Листая редакционную подшивку старых журналов, автор обнаружил в одном из номеров десятилетней давности небольшой репортаж об очередных соревнованиях по виндсерфингу на призы "КиЯ", проходивших в Зеленогорске. Впечатлила широта географии участников: "Регата не теряет популярности — нынешним летом в небольшой курортный городок на берегу Финского залива съехались более 100 спортсменов из Ленинграда, Кронштадта, Соснового Бора, Приморска, Москвы, Куйбышева, Минска, Дзержинска, Сочи, Харькова, Одессы, Северодвинска, Риги, Калининграда, Набережных. Челнов". Да, много воды утекло с тех пор, многое изменилось в облике соревнований. А некоторых из тех, кто еще десять лет назад искал свою фамилию в стартовых протоколах, сегодня уже можно увидеть на судейском судне.
К великому нашему сожалению, должны признать — в последние годы участие журнала "Катера и Яхты" в соревнованиях по фанбордингу, официально носящих его имя, было абсолютно формальным. На то есть масса причин, касаться которых мы сейчас не будем. И тем не менее, все эти годы мы очень внимательно следили за тем, как развиваются соревнования, как постепенно встают на ноги после сокрушительных ударов времени. Сегодня журнал готов с полной ответственностью включиться в работу и разделить с организаторами груз забот о Кубке Балтики по фанбордингу. Как это было и десять, и двадцать лет назад, как это будет, мы надеемся, на следующий год.
Что изменилось в соревнованиях за прошедшее десятилетие?
Во-первых, поменялись формат и программа: вместо гонок по дистанции на длинных досках различных классов ("Монотип", "Дивизион II" и т.д.), сегодня проводятся соревнования в трех дисциплинах — "курс-рейс" (гонки по модернизированной дистанции), "слалом" (огибание знаков без лавировок) и "вэйв" (акробатические прыжки с волны). При этом матчасть, используемая спортсменом, лимитируется исключительно его здравым смыслом и опытом. Расширение программы, конечно, хороший признак, и также очевидно, что через какое-то время мы станем свидетелями новых изменений в ней, появления очередных, еще более интересных и неожиданных дисциплин.
Впрочем, гонки на одинаковых досках (на сегодняшний день это монотипы "Мистраль") тоже проходят и являются элементом Олимпийской программы. Для того, чтобы каким-то образом формально разделить соревнования этих двух форматов, используют термины "фанбординг" (по отношению к первому) и "олимпийский виндсерфинг".
Фанбординг является более гибким и чувствительным к конъюнктуре видом спорта, нежели олимпийский виндсерфинг, опирающийся на заданную, единожды установленную форму. Как следствие, появляется второе отличие современных соревнований по фанбордингу от прежних гонок по виндсерфингу, и касается оно качественного состава участников. Кто выходил на старт в прежние годы? В основном это были спортсмены, профессионально, т.е. ответственно подходившие к поддержанию своей спортивной формы и росту спортивного мастерства, люди, строившие свою спортивную карьеру. И именно сильнейшие спортсмены, которых можно считать профессионалами, составляли основную массу участников главных общесоюзных соревнований. Современный фанбординг гораздо демократичней. Основная масса нынешних поклонников фанбординга — это люди, далекие от спортивного профессионализма. Они — увлеченные любители, катание на доске для которых не является делом первой необходимости. Ведь и само название вида спорта "фанбординг" содержит в себе корень "фан", что в переводе с английского означает развлечение, веселье. Вот почему в протоколе Кубка Балтики 99 более половины фамилий попали в категорию А — любители. Эти соревнования не отвергают никого.
Сейчас, по прошествии всех трех этапов Кубка России по фанбордингу, мы с удовольствием констатируем рост популярности фанбординга среди населения и предполагаем его стремительное развитие в нашей стране уже в ближайшие год-два.
Третье отличие современных соревнований по фанбордингу от своих предшественников состоит в их полной финансовой самостоятельности. Бюджет всех этапов Кубка, равно как и других встреч фанбордистов, складывается из спонсорского участия заинтересованных фирм и организаций, стартовых взносов участников и ряда других статей. Государственных денег из спорткомитета вы здесь не увидите. Но и спортсмены вынуждены ездить на гонки за свой счет. Профсоюзы и Вооруженные Силы теперь не помогают. Так что, возвращаясь к той сотне участников из 80-х годов, напомню — своих денег за поездки, например, в Питер, тогда мало кто платил. Вопрос участия больше определяло спортивное мастерство.
Как видим, фанбординг — это, с одной стороны, спорт высоких достижений, с другой же — сугубо любительское занятие. И каждый сам определяет, как далеко ему заходить.
Итак, вернемся к "Кубку Балтики-99", который проходил в Петербурге (и его пригороде Зеленогорске) в период с 23.07 по 01.08 1999 г. Основные итоги этих соревнований были опубликованы в прошлом номере нашего журнала. Сегодня мы отметим лишь некоторые особенности летних гонок.
Одной из главных новаций стало разделение участников на две группы, которые условно можно назвать: "любители" (А) и "профессионалы" (Х). Состав обеих групп определялся результатами выступлений в двух предыдущих соревнованиях сезона. В группе А было заявлено 18 человек, в группе Х — 24. Разделение на группы позволило поднять интерес к соревнованиям у тех фанбордистов, чьи результаты в гонках не столь высоки, чтобы соперничать с признанными лидерами этого вида спорта. Ведь на 95% уже до старта всем было понятно, кому достанутся главные призы — сегодня в нашей стране гонщиков высокого уровня можно пересчитать по пальцам одной руки, а, например, девятикратный чемпион России Михаил Ершов в ряде дисциплин вообще не имеет себе равных. Организация отдельного зачета и отдельные старты для группы А оправдали себя, повысив мотивацию для поездки на Кубок. Положительно сказался на участии и тот факт, что организаторы постарались подготовить памятные призы вообще практически для всех гонщиков. Призовой фонд "Кубка Балтики-99" составил порядка 5 тыс. долларов США.
Характерно, что на наших соревнованиях некоторыми гонщиками были впервые опробованы новейшие паруса "RX" компании "F2".
Напомним, что соревнования на призы "Катеров и Яхт" в прошлом частенько становились в некотором роде полигоном для проверки новых гоночных снарядов, нового снаряжения и правил гонок. Так, например, в 1990 г. именно на зеленогорской воде проходила обкатку новая М-образная дистанция, сменившая классический треугольник. Мы будем считать исключительной удачей проведение и в дальнейшем любых оправданных экспериментов, которые могут привести к появлению новых элементов и течений в фанбординге, обогатить этот замечательный вид спорта. Определенные надежды мы связываем уже с ближайшими, предстоящими в 2000 году соревнованиями.
Сравнительно недавно (около двух лет назад) в мире появилась интересная дисциплина, ныне известная под названием "фристайл". Суть ее состоит в следующем: спортсмены демонстрируют некоторую программу, содержащую в себе технику управления парусной доской, прыжковые элементы, акробатику под парусом. Ее принципиальное отличие от "вэйва" — отсутствие каких-либо условий по волнению. Фристайл может быть незаменим в наших условиях, когда ожидание приличной волны для проведения прыжков зачастую растягивается на недели, а фанбордисты вынуждены бороздить побережье Черного моря в поисках подходящих условий для "вэйва". Может быть, говорить о "фристайле" пока несколько преждевременно, но мы все же надеемся увидеть и такое катание в наших балтийских водах.
Интересно, что на Осеннем этапе Кубка России, проходившем в Анапе, "вэйв" так и не был проведен (еще за несколько дней до старта соревнований дуло как следует, но, как назло, "серфовое раздолье" преждевременно закончилось). А вот на традиционно неудачной для "вэйва" Балтике попрыгать как раз удалось. Была проведена одна серия, но победителя определить не успели.
В завершение нашего разговора о прошлом, настоящем и будущем Кубка Балтики, хотелось бы попросить читателей поделиться с журналом своими взглядами на современный виндсерфинг, мнениями о том, каким образом придать соревнованиям больший размах и привлекательность.
В следующем номере "КиЯ" будет опубликован календарь соревнований по фанбордингу на 2000 г. Приглашаем к участию во всех этапах Кубка России и, конечно, в Кубке Балтики на призы нашего журнала.
Осенний этап Кубка России по фанбордингу проходил в городе Анапе. Как обычно, в начале октября — в сезон "осенних штормов". В этом году на анапские состязания собралось рекордное за последние годы количество участников. Только вот с ветром не повезло.
В прошлом году на тех же соревнованиях все 10 дней подряд дул сильный ветер. Вероятно, помня об этом, в Анапу приехало более полутора сотен серфистов. А погода обвела вокруг пальца. Впрочем, из трех запланированных, традиционных для фанбординга дисциплин, удалось-таки полностью провести серии "курс-рейс".
По опыту летнего этапа Кубка, который проходил в Санкт-Петербурге, все заявленные участники (65 человек) были разделены на две группы: R и X. Система отбора проста: по результатам трех гонок, входивших в зачет, первые двадцать спортсменов имеют честь именоваться "профессионалами", остальные — "любители". В дальнейшем старты для двух групп проводятся раздельно.
Первые два места в тройке лидеров группы Х можно было легко предугадать: Михаил Ершов, за ним Алексей Чибизов, оба питерцы. А вот за третье место развернулась ожесточенная борьба. Один из претендентов, сочинец Виктор Айвазян, к сожалению, не участвовал из-за сломанной во время тренировок, здесь же в Анапе, ноги. Эстафету подхватил Дмитрий Давиденко (Украина). Ольга Малышева (Сочи), единственная представительница прекрасного пола в группе профессионалов, стала восемнадцатой в общем зачете.
В группе R тоже произошли некоторые изменения. Первое место, ко всеобщему удивлению, занял двадцатилетний И. Любимов (СПб), за ним В. Демченко (СПб), третий Е. Макаров.
Многие фанбордисты приехали в Анапу за компанию с участниками, чтобы просто отдохнуть и покататься, отчего общее количество досочников и приближалось к двум сотням. Заметным был не только количественный рывок, но и прорыв в отношении матчасти. Все больше появляется новых фирменных досок, парусов последних моделей. Соответственно, растет уровень мастерства.
Организацией "Анапы'99" в этом году занимался питерский все разрастающийся виндсерфинг-клуб "Драйв". Для клуба это был первый опыт самостоятельного проведения таких масштабных мероприятий. И "первый блин" оказался не комом.
Уже на следующий день после официального закрытия гонок на фанбордах в анапском яхт-клубе начались соревнования по парусному спорту в национальных классах, в число которых входили и длинные доски олимпийского класса One Design. Чемпионат России по виндсерфингу продолжил досочную анапскую осень.