Как-то в редакции раздался телефонный звонок: члены ленинградского водно-моторного кооператива «Балтиец» приглашали на свою маршрутную гонку, посвященную 60-летию образования СССР. Соревнование прошло очень интересно, с высоким накалом страстей. Захотелось поближе познакомиться с его организаторами и победителями — членами ВМК, который мельком не раз упоминался в «Катерах и яхтах» (№ 65 и № 66).
"Дикая" лодочная стоянка здесь, на старом, появившемся еще в петровские времена канале, существовала давно. Однако нынешний кооператив "Балтиец" ведет свою историю с весны 1975 г., когда водномоторники — жители бурно растущих юго-западных районов города собрались, чтобы навести порядок и создать благоустроенную стоянку на кооперативных началах. Выбрали правление, приняли устав и утвердили флаг (белое полотнище с розой ветров, в центре которой силуэт адмиралтейского кораблика — символа Ленинграда). Началась новая жизнь Матисова канала.
Шли годы. Рядом со старым каналом был прорыт второй. Это позволило увеличить число стояночных мест до 600—700. На берегах выросли ряды металлических гаражей. Появились удобные подъездные пути, был проложен водопровод, проведено электричество. Каждый твердо знает место на воде и на берегу. Много пришлось поработать всем и особенно — членам правления, руководимого И. Д. Кривоносовым.
Иван Денисович все время рассказывает о заботах коллектива, а мы просим сказать хотя бы несколько слов о себе. Он — ветеран Великой Отечественной войны, после нее тридцать лет прослужил в пожарной охране, свою деятельность в кооперативе начинал с вахтенного, затем несколько лет был боцманом. За годы службы привыкнув к строгому порядку, он на новой работе стремится поддерживать его во всем. И. Д. Кривоносов всей душой болеет за "Балтиец". Сейчас главный вопрос: каким быть кооперативу в дальнейшем?
Уже разработан проект новой кооперативной стоянки на будущем Западном канале. Канал будет строиться за счет города, стоянка оборудоваться — за счет членов кооператива. "Балтийцы" очень надеются на то, что это произойдет в ближайшие годы! А сегодняшняя забота — дооборудование кают-компании, достройка слесарной мастерской. Планируется создание спортплощадки — для нее уже завезли песок.
672 человека насчитывает в своих рядах "Балтиец". Среди них можно встретить представителей всех возможных профессий. Самому старшему члену кооператива Р. В. Редцу — 70 лет, а самому младшему Саше Маркову — всего 16. Среди капитанов "Балтийца" есть и две женщины: Клавдия Ивановна Жирова и Валентина Федоровна Королева.
Клубную работу проводят четыре секции. Секцию водного туризма возглавляет военный моряк Александр Васильевич Барышев. Он всегда строг, подтянут, по-военному лаконичны его ответы на любые вопросы. 37 членов секции регулярно совершают действительно дальние плавания. 15 из них прошли более 1000 км в эскадренном плавании по Онежскому озеру и Белому морю. Инженер Михаил Александрович Морозов — заместитель председателя правления — ходил до Астрахани. Два экипажа под командованием механика-радиоэлектронщика, ветерана Великой Отечественной войны Павла Николаевича Полякова недавно завершили интереснейшее 700-километровое плавание вокруг Ладожского озера. Вот что писали в своем отчете путешественники: "Многие тысячи туристов в'осторгались замечательной сокровищницей северной природы — о. Валаам. Но мало кому довелось побывать на таком острове, как Святой, где находятся пещера и могила Никона. Живописное место: береговые скалы до 70 м высотой, террасы вокруг острова. Красоты архипелага вызывают восхищение".
С первых лет существования туристской секции всем выходящим в море выдаются маршрутные листы. Это существенно облегчает участь водномоторников в дальнем плавании. Так, Андрей Всеволодович Игнатович в своем отчете отметил: "Хочу подчеркнуть роль маршрутного листа во время похода. Предъявлять его пришлось руководству заповедника при заходе в Монастырскую бухту. Второй раз он помог нам, когда при невозможности пройти по штормящему заливу пришлось идти через порт, и нас остановила контрольная служба порта. Все вопросы сразу были урегулированы благодаря маршрутному листу".
Небольшое по протяженности маршрута, но очень интересное путешествие в район устья Волхова совершило судно под командованием А. В. Барышева. Участники путешествия сделали своего рода географическое открытие. Вот фрагмент из очерка, написанного командиром похода: "Пролив, существование которого на действующих навигационных картах и в лоции не вызывает никаких сомнений (речь идет о Зеленецком пр.), на самом деле зарос настолько, что больше не существует. Причем зарос давно и, как говорят старожилы, им это прекрасно известно".
Анатолий Георгиевич Грудинин — сварщик "Пролетарского завода" — возглавляет навигационно-техническую инспекцию. Суда покидают стоянку только в исправном состоянии, укомплектованные спасательными средствами; всегда есть гарантия, что они не перегружены. Видимо, хорошей работой инспекции объясняется то, что за последние годы здесь не было ни одного несчастного случая.
Игорь Всеволодович Гаевский возглавляет административную комиссию, цель которой — помогать решению спорных вопросов между членами кооператива, делать внушения и выносить взыскания нарушителям устава. Как мне объясняют, дел у этой комиссии все меньше.
Виктор Алексеевич Селиванов — руководит секцией по благоустройству и противопожарной безопасности. В "Балтийце" все понимают: порядок на берегу так же важен, как и контроль при выходе в море. Если, скажем, не заботиться об укреплении, берегов, обмелеет канал. Словом, здесь работы много всегда!
Николай Михайлович Зайцев — боцман. Любит поэзию, в честь любимого поэта назвал свой парусно-моторный вельбот "Сергей Есенин". Сам он тоже пишет стихи, их не раз печатали ленинградские газеты. Николай Михайлович — электромеханик "Лен-лифтмонтажа" — только что ездил в творческую командировку от секции молодых литераторов Союза писателей. Недавно у него родилась дочь, новорожденную назвали Ассолью, и в первый раз она вышла в море, когда ей было только два месяца... Конечно, сложно быть хорошим мастером на работе, хорошим боцманом да еще и хорошим поэтом, но он успешно справляется со всеми своими хлопотными обязанностями.
Многие члены кооператива сами строят лодки, реконструируют старые. Для этого есть нужное оборудование, включая сварочные аппараты и газорезательную аппаратуру. Вот Леонид Сергеевич Норкин — в прошлом моряк, а нынче главный инженер гостиницы, из яхты класса "Дракон" делает комфортабельную крейсерскую яхту.
Не забывают "балтийцы" и о теории. Каждый год весной в начале марта начинаются занятия для всех желающих получить права судоводителей-любителей. А весной и осенью проводятся праздники в честь открытия и закрытия сезона. Их неотъемлемая часть — гонки на дистанциях 5 и 10 км во всех классах туристских мотолодок. Соревнования проходят в районе Шлюпочного прохода Морского канала, а в случае плохой погоды — вокруг острова Золотой (по 8 и 16 кругов). Участвуют до 40 экипажей.
В 1982 г. впервые провели маршрутную гонку, с упоминания о которой началась эта корреспонденция. Необходимо было дойти до фортов и вернуться назад. Всем участникам она пришлась по душе.
Весной флаг в честь открытия навигации поднимал лучший капитан предыдущего сезона Эдуард Августович Шпее, а в начале октября опускал флаг — победитель маршрутной гонки Вячеслав Иванович Конин (во всех водномоторных соревнованиях "Балтийца" он выступает вместе с женой; выиграл гонку на лодке "Темп-2" под двумя "Нептунами-23").
На осеннем празднике подводятся итоги навигации, активисты награждаются ценными подарками и грамотами ВМК. А главное — члены кооператива начинают строить планы будущих походов, намечают то, что будут сообща делать завтра.