Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Парусные соревнования
  • 2000 год
  • Гонки парусных яхт на «Кубок Америки-2000»
Краткое оглавление
Louis Vuitton Cup Полуфинал и финал отбора Финал Кубка Америки Представляем автора


Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
XXX юбилейные гонки за «Кубок Америки» запланированы на 2000 год
Гонки парусных яхт на «Кубок Америки» сезона 2002/2003 года
Парусные гонки на кубок Америки
31-е парусные гонки на «Кубок Америки» 2003 года
Гонки на «Кубок Америки» 1964 года
Гонки катамаранов на «Малый кубок «Америки»
Первые гонки на «Кубок Америки»
Гонки яхт 12-метрового класса на XII «Кубок Америки»
Двадцать первые гонки на «Кубок Америки» в 1970 году
Гонки яхт на Кубок Америки 1983 года
Водно-моторные гонки на «Кубок Америки» 1971 года
Гонки парусных яхт на кубок озера Гарда 1988 года
Гонки «Кубок Колумба» посвященные 500-летию открытия Америки 1989 года
Суперяхты на XXII гонках на кубок Америки


Гонки парусных яхт на «Кубок Америки-2000»

Год: 2000. Номер журнала «Катера и Яхты»: 172
          0


Перевернута еще одна страница в истории гонок на Кубок Америки, полуторавековой юбилей которых мы будем отмечать в 2001 г. Американцы, исконные владельцы почетного парусного трофея, так и не смогли хлопнуть дверью на переходе в новое тысячелетие: даже итальянцы оказались крепче и заслуженно вышли в финал. А те, в свою очередь, в финале попали под новозеландский "каток" и были всухую раздавлены хозяевами, проиграв все до единой марки в состоявшихся пяти гонках. Если так пойдет и дальше, то через десять лет кто вспомнит, что у Кубка Новой Зеландии когда-то было другое название?

Летом прошлого года ("КиЯ" №168), анализируя вероятный состав участников гонок на Кубок Америки-2000, мы с абсолютной точностью выявили "золотую дюжину", которая и разыграла между собой "Старый серебряный кувшин".

Информация об изображенииНовозеландская яхта-дифендер "New Zealand"
Новозеландская яхта-дифендер "New Zealand"
 
В 30-х по счету "юбилейных" гонках на Кубок Америки приняло участие в общей сложности 12 яхт из 7 стран. Претенденты начали гонки 18 октября 1999 г. и провели их в три круга, когда каждый встретился с каждым. По результатам этих круговых соревнований были определены шесть лучших команд, которые сразу после Рождества в 10-дневной борьбе определили двух финалистов. Финал Кубка Луиса Виттона состоял из 9 матч-рейсов, которые завершились 4 февраля 2000 г. Уже 19 февраля был дан старт главному финалу, регламент которого также предусматривал возможность проведения 9 матчевых гонок. На этот раз, как и в финале 5-летней давности, для победы новозеландцам хватило и 5 встреч. Кубок остался в стране киви.

Несколько слов о тех условиях, в которых проходили соревнования. Для гонок было подготовлено три дистанции: две — для отборочных соревнований претендентов-"челленджеров" за Кубок Луиса Виттона и одна — для тренировок новозеландских защитников-"дифендеров". Все они располагались на расстоянии около 10 миль от Окленда в заливе Хаураки.


На ветровую обстановку в гоночной зоне оказывали влияние вулканические острова Ранжитото и Мотутапу, расположенные с юга, и полуостров Вангапарао с севера. От северо-восточных ветров и течений Тихого океана залив Хаураки прикрыт островом Грейт Бэриер. В период проведения Кубка преобладали умеренные ветра южных направлений, менявшие силу в пределах 5-20 узлов в течение дня.

Дистанция гонок представляла собой классическую "сосиску", выставленную по ветру. Расстояние между нижним и верхним знаком — 3 мили, длина всей дистанции около 18.5 миль. Яхты стартовали в лавировку, проходили три полных круга и финишировали в фордевинд. Каждая гонка занимала порядка 2-2.5 часов.

О перипетиях гоночной борьбы, победах и разочарованиях яхтсменов рассказывает наш новозеландский автор Майкл Гуерин.

Louis Vuitton Cup


Победы в гонках первого круга (Round Robin 1) не случайно оценивались минимальным количеством очков. На этом этапе соревнований команды лишь осваивались на дистанции, присматривались к соперникам, производили "тонкую" настройку своих гоночных машин. Возможные поражения здесь не приводят к турнирной катастрофе, а победы не делают безоговорочным лидером: девять выигранных матч-рейсов в первом круге приносят столько же очков, сколько один первый приход в третьем раунде.

По результатам первого круга очки распределились следующим образом: "Luna Rossa"(синдикат "Prada", Италия) — 10 очков в 10 гонках, "Young America"(США) и "America One" (США) — 8, "America True" (США) — 6, "Asura" ("Nippon Challenge", Япония) — 5.5 (наказана на пол очка за столкновение перед стартом), "Bravo Espana"(Испания) — 5, "Stars & Stripes" (США) — 4.5, "Abracadabra" (США, Гавайи) — 4, "Sixieme Sens" ("Le Defi", Франция) — 2, "Young Australia" (Австралия) — 1, Be Happy ("FAST 2000", Швейцария) — 0.

Информация об изображенииФранцузский претендент яхта "Sixieme Sens" в гонке против итальянской яхты
Французский претендент яхта "Sixieme Sens" в гонке против итальянской яхты
 
Таким образом, участники распределились на три группы. Лидеры — яхты примерно одного уровня, и победа той или иной из них часто определялась случайностями (такими, как в гонке "America One" и "Luna Rossa", когда до того лидировавшие американцы не унесли спинакер и за 500-метровом финишном отрезке проиграли итальянской яхте 10 сек.). Среднюю группу составили пять яхт. Все они сохраняли шансы достать лидеров, и сразу по окончании этапа их экипажи занялись мелкими подгонками для улучшения ходовых качеств лодок. Группу аутсайдеров мог утешать лишь драгоценный опыт участия в столь престижной гонке, хотя некоторые шансы сохраняли и они.

В воскресенье 6 ноября был дан старт гонкам Round Robin 2.


Перед вторым кругом с общего согласия участников гонок было упразднено правило, разрешавшее любой яхте запросить 45-минутную отсрочку старта хоть за секунду до него (чем некоторые и пользовались, когда оказывались в невыгодном положении на старте). Время подачи запроса об отсрочке определили в 5 минут.

Перед началом Round Robin 2 десять яхт из одиннадцати были заново обмерены. Только швейцарская "Be Happy" удовлетворяла своим изначальным спецификациям. "Sixieme Sens" из Франции, пройдя капитальную реконструкцию для улучшения ходкости и повышения остойчивости, теперь имела более узкий киль с разноуровневыми закрылками, новый руль, переоснащенную заново мачту и удлиненный на 1.5 метра кормовой свес. "Young Australia" взяла в аренду яхту у синдиката "America One" — участницу гонок в Сан-Диего в 1995 г .

И первые же дни гонок второго круга показали, насколько эффективными были предпринятые командами усовершенствования. "America True", хотя и потерпела поражение от "Young America", продемонстрировала отменную ходкость: отставая от нью-йоркцев на 49 секунд у первого буя, гонщики из Сан-Диего смогли сократить разницу во времени на финише до 30 сек.

"Asura" из Японии существенно улучшила результат по сравнению с предыдущими гонками, опередив гавайскую яхту "Abracadabra" на 29 секунд. "Bravo Espana" достойно боролась с "America One" на старте, но нерасторопная работа со спинакером свел ее шансы на победу в гонке к нулю.

Счастье снова улыбнулось итальянцам с "Luna Rossa": в первой же гонке с "Asura" на японской яхте лопнула оковка гика-шкота и она выбыла из борьбы. "America True", претерпевшая наиболее радикальную модернизацию, одержала важную победу над "America One" Пола Кайара. "Be Happy" победила гавайскую "Abracadabra", у которой порвался грот.

Драматически развернулись события на дистанции, когда "Young America" из Нью-Йоркского яхт-клуба ударилась килем о скалу. Она вполне могла бы повторить трагическую судьбу яхты "One Australia", затонувшей при аналогичных обстоятельствах близ Сан-Диего в 1995 г., поскольку корпус ее от удара разломился на две половины. Однако яхте повезло, поскольку киль удержал обе половины корпуса вместе. Команда покинула борт, и ее подобрали из воды спасательные катера. Поскольку "Young America" не затонула сразу, двое членов экипажа вернулись на лодку и закрепили буксирный трос. Покалеченную яхту удалось отбуксировать к берегу.


Метеоусловия (ветер 16 уз., порывами до 22 уз.), в которых потерпела аварию "Young America", вполне укладывались в пределы, допускаемые правилами гонок. Однако яхты построены и "настроены" с расчетом на максимальную ходкость при среднестатистических ветровых условиях. При этом необходимость снижения веса — одно из главных соображений, принимаемых в расчет. Конструкторы стараются сделать лодку как можно более легкой: все ждут от нее в первую очередь высокой скорости, поэтому здесь, как и в автомобильных гонках Formula 1, аварии —закономерное явление. Как сказал Питер Гилмор, капитан яхты "Asura", "эти яхты спроектированы, да и гоняются на абсолютном пределе возможного, так что нечего удивляться, если последуют новые аварии".

Информация об изображенииАвтор статьи и итальянский тактик Торбен Граэль на борту "Luna Rossa"
Автор статьи и итальянский тактик Торбен Граэль на борту "Luna Rossa"
 
И очередной аварии не пришлось долго ждать. На следующий же день на яхте "Asura" из-за перенабитого бакштага треснула мачта. В этот момент, на подходе к четвертому бую, явно невезучие японцы выигрывали у "America One" 20 секунд. В Round Robin 1 они также выигрывали у одной из самых быстрых яхт "Luna Rossa", когда оторвался грота-гитов, а еще раньше один из членов экпажа был серьезно ранен после того, как упал на палу]6у отстегнувшийся спинакер-гик. Обе команды, "Young America" и "Asura" в результате этих напастей переместились в нижнюю часть турнирной таблицы. На "Asura", не теряя времени, заменили мачту, и она была готова к новой гонке уже на следующий день, тогда как команда "Young America" получила разрешение заменить яхту на оставшиеся гонки Round Robin 2.

"Luna Rosa" продолжала лидировать в серии, имея внушительные победы над обеими конкурирующими яхтами. Опередив "America One" на одну минуту и "Young America" на 1 минуту и 14 секунд, итальянский экипаж показал, что вполне созрел для равной конкуренции с яхтсменами высшего мирового класса.


Еще одна драма развернулась в команде "Young America" в самом конце раунда, когда на новой яхте также обнаружились конструктивные проблемы, вынудившие ее выйти из борьбы еще до старта в гонке с "Young Australia". На следующий день из-за неполадок с мачтовым "треком" яхта вынуждена была отказаться от гонки со "Stars & Stripes".

"Luna Rosa" продолжала опережать всех остальных конкурентов по надежности яхты и безошибочности действий экипажа. "America True" и "Stars & Stripes" существенно улучшили свои показатели, причем яхте "America True" явно пошло на пользу раннее прибытие в Новую Зеландию с командой "киви" на борту, а "Stars & Stripes" грамотно распорядилась приездом в расположение команды опытных консультантов.

К концу Round Robin 2 состав лидирующей группы несколько изменился. Итальянская "Luna Rosa" по-прежнему — абсолютный лидер (46 очков), за ней идет "America True" (38 очков), следом "Stars & Stripes" (36.5 очков), затем "America One" (36 очков), "Azura" (29.5 очков), "Young America" (24 очка), "Bravo Espana" (17 очков), "Abracadabra" (16 очков), "Sixieme Sens" (14 очков), "Young Australia" (9 очков) и "Be Happy" (8 очков).

В четверг, 3 декабря, стартовала последняя серия гонок отборочного турнира. В конце этой серии все ранее набранные очки пропадали.

Команды Италии и Японии спустили на воду свои вторые яхты. На французской яхте площадь руля уменьшили на 22%; на гавайской появился бушприт, а в команду в качестве советника был включен Джон Бертран (капитан "Ausralia 2", которая отвоевала Кубок у Нью-Йоркского яхт-клуба в 1983 г.); капитан "Bravo Espana" Педро Кампос уступил место именитому олимпийцу Нолуко Доресте.

В третьем раунде борьба пошла не менее жесткая, чем в предыдущих двух. Новая японская яхта "Idaten" (JPN52) показала свои возможности в нелегкой дуэли с "Young America", выиграв у нее 4 минуты и 55 секунд. Французы потерпели поражение от "Luna Rossa", отстав от нее всего на 37 секунд, и то — из-за поломки спинакер-гика на финишной прямой. Французская яхта показала хорошие ходовые качества после модернизации. "Bravo Espana" после изменений в "крылатом" киле, руле и покрое парусов отобрала 9 очков у "Be Happy", на которой сломалась мачта. Этой швейцарской яхте предложил запасную мачту испанский синдикат, однако передача так и не состоялась, поскольку запротестовали остальные команды. Правила Кубка Америки не позволяют передавать какое-либо имущество от одной команды другой, если на то нет единодушного согласия остальных участников.


На 4-й день Round Robin 3 швейцарская команда (Fast 2000) выбыла из дальнейшей борьбы, поскольку ей так и не удалось починить мачту. "Stars & Stripes" Денниса Коннора получила повреждение в кормовой переборке перед стартом гонки с "Luna Rossa", в результате которого лишилась тяги бакштага и была вынуждена отказаться от встречи. Яхте был дан срок 48 часов на ремонт без наложения штрафа.

Информация об изображенииДраматические моменты финальных гонок между итальянской и новозеландской яхтами
Драматические моменты финальных гонок между итальянской и новозеландской яхтами
 
Легкий ветер при изменчивом направлении и временами даже штиль слегка исказили ожидаемый расклад сил. Если пять лучших команд уже практически обеспечили себе выход в полуфинал, то за шестое полуфинальное место развернулась ожесточенная борьба между "Young America", принадлежащей Нью-Йоркскому яхт-клубу, и французской "Sisieme Sens". В начале серии анализ всех конкурирующих команд показывал, что эта американская яхта будет чуть ли ни главным претендентом на право сразиться с новозеландской командой в феврале 2000 года. В пользу этого говорила и щедрая финансовая поддержка со стороны яхт-клуба, державшего Кубок Америки 132 года.

Внезапный отказ "America True" из Сан-Франциско гоняться с французами вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Команда заявила, что у нее есть только одна яхта и, учитывая ожидаемое по прогнозу усиление ветра, она не хочет этой яхтой рисковать. К тому же ей нужно больше времени для текущего ремонта. Таким образом ценные 9 очков без борьбы отошли французам, которым теперь было достаточно просто пройти дистанцию неважно с каким временем, чтобы получить путевку в полуфинал. Поскольку название французской яхты "Sixieme Sens" переводится как "шестое чувство", и яхта стала-таки шестым полуфиналистом, возможно спонсоры в тот момент задумались над тем, чтобы переименовать ее в "Numero Un" ("Номер Один") — как знать, может судьба снова улыбнется, и это число опять станет для нее счастливым?

Окончание серии Round Robin дало следующие результаты: команда "Prada" (яхта "Luna Rossa") — 109 очков. Команда "Nippon" — 101.5 очков. "America True" из яхт-клуба Сан-Франциско — 101 очко. "America One" из яхт-клуба "Святой Франциск" города Сан-Франциско — 99 очков. "Stars & Stripes" из гоночной ассоциации "Кортес" города Сан-Диего — 81.5 очков. "Sixieme Sens" — 77 очков.

Полуфинал и финал отбора


Началось все с маленького недоразумения: в период между круговым турниром и полуфиналами японцы провели спарринг с новозеландским защитником, за что были подвергнуты жесткой критике со стороны Денниса Коннера и Пола Кайара. Однако официальных последствий это событие не имело. Первые гонки полуфинала доставили много хлопот лидерам отборочных раундов — итальянцам. Уже на второй день проблема с гика-оттяжкой привела к полному проигрышу на полных курсах в схватке с Деннисом Коннером. Интересно, что итальянская яхта потерпела к тому моменту лишь одно поражение и тоже — от "Stars & Stripes". Однако уже через день все эти мелочи были позабыты: через 15 минут после старта в гонке против "America One" на яхте "Luna Rossa" на лавировке была сломана 35-метровая углепластиковая мачта. К счастью для итальянцев, команда располагала запасным рангоутом.

А вот французы в четвертой гонке смогли убедиться в справедливости высказывания: "лучшее — враг хорошего". После 33-х гонок они решили поменять трим-тэб киля (подобие закрылок , установленных на задней кромке киля), и новый конструктивный элемент подвел их в первой же гонке.

В эти же дни разгорелся небольшой скандал, инициированный командой из страны Восходящего солнца и тут же прозванный "раддергейт": после поражения от "Stars & Stripes" японцы обратили внимание жюри на недопустимость использования американцами нового киля (киль был установлен перед последней гонкой), изготовленного в Австралии. Коннер даже не пытался оправдываться: "Изготовление киля в Австралии было нашим недосмотром. Однако все материалы были высланы туда из США". Тем не менее "Stars & Stripes" оштрафовали на 1 очко, киль отвинтили. После пяти гонок лидирующую тройку составляли "Luna Rossa" , "Stars & Stripes" и "America One". Но в финал должны были попасть только две команды.

К девятому гоночному дню ситуация обострилась: своими уверенными победами "America One" обеспечила себе выход в финал, в то время, как "Luna Rossa" и "Stars & Stripes" шли, что называется, ноздря в ноздрю. Кроме того, снизу эту парочку поджимали японцы. Перед последней гонкой полуфинала ситуация была острой: если свои гонки выигрывали и "Luna Rossa" , и "Stars & Stripes", то они должны были бы проводить дополнительную встречу между собой, чтобы определить второго финалиста. Итальянцы свой матч у японского претендента выиграли. А в это время Деннис Коннер "воевал" с Полом Кайаром. Коннер победил. Или Кайар ему проиграл. Эта ситуация дала повод журналистам позлословить: американцы сговорились! Однако до очной встречи между "Luna Rossa" и "Stars & Stripes" дело не дошло — юристы из команды "Prada" подготовили и выиграли очередной протест против американской яхты. Обвинение было основано на том, что на яхте "Stars & Stripes" был использован грот, спроектированный штатными сотрудниками другой команды (из "Young America"), что запрещено правилами. Протест был удовлетворен, Коннер вновь лишился 1 очка, а итальянцы вышли в финал.

Финал украсил собой всю и без того великолепную серию отборочных гонок претендентов. Борьба получилась необычайно острой, а события — полными драматизма.

В первые два гоночных дня команды добились по 1-й победе. Из третьей гонки американцы вышли — повреждение мачты могло привести к ее поломке и Кайар предпочел проиграть, чем остаться без единственной мачты. После чего проиграл еще одну гонку, 30 января счет стал 3:1. Но уже первого февраля сократился до минимальной разницы.

Наиболее яркой получилась шестая гонка финала Кубка претендентов. Разрыв между яхтами по ходу гонки ни разу не превысил 2-3 корпусов, а фантастический финиш обозначил 9-секундное преимущество "America One". Счет — 3:3. А еще через день в очередной гонке американская яхта снова побеждает и впервые в финале отбора выходит вперед, еще одна победа и — "America One" в финале Кубка Америки! Однако итальянцы провели следующий матч-рейс очень строго, заставили ошибиться Кайара на знаке и, получив преимущество после того, как "America One" была вынуждена совершить оправдательный штрафной поворот на 270°, вырвали победу. 4:4 — и все решалось в последней, 9-й гонке.

Решающая гонка была классическим примером великолепного ведения матчевого поединка яхтой "Luna Rossa". Выиграв старт правым галсом, на первом знаке итальянцы уже выигрывали 34 секунды, на втором — 39, на следующем повороте разрыв составлял 47 секунд и так далее. На финиш они привезли американцам минуту с небольшим.

Финал Кубка Америки


Впервые в истории Кубка Америки в решающем поединке не участвовала американская яхта.

Ну а сам Кубок был с блеском защищен новозеландским дифендером. Ведомая Расселом Коутсом и его великолепной командой яхта "New Zealand" победила итальянскую "Luna Rossa" в пяти гонках, ни разу не позволив ей опередить себя хотя бы на полкорпуса.

В финальной встрече обозначилось абсолютное преимущество новозеландской команды над остальными участниками Кубка. С анализа причин столь очевидного превосходства мы и начнем наш разговор о кубковых яхтах в следующем номере журнала.

В статье использованы фото автора и Ж. Мартина-Раге (агентство PixSail).

Представляем автора


Информация об изображенииНовозеландский писатель Майкл Гуерин
Новозеландский писатель Майкл Гуерин
 
Новозеландский писатель Майкл Гуерин — пилот гражданской авиации на пенсии, автор книги о гибели советского круизного судна "Михаил Лермонтов" в водах Новой Зеландии. Майкл приезжал в Россию в июне 1999 г. в связи с переводом книги на русский язык. "Михаил Лермонтов" затонул в проливе Марлборо, всего в нескольких милях от Бленхейма, родного города Майкла.

Майкл Гуерин — опытный яхтсмен, альпинист и бегун на марафонские дистанции. Он женат, вырастил двоих детей. Помимо литературной деятельности увлекается языкознанием, намеревается изучить и русский язык.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Результаты гонки яхтсменов-одиночников «Around Alone 98/99»
Весенний этап Открытого Кубка России по фанбордингу 1999 года
Международная Балтийская регата 1999 года
Двадцатый фестиваль туристов-водников «Вуокса» 1999 года
Этапы чемпионатов мира в классах «Формула-1» и «Формула-3» 1999 года
Открытый чемпионат Европы «Аквабайк Класс Про» 1999 года
Подготовка яхтсменов России к регате XXVII Олимпийских Игр
Весенний и осенний чемпионат в олимпийских классах яхт
Второй этап Кубка России по фанбордингу «Кубок Балтики-99»
Результаты чемпионатов мира в классах «Формула» 1999 года
Обзор многокорпусников-претендентов для «Гонки тысячелетия»
Победа российской яхты-катамарана на «Фастнет-Рейс 99»
Чемпионат мира 1999 года в классе «Формула-1»
Чемпионат мира по аквабайку в Классе Про «Гран-При Кубы» 1999 года
Результаты чемпионата мира в «Классе 1 оффшор» в 1999 году

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Гонки парусных яхт на «Кубок Америки-2000»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Чемпионат и Кубок Европы-2000 в классе “Монотип-XV”
37-й водно-моторный марафон «24 часа Руана» 2000 года
Этап чемпионата Америки по аквабайку 2000 года на Кубе
Марафонская гонка «24 часа Санкт-Петербурга» 2000 года
Соревнования на надувных мотолодках на призы журнала 2000 года
Чемпионат мира по аквабайку в Питере 2000 года
Гонка яхтсменов-одиночников через Атлантику «Europe 1 New Man Star» 2000
Стартовала парусная регата XXVII Олимпийских игр
Короткие спортивные вести 2000 года
Международные матчевые гонки «Ява-Трофи 2000»
Летний этап чемпионата России по виндсерфингу 2000 года
Соревнования по фанбордингу на «Кубок Красного Моря» 2000 года
Вэйкбординг — спорт или развлечение?
Выступление наших спортсменов на Олимпийской регате в Сиднее
Детские соревнования класса «Оптимист» 2000 года в Германии


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 42 + 27 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории