Раскатанная на песчаном берегу лодка "FISH HUNTER 360" в сдутом состоянии не выглядит на свои 3 метра 60 см — от силы два с половиной. Так что в первый момент промелькнуло опасение, что мы взяли испытывать не ту модель. Однако волнения оказались напрасными: по мере накачивания бортов лодка приобретала все более и более внушительные размеры. Впрочем, обо всем по порядку.
В продажу эти лодки поступают без транспортировочного матерчатого пенала или мешка — как есть в упаковочной коробке небольших размеров. Рыболовы могут заказать для себя рюкзак, его изготовление будет стоить недорого, или использовать для переноски свой. На автомашине лодка "FISH HUNTER" легко перевозится в багажнике, свернутая в рулон. Отдельно упакован комплект легких разборных весел. Общий вес лодки с двумя надувными сиденьями составляет 22 кг. Это немного (наша 3.4-метровая "Иволга-3", например, на 6 кг тяжелее), что объясняется в первую очередь тем, что материал, из которого она изготовлена — не прорезиненная ткань, а высококачественный сваривающийся пластик. Это ПВХ-термопласт очень красивого болотно-зеленого цвета с глянцевой поверхностью; его толщина вполне достаточна, чтобы не бояться случайных разрывов и проколов (именно это вызвало наши первые опасения).
Тем более, что снаружи лодка покрыта плотно подогнанным довольно прочным чехлом-камуфляжем, который также служит дополнительной защитой от повреждений. Поэтому надувать и вооружать лодку смело можно не только на песке, но также и на каменистом берегу. Одновременно чехол улучшает ходовые качества лодки благодаря тому, что гофрированное надувное днище, подобное надувному матрацу, становится плоским. Поясним, что заказывать чехол нужно отдельно, в комплект поставки он не входит.
В надутом состоянии "FISH HUNTER 360" имеет габариты 3.60 м x 1.50 м. Грузоподъемность лодки — 375 кг.
У рыбаков со своими сложившимися привычками вид лодки со множеством клапанов для накачивания, вполне допускаем, может вызвать уныние. Простота, конечно, важное качество, которого "FISH HUNTER 360" на первый взгляд лишена. Однако внимательное изучение конструкции лодки позволяет убедиться в том, что некоторое усложнение ее есть ни что иное, как мера обеспечения безопасности.
Классическая О-образная в плане лодка имеет совершенно необычную двухбаллонную конструкцию. Читателям могут быть известны лодки, у которых баллон поставлен на баллон; это вдвое повышает высоту борта и лучше защищает пассажиров, но зато и увеличивает парусность, что для рыбаков нежелательно. Конструкторы фирмы "SEVYLOR" расположили второй баллон горизонтально — он опоясывает основной баллон снаружи по всему периметру лодки. Таким образом, второй — внешний баллон увеличивает общую ширину борта (настолько, что на нем можно спокойно сидеть). То, что такое решение несколько уменьшает полезную ширину кокпита, на самом деле даже полезно: это ограничивает перемещения рыбака от борта к борту, что снижает вероятность опрокидывания. Это решение обеспечивает очень высокую остойчивость (втроем мы вывешивались за борт, но лодка не опрокидывалась) и дополнительную надежность: если будет проколот наружный баллон, внутренний не пострадает.
Остается добавить, что дублирование кольцевого баллона позволило отказаться от такого усложнения конструкции, как разделение внутреннего объема поперечными переборками на надуваемые по отдельности камеры-отсеки.
Вспомогательные секции (две надувные туннельные камеры) смонтированы вдоль каждого борта в районе днища и также служат целям повышения остойчивости и безопасности (обеспечивается дополнительная надежность в районе ватерлинии и лучший самоотлив воды из кокпита).
Нелишним будет отметить, что надувное днище также повышает комфорт; еще больше изолируя вас от контакта с водой.
Три сливных клапана обеспечивают полную очистку кокпита от воды, поскольку надувное днище расположено выше ватерлинии. Очевидцы утверждают, что даже в сильный ливень для откачки воды не приходится пользоваться черпаком — вода уходит самотеком.
В собранном состоянии лодка выглядит очень привлекательно, с эстетикой у нее все в порядке.
Лодки "FISH HUNTER 360" снабжены резиновыми рымами-ручками для переноски, а также несколькими резиновыми петлями на корме для установки фирменного подвесного электромоторчика или баллера руля при движении под парусом.
Возможны три варианта "вооружения" для "FISH HUNTER 360": гребное, моторное и парусное. Мы испробовали все три.
Лодка поставляется в самом простом, весельном варианте. При желании взыскательный рыбак может придраться к конструкции весел. Состоят они из небольших (около метра длиной) алюминиевых веретен, фиксируемых на них лопастей, выполненных из мягкого пластика, а также пары колец-фиксаторов, которые препятствуют смещению весел в уключинах. Так вот, предпочтительно было бы иметь не по одному, а по паре колец на каждом весле, т.к. оно "ходит" в уключине. Кроме того, весла проворачиваются в руках гребцов под воздействием потока. Для предупреждения такого проворачивания обычно используют резиновые ручки на конце весел, улучшающие сцепление ладоней и поверхности весла.
При движении на веслах лодка довольно устойчива на курсе. В целом грести и управлять лодкой сравнительно легко и удобно.
Специалисты фирмы "Миллон" внесли ряд конструктивных дополнений, которые улучшили эксплуатационные характеристики американских лодок.
Пайол
Так, например, в комплект к лодкам "FISH HUNTER" предлагаются фанерные пайолы, состоящие из трех составных секций. Продольное крепление обеспечивают два алюминиевых стрингера, фиксирующих пайолы на днище. Применение пайолов значительно повышает общую жесткость лодки, снижает вероятность прокола днищевой секции, упрощает поддержание чистоты и позволяет рыбакам безопасно и устойчиво стоять внутри кокпита. В настоящее время "Мил-лон" изготавливает пайолы ламинатной конструкции — снаружи они покрыты стек-лорогожей, поэтому поверхность пайола шероховатая, что уменьшает опасность поскользнуться.
Установка бензинового подвесного мотора
Не секрет, что отечественные электрические подвесные моторы (например "Снеток" или "Форель") не пользуются особым спросом среди населения, да и устанавливать их вместо фирменного 3сильного "SBM" нельзя — штатные крепления не подходят. Да и по всем показателям удобства, экономичности и эффективности подвесные электромоторчики уступают более привычным бензиновым. Поэтому для большинства российских рыболовов актуальным является вопрос: как использовать лодку "FISH HUNTER" в сочетании с обычным бензиновым подвесным мотором? На фирме "Миллон" ответили и на него. Здесь разработана и выпускается серийно модель навесного фанерного транца с алюминиевыми трубками, укладываемыми вдоль баллона. Отечественный транец дешев и "тянет" всего на 25 долларов. На уже установленный транец и навешивается маломощный двигатель (паспорт лодки разрешает применять моторчик мощностью не выше 3.3 л.с. и весом не более 14 кг). Поведение лодки под мотором также не вызывает нареканий — она легко управляется и маневренна, демонстрирует неплохую всхожесть на волну и малую заливаемость. Брызги, конечно, летят, и может быть, штатный тент в некоторых ситуациях вообще-то не был бы лишним. (Кстати, имеющийся пенал для аккумулятора хорошо подходит для хранения "лягушки"-помпы.)
Парусное вооружение
Большое впечатление на нас произвел парусный вариант той же лодки. В этом случае простенький 5-метровый парус поднимается на алюминиевой мачте, которая крепится к треугольной рамной конструкции, устанавливаемой в носу лодки. Руль навешивается на те же петли, что и подвесник. Однако первоначальная конструкция выглядела довольно громоздкой и стоила откровенно дорого. Ее применение носило скорее рекламный характер. Покупатели из России озадачили специалистов фирмы "Миллон" просьбой разработать более простой и совершенный вариант вооружения. Мы опробовали этот новый вариант работоспособного паруса. При этом оказалась значительно упрощена конструкция крепления мачты и снижена стоимость вооружения. В современном, "адаптированном к российским условиям" варианте, используется составная треугольная рама, состоящая из нескольких трубок, собранных воедино и зафиксированных жестко в ручках для переноски лодки. На раме с помощью вант и штага крепится мачта, на которую чулком надевается передней шкаториной треугольный парус. Управляется парус единственным шкотом, заложенным на алюминиевом гике. На боковые торцы треугольной рамы навешиваются шверцы (один или два), а на корме закрепляется руль.
Короткие выходы под парусом показали, что лодка очень быстро (значительно быстрее, чем на веслах) идет полными курсами и даже уверенно лавирует, хотя и имеет при этом заметный дрейф.
Подробнее с парусным вооружением для надувных лодок мы познакомим наших читателей в следующем номере.
В отношении лодки "FISH HUNTER" остается добавить, что она легко отмывается от налипшей грязи и попавшей на борт тины, а после выхода на берег быстро сохнет. В силу того, что материалом оболочки является пластик, а не резина, уход за ней,хранение и поддержание чистоты гораздо проще, чем при эксплуатации привычных "резинок".
Подводя итог вышесказанному, отметим, что после первого знакомства с дооборудованной лодкой "FISH HUNTER 360" можно говорить о следующих ее преимуществах:
- комфорт и безопасность эксплуатации;
- высокая остойчивость;
- малый вес и компактность;
- неприхотливость в обслуживании;
- универсальность в выборе движителя;
- привлекательный внешний вид.
В России лодки "FISH HUNTER" и другая продукция компании "SEVYLOR" известны прежде всего благодаря работе поставщика — фирмы "Миллон".