить вопрос о создании и выпуске единой спортивной формы.
Что касается яхтсменов, то ни на каких наших соревнованиях или праздниках специальной парадной формы мы не имеем. По части внешнего вида парусники остаются, пожалуй, самой «неорганизованной» группой спортсменов. Говорить же о рабочей одежде яхтсменов и катерников вообще не приходится.
То, что показано на вклейке 13 выпуска сборника, — это только начало серьезного разговора.
А. Ф. Промыслов (Москва)