Надо сразу же отметить отрадные сдвиги — в некоторых городах и областях положение явно изменилось. Не дождавшись четких указаний «сверху», на местах уже перешли от разговоров к делу. Мы перепечатываем (в качестве примеров решения вопроса) положения о флаге, принятые в Ярославле и Ленинграде, и надеемся, что эти документы окажутся полезными и в других центрах водного спорта.
После того как стало известно о существовании единого водно-спортивного флага, нам не давала покоя мысль, что нужное дело двадцать с лишним лет находится под спудом. Я и мои товарищи по Ярославской федерации парусного спорта считали рисунок этого флага вполне удачным и выразительным, а поскольку он давно утвержден, решили действовать, т. е., не ожидая указаний на этот счет свыше, сделать все возможное, чтобы флаг не оставался на картинке, а развевался на наших ярославских судах.
Была разработана инструкция. По существу это — положение о водно-спортивном флаге. Комитет по физкультуре и спорту при облисполкоме ее согласовал с начальником самого крупного в области Рыбинского гидроузла, утвердил и разослал во все крупные спортивные организации области, культивирующие водные виды спорта, с указанием о неукоснительном соблюдении.
Труднее всего оказалось изготовить сами флаги, ибо ни одно предприятие не согласилось принять заказ. По нашему мнению, Комитету по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР следует обязать какое-то из своих предприятий изготовлять как водно-спортивные флаги, так и флаги международного свода сигналов, необходимые при проведении парусных соревнований.
Сначала предполагалось разрешить несение флага всем судам, в том числе и чисто гоночным, вплоть до «Финнов». Таким образом была бы обеспечена массовость мероприятия. Но от этого в конце концов отказались. Ведь на малых спортивных судах, которые используются лишь на близлежащей акватории, флаг не нужен, а в гонках он будет только мешать. Решили ограничиться сравнительно узким кругом судов. которые ходят в дальние плавания.
Раздел VI нашей инструкции оказался, пожалуй, самым трудным для составителей. В нем мы попытались сформулировать условия, которым должно отвечать судно, претендующее на право несения флага и выхода в Рыбинское водохранилище. Четких рекомендаций в литературе мы не нашли и определили требования к мореходности, руководствуясь своим опытом, а также проделав некоторые расчеты. Здесь пришлось вводить понятие «номинальный экипаж», с которым судно проверяется на остойчивость.
На каждое судно или береговое водно-спортивное сооружение, получившее флаг, выдается один экземпляр инструкции, свидетельство на право несения флага, а также вкладыш, который восстанавливается ежегодно при условии, что экипаж судна не имел нарушений в течение навигации.
Хочу еще, обращаясь к общественности других областей, добавить, что рисунок флага надо оставить единым — в таком виде, как он изображен в сборнике №15. И не стоит портить его названиями клубов, спортобществ, мест приписки и другими надписями. Во-первых, для этой цели можно использовать вымпелы, а во-вторых, по моему мнению, уважительное отношение к флагу любых встреченных судов и морское гостеприимство не должны зависеть от принадлежности или порта приписки судна, а должны быть одинаковыми.
Мы надеемся, что наше «начинание» поддержат в других областях и республиках, и все крейсерские суда будут плавать под единым водно-спортивным флагом. Плавать с уверенностью, что им обеспечены приют и помощь на всем протяжении пути, а не только в своей области, что при шлюзовании они будут избавлены от ненужных задержек и неприятностей.
Разумеется, должны быть едиными не только рисунок флага, но и документация, в частности — положение о флаге. В качестве основы для обсуждения приводим инструкцию о несении флага, действующую у нас.
И. Ф. Чирков — председатель Яросл. обл. Федерации парусного спорта.
Инструкция о несении флага на водно-спортивных сооружениях и спортивных судах по Ярославской области
(Извлечения)
I. Право несения флага предоставляется водным станциям и яхт-клубам спортивных организаций ДСО, а также яхтам и катерам спортивного назначения (предназначенным для гонок или дальних спортивных плаваний), достаточно мореходным для плавания по водоемам типа Рыбинского водохранилища. Суда должны принадлежать спортивной организации (или члену спортивной организации), регулярно проводящей спортивные мероприятия согласно плану, утвержденному Комитетом по физкультуре и спорту при облисполкоме.
II. На водно-спортивных сооружениях флаг поднимается на главном флагштоке и несется круглосуточно с начала до конца навигации. Суда несут флаг размером 525X350 мм на кормовом флагштоке (длиной 0,7—1,5 м) с восхода до захода солнца; на стоянке в своей базе флаг не поднимается.
III. Судно, несущее флаг, имеет право беспрепятственного прохождения шлюзов Рыбинского и Угличского гидроузлов с соблюдением правил шлюзования. Все спортивные организации должны предоставлять несущему флаг судну, находящемуся в длительном плавании, удобные стоянки на акватории своих клубов и водных станций.
IV. Если судно, несущее флаг, попало в аварийное положение и обратилось за помощью в спортивную организацию, ее члены должны оказать необходимую помощь.
VI. Право нести флаг присваивает президиум обл. федерации парусного спорта по ходатайству местных спортивных организаций, которые представляют в комитет по физкультуре и спорту при облисполкоме следующие сведения:
- 1) тип судна, его назначение и номер; название организации или фамилию и общественную деятельность владельца судна; фамилию и спортивную квалификацию командира;
- 2) данные об участии судна в спортивных мероприятиях;
- 3) развернутую техническую характеристику судна;
- 4) заключение технической комиссии;
- 5) 4 фотографии 9X12 см (вид с носа, с кормы, сбоку и сверху); на обороте написать название и номер судна.
Заявление и фото должны быть заверены руководителем ходатайствующей организации.
Для составления характеристики и определения мореходности судна на местах назначается техническая комиссия в составе трех человек из яхтенных рулевых не ниже I класса.
VII. Свидетельство действительно только при наличии вкладыша (листок картона), на котором написаны номер свидетельства и дата выдачи, стоит подпись председателя и печать спорторганизации, к которой относится судно. Вкладыш обновляется каждую навигацию и при утере не восстанавливается.
VIII. Спортсмены обязаны помнить, что водно-спортивный флаг повсеместно пользуется уважением. Судно, несущее флаг, должно быть образцом чистоты и порядка, а экипаж — служить примером дисциплины и спортивного мастерства! Передача флага на другое судно запрещается. Если судно несет флаг, не имея на это права, флаг должен быть отобран руководителями любой спортивной организации, обнаружившими нарушение.
При утере флага новый может быть выдан только через год.
При нарушении командиром судна или членом экипажа правил плавания, управлении судном в нетрезвом виде или в случае любых других нарушений, несовместимых со званием спортсмена, виновные должны быть немедленно списаны с судна. При невозможности это сделать судно лишается права нести флаг сроком на 1 год (при повторном нарушении — на 2 года и т. д.). Вопрос о санкциях решают руководители спортивной организации, к которой относится судно, по представлению обл. федерации парусного спорта, речной милиции, судоходной инспекции или других организаций, зафиксировавших нарушение.
За грубые нарушения (хулиганство и пр.) флаг может быть отобран на месте руководителем любой спортивной организации с сообщением об этом в организацию, к которой относится судно. При отказе командира судна, нарушившего правила, сдать флаг и свидетельство, он лишается права получить вкладыш, без которого свидетельство недействительно в течение трех лет.
IX. Все сооружения и суда, получившие право на несение флага, регистрируются в комитете по физкультуре и спорту при облисполкоме, в регистрационной книге, в которой отмечаются и все случаи нарушений с указанием даты и мер воздействия.
Флаг Ленинградского клуба туристов - водномоторников
Когда-то у нас в городе существовали раздробленные туристские водно-моторные секции при яхт-клубах. Однако интересы яхтсменов и водномоторников большей частью не совпадали, поэтому со временем под различными предлогами эти секции были «изгнаны», а их члены пополнили массу «неорганизованных» туристов. А таких числилось в городе несколько тысяч человек и, в отличие от автомобилистов, охотников, байдарочников и т. д., долгие годы не было у них своего объединяющего центра, если не считать существовавшей при областном совете по туризму секции, в которую входили экипажи всего... 31 судна. С 1961 г. эту секцию возглавлял горячо влюбленный в свое дело инженер Ю. М. Стадницкий.
Уже на учредительном заседании секции были приняты решения о разработке ее устава и введении флага. Правление считало, что существование флага поможет делу воспитания и объединения разрозненных и разбросанных по разным стоянкам групп в единый коллектив, В 1964 г. был организован конкурс на лучший рисунок флага, и эскиз художника А. Б. Батурина приняли на вооружение: изготовили трафарет, с помощью которого члены секции самостоятельно делали флаг. Флаг, надо сказать, не был оформлен юридически, никакого положения о флаге выработано не было. Именно поэтому его ношение никого ни к чему не обязывало и через три-четыре года о нем забыли.
Понемногу наша секция росла и к 1968 г. уже объединяла около 500 экипажей. Появилась обширная база на Крестовском острове с линиями бонов, служебным помещением, устройством для подъема судов; были построены кладовые, для чего пришлось использовать десятки стандартных металлических автогаражей. Назрел вопрос о превращении секции в клуб. На общем собрании было выбрано новое правление во главе с Б. И. Ивановым, которое завершило отработку окончательного варианта устава будущего клуба, рисунка флага, а затем и положения о нем.
А в марте 1970 г. на заседании Президиума .ПОСТ было принято решение об официальном признании ЛКВМТ, утвержден его устав и флаг.
Число судов, на корме которых развивается белое полотнище, украшенное голубой полосой с изображением красного якоря, перевалило за 600.
Не затихает работа и зимой. Проводятся занятия по специальности. Разрабатываются чертежи новых судов, выполняются ремонт и переоборудование старых, идет подготовка к сезону. Прошел и целый ряд дискуссий, на одной из которых обсуждалось вводимое положение о флаге.
Как сделать несение флага действительно мерой воспитания членов клуба? Выявились два подхода к вопросу о праве на получение флага. Одни считали, что такое право член клуба должен заслужить активной работой, чтобы это стимулировало отстающих. Большинство, однако, пришло к выводу, что флаг следует выдавать каждому, кто, вступая в члены клуба, заявляет о признании его устава и положения о флаге. Ясно, что при этом потеря права на ношение флага равносильна исключению из ЛКВМТ.
В порядке обмена опытом привожу действующее положение о флаге.
В. И. Агафонов
Положение о флаге ЛКВТМ
Описание флага. Флаг имеет форму прямоугольника с соотношением сторон 3:2. Полотнище белое; посредине горизонтальная голубая полоса, ширина которой равна 1/5 ширины флага. В центре полотнища в разрыве голубой полосы изображение якоря красного цвета, высота которого равна 3/5 ширины флага. В переднем верхнем углу у шкаторины горизонтально расположены буквы «ЛКВМТ» голубого цвета; высота их равна 1/7 ширины флага.
Флаг клуба является его знаменем и кормовым флагом судов, приписанных к клубу, указывающим на принадлежность данного судна и его командира к ЛКВМТ. Плавая под флагом ЛКВМТ, туристы пользуются всеми правами и привилегиями, которые дает членство в ЛКВМТ.
Флаг клуба обязывает:
- 1. Нести его с достоинством, охраняя честь ЛКВМТ.
- 2. Воспитывать в себе высокие качества советского гражданина. Всемерно защищать честь флага своим образцовым поведением.
- 3. Строго соблюдать правила плавания и стоянки в гавани.
- 4. Оказывать помощь на воде всем терпящим бедствие.
- 5. Активно участвовать в поддержании порядка на воде, содействуя в этом органам речной милиции, судоходной инспекции и спасательной службе.
- 6. Соблюдать традиционные правила морской вежливости.
- 7. Совершенствовать свою судоводительскую квалификацию. Не допускать лихачества.
- 8. Обеспечивать опрятный вид судна.
- 9. В походах принимать все меры к охране природы, пресекать браконьерство, строго соблюдать правила бивачных стоянок.
Правила несения флага:
- 1. Каждый член клуба в походе (с восхода солнца до захода) обязан нести на своем судне флаг клуба. На стоянке в гавани клуба флаг можно не поднимать. После захода солнца флаг поднимается только на время выхода и входа в гавань клуба.
- 2. Флаг несется на кормовом флагштоке; парусные суда могут нести его на гафеле. Суда самых малых размеров (менее 4 м длины) вместо кормового флага должны иметь его изображение на транце или носовой запалубленной части.
- 3. На береговой мачте клуба в период навигации производится ежедневный подъем флага в 8 часов и спуск его с заходом солнца.
В первый день открытия навигации и в день ее закрытия производятся торжественные подъем и спуск флага, на которых обязаны присутствовать все члены клуба.
При нарушении правил, предусмотренных настоящим положением, член клуба может быть лишен права несения флага, что влечет за собой исключение его из клуба. В случае временного лишения флага на указанный в решении период член клуба лишается права плавания на своем судне.
Утверждено президиумом Ленинградского областного совета по туризму и экскурсиям
Из писем читателей
Удивительно, как это никто «вдруг» не вспомнил о том, что в 1936 г. Наркоматом речного флота был утвержден водно-туристский вымпел. Вскоре же были выпущены значки с изображением этого вымпела: на синем фоне белые лучи и компас.
С 1937 г. я под этим вымпелом прошел на байдарке тысячи километров. В последние годы я по мере своих сил пытался пропагандировать водно-туристский вымпел в Московском клубе туристов, четыре раза публиковал описание его в печати, но ничего пока не добился. Москвичи плавают в большинстве случаев без флага.
А. С. Потресов (Москва)
Если единый флаг существует, остается сделать так, чтобы все его уважали. По-моему, это не так уж трудно. Надо только начать. Например, не оформлять разрядов по дальним спортивным плаваниям (ни под парусом, ни под мотором), совершенным без флага. Не шлюзовать такие суда.
В. К. (Москва)
Несколько слов о флаге на малых катерах. Скорости большие, а обзор и так плохой, поэтому развивающийся флаг мешает управлению судном, что опасно в сложных условиях плавания. В ряде случаев, например при буксировке воднолыжника или змея, вообще лучше не иметь никаких лишних выступающих деталей. Вот почему на таких судах флаг предлагаем заменить эмблемой, единой для каждой республики или области. Эмблема с размером по высоте около 300 мм, выштампованная из тонкого дюраля, крепится на борту катера. В нее вписываются бортовой номер и условное название клуба или города.
С. Карапетян, В. Колечицкий (Латв. ССР)
Беда не в том, что нет единого водно-спортивного флага, а в том, что не используется сила традиций в вопросах воспитания настоящих яхтсменов, катерников, туристов. Во многих клубах давно забыт торжественный церемониал подъема флага, отсутствуют морские порядки. Нередко суда носят флаги не в положенных местах, а то и вовсе идут без флага.
Ясно, что недостаточно утвердить флаг, эмблемы или вымпелы клубов — нужны действенные и единообразные меры по упорядочению самого порядка их выдачи и ношения, по привитию обычаев и традиций, связанных с флагом.
Мы — яхтсмены завода Ростсельмаш не только плаваем, но и на все первомайские и октябрьские парады выходим со своим флагом. Рисунок такой же, как на 2-й странице обложки № 15 «Катеров и яхт», только вместо серпа и молота на белом поле красная звезда. Такой же флаг вот уже в течение двадцати лет печатается на дипломе, которым награждаются победители традиционных Азовских регат на приз областной газеты «Молот».
Может быть, наш флаг подойдет всем любителям водного спорта и туризма?
С. Т. Коростылев (Ростов-на-Дону)
Кроме клубов есть еще масса любителей, чьи суда нигде не приписаны. Мне кажется, однако, что право носить водно-спортивный флаг или заменяющую его эмблему должно принадлежать им в такой же мере, как и судам больших спортивных объединений. Ведь немало у нас городов, поселков и деревень, где количество любителей исчисляется единицами, а водных клубов и станций поблизости нет.
Надо, чтобы общереспубликанское положение о флаге каким-то пунктом предусматривало подобную ситуацию. Иначе огромный флот судоводителей-одиночек, чью морскую культуру надо поднимать в первую очередь, останется «за бортом».
Надо срочно решить, кто именно и как будет проводить это важное дело по республике в целом, чтобы избежать несуразиц «ведомственного» происхождения. Очевидно, это мероприятие надо как-то совместить с проверкой состояния судов, наличия удостоверений на право вождения судна и т. п.
А. Д. Жуковский (Гродно, БССР)