Тридцать с лишним лет назад («КиЯ» №34) была напечатана серия интервью под общим заголовком «Завтрашний день ленинградских причалов». Напомним, что тогда в городе было зарегистрировано порядка 5000 мотолодок и катеров индивидуальных владельцев, причем более половины этого числа приходилось на водоизмещающие суда со стационарным двигателем малой мощности. По расчетам составителей «Схемы размещения баз водного туризма и спорта», в 2000 г. ожидался рост этого флота примерно в 12 раз — до 60 000 единиц. Но вот уже конец 2003 г. Каковы его итоги? На вопросы «КиЯ» отвечает зам. начальника ГИМС Санкт-Петербурга А.М.Камелин.
— Что же представляет собой петербургский флот сегодня?
— На начало ноября 2003 г. в ГИМС Санкт-Петербурга состоит на учете более 27 400 маломерных судов, размещенных как на 22 «организованных» стоянках, так и вне их. Из этого количества порядка 17 000 (62%) составляют моторные лодки и катера, остальное — парусные, гребные и несамоходные суда. Самые крупные стоянки — это «Нева» (670 ед.) и «Балтиец» на Матисовом канале (550 ед.). На других насчитыватся в среднем по 100—150 ед. зарегистрированных плавсредств.
В уходящем году количество регистрируемых населением судов увеличилось в 2.5 раза по отношению к прошлому, и составило 2046 ед. В их числе основную долю имеют моторные суда — 1783 ед., причем большая часть представлена разборно-надувными и жестко-надувными моторными лодками длиной до 5 м с подвесными моторами до 20 л.с. Значительно меньше парусно-моторных судов — только 29, и почти все они — и моторные, и парусные — заводской постройки. «Самоделок» — а это были моторные лодки — только шесть. Интересно, что подавляющее большинство регистрируемых судов — новые, и лишь 34 сменили владельца. Похоже, что вторичный рынок старых, «докризисных», судов уже исчерпал свой ресурс, а новые еще не успели «надоесть» своим владельцам. Интересно и показательно также, что число установленных импортных моторов в несколько раз выше отечественных, а среди лодок это же соотношение примерно «пятьдесят на пятьдесят».
Из вновь зарегистрировавшихся владельцев 70% не имело прежде опыта управления малым судном и соответствующей плавательной практики. Поэтому особенно много нареканий при техническом освидетельствовании лодок вызывает их плохое соответствие минимальным требованиям безопасности на воде — отсутствие ходовых огней, неукомплектованность сигнальными и спасательными средствами.
Если говорить о правонарушениях вообще, их число держится на уровне до 180 в год, при том, что количество малых судов на воде выросло. Навигационных же аварий, повлекших гибель людей, за последние три года не отмечалось. Число аварий маломерных судов без последствий для экипажа и пассажиров, вызванных неумелым и неграмотным управлением, составляет в среднем три-четыре в сезон. В эту навигацию произошли три столкновения и одна потеря хода на судовом ходу во время проводки составов. В связи с празднованием юбилея С.-Петербурга и, как следствие, посещением его многочисленными высокопоставленными делегациями, вопрос безопасности судоходства на акватории города был для нас первостепенным по важности. Надо особо отметить, что наши судоводители с пониманием отнеслись к ограничению судоходства в период проведения водного праздника, и никаких непредвиденных ситуаций не возникло.
— Существуют ли отличия в правилах регистрации и налогообложения (особенно импортных моторов) в городе и по стране?
— Правила регистрации и учета маломерных судов являются едиными для всей территории России. Налогообложение владельцев малых судов осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О транспортном налоге», который издается ежегодно. Аналогичные законы издаются в каждом субъекте РФ. Расценки на услуги, осуществляемые ГИМС (регистрация, техническое освидетельствование и пр.), утверждаются администрациями субъектов РФ.
— Как взаимодействует ГИМС с органами внутренних дел России и сопредельных стран по розыску похищенных судов, моторов и оборудования?
— В ГИМС Санкт-Петербурга существует определенная система поиска при письменном обращении граждан о хищении судов, моторов и прочих номерных агрегатов. Специальных соглашений с органами МВД по розыску похищенного имущества не существует, и эта работа ведется параллельно в рамках компетенции ГИМС. У нас есть возможность информировать о фактах кражи контролирующие органы (МВД, ГИМС, судоходную инспекцию и др.) на всей территории РФ.
— Как, на ваш взгляд, технически оснащена инспекция на сегодняшний момент и насколько отличается оснащенность городских и региональных отделений ГИМС (лодки, моторы, бензин, снабжение, количество инспекторов и т.д.)?
— Оснащенность ГИМС Санкт-Петербурга техническими средствами для выполнения возложенных функций по контролю безопасности судоходства мы оцениваем как удовлетворительную. В последние годы на наше вооружение поступили современные быстроходные моторные лодки. Не в полной мере пока осуществляется контроль безопасности судоходства на акватории Невской губы и Финского залива. Для решения этой задачи ГИМС Петербурга необходимо иметь дополнительно еще один-два морских патрульных катера.
— Каковы наиболее важные, на ваш взгляд, нормативные законодательные акты были приняты в 2002—2003 гг.
— В уходящем году был издан ряд документов, регламентирующих безопасность судовождения, в их числе «Правила плавания по внутренним водным путям РФ», «Правила плавания маломерных судов в Санкт-Петербурге», «Обязательные постановления Морской Администрации порта Санкт-Петербург». Хотелось бы, чтобы со страниц вашего журнала все изменения в нормативных законодательных документах доводились до судоводителей, а мы поможем им своими разъяснениями и комментариями.