Простой и верный способ оценить уровень развития производственной фирмы — это оценить полноту ассортиментного ряда ее продукции. Тонкое деление моделей на базовые и опциональные, любительские и профессиональные, массовые и эксклюзивные, концептуальные и т.п. свидетельствует не только о систематическом вложении средств в основное производство и проведение опытных работ, не только о продуманности типовых конструкций и отработанности основных узлов, но также и о последовательной маркетинговой политике и глубоком знании своей ниши на рынке.
Номенклатурные ряды ведущих фирм-производителей малотоннажных судов из промышленно развитых стран насчитывают десятки регулярно обновляемых моделей. Отечественный судостроитель, по разным причинам, пока не может похвастаться ни особым богатством ассортимента, ни наличием продуманной маркетинговой политики. Исключение составляют разве что изготовители "надувнушек", для которых разработка каждой новой модификации не требует особых затрат денег и времени при стабильно высоком спросе, да немногочисленные поставщики наших лодок на внешний рынок — жесткие законы конкуренции обязывают. Но нельзя не отметить, что и наш внутренний рынок мелких судов год от года становится все более насыщенным и разнообразным, и удержать позиции на нем, не обновляя и не расширяя модельный ряд, практически невозможно.
ЗАО "Стрингер" сделало в этом году еще один шаг к более полному удовлетворению спроса на стеклопластиковые мотолодки общего назначения. По горячим еще следам испытаний прошлогодней новинки — открытой мотолодки "Стрингер-480", к сезону 2001-го года готовится выпуск ее более крупного варианта — однотипной лодки "Стрингер-510".
Читателей не должно смущать совпадение названия новой лодки с представленной в прошлом номере лодкой-"хардтоп", оборудуемой рубкой-убежищем. На то есть уважительная причина: обе лодки с индексом "510" построены на базе одного корпуса (5.10x1.90 м) с носовой площадкой-ростром, увеличивающим габаритную длину до 5.50 м. Соответственно рубочная модификация получит индекс "Р" в названии. Обе новинки готовятся к серийному выпуску в текущем году.
Новая открытая модель многое унаследовала от своей предшественницы — лодки "С-480". Тот же разделенный по-бортными полуконсолями надвое кокпит, те же гнутые акриловые стекла, полированные релинги, округлые формы. Чем же была вызвана потребность в разработке аналогичного, на первый взгляд, судна? Прежде всего недостаточной степенью обитаемости 4.8-метрового корпуса. При нормативной пассажировместимости в четыре человека за ветровыми стеклами на ходу могут укрыться только двое-трое, что становится особенно ощутимо в дождь; когда в корме ставится небольшой тент, при попытке укрыться под ним всем экипажем лодка приобретает неблагоприятный дифферент на корму. Решением этой проблемы для "С-480" может стать разработка ходового тента большего размера, закрывающего также и носовой кокпит. Однако клиент, не стесненный средствами, наверняка предпочтет более длинную лодку, в закрываемом тентом кормовом кокпите которой, не в ущерб мореходным качествам, помещались бы уже не два-три, а четыре-пять человек. Другое преимущество удлиненного кокпита — лучшая компоновка тентовых дуг, которые могут теперь укладываться за спинку кормового дивана без использования продольных направляющих шарниров. Добавочная длина кокпита позволила разместить в корме специальный локер, в который убирается сложенный тент. Водительское и "штурманское" сиденья — поворотные; они могут быть развернуты к кормовому дивану.
Через люк в палубе открывается доступ в просторный трюм, размеры которого достаточны для размещения в нем топливного бака на 100 л. (В этом также выгодное отличие от предыдущей модели, в которой стандартные баки убирались под кормовой диван и влияли на центровку лодки.) К носу от топливного отсека под палубой расположен узкий длинный ящик, удобный для хранения длинномерных предметов — удилищ и водных лыж.
Помимо упомянутого ростра, облегчающего выход на берег, в габаритную длину входят теперь и кормовые свесы за транцем. С них удобнее обслуживать подвесной мотор (замена гребного винта на откинутом моторе с длинным дейдвудом без таких площадок на воде вообще практически невозможна).
Появилось еще одно приятное дополнение — стол в носовом кокпите, устанавливаемый на штативе в специальный палубный стакан. На ходу стол убирается на штатное место — в специальную нишу в борту. Вообще запираемых объемов для размещения имущества и багажа будет достаточно: якорный отсек, ящик под носовой банкой, свободный от основных запасов топлива кормовой трюм и просторная "тумбочка" внутри левой полуконсоли.
Килеватый мореходный корпус "С-510" хорошо зарекомендовал себя на предшествующих моделях и не претерпел существенных доработок. Из-за возросшей по сравнению с "С-480" массы корпуса следует считать предпочтительной установку подвесного мотора мощностью 40-70 л.с. Более мощный двигатель чрезмерно утяжелит корму и сделает эксплуатацию лодки небезопасной.
Стандартное оборудование остается неизменным, оно типично для всех моторных лодок фирмы "Стрингер": это поролоновые подушки в виниловых чехлах на сиденьях, рулевой привод "Ultraflex" со штурвалом из нержавеющей стали; щиток выключателей и ходовые огни; стояночный тент. Не будет лишней автоматическая осушительная помпа, имеющаяся в трюме. Требуемый стандартом запас аварийной плавучести обеспечивают блоки пенопласта под планширем и в незанятых объемах.
Могут быть учтены требования клиента по установке дополнительного оборудования, вплоть до сдачи лодки вместе с транспортировочным трейлером "под ключ".
В соответствии с устоявшейся традицией наши новинки впервые предстанут перед публикой на московской выставке в марте этого года, после чего начнется их серийный выпуск.