"Wellcraft" — известное имя и в американском, и в мировом катеростроении. По мнению знатоков, лучшее, что выпустила и уже в течение 25 лет совершенствует эта компания, — серия "Scarab", благодаря чему она заняла одну из высших ступенек подиума в сфере гонок "офф-шор". Телевизионный сериал "Maiami Vice" с участием таких звезд, как Дон Джонсон, Чак Норрис и Майк Рейган (сын экс-президента), гонявшихся именно на катерах типа "Scarab", привлек широкое внимание публики и к самим катерам. Во всяком случае и сегодня лицо фирмы — это пять высокоскоростных открытых моделей с таким же названием (длиной от 8.97 до 13.2 м с совершенными "гоночными" обводами — глубокое V, с поперечными и продольными реданами на килеватом — 24° — стеклопластиковом корпусе).
Компания ведет свою историю с 1955 г., когда Билл Девис построил на продажу первый катер из стеклопластика в скромном гараже в городе Сарасота (Флорида). Это было самое начало эры стеклопластика. Продав несколько таких катеров, Билл вступил в партнерство с Эдом Крафтоном, от фирмы которого в Индиане объединенная компания и получила нынешнее название. Компания насчитывала тогда 100 служащих и выпускала 12-футовые плоскодонные скифы, 14- и 17-футовые разъездные мотолодки. В 1975 г. открылся второй завод в Эйвон-парке (Флорида), а на предприятии в Сарасоте начался выпуск серии "Scarab", разработанной известным гонщиком и конструктором Ларри Смитом. "Гонки — наш основной полигон для испытаний, — считает Ларри. — Здесь, на трассе соревнований, совершенство обводов и прочность корпуса намного важнее, нежели для прогулочных судов".
В 1984 г. компанию приобрела фирма "Genmar Indastries", но еще через несколько лет начались тяжелые времена из-за введенного в январе 1991 г. 10%-ного налога "на предметы роскоши" и постепенного прекращения финансирования. Завод в Эйвон-парке был закрыт, производство продолжалось на головном заводе в Сарасоте. Это было мощное предприятие, но оборудование на нем устарело, из-за разнообразия выпускаемых моделей было трудно организовать их эффективное поточное производство. Объем производства неуклонно сокращался с каждым годом, а число непроданных катеров на заводском складе росло и дошло до 260.
Поворотный момент наступил, когда в 1998 г. президентом компании "Wellcraft" стал Майк Скраггс. Были предприняты отчаянные усилия, чтобы обеспечить инвестирование и выйти на внешние рынки. Объем экспорта вскоре составил уже 20% всей выпускаемой продукции, и эта цифра продолжает расти. "Важные рынки для нас — Центральная и Южная Америка, — говорит Страггс. — Европа тоже очень важный рынок, поскольку там медленно, но верно растет спрос на прогулочные суда". Признаком увеличения экспорта стало то, что в 1999 г. компания имела за пределами США 29 дилеров, тогда как годом раньше их было всего четыре. Стали традицией фирменные мини-бот-шоу в крупных спортивных магазинах и лодочных центрах. Первая же такая акция дала прирост уровня продаж в 50 млн. долларов, причем большую часть лодок покупали люди, впервые приобретающие судно. Важным шагом была реорганизация и компьютеризация складского хозяйства, что позволило наладить снабжение дилеров и дистрибьюторов запчастями (сейчас проблема решена на 99,9%).
Назначение австралийской фирмы "Riviera" дилером "Wellcraft" стало основой развития их партнерских отношений. Ныне "Riviera" не только продает в Австралии катера, доставленные сюда морским транспортом, но и поставляет "Wellcraft" крейсерские суда серий 400 и 300 "Coastals" и спортивный "45 Excalibur"; а австралийская линейка расширяется новой серией 3000.
Однако подлинный секрет улучшения дел — иной, современный подход к выбору и совершенствованию осваиваемых моделей. "Наш принцип теперь — продавать клиентам то, что они хотят, а не то, что мы выпускаем", — так сформулировал этот подход вице-президент по маркетингу Джордж Салливан.
Имеет значение и высокое качество продукции, на которую фирма дает 5-летнюю гарантию. Даже избалованные американские покупатели особо отличают высочайшее качество декоративного слоя стеклопластиковых корпусов. Например, о белом цвете в отделке внутренних помещений, говорят, что благодаря ему в каюте гораздо светлее, чем на пляже в солнечный день. Желающим познакомится с "настоящим черным цветом" рекомендуют посмотреть на борт "230 Fisherman".
Собственная продукция "Wellcraft" включает 35 моделей в 1999 г. и 41 модель по каталогу 2000-го года. Они разделены на четыре линейки — спортивные катера (6 моделей), спортивно-рыболовные (15 моделей), спортивные крейсера (9 моделей) и гоночные катера (11 моделей "performance boats").
Спортивно-рыболовные мотолодки и катера составляют примерно половину количества выпускаемых лодок.
"Спортивное рыболовство — одна из главных причин, по которой в США покупают катер, — пояснил Скраггс. — Мы намерены расширить ассортимент таких судов, выпускать специализированные катера для озерного лова и для рыболовных турниров".
"Wellcraft" не только выпускает катера для спортивного рыболовства, но и поддерживает ряд рыболовных турниров материально. Недавняя встреча дилеров "Wellcraft" продемонстрировала решимость компании всячески расширять свою деятельность за пределами просто продажи катеров и организации сервиса. Обсуждались вопросы организации более массовых соревнований, были продемонстрированы несколько перспективных и более эффективных турнирных катеров.
На той же встрече был показан и новый гоночный катер Найджела Хука, принесший ему титул чемпиона мира. В его основе 13.2-метровый корпус "Scarab 43". Новый серийный гоночный катер на базе того же корпуса должен был появиться в самом конце 1999 г. для участия в гонках в классе Super-Vee.
Говоря о форме корпуса, Скраггс сказал: "Мы выпускаем мореходные катера с более мягкими, более плавными, чем раньше, обводами, что соответствует современным тенденциям проектирования. Угловатые обводы недавнего прошлого канули в вечность. Нынешние катера "Scarab" — весьма ходкие суда, объединившие в себе идеальную форму и высокое качество всего комплекса корпус—двигатель—движитель. В совершенстве этого комплекса может убедиться любой опытный водитель, благодаря устанавливаемому на катера приборному комплекту "Gaffrig" компании "Livorsi Marine". Рекламный лозунг компании гласит: "Наш штурвал белый, и на нем не будут видны ваши побелевшие пальцы". Конструктор Ларри Смит продолжает совершенствовать серию "Scarab", это видно даже на фото крупных моделей, на которых теперь появились два поперечных редана, как на самых современных высокоскоростных катерах.
Несколько слов о заводе фирмы в Сарасоте. После инвестирования в него 15 млн. долларов его модернизировали, благодаря чему теперь он может строить катера более эффективные, менее дорогие и главное — "более дружественные пользователю".
Одно из подразделений предприятия занимается обновлением пресс-форм, которых хватает на формование не более чем 4-6 корпусов. Формовочный цех работает в три смены. Одна смена наносит на матрицы гелькоут, другая — распыляет микро-пузырьковую пасту для заполнения каверн, а третья — выполняет собственно ламинирование. В сборочном цехе девять конвейерных линий, что позволяет одновременно собирать до 50 корпусов. Мощность завода — 25 корпусов в день, а наличие неподалеку озера позволяет испытывать каждый катер на плаву перед отправкой заказчику. На заводе работает около 1000 человек. Есть еще и столярный цех, где выполняются работы по дереву.
Помимо основной продукции, о которой говорилось выше, завод "Wellcraft" с 1984 г. выпускает также малые рыболовные мотолодки "Aquasport". Их прессуют в отдельном здании, но собирают и оснащают в том же сборочном цехе.
Недавно "Genmar" приобрела еще одну компанию — "Logic", расположенную в г. Дурхэм (Сев. Каролина). Здесь изготовляют корпуса по иной технологии — из термопласта типа полиэтилена. Это единственная компания в США, выпускающая лодки из данного материала. Стоимость оборудования для ротационной формовки исключительно высока (300 тыс. долл. за одну форму) и должна перекрываться за счет роста выпускаемой серии. "Logic" выпускает 2500 лодок в год трех типоразмеров — 12, 15 и 17 футов в длину. Скоро к ним добавится 21-футовая модель, которая станет крупнейшей в мире, изготовленной из полиэтилена. Увеличение размеров корпуса позволит выйти не только на рынок прогулочно-спортивных лодок, но и заполнить нишу дешевых рыболовных лодок.
Скраггс весьма доволен таким расширением каталога. Малые лодки "Logic" с центральным расположением рулевого поста (консоли) не составляют конкуренции основной продукции "Wellcraft". "При массовом производстве такие корпуса намного дешевле, чем из стеклопластика, и мы рассчитываем перевести на эту технологию и некоторые еще более крупные катера", —планирует руководство "Wellcraft". За одну операцию из расплавленного полиэтилена получается практически готовый корпус с внутренней и наружной оболочкой и системой стрингеров между ними. Материал практически вечный и имеет в пять раз более высокую ударостойкость, чем стеклопластик. Прекрасно поддается утилизации и повторному использованию.
Лодки из полиэтилена прекрасно встречены рынком, и только отсутствие блестящего глянца, имеющегося на стеклопластиковых корпусах, несколько сдерживает их популярность.
В целом эта компания вышла из полосы неудач и вновь становится одной из процветающих. Уровень продаж в 1998 г. составил 17- млн. долл., а в прошлом году был выше.