После выхода в свет номера (№134, 1988) с обращением к читателям по случаю 25-летия «КиЯ», в котором редакция просила их поделиться мнениями о журнале и высказать свои пожелания по его улучшению, мы получили обильную корреспонденцию. Не станем перечислять сейчас все поступившие замечания, предложения и идеи. Они анализируются и так или иначе учитываются.
Тот же основной вопрос — каким быть журналу? — горячо обсуждался и на состоявшихся встречах в редакции: на последнем заседании редакционной коллегии и читательской конференции в конце октября. Выступило на них около 30 человек.
Предлагаем наиболее интересные фрагменты из некоторых выступлений.
П. А. Грищук: В «КиЯ» освещается в нужном объеме техника, спорт, туризм, а вот люди порой забыты. Редко все же появляются очерки и интервью. Мы мало пишем о том, что запрещают водно-моторный спорт не только по экологическим соображениям, но и за бескультурье людей на воде. Поэтому одной из главных задач журнала я вижу активное воспитание судоводителя-любителя. Не забывая при этом, конечно, и борьбу за его права, ущемленные, скажем, необоснованными запретами. Вот мы получили из УИМ плакат, популяризирующий хождение под мотором с целью аэрации воды. Почему бы не воспроизвести его в «КиЯ»? Далее. На водоемах происходит немало несчастных случаев, а тема спасения на водах ведется эпизодически. Мало пишется об авариях, хотя эти материалы могут быть очень поучительными и действенными. Слабо ведется и раздел, посвященный водно-моторному спорту. Однако упрек в этом отношении надо сделать и в адрес самих спортсменов-водномоторников. Яхтсмены куда активнее их.
Ю. И. Жуков: Мы забываем порой интересы молодежи — самой перспективной категории читателей. Я имею в виду влечение молодежи к различным шоу, новаторским «экзотическим» видам спорта и времяпрепровождения. Показательна, скажем, история виндсерфинга. Вопреки прогнозам «отцов» парусного спорта, он получил бурное развитие. Надо искать какие-то новые формы обращения к молодежи, зажигать фантазией, давать свежие идеи, даже... знакомить с жизнью неформальных объединений.
Ю. А. Голдобин: Чтобы быть современными, нужно помогать работникам промышленности определять перспективы судостроения, поддерживать кооперативное движение. Наряду с использованием новых форм рекламы, нельзя отказываться от привычных сводных каталогов и прейскурантов. Теперь о главном. Чтобы опротестовывать местные запреты, нужна, для начала, какая-то самоорганизация. Водномоторники разобщены и поэтому часто оказываются бесправными. Даже в суд не могут обратиться, как это было в Воронеже. Помочь в создании какого-то союза, ассоциации, общества потребителей — задача № 1.
М. Н. Никитин: Попав под эгиду Госкомспорта, журнал стал отдавать слишком большие площади сугубо спортивным разделам. Мое мнение — нужно полнее освещать только спортивную технику. Причем, как бы на двух уровнях: для любителей и для профессионалов отдельно. Надо усилить и пропаганду юридических знаний. Всех интересуют права судоводителей, правила организации плаваний, несения флага и т. д.
В. П. Гусев: Смелее беритесь за проблемы в русле перестройки, хотя подчас и далекие от круга забот Госкомспорта. Прием иностранных яхтсменов, безвалютный обмен, упрощение процедуры выхода за рубеж... Мы могли бы зарабатывать валюту уже сегодня, но остаемся еще слишком необразованными в этом плане. И помощи ни от кого не чувствуем.
И. И. Черников: Развивая научно-популярную тематику, не забывайте об истории техники. Такие публикации просто необходимы для расширения кругозора и пропаганды технического творчества, воспитания подлинного патриотизма. Знакомьте с морскими традициями, историей флота, отечественного парусного спорта.
Б. Е. Синильщиков: Если говорить коротко, то «КиЯ» рассчитан на чудаков, которые украшают мир. Для зарубежных журналов главное — это реклама. А вы продолжайте морской всеобуч, давайте максимум информации для творческих, увлеченных людей. Сейчас время тяжелое — многие тысячи водномоторников оказались вне воды. Цены и на бензин, и на моторы, и на суда неизмеримо выросли. Нет, к тому же, единой технической политики, промышленность в растерянности, торговля ничего нового получать не хочет. Журнал должен поддерживать любые решения, способные улучшить положение водномоторника. Вот пример. Установка 30-сильного 4-тактного двигателя от автомобиля «Ока» на тот же всеми обруганный «Прогресс» позволила бы уменьшить расход топлива вдвое, а загрязнение среды в 10 раз! Почему бы об этом не говорить, если это реальный путь решения многих сложнейших проблем?
Е. И. Фишбейн: Редакция много делает для развития полезных контактов между разработчиками техники и ее потребителями. Эту направленность особенно важно сохранять сейчас, поскольку производство тех же моторов переживает крайне нелегкий период. Больше выступайте по вопросам экономики, рассказывайте об инженерных решениях экологических проблем. Спорт спортом, а основной читатель, которому «КиЯ» необходим, как воздух, я глубоко убежден,— тот самый «самодельщик», домашний механик, судоводитель-любитель.
В. Р. Климбек: Самая «забитая» часть читателей «КиЯ» — водномоторники-туристы. Отношение к ним наиприскорбнейшее. Какой может быть разговор о развитии дальних плаваний, о выходе на уровень цивилизованных «водно-моторных» стран, если мы прошлым летом не смогли «пробить» поход даже до Выборга! Город выгоняет нас с обустроенных мест (как, впрочем, и яхтсменов) ради установки памятников и создания площадей для прогулок иностранных туристов. Нам нужно организовываться, для начала—хотя бы в рамках Ленинграда. По всем этим вопросам просто необходима срочная помощь нашего журнала.
B. А. Игнатьев: «КиЯ» несет и должен нести еще большую социальную функцию. Это не только приобщение к спорту, отдыху на воде, но и решение таких масштабных задач, как организация досуга, развитие технического творчества, общения по интересам. Наконец, обеспечение личной хозяйственной деятельности там, где без моторки невозможна жизнь многих сотен тысяч людей. Задача из задач — преодолевать пассивность, способствовать объединению любителей в клубы, клубов — в ассоциацию. НТО имени Крылова готово помочь. Можно многое сделать, если взяться всем миром!
C. В. Зуев: Я говорю от имени байдарочников-парусников, именуемых сейчас туристами-парусниками. Федерация парусного спорта к нам отношения не имеет, управление туризма от нас открещивается. Только для «КиЯ» мы оказались родными. Пожелаем и на будущее: делом поддерживать новое, объединять, помогать обмену опытом, организовывать спортивные встречи. Теперь о самом издании. Вспомните, как выглядели первые выпуски «КиЯ» — крупный формат, плотная бумага..-
В. И. Федоров: Пожелание — не стесняйтесь печатать более сложные, современные проекты, упростить мы сможем и сами! Техническое творчество сдерживается сейчас отсутствием материалов. В продаже ничего практически нет, а то, что есть, стоит баснословно дорого. Две свалки, благодаря которым я построил свой разборный швертбот, теперь, увы, охраняются... Промышленность же наша — несостоятельна: разборный туристский швертбот создается ею уже пять лет!
В. О. Ленько: Ваши читатели — фанатики технического творчества. Их фантазия раскрепощена, они зачастую создают действительно оригинальные конструкции. Так что не сворачивайте в угоду чистому спорту, а расширяйте все разделы, помогающие фантазировать, строить, плавать...
А. Д. Табачник: Смелее защищайте интересы любителей дальних плаваний. Нас никуда не пускают. Для плавания в Таллинн надо чуть ли не визу оформлять. Стучитесь в большие двери — откроют, время не то!
В связи с 25-летием со дня выхода первого номера журнала «Катера и яхты» за большой вклад в развитие и пропаганду водных видов спорта и физической культуры редакция награждена Почетными Грамотами Госкомспорта СССР, Исполкома Ленсовета, Ленинградского горспорткомитета. В адрес творческого коллектива поступили теплые поздравления с юбилеем от предприятий судо- и моторостроения, спортивных организаций, водно-моторных, яхтенных и туристских клубов, республиканских ГИМС.