Шестого сентября процветающей Москве исполнилось 856 лет — гуляли все, в том числе и немалый десант с далеких японских островов, представляющий компанию «Ямаха мотор». К этому дню транснациональная корпорация приурочила торжественное открытие официального представительства в нашей столице.
В последние годы объем продаж изделий «Ямахи» (осуществляются они в 156 странах) повсеместно неуклонно растет. Не стала исключением и Россия. Цифра консолидированных продаж за год, а у компании он заканчивается в марте, нынче превысит 8.4 млрд. долл., а прибыли, по сравнению с 2002 г, увеличатся на 166%. Крупнейшие потребители «Ямахи» — прежде всего США (38%), далее следуют Европа (21%), Азия (17%) и собственно Япония (16%).
Производство продукции «Ямаха мотор» налажено в 32 странах. По направлениям ее объемы выглядят следующим образом (данные за 2003 г): мотоциклы — 52.3%, моторы и катера — 20.9%, снегоходы, квадрициклы и генераторы — 18.8%, прочие (беспилотные вертолеты, двигатели для спортивных автомобилей, электровелосипеды) — 8%. Одних подвесных моторов в 2004 г. планируется выпустить 308 тыс. штук.
Об этом и многочисленных экологических программах рассказал собравшимся начальник департамента маркетинга и развития зарубежных рынков «Ямахи» господин Шибата. Он, в частности, отметил, что в нынешнем году инженеры компании совершили технологический прорыв в моторной индустрии, создав первый в мире цилиндр двигателя, изготовленный исключительно из алюминия, а также разработав технологию компьютерно-контролируемого литейного процесса. Благодаря этому получаются очень тонкостенные, но прочные формы, например, задняя часть рамы у популярного и фасонного байка «YZF-R6». Из новинок моторного рынка высокопоставленный ямаховский чиновник в первую очередь упомянул о 300-сильном инжекторном двухтактнике «Z 300». Он полностью отвечает экологическим эмиссионным нормам ЕРА-2006. Для многих стало откровением и создание компанией биореактора, где микроскопические водоросли адсорбируют и преобразуют углекислоту.
В руководстве «Ямахи» произошла серьезная перетасовка — в совете директоров стало восемь человек, а у могущественного Тору Хасегавы — президента и исполнительного директора — появилось два полновесных заместителя — Такаши Кажикава и Тцунеи Тогами. Эти рокировки в ямаховс-ком «политбюро» связаны с экономической ситуацией: доля японского потребления все сокращается, а в Северной Америке экономика после 11 сентября 2001 г. остается неустойчивой.
Меня Шибата помнит по токийским встречам (см. «КиЯ» №184, №185 и №186), поэтому отвечает на вопросы без утайки и с широченной улыбкой.
— Чем вызвано открытие нового представительства корпорации, да еще в столице?
— В последние два года покупательная способность россиян все возрастает, а надежные генераторы и снегоходы становятся предметом первой необходимости. Про четырехтактный снегоход «RX-1» положительно отозвались даже придирчивые американцы — в 2002 г. он был признан журналистами-экспертами снегоходом года.
— А как же лодочные моторы?
— Этот сегмент вашего рынка уже достаточно раскручен. А вот по другим позициям мы планируем достичь серьезного прорыва нынешней зимой.
В России сейчас приближены к «телу» «Ямаха мотор» шесть полноправных дистрибьюторов, что иногда приводит к обычной междоусобной толкотне. Руководитель российского представительства компании господин Секи (всего в московском офисе будет числиться «на зарплате» пять человек) считает, что он сумеет урегулировать на месте много спорных вопросов, а вот «упрямых и неверных» придется, видимо, наставить на путь истинный.
О перспективах российско-японского сотрудничества говорил и полномочный посол из Страны восходящего солнца господин Исеи Номура. В России он всего десять месяцев, но уже много где побывал и вот теперь участвует в открытии второго представительства в стране. То, что он хорошо осведомлен о наших внутренних болячках, стало ясно, когда господин Номура предложил местным распространителям идей «кандо» — «дойти до сердца» (это девиз «Ямахи») — в случае проблем с таможенными бюрократами жаловаться непосредственно в посольство. И поднял бокал шампанского в честь славного исторического события.
— Наша задача, — внезапно похлопал меня по плечу Шибата-сан, — мыслить глобально, а действовать локально!