Редакциям редко удается напрямую беседовать с читателями. Такое право предоставляется обычно только при наличии круглых дат, имеющих отношение к изданию.
Готовя этот номер журнала, редакция установила, что такой случай как раз настал. С начала выпуска «Катеров и яхт» прошло 20 лет. Плюс к тому, вышло в свет за эти годы «круглое» число номеров — ровно сто!
Самое большое наше желание — приобщить всех читателей к разработке планов очередных номеров, проектов на более отделенное будущее. С этой целью сегодня на общее обсуждение выносится краткое содержание разделов, которым в дальнейшем будет уделяться преимущественное внимание.
Раздел «Техника судостроения», в котором обычно помещаются не только проблемные статьи, но и материалы о выпускаемых промышленностью или подготовленных к производству лодках и моторах, будет больше внимания отводить качественной оценке новых моделей с учетом экономичности эксплуатации, природоохранных ограничений. Уже в ближайшем номере журнала запланировано, например, поместить информацию о намечаемых изменениях в типаже выпускаемых промышленностью прогулочных судов. Надо сказать, что читатели доказали свое понимание проблемы, оценив модели, предложенные на нынешнюю пятилетку ЦКБ «Нептун» (см. сборник №86). Пять проектов, отобранных на основании их ответов из восемнадцати, в основном предусматривают установку маломощных моторов.
Переориентация на новые модели проходит не безболезненно. Магазины затоварены «Днепрами», «Прогрессами», «Вихрями». Всем нужны маломощные «Прибой», «СМ», а их в продаже нет, они были сняты с производства в период массового увлечение большими скоростями. В том, что новая конъюнктуре столь медленно воспринимается промышленностью, виновато слишком большое внимание, которое уделялось решению чисто технических задач в ущерб более широким взглядам на проблемы водно-моторного туризме и спорте в целом.
Применить все достижения современной гидродинамики для проектирования корпусов мотолодок оказалось проще, чем признать тот неоспоримый факт, что дорогие нам всем «голубые дороги» из бесплатных путей сообщения превратились в охраняемые государством природные ресурсы. Приходится мириться с тем, что уже нельзя как «в старые времена» прокатиться «с ветерком», где и когда душе угодно. Требуется новый подход и не только к проектированию судов и моторов, но и к организации отдыха и путешествий по воде.
Всесторонняя проверка новой техники — лодок, моторов, яхт — в длительных испытаниях в равной мере интересует и тех, кто участвовал в ее создании, и тех кто собирается ее эксплуатировать. Материалы из раздела «На мерной миле «КиЯ» обычно не проходят мимо внимания читателей. Замечания, которые высказываются в получаемой от них корреспонденции, нередко существенно дополняют выводы, сделанные во время испытаний. Чтобы повысить действенность этой информации, предполагается в дальнейшем приглашать на мерную милю «КиЯ» как специалистов (в том числе судостроителей, работников навигационно-технических инспекций, природоохранных организаций, торговли спорттоварами), так и представителей общественности. С их помощью каждому новому изделию будет дана объективная и всесторонняя оценка.
В разделе «Маршруты, путешествия», наряду с описанием дальних походов, мы хотим привлечь внимание читателей к прелести неторопливых плаваний, когда смакуется каждый пройденный километр, а самую большую радость доставляют встреченные а пути достопримечательности — живописные уголки природы, памятники старины.
Еще один вид путешествий в последние годы приобретает все больше приверженцев. Участники их добираются к облюбованным местам общественным транспортом, а затем пересаживаются в привезенные с собой портативные лодки и на них проходят главную и наиболее интересную часть маршрута. Если раньше такие смешанные походы совершались только на гребных судах, преимущественно байдарках, то теперь в них нередко отправляются на разборных или надувных парусных лодках. Несмотря на малые размеры (в упакованном виде это обычно пара вполне транспортабельных тюков), портативные парусники зарекомендовали себя достаточно мореходными судами, на них совершаются плавания по Азовскому и Каспийскому морям, Байкалу и Ладожскому озеру. О некоторых из этих плаваний уже сообщалось на страницах «Катеров и яхт». Публиковались и чертежи разборных парусников.
Разделу «Построено любителями» в нашем журнале по-прежнему будет отведено подобающее место. Конструкции, разработанные любителями, содержат немало новых полезных идей, нередко становятся прототипами промышленных моделей. Именно таким образом появилось универсальное парусное вооружение для байдарки, выпуск которого осваивается на Тюменском моторном заводе имени 50-летия СССР (кстати, его промышленные образцы пока еще уступают по качеству любительскому прототипу).
В помощь любителям-судостроителям в журнале, кроме завоевавшей симпатии читателей рубрики «Консультирует конструктор», будут регулярно печататься популярные статьи по проблемам малого судостроения. Ряд материалов заказан для раздела «Проект «КиЯ». Как и раньше, публикации этого раздела будут сопровождаться чертежами, по которым судно может построить каждый, имеющий минимальные навыки в этом деле.
Для повышения квалификации любителей послужат материалы раздела «Азбука судостроения», которая с этого года возобновляется в журнале. Проекты для самостоятельной постройки отбираются с учетом заявок и пожеланий читателей. Редакция заинтересована также и в том, чтобы любители, построившие судно по опубликованным в журнале чертежам, поделились бы опытом, высказали свои замечания и предложения.
Для массового развития водного туризма особенно в условиях ограничений, накладываемых природоохранными мероприятиями, важное значение имеют организационные начала. К сожалению, эти начала в настоящее время почти полностью отсутствуют — различного рода самодеятельные клубы, не связанные между собой и не имеющие опоры в профсоюзных организациях или крупных добровольных обществах (например, ДОСААФ), не способны заполнить имеющийся пробел. Странно, но факт: нашли поддержку и культивируются порой самые экзотические виды туризма (например, путешествие на осликах, см. журн. «Турист» № 8, 1982 г.), но никто не хочет слышать об организации путешествий на моторках, под парусами или хотя бы на веслах. Организационным проблемам водного туризма в журнале будет уделено не меньше внимания, чем техническим.
Важной и, к сожалению, нерешенной проблемой остается обеспечение безопасности на воде. Плавание прогулочных судов в районах оживленного судоходства требует от их владельцев неукоснительного соблюдения правил предупреждения столкновения судов, знания навигационной обстановки, умения ориентироваться и принимать правильные решения в сложных ситуациях — при отсутствии видимости, в шторм и т. п. Не всегда и не все суда, выходящие в плавание, имеют хотя бы минимум навигационного оборудования — ходовые огни, флаг и лампу-отмашку. На некоторых типах малых судов, например, на разборных парусных яхтах, о которых упоминалось выше, такое оборудование вообще не предусмотрено. Считается, что эти лодки не могут оказаться на судовом ходу, а они пересекают даже моря!
Проблемы безопасности на воде составляют основное содержание раздела «Школе мореплавателя». К обсуждению их будут постоянно привлекаться работники навигационно-технических комиссий, ОСВОД, речного транспорта. С вопросом о том, когда и кем будет налажено производство навигационных приборов, спасательных принадлежностей, редакция обратилась к руководству ряда ведомств и предприятий.
В разделе «Школа мореплавателя» редакция также намерена знакомить читателей с приемами управления судном в различных погодных условиях, основами морского дела.
Подборкой статей о детских парусных школах в этом номере редакция начинает регулярную публикацию статей о юных яхтсменах и моряках. Недавно наш корреспондент познакомился с организацией детского парусного спорта в рыболовецком колхозе «Звейниекс» в Латвии. «Наши ребята не только на соревнованиях лучшие, — сказали ему там,— из них и моряки вырастают что надо!». Верное слово найдено! Где, как не под парусами, расти смене тружеников моря.
Воспитание юных спортсменов — большое, ответственное дело, требующее немалых затрат, самоотверженного труда педагогов. Непредвзятое, откровенное обсуждение на страницах журнала связанных с этим проблем, мы надеемся, будет способствовать их скорейшему и оптимальному решению.
Слабость материальной базы — одна из причин того, что водные прикладные виды спорта — парусный, водно-моторный, воднолыжный, гребной — не получили еще у нас должного массового развития. Однако и то, что имеется, используется нередко далеко не с полной отдачей. Например, сотни тысяч рублей тратятся на приобретение крейсерских парусных яхт, а плавают они мало, в будние дни чаще стоят у причала. Спорткомитетом СССР рекомендовано назначать на такие яхты сменные экипажи, которые во время своих отпусков могли бы по очереди совершать дальние плавания, участвовать в соревнованиях. Рекомендация эта, к сожалению, пока находит мало применения, хотя имеется опыт эксплуатации яхт иногородними сменными экипажами. Так, дальневосточники по договоренности с ленинградцами получили возможность выступить на их судне в гонках на Кубок Балтийского моря, а москвичи, в свою очередь, совершили выход в Тихий океан на яхте из Владивостока.
Вопросы распределения и использования спортивных судов нужно шире выносить на суд общественности (спортивных федераций, в частности), обсуждать на страницах нашего журнала. Особое внимание будет уделено мероприятиям инициативного порядка, расширению различного рода товарищеских спортивных встреч, не требующих значительных материальных затрат, проводимых в удобное для участников время летних отпусков, выходных дней. Именно это направление является наиболее перспективным, указывалось в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».
По традиции в «Катерах и яхтах» публикуются отчеты о крупнейших союзных и международных соревнованиях по парусному, водно-моторному и воднолыжному видам спорта. Не всегда, эти отчеты, однако, содержат материал, который мог бы заинтересовать даже подготовленного читателя. Описываемые частные случаи бывают мало поучительны, смысл заметки подчас сводится к таблице результатов. Редакция учла пожелания читателей и а дальнейшем будет отдавать предпочтение более широким обзорным статьям, содержащим анализ и обобщения результатов выступлений лучших спортсменов. Более активно будут привлекаться к выступлению в журнале члены сборных команд, их тренеры. Им есть чем поделиться со своими товарищами по спорту в части подготовки мат-части, тактического мастерства.
В современном спорте без отличной общефизической подготовки, психологического настроя нельзя рассчитывать на какой бы то ни было успех. Слово врача порой значит не меньше, чем наставление тренера. Новый раздел «Водный спорт и медицина», по нашему мнению, заинтересует не только спортсменов, но и всех любителей отдыха на воде. Кому, например, не любопытно будет узнать, какие затраты энергии требует занятие парусами или веслами, определить уровень доступных нагрузок, выбрать упражнения по силам.
Занятия спортом способствуют развитию не только физических, но и духовных качеств человека. Как отмечалось в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР, спортивное движение в нашей стране одной из главных своих задач должно считать воспитание у молодежи чувства высокого советского патриотизма. Как и в прошлые годы, редакция планирует регулярно знакомить читателей с историей нашего флота. Будут широко популяризироваться походы по местам боевой славы, ставшие традиционными у наших спортсменов.
Таковы тематические направления, которые редакционная коллегия журнала наметила в качестве основных на ближайшую перспективу. Мы выносим их на суд читателей с цепью получить отклики и замечания, которые помогут повысить содержательность журнала. С благодарностью будут приняты и обстоятельные письма, и краткие ответы. Как минимум, предлагаем заполнить и выслать в редакцию публикуемую таблицу. Одновременно укажите, пожалуйста, где именно вы приобрели этот номер журнала.