Основными поставщиками лодочной продукции на сибирский рынок являются предприятия Новосибирска: завод «Алмаз» НАПО, фирмы «Метацентр» и «Кулик», ежегодно выпускающие около 600 катеров и лодок более 12 модификаций. Кроме того, здесь же реализуется до 40% (примерно 100 единиц) катеров, построенных в Комсомольске. Доля реализуемой лодочной продукции других отечественных и иностранных фирм не превышает 1% потребностей. Такова информация, полученная от экспертов Сибирской ярмарки.
Ярмарка является воротами на сибирский рынок, она — региональный коммерческий центр Ассоциации сибирских городов. На ее традиционных выставках «СпортСиб» и «АвтоСиб», которые проводятся уже 14 лет, предприятия малого судостроения ежегодно демонстрируют свою продукцию.
Что нового могли видеть на этих выставках в 2003 г. посетители?
Фирма «Кулик», с 1995 г. работающая в Новосибирске, специализировалась на выпуске разборных надувных судов для спорта и путешествий. Из 20 моделей лодок, включающих 3.6-метровый парусный катамаран «Мотылек» и 7.5-метровый парусный тримаран «Фрези Грант», наибольший интерес представляли новинки семейства «Енисей». Меньшая модель «Енисей 350» (3.5х1.5 м) рассчитана на ПМ мощностью 2-4 л.с., большая — «Енисей-450» (4.5x1.75 м) — на ПМ до 30 л.с. Интересной особенностью этих мотолодок являются транцевые плиты. Благодаря тому, что надувное килеватое днище снизу упрочнено дублирующим слоем ткани, лодка без всяких повреждений выходит на каменистый берег (естественно — малым ходом). Первый 6-8местный «Енисей» прошел испытания на Байкале и Телецком озере. Стоимость меньшей модели — 27 700 руб., большей — 39 500 руб.
Завод «Алмаз», кроме уже хорошо известной сибирякам мотолодки «Обь-5» («КиЯ» №176), экспонировал новую каютную двухдизельную водометную лодку серии «Обь-4» («КиЯ» №166) — «Витязь». Мотолодки этой серии находят все более широкое применение благодаря надежности двигателей. Так, мотолодка «Богатырь» выпускается уже в двух вариантах — грузовом и пассажирском. Теперь это семейство дополнил 7-метровый дюралюминиевый «Витязь», привлекающий внимание посетителей выставки чисто авиационной рациональностью компоновки, а также качеством отделки.
Две отечественные дизельные установки мощностью по 55 л.с. с водометами производства НАПО обеспечивают надежность и прекрасную проходимость катера при эксплуатации на мелких реках с бурным течением. Скорость в крейсерском режиме с полной нагрузкой — 45 км/ч, максимальная — 60 км/ч. В просторной, с хорошим обзором каюте свободно размещаются шесть человек. В кокпите находятся пульт управления, защищенный ветровым стеклом, и место штурмана. Их рациональное расположение над уровнем настила обеспечивает хороший обзор трассы. Кормовой диван свободно вмещает трех человек. В случае необходимости перед ним может быть установлен складывающийся столик. На верхней части тентовых дуг предусмотрены направляющие, упрощающие транспортировку воднолыжников или парашютиста, позволяющие установить радарное устройство.
Ярмарочная цена катера — 491 000 руб. Следует добавить, что «Витязь» комплектуется трейлером производства завода «Алмаз».
На международной выставке «Автосиб — 2003» демонстрировались катера Комсомольского-на-Амуре объединения КнААПО и новосибирской фирмы «Метацентр». Эффектно смотрелись катера «Амур2Т» с автомобильным двигателем 90 л.с. и модернизированной угловой колонкой (309 000 руб.) и катер «Стрела-4» (549 000 руб.) с подвесным мотором «Ямаха-115» (242 000 руб.), а также стенд с угловыми колонками и запасными частями к ним. К сожалению, широко разрекламированную новинку — комфортабельный скоростной катер «Стрела-8» («КиЯ» №183) — можно было видеть только на фото.
Наиболее зрелищной и представительной была экспозиция фирмы «Метацентр», расположенная на открытой площадке у входа в павильоны. Три элегантных, со стремительными обводами белых стеклопластиковых катера серии «Данко» в исполнении «люкс» привлекали всеобщее внимание.
Представленный катер «Данко-780» отличался от ранее экспонирующихся образцов («КиЯ» №181) улучшенным оформлением интерьера и более рациональной быстросъемной панелью управления, позволяющей размещать любое необходимое навигационное оборудование. Изменен и дизайн каютной двери — теперь она органически вписывается в интерьер кокпита. Его цена с двигателем 220 л.с. и угловой колонкой — 1 200 000 руб.
Экспонируемые на выставке открытый и каютные варианты катера «Данко-550» являются новинками фирмы.
Открытый катер этой модели (5.50x2.05 м; цена 270 000 руб.), рассчитан на ПМ мощностью 90 л.с. Он предназначен для рыбалки и активного отдыха на воде. Катер имеет само-отливной кокпит и большое количество герметизированных рундуков-багажников. Управление лодкой вынесено на специальный пульт, расположенный по правому борту.
Второй катер при тех же размерениях в основном повторяет архитектуру своего «старшего брата» «Данко-780». Носовая каюта занимает примерно две трети длины катера, в ней может разместиться шесть человек. Мягкие диваны и стол между ними трансформируются в три-четыре спальных места. Корпус рассчитан на ПМ мощностью 100 л.с. Примерная цена без мотора — 450 000 руб.
Следует добавить, что все эти катера демонстрировались на трейлерах новосибирской фирмы «Арума».
Владимир Бухарин, г. Новосибирск.