Союзные соревнования советских лет, почившие вместе с Державой в начале 90-х, всегда отличались принципиальностью противостояния спортсменов из России и Прибалтики. И не важно, касалось ли это парусного или водно-моторного спорта — гонщики из Эстонии и Латвии на протяжении многих лет составляли основную конкуренцию россиянам. Споры прекратились в 1992 году — отношения между нашими странами были испорчены окончательно, общих соревнований не стало. Прибалтика, какой мы ее знали, для нас закончилась. Мы потеряли ее из виду.
Интересная возможность взглянуть на нынешнюю морскую Латвию и хотя бы частично ответить на вопрос о том, что происходит в жизни любителей парусного и водно-моторного спорта республики, представилась нам в конце апреля. Президент компании "Baltic Trade System" и владелица фирмы "Ladial Naval", дистрибьютор нескольких известных во всем мире производителей катеров и яхт г-жа Лолита Симановича (Lolita Simanovica) пригласила нас на выставку "Бот-шоу 2000", проходившую в Риге. Мы с благодарностью откликнулись на это любезное приглашение.
Несколько слов о самой выставке. Чем-то она напоминает известную московскую MIBS. Четвертая "Бот-шоу" в Риге тоже проходит не самостоятельно, а в составе большой выставки, включающей в себя еще несколько тематик: "Baltrest 2000" (товары для спорта и отдыха), "Sveiks un vessels" (товары для здоровья) и "Motocikls 2000" (мотоциклы и сопутствующие товары).
Выставка была организована в Международном выставочном центре "RTU" на Кипсале, в 10 минутах езды от почти полностью отреставрированного исторического центра Риги. Масштабы бот-шоу нельзя назвать грандиозными — в ней приняли участие около полутора десятков фирм, чья деятельность может быть отнесена к интересующим нас отраслям. По признанию директора выставочной компании "BT1" г-на Виестурса Тиле, бот-шоу сегодня, конечно, не входит в число выставок первых категорий, какими являются автомобильные, медицинские, промышленные и сельскохозяйственные выставки. Однако развивать это направление организаторы намерены и в дальнейшем.
Прежде всего, отметим, что на одном только стенде компании "Ladial Naval" можно было почерпнуть примерно столько же информации, что и на всей остальной экспозиции, вместе взятой. Госпожа Лолита Симановича, проявила себя прекрасным организатором, устроив для нас ряд интересных встреч. Из этих бесед, а также из разговоров с другими участниками рижской выставки сложилась вполне ясная картина жизни яхтсменов и водномоторников современной Латвии.
И первое впечатление таково: с момента прекращения активных контактов между нашими странами Латвия не сделала принципиального скачка в развитии своего маломерного флота. Ситуация очень напоминает российскую — есть и жизнеспособен старый флот яхт, катеров и моторных лодок, а приращение его происходит практически только за счет приобретаемых за границей катеров. Яхты пока не пользуются особым спросом на рынке потребительских товаров. Богатые и очень богатые люди в Латвии есть, однако, они не спешат приобретать парусные суда, отдавая предпочтение более понятному и доступному для неспециалиста средству передвижения — моторному.
В ближайшее время вряд ли смогут принципиально изменить ситуацию собственные производства и верфи — их продукция пока не выходит в большие серии, а носит скорее единичный характер, каждый раз изготавливается под конкретный заказ. Так, например, на базе Рижского судостроительного завода организовано производство круизных яхт с корпусами из стали. В год там выпускают 8-10 лодок. Руководитель верфи "Put Veini" Виктор Чебурко пояснил, что специалисты его компании не только строят, но и сами проектируют яхты. Помимо этого, на стапелях верфи ведутся работы и по модернизации стальных маломерных судов. При этом часть производимых яхт изначально строится на экспорт.
Ряд небольших частных производств в Латвии занято стеклопластиковым судостроением. Так, в Центральном яхт-клубе налажено дело у Калвиша Карлиса, а на озере Усмас трудится над созданием "микротонников" Эвалдс Стротс, но, как утверждают знатоки, Стротс старается больше для собственного удовольствия, нежели ради коммерции. На выставке пластиковые яхты латвийского производства представлены не были.
Увидели мы и результаты труда мастеров рижской компании "Bush" — одноименные надувные лодки. Интересно, что на ранних этапах изготовления надувных лодок с жестким корпусом рижане кооперировались с известной питерской компанией "Мнев и К". Сегодняшние латвийские лодки отличаются многим, начиная с внешнего вида и окраски. Вначале основным фирменным цветом баллонов был салатный (поливинилхлоридный лист для них завозился из Кореи). В последнее время стало выгодней покупать ПВХ в Германии — и удобнее, и быстрее. Новые лодки можно отличить по цвету — баллоны стали изумрудными.
По утверждению представителей компании, ежегодно в Латвии покупают до 200 лодок "Bush". Отвечая на вопрос, чем отличаются лодки "Bush" от своих российских аналогов, менеджеры пояснили, что их лодки легче, поскольку сделаны из менее плотного материала (850 г/см2 против 1250 у мневского "Фаворита"). Кстати, фирма, выпускающая "Bush", также является торговым представителем в Латвии компании "Мнев и К". Есть в Риге и представительство украинской фирмы "Бриг", так что надувнушки из бывшего советского пространства представлены достаточно широко.
И все же от масштабов бывшей великой державы в нынешней Латвии мало чего осталось. Сказалось отделение и на массовости парусных и водно-моторных соревнований. На стенде рижской компании "Delfins M", торгующей подвесными моторами и аксессуарами "Selva", мы побеседовали с молодыми гонщиками, участниками соревнований по водно-моторному спорту. Менеджер фирмы Лига Ледина посетовала, что нынешняя популярность водных технических видов спорта значительно уступает той, которой славилась Латвия в прежние времена. И все же в республиканских соревнованиях различного уровня участвуют около 60 человек с лицензией гонщика. В последний сезон в водно-моторный спорт пришло около десятка совсем молодых ребят. Основным турниром является чемпионат Латвии, проходящий в несколько этапов. Самыми популярными классами считаются международные "S-350" и "S-550", в каждом из которых выступает по 9-10 гонщиков. Все больше и больше внимания привлекает к себе класс катеров "R-2000", где от года к году увеличивается число участников соревнований.
Что касается состава гоночного флота, то это, в основном, старые лодки, хотя в последние два-три года появилось и довольно много совсем новых скутеров из Финляндии и Эстонии. Совсем недавно на рынке появились лодки из Елгавы, где организовано мелкосерийное производство стеклопластиковых скутеров. Сейчас в Латвии с интересом наблюдают за развитием событий вокруг создания совместной российско-латвийской команды в классе скутеров "Формула-1", куда с нашей стороны должен был бы войти Виктор Кунич.
Широкий круг общения и ощутимый вес в бизнесе позволили г-же Лолите Си-мановича в дни работы выставки организовать на стенде несколько тематических встреч за круглым столом, в которых мы приняли участие. Одним из самых интересных получился разговор с латвийскими яхтсменами — несколькими известными яхтенными капитанами, которые дали свою оценку происходящим в парусной жизни Латвии переменам. Как и Россия, Латвия испытывает определенный голод по международным парусным регатам. Фактически, самое крупные парусные соревнования советских лет — "Кубок Балтики" — по масштабам еще никто не "переплюнул". На наш вопрос о том, насколько сегодня представляется реальным возрождение Кубка в его прежнем виде, был получен весьма оригинальный ответ: "В эпоху GPS вся прелесть этой крейсерской регаты пропадает. Гонки были хороши в первую очередь сложной и интересной навигационной обстановкой, в которой они проходили. Участники Кубка Балтики получали великолепную штурманскую школу. Без навигационных премудростей состязаться среди многочисленных островов неинтересно". Нам же казалось, что возрождению славной парусной традиции могут мешать скорее проблемы политического и организационного характера — все-таки теперь нас разделяют настоящие, "непрозрачные" границы, а кроме того, с каждым годом, к великому сожалению, становится все меньше и меньше людей, чьи лодки в свое время составляли костяк гоночного флота Кубка Балтики, и которые имели бы представление о том, как подобные соревнования должны проводиться.
Главными соревнованиями крейсерских яхт сегодня является чемпионат Латвии по крейсерским гонкам, которые проводит Латвийский парусный союз. Вице-президент Союза, ректор Парусной школы Арнис Межулис рассказал, что в последние годы выросла популярность еще одних соревнований — регаты "Треугольный Кубок", которая проходит в Рижском заливе в несколько этапов. Крейсерские гонки в ней сочетаются с гонками по старому доброму олимпийскому треугольнику. Тем российским яхтсменам, кто заинтересуется гонками в Рижском заливе, мы можем порекомендовать напрямую связаться с вице-президентом Латвийского парусного союза по электронной почте: arnis@lja.bkc.lv Удачных вам стартов!
Что же касается посещаемости Латвии яхтсменами из других стран, то она достаточно высока и продолжает расти из года в год: если в 1996 г. в Ригу прибыли всего иностранных 76 яхт, то, например, в 1998 г их число увеличилось почти вдвое. Примерно две трети из числа иностранных яхтсменов, заходящих в порты Латвии — жители Финляндии, второе место занимают немцы, третье — шведы. Об этом нам рассказал директор журнала "Порты и транспорт Латвии" г-н Гинтс Шиманис на стенде компании "Ladial Naval", когда мы обсуждали вопросы развития инфраструктуры морского туризма в латвийских портах.
В отличие, к слову, от Петербурга, рижские власти не просто ведут разговоры о создании условий для транзитных стоянок маломерных судов, но и финансово поддерживают проекты строительства и оборудования марин на побережье Латвии. Например, яхтенная марина Андрейоста, расположенная в центре Риги у пассажирского порта, готова предоставить гостям прекрасные условия стоянки и отдыха после морских переходов: здесь есть хорошо оборудованные душевые и туалеты, бар, сауна, бассейн, спортивные площадки для игровых видов спорта. Вполне приличный береговой сервис ожидает яхтсменов также и в других географических точках: сами латыши отмечают хорошую подготовленность яхтенных и катерных стоянок в портах Павилоста, Ройя, Мерсрагс, Саласгрива и Вентспилс.
О Вентспилсе разговор особый. Морской нефтяной терминал, расположенный здесь еще с советских времен и являющийся одним из основных инвестиционных объектов в стране, как магнитом притягивает к себе капиталы. Вентспилс сегодня — может быть самый богатый и самый динамично развивающийся город в республике. Менеджер Вентспилсского яхт-клуба Ольга Питкевича рассказала, что привлечению западных туристов в городе уделяется очень большое внимание. Некогда запущенный рыбацкий городок, обремененный экологически неблагополучным нефтеналивным комплексом, из золушки превращается в прекрасную принцессу. Исторический центр отреставрирован полностью, в новых районах строится дорогое жилье, обновлен транспортный парк. Бизнесмены, работающие в Вентспилсе, обладают самым высоким весом во всей стране: не случайно, наверное, совсем недавно представителем Латвии в ISTA (Международной Ассоциации Учебных парусников) был выбран г-н Угис Калманис, ведущий свои дела в Вентспилсе. Напомним, что в 2003 г. Рига наравне с Петербургом будет принимать у себя регату учебных парусников "Катти Сарк". Однако, г-н Калманис рассчитывает уже следующим летом привлечь в Ригу часть "толшипов" из числа тех, что будут участвовать в Балтийском этапе регаты "Cutty Sark Tall Ships’ Races-2000".
И еще один порт привлек к себе наше пристальное внимание. Скромный рыбацкий городок Энгуре на западном побережье Рижского залива вскоре может прогреметь на всю страну. Здесь, на территории рыболовецкого колхоза организовали строительство новых стеклопластиковых скоростных тримаранов на подводных крыльях Алдис Эглайс и его партнер Харийс Приеде. Знаменитый строитель катамаранов "Центаурус" и рекордных многокорпусников советского времени Алдис Эглайс хорошо знаком нашим читателям, как автор ряда публикаций в "КиЯ" прежних лет. Воспользовавшись случаем, мы отправились в Энгуре.
Г-н Приеде провел экскурсию по двум производственным цехам с оснасткой для строительства тримаранов. В настоящее время освоен выпуск корпусов двух типоразмеров — длиной 22 и 26 футов. Оригинальная концепция крылатых парусников была разработана Эглайсом еще в середине 90-х, а в 1997 г. прототип первого тримарана "Catri-26" прошел успешные испытания в Голландии, где во время тестовых гонок показал свое безусловное преимущество в скорости по сравнению с иностранными многокорпусниками того же класса. К моменту начала нового строительства в Энгуре молодые работники Эглайса прошли производственное обучение в Германии, где ознакомились с перспективными технологиями, материально-технической базой, программным обеспечением современных германских производств. Г-н Эглайс пригласил испытательскую бригаду "КиЯ" провести тест одного из его катамаранов в июне этого года. Мы, конечно, воспользуемся такой возможностью и познакомим наших читателей со всеми особенностями моделей современных тримаранов знаменитого латышского конструктора.
Большинство встреч, которыми была отмечена прошедшая в Риге выставка, было организовано, как мы уже говорили, по инициативе г-жи Лолиты Симановича, президента компании "Baltic Trade System LTD", владелицы фирмы "Ladial Naval". Обе фирмы специализируются на продаже катеров и яхт известных западных производителей.
"Ladial Naval" представляет на латвийском рынке объединение "Luhrs Marine Group", которое включает в себя всемирно известные американские компании "Hunter", "Mainship", "Luhrs" и "Silverton". Кроме того, фирма имеет эксклюзивные договоры на импорт дорогих испанских яхт "North Wind" и итальянских "Cantiere del Pardo", а также занимается продажей яхт "Grand Soleil". Вторая фирма г-жи Симановича представляет катера и яхты группы "Beneteau" (не путать с одноименными яхтами), в которую входят торговые марки ‘Ueanneau", "CNB" и "Lagoon".
Чуть подробнее хотелось бы остановиться на яхтах "Hunter", тем более что одно из произведений компании "Hunter Marine Corp." — 7-метровая яхта "Hunter-240" стоимостью $17.245 — была представлена на стенде "Ladial Naval". Несмотря на небольшую длину, этот 3/4-тонник может похвастаться сочетанием простоты и необходимого уюта для плаваний на средние расстояния. Действительно — светлая, хорошо вентилируемая каюта выглядит весьма просторной для пребывания в ней одновременно 4-5 человек. Ночевать здесь можно вдвоем. Еще двое могут разместиться на V-образном диване в носовом отсеке или на двуспальной кровати (иначе и не назовешь), расположенной в корме под кокпитом. Назвать пространство под кокпитом "гробом" не поворачивается язык: сплошной переборки между каютой и кормовым отсеком нет, и только трап служит условной границей; одна из банок кокпита откидывается, открывая люк-иллюминатор, обтянутый москитной сеткой. Мы залезали внутрь — клаустрофобии никто не испытал.
Обеденный стол в каюте съемный, устанавливается в гнездо на гибкую стальную балку. Специального штурманского места на борту не предусмотрено. Для ведения прокладки и чтения карт можно использовать откидной "журнальный" столик, одновременно служащий стенкой тумбочки умывальника. Кстати, стационарной плиты на яхте тоже нет, однако в комплект входит портативная газовая плитка. А вот гальюн даже на такой небольшой яхточке есть — место для химического туалета предусмотрено между каютой и носовым спальным отсеком. Трап тоже содержит в себе несколько "секретов": под одной из его откидных ступеней находится небольшой рундучок, под другой открывается горловина танка системы водяного балласта. Система сложностью не отличается: налитая вода (около 600 кг) понижает центр тяжести лодки и увеличивает остойчивость.
На "Hunter-240" применена еще одна разработка компании — удобная и простая система заваливания мачты. Это несколько упрощает вооружение яхты после перевозки на трейлере и ускоряет обратную погрузку. Самостоятельно испытать работу систем яхты, а также оценить удобство проводки такелажа и рулевого управления нам на этот раз не удалось — лодка была спущена на воду уже после нашего отъезда из Риги. Однако мы получили приглашение от компании "Ladial Naval" на испытание ходовых и мореходных качеств яхты уже в июне. В следующем номере нашего журнала появится статья о наших впечатлениях от первой американской парусной яхты, прописавшейся на южном Балтийском побережье.
Завершая наш рассказ о современной жизни яхтсменов и катерников Латвии, сделаем одно, на наш взгляд, интересное наблюдение. Касается оно отношений между латышами и русскими. Те жители Риги, с которыми нам удалось повстречаться в погожие весенние деньки на выставке, уверены, что многие проблемы, о которых сегодня пишут газеты и говорят по ТВ, условно говоря, притянуты за уши. Во всяком случае, открытого антагонизма между латышами и русскими мы и сами не заметили. Однажды в начале беседы пожилой латвийский яхтсмен заговорил с нами по-латышски. Мы извинились, сказав, что не понимаем языка. Старик усмехнулся: "Как же мы будем разговаривать?". Мы предложили: по-английски. Наш собеседник покряхтел немного и нехотя перешел на русский. Но даже таких проблем у нас не возникало при общении с латвийской молодежью. Молодые люди, видя наше незнание местного языка, сразу же и без всякой неприязни повторяли свои слова на русском. Этот опыт вселил в нас надежду, что образовавшийся в общении между нашими странами почти 10-летний "вакуум" не примет еще более непроницаемые формы и будет заполнен общением нового, не отягощенного идеологическими догмами поколения. В том числе и поколения молодых латвийских и российских яхтсменов.