Одним из родоначальников нового класса яхт стал яхтенный конструктор, ведущий раздел «Yacht Design 101» в популярном парусном издании «Sailing Anarchy» Русс Ленарз, известный своими критическими и «неполиткорректными» статьями, которые периодически взрывают американский парусный мир. Поскольку 30-футовые парусные яхты чрезвычайно популярны по обе стороны Атлантики как довольно просторные, с высоким уровнем безопасности и относительно недорогие (подержанные «Figaro» предыдущего поколения от «Beneteau», например, уже можно приобрести примерно за 45 000—55 000 евро), создатели класса изначально решили формулировать правила таким образом, чтобы не оставлять за их пределами массу уже существующих 30-футовых лодок. Например, таких, как пресловутые «Figaro» или отлично сохранившиеся в США яхты типа «Humboldt 30» (последняя яхта, спроектированная знаменитым Гари Мулом). При этом ключевым моментом должна была стать полная прозрачность и понятность правил для конструкторов, что позволило бы строить совершенные и хорошо оснащенные суда, пригодные и для борьбы на короткой прибрежной дистанции, и для продолжительной безостановочной океанской гонки с экипажем или в одиночку.
Итак, какие же основные параметры1 яхт нового класса фиксируют эти правила?
Длина яхты «Open 30» ограничивается вполне понятным пределом 30 футов (9.14 м)2, максимальная ее ширина (независимо от крена или положения выступающих или перемещаемых частей корпуса) — 3.5 м. Осадка лимитирована 2.5 м, а общая высота лодки, измеряемая от нижней точки киля до фалового угла самого верхнего из парусов, должна быть равна точно 17.5 м. Выступающий над палубой объем надстройки (в кубометрах) может быть равен ширине Bmax (в метрах), деленной на 6, или превышать эту величину (V≥Bmax/6).
Разрешено применять качающиеся рули, выдвигающиеся и мечевидные шверты, а также перемещающийся (водяной) балласт. А вот качающиеся мачты запрещены.
Существенное место в правилах нового класса отведено безопасности судна и экипажа. Помимо обязательных таранных переборок, правила требуют наличия не менее четырех выделенных объемов или отсеков, заполненных легким ячеистым или вспенивающимся материалом с коэффициентом абсорбции менее 5%. Объем этих отсеков плавучести должен быть достаточным (но не менее 2 м3) для того, чтобы получившая пробоину лодку удерживалась на ровном киле с двумя членами экипажа. Угол заката диаграммы статической остойчивости не может быть менее 125° при любом из положений перемещаемого балласта.
Все используемые при постройке яхт класса «Open 30» методы расчета должны соответствовать нормам ISO 9000, а требования, предъявляемые к надежности и безопасности конструкции будущего судна, должны быть как минимум не ниже тех, что рекомендованы в известном справочнике «ABS Guide» Американского Бюро Судостроения.
Создатели «Open 30» рассчитывают, что построенные по этим правилам лодки будут в точности соответствовать девизу нового класса: «быстрые и свободные». Очевидность и простота правил класса, вступивших в силу с марта 2003 г., позволяют надеяться на это — дело лишь за малым: побыстрее набрать «критическую массу» яхт-участниц нового класса. Ведь по мнению одного из конструкторов, «Open 30» является просто идеальной переходной ступенью между «Mini» и большими «Open»...
Примечания
1. Понятно, что объем журнальной статьи не дает нам возможности привести правила полностью, да мы и не ставили это своей целью.
2. Для яхт, спущенных на воду до вступления в силу этих правил, максимальная длина ограничивается 9.6 м.