Вокруг нарядных, ярко окрашенных буеров толпилось множество любопытных, забрасывая вопросами их «хозяина». Отвечал он, говоря с характерным прибалтийским акцентом, а когда не хватало русских слов, переходил на язык жестов. Звали его Хандо Августович Круув. Он инженер кафедры общей физики Тартуского университета и одновременно — председатель кооператива «Оптимист», который занимается строительством представленных буеров. Вместе с ним приехали в Стрельну и десять юных буеристов — тартуских школьников 9—12 лет. Они продемонстрировали свои «Оптимисты» в действии. На глазах у сильнейших буеристов мира ребята с азартом разыграли приз, специально для этих гонок учрежденный кооперативом — изготовителем снарядов. Это еще больше подогрело интерес к показанной ими новинке...
Поговорить с Хандо Августовичем обстоятельно в Стрельне так и не удалось, поэтому вскоре я специально приехала в старинный студенческий город — Тарту.
Как оказалось, мастерские производственного кооператива «Оптимист» и дом председателя Круува находятся под одной крышей. Стоило открыть дверь, и я сразу же попала в «главный цех»: здесь выклеивают и окрашивают корпуса, производят сборку буеров. Рядом — небольшая мастерская, в которой установлены металлообрабатывающие станки (на одном из них в тот момент уверенно работал 15-летний сын председателя — Рихо).
Хандо Августович не без гордости показывает мне хозяйство кооператива и попутно рассказывает о его истории.
Кооператив основан при Тартуском приборостроительном заводе, с которым у Круува давние связи: он помогал и помогает предприятию отлаживать новую технику. Отвечая на вопрос — кто предоставил станки, он объяснил, что часть из них вернул к жизни из металлолома, часть — собрал «из ничего» и лишь самая малая часть оборудования находится на балансе университета. Да, университет не только помог станками, но и возвел стены мастерской» И это не филантропия, а точный расчет. Деньги, затраченные на создание кооператива, возвращаются сторицей.
Мне было очень интересно узнать, кто научил моего собеседника нестандартно мыслить, делать любую работу, выполняя ее только на отлично? На все подобные вопросы следовал один ответ — отец.
— Мой отец, — рассказывает Круув, — был мастером на все руки, был шкипером, строителем катеров и барж. Я с раннего детства вертелся вокруг него, когда он работал, естественно — старался во всем подражать. Летом я могу показать вам катер, построенный золотыми руками отца и спущенный на воду буквально за несколько дней до моего рождения. С началом фашистского нашествия катер этот реквизировали, затем затопили. Только спустя долгих восемь лет после войны отец получил возможность снова заняться им» Помню, какое печальное было зрелище, когда мы пришли осматривать катер. Внутри росли грибы, на обшивку жалко было смотреть» Отец рьяно взялся за ремонт, но силы были уже не те, сказывался возраст» Я выполнил его последнюю волю, довел дело до конца. Катер до сих пор на ходу, его знают яхтсмены, поскольку часто он служит для обеспечения парусных регат...
Первое авторское свидетельство X. Круув получил, когда ему было чуть больше 20 лет. Тогда он учился в девятом классе школы рабочей молодежи и работал в стоматологической поликлинике. Вместе с врачом они изобрели аппарат для физиотерапии. За этим изобретением последовали другие. Мне показали приспособление, благодаря которому распределительный вал на «Жигулях» смазывается равномерно и, следовательно, меньше изнашивается. Ценность этого новшества сразу же оценили автораллисты Эстонии — применяют его на своих машинах и поминают изобретателя добрым словом.
Авторское свидетельство получено и на конструкцию детского буера «Зимний Оптимист». Отличает его повышенная устойчивость; следовательно, уменьшена очень серьезная для буериста опасность перевернуться во время гонки, управление буером становится доступно даже семилетнему спортсмену. Раннее — с 7—8 лет — знакомство с парусом, как и возможность ходить под парусом не только летом, но и зимой, дают, по убеждению автора буера, то чувство ветра, которое необходимо, чтобы в будущем добиваться высоких результатов в большом спорте.
Чем еще, по мнению X. Круува, отличается «Зимний Оптимист» от многих других ранее известных детских буеров с таким же парусом? Это — скоростной, совершенный гоночный аппарат. Он прочнее и в то же время легче деревянных буеров, рассчитанных, как правило, на самостоятельную постройку чуть ли не в условиях школьной мастерской. «Вот посмотрите,— говорит Круув, — в нашей конструкции — стеклопластик, металл, высококвалифицированная работа.»
Строительством буеров X. Круув занялся, можно сказать, случайно. Девять лет назад дети — Криста и Рихо, все лето пропадавшие на катере, и зимой захотели выйти на речной простор. Они упросили отца построить маленький буер. Уменьшенную копию буера класса «DN» Хандо Августович построил под руководством своего соседа Сааре Вальдека. Дети остались очень довольны подарком. Первый буер «бегал быстро», но был тяжеловат и недостаточно безопасен. К следующей зиме X. Круув построил еще один буер, но уже по собственным чертежам. Новая конструкция была легче на 15 кг...
— Захотелось посмотреть, как поведут себя такие буера на соревнованиях, — рассказывает Хандо Августович. — Поэтому, когда в 1981 г. в рамках чемпионата Эстонии проводились первые гонки на детских буерах, мои дети стали участвовать в них. Я был приятно удивлен: они на круг обходили соперников, Криста заняла 1-е место, а Рихо — 2-е из восьми возможных. Дальше далеко не все было просто. Кое-кому, включая руководство таллинского яхт-клуба, видимо, не понравилось, что победили ребята из провинции. Начались попытки запретить гоняться на наших буерах, развернулась настоящая борьба за внедрение моей модели. Несколько лет борьба шла с переменным успехом, пока в этом году федерация буерного спорта Эстонии не утвердила эту модель. Шли годы, росли дети, рождались новые идеи. На следующий буер установили усовершенствованный рангоут из алюминиевых труб. Вместе с Мадисом Тоотсом — тренером таллинской спортшколы, разработали новую конструкцию корпуса из стеклопластика (предыдущие буера целиком изготавливались из дерева и фанеры). Когда опробовали первый корпус, ребята стали жаловаться на неудобную спинку кокпита. Нашли такой выход. К спине очередного испытателя — это был Рихо — приделали панцирь из незастывшего гипса, посадили его в буер, и он ушел в гонку. Когда вернулся, панцирь на нем высох, мы получили очень удобную форму, которая удовлетворяет всем требованиям эргономики...
Когда в стране развернулось широкое движение по созданию кооперативов для производства различных товаров народного потребления, Круув и Мадис выступили с идеей организовать кооператив по строительству детских буеров. Днем рождения кооператива «Оптимист» они считают 26 ноября 1987 г. За истекшее время построено уже 38 буеров. Цены пока на них еще велики — до 980 рублей без парусов, но в дальнейшем планируется комплектовать буера парусом, не увеличивая стоимость буера.
В кооперативе работает всего восемь человек: есть здесь и студенты, и пенсионеры.
Качество и еще раз качество — девиз кооператива. Наша цель — говорят основатели «Оптимиста» — завоевать не только республиканский, но и союзный рынок, а затем выйти за рубеж. Тогда появится реальная возможность по безвалютным поставкам получать самую лучшую ткань для парусов, например, тот же дакрон...
И снова рассказывает Хан до Августович:
Информация об изображении
Показательная гонка на «Оптимистах» во время чемпионата мира и Европы в Стрельне
— На наших буерах уже гоняются многие ребята из общества «Калев», юные спортсмены колхоза «Авангард», совхоза имени Ленина. После возвращения из Ленинграда тартуские ребята успели принять участие в чемпионате республики, где заняли первые пять мест, и в празднике в честь 100-летия эстонского буерного спорта, где из десяти первых отдали только два места: 6-е — мастеру из «Авангарда» и 9-е — таллинскому школьнику. На этих соревнованиях буера кооператива показали себя очень хорошо — продемонстрировали высокие скорости, прекрасную маневренность. Что еще можно сказать о нашем буере? Улучшать его смысла нет. Я считаю, сделали все, что могли. Вместе с учеными кафедры общей физики университета мы составили таблицу для оптимальной регулировки буера в зависимости от веса рулевого, силы ветра и других параметров. На каждом буере наших гонщиков написано имя его рулевого, поскольку «Оптимист» подогнан под определенного яхтсмена. Кокпит сделан довольно глубоким, так что юный рулевой может укрываться от сильного ветра. Благодаря этому ребята меньше замерзают, могут дольше находиться на тренировке. Добавлю еще, что в течение гарантийного срока мы производим необходимый ремонт. Срок гарантии — один год...
Показательная гонка на «Оптимистах» во время чемпионата мира и Европы в Стрельне
«Зимние Оптимисты» очень понравились зарубежным буеристам. Ведущие спортсмены мира отметили оригинальное решение регулировки оттяжек, удачную конструкцию полуосей коньков. Гонщики из ФРГ заинтересовались возможностью приобретения буера в качестве образца и в дальнейшем — выпуска на паритетных началах «Оптимистов» у себя в стране.
С 15 мая тартуские буера можно видеть на ВДНХ — они экспонируются как один из видов товаров, выпускаемых кооперативами.