В плену у репортеров
Самолет набрал высоту. Я достал свежую периодику, среди которой оказался и последний номер «Катеров и яхт». Моя соседка неожиданно оживилась: «У моего мужа в Америке тоже есть несколько номеров такого журнала...» Она оказалась разговорчивой, вскоре я уже знал, что выйдя когда-то замуж за Дэвида Слоуна, Татьяна уехала в США, муж — профессор, увлечен парусами.
— А вы слышали, — неожиданно спрашивает Татьяна, — о мужественной юной американке, пустившейся в одиночку в кругосветное плавание?
— Кажется, — отвечаю, — эту 20-летиюю яхтсменку зовут, как и вас. Это, вероятно, та самая Таня Аэби (о ней, кстати, сообщалось в «КиЯ»), которая на категорическое требование отца — учеба или кругосветка — ответила: кругосветка...
Слоун кивает, улыбаясь: «Пес, йес — та самая!»
Затем последовал обстоятельный рассказ о друзьях Слоунов — враче-стоматологе к скрипачке, которые заканчивают строительство «большущей яхты по индивидуальному проекту», собираются бросить «поднадоевшую Америку» и уйти в плавание до конца... жизни. Трудно сказать, сколько при нынешнем возрасте 55—56 лет продлится это самоизгнание с материка, но их решение, утверждает Слоун твердое. Они мечтают посетить «все известные им континенты», интересные страны (СССР — тоже) экзотические острова. Но отшельничать в водах мирового океана не собираются. Стоянки будут использоваться для оказания зубоврачебной помощи населению, на яхте уже есть для этого все необходимое...
— Если хотите, я вам дам знать, когда они отчалят, — предлагает попутчица. Естественно, соглашаюсь.
Франкфурт встретил нас, советскую делегацию, направляющуюся в Киль на традиционную, уже 106-ю по счету, Килервохе — Кильскую парусную неделю, неожиданно горячо и шумно. К нам буквально подлетел шустрый молодой человек и сразу взял «быка за рога»:
— Вы тренеры? Сколько вас?
— Трое...
— Остальные — спортсмены?
— Да.
Он дал знак и тотчас нас окружила толпа, застрекотали кинокамеры, защелкали затворы фотоаппаратов. Мы шли по длиннющему залу аэровокзала в свете вспышек. Репортеры забегали вперед, искали оригинальные ракурсы, меняли точки съемки. Журналисты вели себя так, словно приезд нашей скромной делегации парусников воспринимался сенсацией. Странно — нигде и никогда пресса не оказывала яхтсменам столь много внимания! Каждому из нас доводилось испытать чувство досады, когда после самых представительных всесоюзных или даже довольно успешных международных соревнований где-то проскальзывала лишь малюсенькая информация, скороговоркой называющая имена победителей. Трудный, интересный, романтичный парусный спорт никак не может пробиться в число почитаемых журналистами.
Вот футбол — другое дело! Представительство прессы — широчайшее. В футболе все — специалисты. События разворачиваются не где-то там — на дистанции, за горизонтом, а прямо перед глазами многих миллионов зрителей. Портретами футбольных звезд заполняются газетные страницы, для них не жалеют телевремени. Что поделаешь, футбольная «болезнь» прогрессирует! Во власти кожаного мяча находилась в эти дни к ФРГ: проходил чемпионат континента.
Все мы сразу же поняли, что произошла ошибка. С тренерами команд высшей лиги мы прилетели одним рейсом. Был среди них и знаменитый Лев Яшин. Но они не торопились на выход и, очевидно, шли далеко за нами. Их-то и встречали репортеры, но, видимо, гербы и буквы «СССР» на спортивных костюмах ребят сбили репортеров с толку.
— Кажется, вы нас с кем-то перепутали? Мы — яхтсмены...
Эта фраза подействовала на репортеров, как ледяной душ на разгоряченное тело. Все они тотчас ринулись обратно, искать футболистов, а мне очень хотелось их остановить: «Не засвечивайте пленки, вдруг снятые вами Олег Хоперский и Сергей Пичугин станут героями Кильской регаты!» (В бюллетенях, подготовленных кильским пресс-центром, подчеркивали, что Олег был победителем прошлогодних соревнований!).
Час полета на с Боинге» до Гамбурга, затем еще около часа быстрой езды на «мерседесах»,— н мы в Киле, стоим у небольшой конторки службы «Спорт-сервис» фирмы «Мерседес-Бенц» в Олимпийском парусном центре. Невероятно, но... с устройством в гостиницу произошла осечка: распорядитель никак не мог дозвониться до хозяйки, и у нас оказалось много времени, чтобы осмотреться вокруг.
Всех буквально поразило, что построенный в самом начале 70-х годов парусный центр, еще ни разу не ремонтировавшийся, выглядит абсолютно новым.
Мачт и парусов над празднично украшенной гаванью и морем, как у нас говорят, темный лес: едва просматривается кое-где линия горизонта. Поневоле вспоминаешь наши крупные приморские города. Ни в одном из них не приходилось видеть ничего подобного даже в дни самых представительных парусных встреч. (И все же в глубине души таится слабая надежда на грядущий парусный и водно-моторный бум, на расцвет в нашей стране этих красивых и мужественных видов спорта!)
Благополучно соседствуют с яхтами многочисленный моторный флот и городской пляж. Вода — как слеза ребенка, можно пить. И нет нигде ГИМСов, санэпидстанций, рыбоохраны, инспекций водхоза, комитетов по контролю и охране природы и т. д. и т. п. Есть только порядок, чистота, приглашающая к отдыху вода. Упреком нашим моторостроителям выглядят многочисленные «возмутители спокойствия»— мощные «Эвинруды», «Джонсоны», «Ямахи», «Меркюри»... Их никто даже замечать не хочет.
Жара за 30 °. Ни ветерка. «Все, как на прошлогоднем чемпионате мира. Вот и гоняйся тут!» — сетуют ребята.
Прячемся от духоты в помещение «Спорт-сервиса». Распорядитель испытывает неловкость за неожиданно забуксовавший сервис. Чтобы смягчить ситуацию, вручает нехитрые сувениры, угощает кофе и охлажденной газировкой, как только может, отвлекает от томительного ожидания. Настойчиво предлагает поиграть в распространенную тут игру «мини-плей 4X4», старательно объясняет правила...
Играть пришлось долго. Мы быстро поняли, что до победы в этой игре гораздо дальше, чем, может быть, до победы на кильских дистанциях. Николай Поляков тут же окрестил ее игрой «Не будь сердитым», а Сергей Пичугин — «Для тех, кому жить негде». (И сейчас. и позднее я с удовольствием отмечал неиссякаемый юмор ребят, умение с шуткой выходить из таких ситуаций, когда впору чертыхаться. Начало даже казаться, что все яхтсмены просто должны быть такими. А тренеры? Олег Шилов, к примеру, настоящий вулкан острот.)
Ближе к вечеру жилье у нас появилось. Хозяйка, представившаяся Кристиной, оказалась чрезвычайно радушной. Когда старший тренер сборной команды страны А. Л. Соболев знакомил ее со спортсменами и с «послужным списком» каждого, она слушала с явным интересом и то и дело произносила нечто похожее на «о-го-го». «Я буду болеть за ваших!» — тут же пообещала она и это не было пустыми словами. Во всяком случае, один раз она выходила с нами в море, чтобы своими глазами увидеть борьбу на дистанциях.
Весь следующий день 18 июня ушел на подготовку лодок, которые прибыли рано утром. Вечером ребята сделали пробные выходы, а затем допоздна, уже в гостинице, возились с парусами, наклеивали номера. Отдыхать было некогда.
«НЛО» Сергея Пичугина
О том, что такое Кильская регата, дают некоторое представление две цифры: на старты вышло около 4000 участников на судах 20 классов! Был представлен, по существу, весь «парусный цвет» планеты кроме американцев — у них шел в эти дни отбор на Олимпиаду. Во всяком случае, можно было видеть победителей и призеров крупнейших международных регат, многие из них осенью этого года должны встретиться на олимпийских дистанциях! Одним словом, борьба в Киле ожидалась острой.
Среди участников лишь четверо наших: Олег Хоперский — на «Финне» и экипаж «Солинга» — Сергей Пичугин, Николай Поляков и Олег Мирон. (Кстати, Пичугин занял место Георгия Шайдуко. который в важнейших соревнованиях сезона не выполнил отборочных нормативов и уступил позицию лидера в своем классе. Что поделаешь, новая практика отбора обеспечивает максимальную объективность, наказывая за «шапкозакидательские» настроения, требуя от спортсменов полной отдачи сил в каждом соревновании, в каждой гонке.)
По бытующему у спортсменов мнению, на таких регатах первые гонки носят, как правило, пристрелочный характер, победителями вполне могут оказаться еще нетитулованные, «случайные» гонщики. Считается, что начальный этап регаты еще не отражает истинных сил участников и потому непоказателен. Подобная ситуация в Киле оказалась скорее исключением, чем правилом. Таблицу результатов сразу же возглавили именитые гонщики — будущие победители регаты: датчанин А. Енсен («Звездный»), Й. Шуман из ГДР («Солинг»), датчанин В. Хунгер («470»), В. Хорст из ФРГ («Дракон») и т. д. Кстати, в классе «Финн» выиграл первую гонку Олег Хоперский. Одним словом, в компании сильнейших оказались именно сильнейшие, что само по себе неплохо характеризует определенный — предолимпийский — настрой спортсменов на бескомпромиссную жесткую борьбу без всякой раскачки.
С утра парусный центр представляет собой гигантский удивительно красочный муравейник: все находится в движении. У каждого свои хлопоты, каждый живет ими по-своему. Олег Хоперский в эти предстартовые минуты внешне удивительно спокоен, охотно идет на общение, весел, не прочь пофотографироваться. А вот к экипажу Сергея лучше не подходить — все отдано напряженной подготовке лодки. Фотоаппарат вообще не показывай! И это не суеверие, как считают некоторые журналисты. Объектив и разговоры отвлекают от дела, не дай бог что-то из-за этого упустишь...
Постороннему может показаться, что участникам регаты, всецело поглощенным подготовкой к гонке, нет, вроде, дела до остальных. На самом же деле они все видят, все знают. Еще на берегу каждый присматривается к соперникам, проигрывает возможные варианты борьбы с ними.
Все сразу заметили — у русских новая лодка. Что можно ожидать от нее и от сравнительно незнакомого экипажа? В яхт-клубе и в пресс-центре едва ли не главной темой разговоров стало «НЛО Пичугнна», как образно окрестил кто-то «Солинг» таллинской постройки.
Несколько необычные задачи стояли перед нашими ребятами на Кильской регате. Для Олега это был один из этапов подготовки к Олимпиаде и обретения формы, которая была еще далека от пика; предстояло также опробовать новые паруса и мачту. Выступления Пичугина на первом отечественном «Солинге» считались в некотором роде экспериментальными — они должны были решить судьбу лодки, которую планировалось направить в Пусан. Такие обстоятельства, согласитесь, создавали ситуацию, когда достижение высоких спортивных результатов оказывалось, вроде бы, на втором месте.
И все же — ребята боролись за победу.
«Неопознанный летающий объект» неплохо показал себя в первой гонке, добавив огонька к разговорам о нем. Всю дистанцию до последнего знака Пичугин буквально «наступал на пятки» экипажу Й. Шумана, идя метрах в десяти от него. Но на самом последнем отрезке дистанции спортсмен из ГДР демонстрирует и великолепные скоростные качества лодки, к высочайший спортивный класс — отрывается метров на сто.
Пропустив вперед и греческий экипаж, наши пришли третьими. По словам С. Пичугина, эта первая гонка из-за постоянного изменения направления ветра носила несколько монотонный характер — пришлось идти, по сути, одним галсом, испытать «новорожденного» на скорость не удалось. Кстати, все гонки, кроме четвертой, проходили при слабом (2—4 балла) ветре и легком волнении.
Если гонка 19 нюня вселяла оптимизм, то последующие два дня принесли огорчения: 14-е, а затем 18-е место. Стало ясно, что среди призеров нашим «солингистам» уже, пожалуй, не быть. Результат третьей гонки был обиден еще и тем, что причиной неудачи стала невнимательность: перепутали знак, потеряли время.
Заняв впоследствии 6, 13 и 8-е места, советский экипаж в итоговом протоколе занял восьмую строку Восьмое место в соперничестве с 43 экипажами — не так уж плохо. А главное, новая лодка, похоже, получила путевку в жизнь.
От победы отделял лишь шаг
В классе «Финн» с первой же минуты началось соперничество хорошо знакомых О. Хоперского и гонщика из Дании С. Вестергарда.
Имя датчанина то и дело произносилось нашими тренерами, когда мы на катере ходили вокруг дистанции «Чарли», наблюдая за ходом событий. Проиграв Олегу в первый день, Вестергард во второй гонке пришел третьим, в третьей — победил. А напротив фамилии Хоперский оба раза появлялись неутешительные для спортсмена такого ранга семерки.
Часто прикладывая к глазам бинокль, О. И. Шилов то и дело приговаривал: «Сынок, поворот! Пожалуйста, поворот... Ну зачем опять пошел к берегу? Посмотри хоть, что делает Вест...» Но «сынок» не мог слышать просьбы наставника. Не привык он и копировать действия соперников: если бы поступал так, не был бы Хоперским — Одним из сильнейших «финнистов».
Не знаю, о чем говорили после этих двух гонок тренер и спортсмен, только потом Хоперский признался мне: «Олег Иванович прав. Сам вижу: гонялся как-то вяло, без творчества...»
Только на четвертый день и лишь на один день пришла, наконец, поистине «мужская» погода. Ветер 18 м/с, порывами — куда сильнее. Дождь. Посерели яркие краски парусного центра, но... посветлели лица участников праздника парусов. И в то время, когда, по словам тренера И. И. Михайлова, наш «Солинг» вел себя «вполне достойно» (6-е место и снова — возросший интерес к «НЛО»), у Олега Хоперского положение не улучшилось. Не повезло. Олег мог финишировать отлично, но по вине судейской коллегии (что на соревнованиях такого ранга недопустимо!) результаты гонки были аннулированы. Ошибка судей привела к ошибке 40 гонщиков, которые преждевременно пошли на финиш.
Все должны были решить последние две гонки.
В пятой, выиграв острейшую спортивную схватку с Вестергардом, Хоперский пересек финишную прямую первым. Запас очков есть, но что покажет шестой день? И он показал себя: в таблицу результатов у датчанина была вписана цифра 25, а у нашей надежды Олега Хоперского — обидное «DNF». Да, не финишировал! Сработал «закон бутерброда». Олег уверенно возглавлял гонку и, вероятно, уже был убежден в своей победе, впрочем, как и все. Но... неожиданно ситуация резко изменилась, словно ветер пожелал видеть победителем кого-то другого. «Финн» Олега замер в гордом одиночестве. И этот другой, естественно, нашелся. Конечно, это был Вестергард. (Уже на берегу он подошел к Олегу, опять-таки внешне очень спокойному, невозмутимому, и честно признался: «Когда я увидел тебя так далеко впереди, подумал — победы мне не видать, и вдруг...»)
Ветер «скис», вырвавшийся вперед Олег угодил в штилевое пятно и стоял как вкопанный, а основная группа участников, используя полосы слабого ветра, продолжала движение к финишу.
Одним словом, победитель Кильской регаты 1987 года Олег Хоперский на этот раз стал лишь вторым (и получил уже третий «кильский приз»), Вестергард праздновал победу...
И все же можно сказать, что наши ребята свои задачи выполнили успешно. Еще одна предолимпийская веха — позади.