- Орешек
- 67-й километр Новоладожского канала
- Яхт-клуб в Новгороде
- Старая Ладога
О встрече с художником рассказывает наш корреспондент.
Мастерская художника невелика. Как и полагается, большую часть ее занимают картины: ими завешаны стены, они стоят тесной пачкой на полу. Хозяин просит садиться, но разговаривать мы начинаем все-таки стоя — так удобнее смотреть по сторонам. А смотреть здесь интересно. Полотна, развешанные без- принятого на выставках степенного порядка, пробуждают любопытство больше, чем в обычном музейном зале. Центральное место на стене против окон занимает пейзаж, изображающий остров Орешек.
— В действительности Орешек выглядит, конечно, не совсем так, — говорит художник. — Но глядя на него, я думал о том, сколько человеческих трагедий разыгралось когда-то за этими черными стенами, сколько погибло здесь безвестных людских душ. Если мне удалось передать эти мысли на полотне, то цель работы можно считать достигнутой.
Другие пейзажи. Волна, растекающаяся между полированными гранитными скалами — Баренцово море. Старый дощатый причал, а около него дремлют на белесой воде рыбачьи лодки — это Ладога.
Природа северного края — главная тема работ Льва Константиновича Богомольца. Не удивительно, что большая часть из них так или иначе связана с водой — без нее трудно представить себе этот край тысячи рек и озер. Становится понятно, почему художник стал владельцем маленького катера, с которым он теперь не расстается ни на один летний месяц.
— Произошло это в 1960 году, — рассказывает Лев Константинович. — Как-то в яхт-клубе на Петровском — я нередко заходил туда побродить по пирсу, посмотреть на яхты — мне предложили купить небольшой корабельный катерок, из списанных. До этого я никогда не думал о возможности иметь собственное судно, но идея мне понравилась. Я представил, как, захватив этюдник, отправляюсь в милые моему сердцу места, не связанный ни транспортом, ни заботами о ночлеге...
Катер я купил. Он оказался в хорошем состоянии. Обшивка из канадской сосны выглядела, как новая. Пришлось только заменить часть набора и переделать каюту — маленькая носовая рубка на катере не была приспособлена для планируемых мной путешествий. Ушло на все это без малого три месяца. Правда, я еще заменил двигатель — поставил новый мотор от «Победы» с угловым редуктором.
К середине навигации «Арс» был готов к выходу в первое плавание. В то лето мы побывали на Ладоге, зашли на Волхов. Все три члена экипажа (жена, сын и я) чувствовали себя на катере, как дома. Нам ни разу не пришла в голову мысль ночевать на суше. На берегу только готовился обед — занимать в рубке место под камбуз не хотелось, да и возиться с плитой около бензобака тоже не стоило.
«Арс» легко развивал скорость до 20 километров в час, но нас вполне устраивали 15, а это был крейсерский ход, который наше судно имело в любых условиях. За время путешествия мы неплохо поработали и, конечно, отдохнули. Должен сказать, что благотворное воздействие от пребывания на катере я ощутил еще до выхода в плавание. Провозившись три месяца с ремонтом, я обнаружил, что боли под сердцем, которые меня время от времени беспокоили, исчезли без следа.
Я и сейчас каждую весну с удовольствием беру в руки инструмент, а он у меня неплохой.
Не менее обстоятельно, чем картины, художник демонстрирует великолепный набор сверл, пилы для дерева и фанеры, дрели. В идеальном порядке они хранятся в стенном шкафу, о существовании которого за двумя небольшими репродукциями трудно догадаться. Новым взглядом окинув помещение, замечаю между картин подвесной мотор «Москва-М» последней модели.
— Это побочное занятие, — поясняет художник. — Хочу найти небольшую лодочку для ближних выходов. На «Арсе» мы прошли подо всеми ленинградскими мостами, но все-таки для таких рейсов он великоват.
Решительно, Лев Константинович не мыслит своей жизни вдали от воды: древние водные пути нашего Северного края связаны у него теперь не только с творческими замыслами, но и с планами летних плаваний.
Расставаясь с художником, я выразил искреннюю надежду, что мы еще не раз встретимся с ним и на катерных стоянках, и на страница нашего сборника.