Вряд ли в парусном спорте наша страна рассчитывала на многое. Однако, надежда на то, что одному из участников — серебряному призеру Атланты-96 в классе "Солинг" Георгию Шайдуко вновь удастся результативное выступление, все-таки была. Тем более, что опыт олимпийских регат у него уже солидный — как никак четвертая Олимпиада.
В гонках флота российский экипаж в составе Георгия Шайдуко, Олега Хоперского и Андрея Кирилюка выступил уверенно, занял итоговое пятое место и, следовательно, пробился в число двенадцати участников, которые продолжали борьбу уже в серии матчевых гонок. Но дальше четвертьфинала экипаж не прошел. Итог — обидное шестое место. О том, как проходила борьба на Олимпийской регате в классе "Солинг" и что же случилось в четвертьфинале рассказывает непосредственный участник этих событий — Георгий Шайдуко.
— На Олимпийскую регату приехали 16 сильнейших гонщиков в классе "Солинг". Все были равны и по своим силам и по своим возможностям. К примеру, датчанин Джаспер Банк, ставший в итоге олимпийским чемпионом, во флит-рейсе был лишь 12-м и запрыгнул, фактически, в уже "уходящий поезд". Было и несколько сенсаций — во вторую часть соревнований не попали признанные фавориты итальянец Чекон, финн Мяккила, канадец Аббот и испанец Доресте. А первое место в гонках флота неожиданно занял норвежец Герман Хорн Йохансен. Он прошел очень здорово: из шести гонок отгонял пять, и даже не приняв участие в шестой, все равно остался лидером. Так уверенно он выступил!
В матчевых гонках 12 участников были разбиты на тройки. Мы, показав пятый результат во флите, попали во вторую тройку и первый круг матчевых гонок прошли довольно уверенно: заняли третье место в своей подгруппе и пробились в четвертьфинал, где могли побороться за места от шестого и выше. В нашей группе также оказались норвежцы, новозеландцы, голландцы, датчане и немцы.
В первой и во второй гонке фортуна была на стороне соперников. Новозеландец Род Дэвис и норвежец Герман Хорн Йохансен поймали ветер, и мы ничего не смогли поделать.
В третьей гонке нашим соперником был датчанин Джаспер Банк. Практически всю гонку мы шли впереди. На последнем полном курсе он проходил у нас по корме и зацепил спинакером ахтерштаг нашей лодки. Однако решение судей было для меня совершенно непонятно: получили "баранку" мы. Потом мы пытались получить объяснения, почему мы, идя правым галсом, да еще и впереди, получаем "баранку" от яхты левого галса, которая ударила нас сзади. Судьи объяснили это тем, что мы якобы изменили курс в самый последний момент при расхождении. На финиш мы с датчанином пришли очень плотно, но все-таки проиграли.
Четвертую гонку провели с голландцем Роем Хайнером. Уйдя со старта, нам удалось прихватить соперника с подветренной стороны, но он нам не давал места, как это положено по правилам. Мы подняли протестовый флаг. Однако, со стороны ампайров никаких действий не последовало. А ведь по правилам в такой ситуации яхта должна показать, что она уступает место. Голландец этого не сделал и в итоге ушел вперед. Однако, через какое-то время мы смогли исправить положение: лидируя, обогнули первый знак, прошли весь полный курс и следующую лавировку. Перед верхним знаком мы сходились с Хайнером на левом галсе, он шел правым. Было видно, что мы проходим чисто, с запасом. Затем ветер немножко изменился, и возникло ощущение, что можем не успеть. Но все-таки попытались это сделать, и в итоге прошли бы "без вопросов". Тем не менее, голландец изменил курс, чтобы попытаться нас достать, но не смог. Замечу, никаких столкновений на дистанции не было. Однако Хайнер подал протест, и в этой ситуации нам поставили пенальти. После этого нам оставалось идти полным курсом к финишу еще один отрезок, однако поймать Хайнера на том же действии, чтобы он тоже был оштрафован, нам не удалось.
Последняя гонка с немцем Йоханом Шуманом уже ничего не решала. Было понятно, что в четверку не попадаем. Мы довольно легко взяли старт, всю дистанцию прошли впереди и финишировали первыми.
— Для многих, и, в частности, для тех же норвежцев и новозеландцев, стало большой неожиданностью, что они смогли вас обойти...
— В принципе, мы были посильнее, но здесь определенную роль сыграли два фактора — фортуна и судейство. Например, с ветром чаще везло нашим соперникам, чем нам, а решения судей в ряде ситуаций были, на наш взгляд, не совсем корректными. Два пенальти нам могли бы не давать и одно уж точно дать в сторону наших соперников. Помните ситуацию с датчанином? Так вот, нечто подобное произошло и в финальной гонке между тем же датчанином и немцем, только теперь уже датчанин шел впереди. И здесь судьи дали наказание яхте, идущей сзади. Сказать, что эти судьи низкой квалификации — невозможно, так как это действительно высокопрофессиональные люди. Поэтому остается одно — предположить, что они судили предвзято.
— После Атланты у вас сменился экипаж. Можете рассказать, как и почему это произошло, и откуда появились Олег Хоперский и Андрей Кирилюк?
— Дмитрий Шабанов и Игорь Скалин, с которым я выступал на предыдущей Олимпиаде, ушли. Их не устроили финансовые условия, и теперь каждый из них занимается бизнесом. На их месте появились молодые Сергей Волчков и Павел Комаров (21 и 26лет соответственно — прим. ред.). Мы проработали с ними около двух лет, вместе стали чемпионами мира, призерами чемпионата Европы. Но ребятам не хватало опыта — у нас возникали ситуации, когда они просто не успевали читать гонку, да и в матч-рейсах были слабоваты. После того, как вдобавок ко всему у нас возникла серьезная ситуация в плане финансов, ребята ушли каждый в своем направлении.
За год до Сиднея я решил создать новый экипаж. Олег Хоперский 21 год выступал в классе "Финн", там у него были достаточно высокие показатели. Но в последние годы он уже числился ветераном, поскольку "Финн" — класс для молодых. Я знаком с Олегом около 27-ми лет, мы хорошо понимаем друг друга профессионально, поэтому я предложил ему место среднего. А Андрей Кирилюк раньше гонялся в "Лазере", последние два года в "470". Но в "семидесятке" у нас есть лидер — Дима Березкин, и, следовательно, поездка на Олимпиаду Андрею не грозила. Я предложил ему место бакового. И вот мы, трое рулевых, за год до Олимпиады стали готовиться. В первое время возникали очень серьезные проблемы, ведь каждый был не на своем месте, к тому же и Олег, и Андрей привыкли гоняться в одиночку, а взаимодействие в экипаже — это совсем другое. Хорошо, что в последний год нам помог спонсор — "Гута Банк": мы приобрели самую современную яхту, катер для тренера, непромоканцы, паруса...
— Когда появились первые результаты?
— На чемпионате мира в этом году мы заняли шестое место среди 50 участников. Могли бы быть и выше, но в одной из гонок нам не повезло — был сильный ветер и Олег Хоперский вывалился, пришлось возвращаться за ним. В результате с четвертого места переместились на двадцатое. В июле на чемпионате Европы в Ла-Рошели заняли второе место (в гонках флота), проиграв победителю, Джасперу Банку, 0.4 очка. Последние наши матчевые гонки были в Хельсинки на чемпионате Европы. Но там произошло столкновение, я получил травму — перелом ребра. Так что ребята после Финляндии отправились во Владивосток продолжать подготовку, а я остался в Москве поправлять здоровье.
— Кстати, удивил тот факт, что на Олимпийской регате не было вашего тренера Ильи Михайлова...
— Это скорее политические игры. В тот момент, когда мы были в Финляндии, в Москве заседал Исполком Федерации парусного спорта, который комплектовал команду для поездки в Сидней. Из состава делегации вычеркнули наших тренеров Илью Михайлова и Сергея Канова. Мы с Михайловым прошли два круга по руководству Олимпийского комитета и, в конце концов, было решено тренера туда командировать, потому что его отсутствие могло отрицательно сказаться на выступлениях. Однако, Михайлов не имел аккредитации и поэтому не смог полноценно помочь нам на воде.
— Если вернуться к разговору об экипаже, после Сиднея он распался, что будет дальше?
— Когда мы затевали наш экипаж и обсуждали условия с Олегом и Андреем, решили, что будем вместе только до Олимпийских игр. Понятно, что ребята в душе остаются рулевыми, и я думаю, что в дальнейшем они хотят реализовать себя индивидуально. Поэтому уже сегодня мы пожали друг другу руки, пожелали удачи в дальнейшей жизни. Фактически этого экипажа уже не существует.
— Сейчас, после Олимпиады, чем займетесь?
— Первая задача — полностью восстановиться после проведенного соревновательного цикла. В перспективе — это я чувствую по своему внутреннему, психологическому состоянию — могу пройти еще три Олимпиады. В этом убеждает еще и то, что мои конкуренты, которые заняли более высокие места, старше меня. К примеру, с Джаспером Банком у нас восемь лет разницы. Так что главная моя задача — не сорваться психологически, а вторая — организовать нормальную финансовую поддержку. Вот тогда мне будут по силам еще три олимпийских цикла. Однако загадывать наперед не будем. Скорее всего, первые два года буду принимать участие в профессиональных гонках, ездить, зарабатывать деньги. Ведь многие их тех, кто выступал на Играх, успевают гоняться и в профессиональных регатах, и на олимпийских дистанциях.
— Кстати, как ваш спонсор отнесся к шестому месту?
— Шестая строчка для нас — это не место. Ведь всегда приятно, когда у тебя в руках медаль. Тем не менее, думаю, для спонсора было престижно заявить свое имя на борту олимпийской яхты. Надеюсь, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет продолжено. Понимаете, "Гута Банк" это одна из немногих фирм, которая занимается в России меценатством и вкладывает средства в парусный спорт, финансирует детские спортивные программы. На самом деле, парусный спорт — очень дорогой. Но заметьте, именно он растит здоровых людей. Говорят, королева спорта — легкая атлетика. Но вот есть еще спорт королей — это парусный. Там же, в Сиднее, когда мы гонялись за выход в четверку, рядом со стартом стоял катер с VIP-персонами на борту. После гонок я подошел к судье и поинтересовался, кто же там был. Как оказалось, за нами наблюдали сразу три короля — греческий, норвежский и датский, а также испанская принцесса! И еще — именно они и награждали всех тех, кто занял призовые места в регатах.