Очередная, седьмая по счету, выставка "Лодки, катера и яхты" прошла в середине марта в столичном Выставочном центре на Красной Пресне. Суммируя впечатления, можно сказать, что нынешняя выставка не сильно отличалась от прошлогодней, хотя после ее посещения все же осталось ощущение некоего подъема и оживления.
Как и в прошлые голы, шеренга лодок ожидала посетителей еще на улице, перед входом в выставочный павильон. По-прежнему основную часть составляли суда зарубежного производства, причем не самые дешевые, подробными описаниями которых буквально напичканы и "водная" периодика, и русскоязычная часть интернета. Тем больший интерес вызывала продукция отечественного малого судостроения.
Яхтенная часть выставки исчерпывалась разборными надувными катамаранами, питерским "Алекстаром" и огромной импортной "Баварией" из экспозиции ТД "Царь".
Зато катерникам было на что посмотреть. Никому практически не известные региональные судостроительные фирмы представили несколько катеров весьма и весьма высокого качества. Нельзя, например, не отметить стеклопластиковый катер "Wave-660", продаваемый в Москве фирмой "Юнисейл". При длине 6.6 м и ширине 2.2 м катер имеет небольшую уютную носовую каютку на 3 спальных места и просторный кокпит. Пост управления оборудован по правому борту: стандартное фирменное ДУ двигателем, автомобильная "баранка" и комплект приборов. Корпус изготовлен с использованием финских полиэфирных смол, бальсы и химически стойкого пенопласта. Качество формовки, как и тщательность отделки, на мой взгляд, просто превосходны. Сложно сказать, как стеклопластик поведет себя при эксплуатации, но, по крайней мере, внешне корпус ничем не отличается от продукции зарубежных фирм, да и гарантия на него дается весьма солидная — три года.
В носу катера отформован модный ныне "утиный нос". Функциональные достоинства этого скорее декоративного бушприта-трапика довольно сомнительны, но надо признать, что в случае с "Wave-660" дизайнерам удалось очень удачно вписать его в облик судна. Неплохо смотрится и покатый стеклопластиковый капот двигателя в корме, однако при попытке спуститься по его скользкой от дождя поверхности в кокпит судна, стоящего на трейлере, пришлось проявить акробатические способности (что-то будет на волне!). Представители фирмы заверили, что этот досадный просчет будет устранен по желанию заказчика — например, установкой поручней.
Выставочный образец катера был оборудован стационарным двигателем с угловой колонкой, но существует вариант корпуса под один пли два подвесных мотора. Максимальная суммарная мощность силовой установки — 250 л.с. При грузоподъемности 950 кг и осадке 350 мм катер, согласно заявленным данным, разгоняется до 90 км/ч.
За корпус просят 15 тыс. долл. За трейлер к нему — 2200 долл. За корпус и трейдер в комплекте 16300 долл. Цена двигателя зависит от выбранной модели. По словам представителей фирмы-производителя, в Москве таких катеров нет — на сегодня продано всего 4 штуки и все они нашли себе хозяев в регионах. Значительно успешнее фирма реализует моторные лодки "Wave-500", которых на данный момент продано без малого три десятка.
"Wave-500" — стеклопластиковая лодка наподобие хорошо знакомого опытным водномоторникам советского "Темпа". При длине 5 м, ширине 1.8 м и грузоподъемности 700 кг лодка, согласно данным фирмы-производителя, развивает 90 км/ч с 90-сильным подвесным мотором. Материалы корпуса — те же, что и у "Wave-660". Производитель предусмотрел возможность превращения лодки в катер путем установки 100-енлышго стационарного двигателя и жесткой рубки.
За базовый вариант корпуса просят 5950 долл. и 6590 долл. — за корпус с трейлером.
Из Самары на выставку прибыл и другой любопытный катер 6.5 метровый стекло пластиковый "Аквалайн-210". Он всего на 400 мм шире описанного выше "Wave-660", но смотрится гораздо солиднее и представительнее. Качество формовки и отделки также на высоте. Как и "Wave-660", "Аквалайн" оборудован носовой каютой с оригинальной сдвигающейся вбок дверью. Максимальная мощность, которую способен "проглотить" корпус -300 л.с. Возможна установка различных моделей стационарных двигателей "Mercruiser" — от 240 до 300 л.с.
Максимальная скорость катера в буклете дипломатично не указана. Зато перечислены дополнительные опции: установка эхолота, аудио-системы, холодильника и даже 12-вольтовой микроволновки.
За этот катер производители хотят выручить 24-36 тыс. долл. Кому они за эту цену его рассчитывают продать? Да, цена несколько ниже стоимости зарубежных судов аналогичного класса, но не настолько, чтобы состоятельные покупатели отказались от покупки "брендов" фирменных катеров с прославленными именами.
И вообще отечественное малое судостроение в массе своей постепенно обретает некие общие порочные черты. Постройка среднею "российского" катера заключается в том, что в России формуется стеклопластаковый корпус (из импортных материалов!), в него устанавливаются силовая установка и оборудование — все зарубежных производителей. В результате получается судно, дорогое само по себе и, что самое главное, дорогое в эксплуатации.
Конечно, спрос на такие катера будет. Есть же любители, готовые выложить 10-15 тысяч долларов за нашпигованную импортом "Волгу". Другое дело, что большинство все же предпочитают отечественные дешевые, но добротные "Жигули". Такой вот "жигуль" на воде посетителям выставки предложили фирма "ТЛС-БИО" и саратовский авиационный завод.
Производимый ими серийно (!) катер "Николь-классик" достаточно подробно описан в №174 "КиЯ". Поэтому имеет смысл лишь отметить главные достоинства этого, вне всяких сомнений, уникального судна. Первое и самое важное: катер целиком и полностью изготовлен из отечественных материалов и комплектующих! Корпус — клепаный легкосплавный. Силовая установка — жигулевский 1.7-литровый двигатель, работающий через москвичевский кардан на угловую колонку собственного производства. Вообще, большинство комплектующих катера имеют автомобильное происхождение. Отсюда и радующая глаз цифра в графе "цена" — менее 7 тыс. долларов!
Думается, что в недалеком будущем детище саратовских самолетостроителей составит серьезную конкуренцию продукции их коллег из Комсомольска-на-Амуре — катерам "Восток" и "Амур": за ту же цену, что и "Николь-классик", покупатели получают гораздо меньше стиля, комфорта и скорости. Та же рубка па "Востоке" смотрится чем-то инородным и явно нуждается во вмешательстве дизайнера. Впрочем, дальневосточники, как выяснилось, тоже не стоят на месте.
Вместо 60-сильного двигателя М-412 эти катера по желанию заказчика будут снабжать 90-сильным М-248. Водомет остался тот же. Изменился лишь шаг лопастей ротора. Рано говорить, насколько работоспособным и надежным окажется движитель после такой переделки. Иных новинок дальневосточный завод в нынешнем году не представил. К следующей выставке обещан 8.6-метровый катер — типа "Стрелы-5", со стационарным (импортным) движком. Так что о цене всей лодки можно только догадываться.
Свои новинки представило и Воронежское самолетостроительное объединение, в прошлые годы заинтриговавшее комфортабельной каютной мотолодкой "Максим" (см. "КиЯ" №169). На этот раз вместо "Максима" на площади перед павильоном воронежцы выставили нечто тоже утиноносое с мудреным пластиковым верхом и явными претензиями "а ля Бейлайнер" под названием "Дельфин".
На прошлогодней выставке особенно странным выглядело отсутствие в экспозиции стендов столичных судостроителей (казалось бы, им-то принять участие в выставке ничего не стоило!). В этом году москвичи чуть-чуть зашевелилась. Московский судостроительный завод, широко известный речными трамвайчиками "Москвич" и "Московский", представил голландский проект моторной яхты "Newstar". Цена готовой, полностью укомплектованной посудины — 680 тыс. долл. За эти немалые деньги заказчик получит судно весьма стремительного и даже агрессивного внешнего вида, но с водоизмещающим корпусом. Строители обещают, что судно будет полностью соответствовать гордому статусу моторной яхты.
На борту предусмотрены 4 комфортабельные каюты, салоп, прогулочная палуба, камбуз, туалеты и душевые все по высшему разряду. Двигать этот дом на воде в минимальной комплектации будут два 150-сильных дизеля. Скорость с этими моторами составит 18 км/ч; максимальных 25 км/ч можно достичь, установив 540-сильную силовую установку.
По словам представителя завода, одна такая яхта уже заложена, а еще два заказчика ждут своей очереди. "Руководителям крупных компаний нравится проводить переговоры на борту своего судна, начиная беседу в Москве, а заканчивая ее, скажем, в Ницце", — объяснил свой нескрываемый оптимизм представитель завода. Оказывается, до сих пор "руководители крупных компаний"(цитируем все того же представителя) вынуждены были переоборудовать под моторные яхты серийную продукцию завода — речные трамвайчики, и наконец-то любителям переговоров на воде предложили достойную замену.
Посетители, у которых не было семиста тысяч долларов на покупку моторной яхты, с интересом изучали прайс-листы на надувнушки. Как и в прошлом году, достойную конкуренцию импортным изделиям составили моторные надувные лодки "Бриг". Особенно приятно порадовал ценами питерский "Лидер": 3-местная надувнушка из ПВХ под 6-сильный мотор — 520 долл.
Среди стендов с импортной продукцией явным лидером стал Торговый дом "Царь", которому принадлежала самая представительная шеренга судов у входа в павильон. Здесь было все — от моторных лодок и шикарных катеров до огромной парусной яхты "Бавария". Описывать эти суда нет смысла. Как метко заметил один из посетителей выставки. люди, способные купить такие лодки, предпочитают смотреть их не в Москве, а, скажем, в Дюссельдорфе, что, наверное, и в самом деле разумно.
Помнится, подводя итог прошлой выставки, я посетовал на то, что практически все стенды торговцев импортной продукцией представляли собой лишь слабую копию их складского ассортимента. В этом году ТД "Царь" решил проблему до гениальности просто — всех желающих бесплатно отвозили из Экспоцентра в розничный магазин "Царя" на Кастанаевскую улицу. Там можно было и посмотреть, и купить, хотя — цены, цены... Но, с другой стороны, если баснословные цены существуют, значит по ним что-то реально покупается: есть спрос — есть и предложение. Так-то оно так, но ведь спрос есть не только на дорогущие импортные подвесники или пластиковые катера-мыльницы, но и на дешевые отечественные моторы, клепаные корпуса, краски и лаки, незамысловатые алюминиевые мачты, всякую нехитрую мелочевку — все это востребовано массовым потребителем. Можно, конечно, спорить: какой потребитель массовый? Понятно, что в Москве и в регионах он — разный. К примеру, четверо моих друзей из Мурома имеют яхты, десяток знакомых из Владимира — катера и моторные лодки. Все они время от времени приобретают что-нибудь для своих судов, т.е. создают устойчивый, прогнозируемый, платежеспособный спрос.
Все свои будущие покупки мои коллеги по увлечению сделают в других местах — столичная выставка по-прежнему не для них. Это тем более обидно, ведь многое из перечисленного производится в нашей стране. Производятся и корпуса, и моторы, и радиостанции, и эхолоты, и даже такие экзотические штуки, как экранопланы, или, скажем, миниподлодки. Почему все это добро можно видеть лишь на региональных выставках, а то и вовсе получать про него информацию через знакомых и друзей? Слишком дорога выставочная площадь или недостаточно активны организаторы столичной Бот-шоу? В следующем году очень хочется всерьез применить этот термин к московской выставке — без кавычек и снисходительных скидок.