Накануне старта главного события сезона крейсерских гонок — IX традиционных соревнований на Кубок Балтийского моря — в Центральном яхт-клубе ленинградских профсоюзов собрались 93 яхты. Самую представительную «команду» выставили хозяева старта — ленинградские яхт-клубы: 49 экипажей — больше половины участников! Латвийскую ССР представляли 20 экипажей, Эстонию — 8, Литву — 5. В числе участников можно было видеть яхтсменов из Москвы и Горького, Харькова, Калинина, двух далеких сахалинских городов — Холмска и Корсакова. Всего же в гонках участвовало 650 спортсменов.
Яхты шести стартовых групп готовятся к выходу в море
Весь участвующий в соревнованиях флот был разбит на 6 стартовых групп в соответствии с величиной гоночного балла.
В I стартовую группу вошло 10 судов: 4 яхты типа «Конрад-54», 4 — «Конрада-45», «Арктурус» и неклассная яхта — «Мальва». Стоит отметить большую и трудоемкую работу по модернизации судна, выполненную экипажем рижской «Спарты» («Конрад-54»), На этой яхте полностью переделан плавник фальшкиля, благодаря чему улучшилась устойчивость на курсе, увеличена площадь пера руля и т. п. Все это значительно улучшило гоночные качества яхты, которая, напомним, была победителем и предыдущих VIII соревнований.
Во II группе стартовало 20 судов; среди них можно было видеть 4 яхты типа «Драко» и 10 — типа «Алькор». Здесь же оказались самая старая из участвующих в соревновании яхт — «Волга» класса JI60, спущенная на воду в Ленинграде в 1935 г., и два судна, построенных силами самих яхтсменов: московская «Паллада» и ленинградская «Луга».
Из построенных Ленинградской экспериментальной судоверфью яхт типа «Алькор» наибольший интерес представляла «Глория», оснащенная топовым стакселем и штурвальным рулевым устройством, имеющая оригинальную и удобную внутреннюю планировку; эта модификация серийных «Алькоров», на наш взгляд, больше всего подходит для гонок и плаваний в особо сложных условиях.
Следующую III стартовую группу составили 17 яхт типа «Таурус». Здесь также прослеживается тенденция к проводимым самостоятельно усовершенствованиям и модернизации для улучшения ходовых качеств. Так, на «Вирго», «Жальчью Каралене» и на ряде других яхт бульбкиль заменен плавниковым килем, как на «Картере-30», увеличена площадь руля. На «Вирго» — победителе этого года — предельно увеличено основание переднего треугольника; хотя это повлекло за собой увеличение гоночного балла и соответствующее повышение исправленного времени, тем не менее, выигрыш от возрастания фактической скорости получился намного больше потерь от гандикапа. Видимо, серийные «Таурусы» для данных погодных условий оказались недогруженными парусами.
Как всегда «шестерки» - самая многочисленная группа
В IV группе (35 яхт) собрались, главным образом, старые «шестерки». Капитанам этих яхт приходилось решать серьезный вопрос: что лучше, иметь меньше парусов и маленький гоночный балл или, наоборот, больше парусов и больший балл? Другими словами, до каких пор можно «обрезать» паруса, не проигрывая при этом в скорости в фактических условиях гонки? В этом году примерно у трети «шестерок» обмерная площадь парусности составила 55,5—56,5 м2, т. е. была меньше проектной, а у другой трети — около 59—61 м2, т. е. больше проектной. Соответственно варьировались и величины гоночного балла (1м2 обмерной площади парусности соответствует примерно 0,05 м гоночного балла).
Оказалось, что «шестерки» с парусами площадью около 56 м2 ходили не хуже, чем с 60 м2. Это говорит о том, что для данных погодных условий «шестерка» несколько перегружена парусами. На большинстве «шестерок» имелись стационарные двигатели, что также приводило к снижению гоночного балла (примерно на 0,12 м).
«Марина» проходит испытания морем
Вместе с «шестеркой» гонялась и новая яхта Ленинградской экспериментальной судоверфи — однотонник «Марина». Конструкторы постарались заложить в нее все новые тенденции яхтостроения и существенно улучшить условия обитаемости. Экипаж «Марины» занял в таблице итоговых результатов довольно скромное место, однако следует иметь в виду, что это был первый серьезный выход нового судна в море. Впереди у экипажа «Марины» и верфи еще много работы по доводке этой современной яхты!
В V группе было заявлено 5 яхт типа «Картер-30», а в VI — 6 крейсерских катамаранов.
На яхтах, подготовленных к выходу в море, можно было видеть разнообразные, в большинстве случаев самодельные приборы: эхолоты, радиопеленгаторы, указатели силы и направления ветра. На многих нхтах штатный деревянный рангоут был заменен сварным металлическим — из сплава АМг.
На контроле остойчивость яхты «Лиетува»
Как обычно, соревнованиям предшествовала напряженная работа мерителей. Правда, на этот раз обмерялись только новые паруса и новые яхты, ранее не участвовавшие в Кубке, что заметно ускорило процедуру обмера. Большой неожиданностью явилось отсутствие — согласно мерительным документам — достаточной остойчивости на яхте «Лиетува» («Конрад-54»). Расчетная контрольная величина SV оказалась положительной, а в этом случае правила IOR запрещают выдавать мерительное свидетельство без практической проверки остойчивости. Оговорено, что для этого яхту надо закреннть на 90° и в этом положении прикрепить к топу мачты дополнительный груз. Совет по крейсерским гонкам ORC ввел такое добавление к правилам IOR в связи с появлением на дистанциях гонок предельно облегченных крейсерско-гоночных яхт с легкими фальшкилями.
Все было сделано по правилам. На пале закрепили блок, через который пропустили трос, заложенный на топе мачты стоящей лагом у берега «Лиетувы». Гусеничный трактор наклонил яхту на 90°. Когда после этого на мачту залезло шесть человек, яхта даже не шелохнулась. «Лиетува» была допущена к соревнованиям.
Почему «Сольвейг» имеет низкий балл?
В связи с поступившим в финале прошлых соревнований протестом прошла контрольный обмер на берегу и на плаву яхта «Сольвейг» — неоднократный призер Кубка Балтики. Обмер яхты показал полное соответствие судна мерительному свидетельству. Низкий гоночный балл «Сольвейг» обусловлен относительно малой обмерной площадью парусности (55,79 м2). Когда эту площадь парусности подставили в расчетную формулу вместе е данными других «шестерок», занявших первые 8 мест на Кубке Балтики, оказалось, что у всех этих яхт гоночный балл получается еще ниже, чем у «Сольвейг»! Подобный метод контроля мерительных свидетельств однотипных яхт по гоночному баллу, «приведенному» к одинаковой обмерной площади парусности, может стать действенным способом своевременного выявления ошибок при обмере.
2 июля — старт от форта Обручев
В понедельник 2 июля после торжественного открытия соревнований, которое состоялось в Центральном яхт-клубе ЛОСПС, яхты пошли на форт Обручев — в уже традиционный район старта Балтийского марафона. На следующий день в 12.00 был дан старт первого этапа.
I этап: Ленинград — маяк Хельсинки — Таллин (200 миль). Сколько бы ни участвовал яхтсмен в гонках, каждый новый старт — шаг в неизвестность. «Первый шаг» IX марафона был сделан при прекрасной погоде: ветер — 4 балла, чистая лавировка, светит солнце. С интервалами в 10 мин суда всех шести стартовых групп двинулись за Кронштадт.
Штиль над Финским заливом
Через 7 часов после начала гонки ветер зашел на SW, при этом южная группа яхт, находившаяся в этот момент вблизи маяка Шепелев, оказалась в выгодном положении: одним галсом в полный бейдевинд эти суда устремились к о-ву Сескар. Яхтам, оказавшимся севернее, у мыса Стирсудден, пришлось сделать контргалс. Когда яхты достигли о-ва Гогланд, т. е. прошли половину этапа по генеральному курсу, в каждой группе уже определились лидирующие яхты. В I группе гонку уверенно возглавляла «Спарта». Во II — острая борьба шла между рижским «Старсом» и ленинградской «Эрой»: при усилении ветра преимущество было на стороне ленинградцев, при ослаблении — вперед уходили рнжане. В III группе с большим отрывом от конкурентов шла таллинская «Вирго», в IV — лидировали ленинградские «Амур» и «Сольвейг», в V — вильнюсская «Гальве». Среди катамаранов гонку возглавляли «Орион» и «Каупо-II».
Лидирующие яхты еще имели хороший ветер, а основной флот, подтянувшийся к Гогланду, попал в первую полосу штиля. Еще через 40 миль, у финского маяка Кальбодагрунд заштилели уже все яхты. Над обоими берегами вздымались башнями кучевые облака, под ними сверкали молнии, а над самим Финским заливом было ясное небо — полное безветрие. Одна за другой яхты подходили к невидимой черте и застывали с безжизненно повисшими парусами.
Штиль продолжался 12 часов. За это время практически все участники соревнования собрались на небольшом участке моря, так что с появлением ветра гонка началась сначала. Дело осложняло течение, которое сносило стоящие яхты со скоростью 0,2—0,3 уз на NW в сторону скал Сандкаллан.
В полночь с NW пришел легкий ветерок. В 2.20 ночи яхты уже неслись с 4-балльным ветром к маяку Хельсинки, а «Спарта» и катамаран «Каупо-II» уже обогнули его и вышли на финишную прямую — на Таллин. Когда снова начался штиль, экипаж «Кауно-II» сумел вырваться из него, значительно изменив курс к югу, где ветер практически не исчезал. Здесь же был проложен курс яхт V стартовой группы, которые шли в Таллин по сокращенному маршруту — без огибания маяка Хельсинки.
Первым в Таллине появился «Каупо-II», на 2 часа опередивший судейское судно. Затем был принят финиш «Спарты», «Лиетувы», катамарана «Орион», «Эры» и «Старса».
Примерно через 2 часа после них к устью Пириты подошла следующая большая группа яхт, возглавляемая «Вирго». К этому времени ветер в Таллинском заливе начал стихать, а в Финском заливе, наоборот, усиливаться, так что отстающие начали быстро сокращать разрыв. Едва успели финишировать первые «шестерки» «Амур», «Сольвейг» и «Фортуна», как налетел шквал с дождем (до 6 баллов), который буквально «продул» все остальные яхты через финишную линию.
6 июля — яхты покидают Таллин
II этап: Таллин — маяк Бугшер — Вентспилс (280 миль). Старт был дан 6 июля в 20.00. По программе на этом этапе предполагалось огибать маяк Свенска-Бьёрн, имеющий радиомаяк и наутофон; судейская коллегия, почему-то не придав этому обстоятельству особого значения, заменила Свенска-Бьёрн на Бугшер, не имеющий ни радиомаяка, ни наутофона. Это решение в дальнейшем сильно повлияло на результаты гонки.
Итак, в дождь, с северным ветром силой 5 баллов яхты быстро пересекли Таллинский залив, обогнули зюйдовую веху у о-ва Найссар и легли на курс к маяку Бугшер.
Безмолвный маяк скрывается в тумане
На «Былине» поставили спинакер, но сильным порывом ветра судно привело, положило спинакером на воду — тут же оказалась сломанной мачта. Двигатель на аварийной яхте долго не заводился, а под ветром в опасной близости находилась песчаная коса. Делать аварийную оснастку уже времени не было, пришлось просить помощи у проходившего мимо «Поляриса» (экипаж яхты взял «Былину» на буксир и отвел обратно в гавань).
От зюйдовой вехи до маяка Бугшер по генеральному курсу 126 миль — почти сутки хода вне видимости каких-либо маяков. Прокладка велась по счислению и уточнялась по радиомаякам, поэтому при нормальной видимости выход на маяк не представлял бы особой трудности. Его уже обогнули катамараны «Янус», «Зеленый луч» и «Каупо-II», когда видимость стала резко ухудшаться — на море лег туман. Задача — выйти на маяк — стала значительно сложнее.
Из-за плохой видимости бесспорные лидеры гонки «Спарта» и «Лиетува» сразу выйти на Бугшер не смогли — первой его обогнула «Аврора»: капитану этой яхты А. Оскольскому удалось в разрыве тумана определиться по скале, находящейся в 2 милях от маяка (эта яхта и выиграла II этап в своей группе).
В 3 милях от Бугшера стояло судейское судно, которое должно было контролировать огибание его участниками. Однако судьи смогли разглядеть только катамараны и несколько больших яхт I группы. Снявшись с якоря, судно ушло в Вентспилс, а отсутствие его на условленном месте ввело в заблуждение экипажи многих яхт, которые пытались отыскать судейское судно в тумане, рассчитывая услышать его туманные сигналы.
С «Эры» увидели прямо перед собой только камни, на которых установлен Бугшер, сам же маяк был скрыт туманом полностью; после поворота в повторных поисках того же «безмолвного» маяка Г. Лобыничев потерял целый час.
В поисках маяка Бугшер
Когда «Сольвейг» и «Чайка» в 17.30 пришли к Бугшеру, яхты казались окруженными белой стеной, видимость составляла менее 0,5 кабельтовых. В этих условиях капитаны более десяти «шестерок» приняли решение идти по радиопеленгу на маяк Свенска-Бьёрн, находящийся 10 милями дальше, чтобы уже от него повторно выходить на Бугшер и проходить мимо судейского судна. Когда же через 3 часа они возвратились к Бугшеру, туман немного рассеялся, но судейского судна на месте не оказалось.
Капитан яхты «Юрмала», обогнувший маяк Бугшер по счислению, был дисквалифицирован на эту гонку (по протесту капитана «Капеллы»), так как не смог доказать факта огибания знака.
На подходе к Вентспилсу суда снова угодили в штиль на полсуток. Только самые быстрые яхты успели оторваться и выйти из штилевой полосы. В их числе оказался и пришедший на финиш первым катамаран «Орион»: он огибал Бугшер через час после своих главных соперников, но после этого сразу ушел на юг и удачно обошел район штилей сторопой, опередив остальные катамараны.
В V группе снова оказалась первой вильнюсская «Гальве».
В Вентспилсе яхтсменов гостеприимно встречали местные рыбаки; в гавани рыбколхоза и расположились все яхты.
9 июля — начало самого большого этапа
III этап: Вентспилс — маяк Эландс-Сёдра-Грунд — Рига (480 миль). Финишировали яхты 9 июля, а на следующий день в 20.00 уже был дан старт III этапа.
Яхтам I стартовой группы предстояло осуществить самый большой из запланированных переходов и пересечь Балтийское море по диагонали в оба конца; остальные яхты должны были обогнуть судейское судно, стоящее на Хобургс-банк в 20 милях к SO от Готланда (сокращенная дистанция — 325 миль).
В это время погода на Балтике определялась циклоном, но не таким, который мчится со скоростью курьерского поезда, а так называемым «висячим». Вот уже пятые сутки такой циклон стоял неподвижно над Готландом.
Гонка началась в лавировку при неустойчивом ветре в 2—3 балла, непрерывно менявшем направление на 10—20°, а иногда и до 40°. Рассчитывать следовало только на прокладку и радиомаяки — свыше 100 миль предстояло пройти без определения по береговым знакам.
И снова был густой туман. Когда на «Лиетуве», первой обогнувшей маяк Эландс-Сёдра-Грунд 12 июля в 20.45, матрос с бака уже видел прямо над головой маячную башню, рулевой на корме той же яхты еще не различал ее. На «Лиетуве», выигравшей этап, один-единственный раз видели своего конкурента «Вилиса Лациса» на подходе к Эландс-Сёдра-Груид, а затем до самого финиша ничего не знали о позициях других яхт.
На обратном пути ветер поворачивал на N и усиливался. От маяка Колка до Риги яхты шли под спинакерами при 7-балльном норд-весте. Лаг все время «зашкаливало» на 10 узлах. Четырежды на шквалах кренило «Лиетуву» так, что палубные лебедки уходили под воду: капитан Д. Кудзевичус оставался при этом спокоен, вспоминая практическую проверку остойчивости в Ленинграде.
14 июля, через 98 часов после старта, «Лиетува» финишировала в Риге, завоевав первое место на самом протяженном за всю историю гонок на Кубок Балтики этапе. Второй была «Спарта», третьей — «Вилис Лацис». Остальным яхтам «повезло» меньше: из-за очень слабых ветров только «Аврора», «Капелла» и «Полярис» уложились в контрольное время.
На результаты яхт, шедших по сокращенной дистанции, существенно повлиял заход ветра с SW на SSW на последней раскладке галсов перед поворотом. Капитаны, которые делали галс на S, получили при этом заходе ветра полный курс вдоль волны, так что некоторые яхты вышли на судейское судно даже под спинакерами! Те же, кто пошел на север, попали в зону со значительным ослаблением ветра и лавировкой против волны, сбивавшей и без того плохой ход. Видимость была хорошая, почти все участники легко вышли на судейское судно, которое ночью давало ракеты и светило прожектором через определенные промежутки времени.
Первой — 11 июля в 23.37 — обогнула судно и легла на обратный курс яхта «Старс». Получасом позже судьи зафиксировали катамараны «Янус» и «Каупо-II», затем таллинскую «шестерку» «Карелия». Средп «Таурусов» первой на верхнем знаке (в 01.11) оказалась «Вирго». Затем судейское судно стала огибать основная масса яхт.
После поворота ветер начал слабеть, яхты разошлись в поисках более сильного ветра. Лучше всего это удалось А. Эглайсу. Катамаран «Орион» несколько раз «прошил» линию генерального курса в бакштаг, убедился, что основная масса яхт застревает в штилевой зоне, сам, однако, выбрался из нее, нашел свой ветер южнее генерального курса и, опередив всех, через 71 час после выхода из Вентспилса финишировал в Риге. Среди «шестерок» самый удачный путь выбрал А. Ермилов: его «Карелия» через 77 часов после старта пришла в Ригу первой и завоевала победу на этапе.
Основная масса яхт, шедшая по генеральному курсу, штилела где-то в 20 милях от Вентспилса в течение целых 15 часов!
Три победы рижского «Старса»
Во II группе победу на этом этапе одержал экипаж яхты «Старс» (капитан Я. Золтнерс): три победы на трех этапах подряд — лучший результат марафона этого года!
IV этап: гонка в Рижском заливе (25 миль). 16 июля проводилась последняя, короткая гонка в Рижском заливе. (Яхты I стартовой группы в ней не участвовали, так как только накануне закончили тяжелую 480-мильную гонку).
Ветры были неустойчивые и по направлению, и по силе; за какие-то 5 часов гонки яхты то попадали в штиль, то мчались с 5-балльными шквалами. Не повезло яхте «Пээтер» — явному претенденту на 3-е место среди «шестерок» в общем зачете. Когда при подходе яхты левым галсом к верхнему знаку ветер внезапно зашел, остальные суда, проходившие вначале правым галсом чисто под кормой «Пээтера», привелись, а экипаж «Пээтера» сманеврировать не успел; в результате на эту гонку яхта была дисквалифицирована, как не уступившая дорогу судну, шедшему правым галсом.
Кубок Балтики у ленинградцев с «Амура»
По итогам соревнований главный переходящий приз — «Кубок Балтийского моря», учрежденный редакцией сборника «Катера и яхты» за первое место в общем зачете в самой многочисленной стартовой группе, завоевал экипаж «Амура» из Ленинградского центрального яхт-клуба ЛОСПС (капитан Б. А. Хабаров).
Переходящий приз — Хрустальный кубок «Быстрейшей яхте» вручен экипажу яхты «Карелия» (капитан — А. М. Ермилов, Таллин), за наименьшее действительное суммарное время прохождения всех этапов на яхте отечественной постройки.
Памятные подарки Польской внешнеторговой фирмы «Навимор» были вручены экипажам построенных в ПНР яхт, занявших общие первые места в I, И, III и V стартовых группах.
На заключительном собрании капитанов обсуждались предложения и пожелания организаторам следующего — юбилейного — X марафона.
Отмечалась большая организационная работа, проделанная Оргкомитетом соревнований и судейской коллегией (главный судья — судья всесоюзной категории П. Т. Толстихин), в особенности — секретариатом, который под руководством К. Б. Бобровой не только своевременно и четко объявлял результаты очередных этапов, но и сумел (впервые в соревнованиях на Кубок Балтики) в Риге же оформить и выдать участникам сводные протоколы.
Хрустальный кубок увозит экипаж «Карелии»
Большой вклад в проведение соревнований внесли оргкомитеты и работники яхт-клубов, принимавших регату.
Особо отмечалась большая помощь, оказанная участникам соревнования обеспечивающим судном «Верньер» (капитан — К. С. Яновский), которое уже не первый год обслуживает Кубок Балтики.
Спущен флаг соревнований, опустела гавань Центрального республиканского яхт-клуба — разлетелись по домам яхты.
Итоги девятого марафона
Теперь, в преддверии юбилейной встречи, полезно оглянуться назад и подвести итоги.
Во-первых, гонки на Кубок Балтики стали одними из крупнейших в Европе морских парусных соревнований. На старт регулярно выходит около 100 гоночно-крейсерских яхт, они четырежды пересекают Балтийское море, проходя при этом около 1000 морских миль.
Во-вторых, довольно сильный и ровный состав участников, а также, как правило, сложные гидрометеорологические условия на Балтике предопределяют острую и интересную борьбу на дистанции.
Кубок Балтики — это школа морского мастерства и гоночного искусства, которую ежегодно проходят до 800—900 яхтсменов-крейсерщиков. Однако эта школа не должна стоять на месте, необходим обмен спортивным опытом и техническими идеями, необходима борьба с новыми серьезными соперниками. А для этого необходимо, чтобы в марафоне принимали участие сильнейшие гонщики стран бассейна Балтийского моря. Это будет соответствовать и девизу соревнований — «Балтийское море — море мира!».
Думается, что «выпускники» этой школы должны получить выход на следующую ступень: лучшие экипажи, регулярно показывающие высокие результаты на Куоке Балтики, следовало бы направлять на крупнейшие зарубежные морские гонки. У нас уже есть для этого и неплохая материальная часть, и соответствующая подготовка яхтсменов!
Учитывая это, а также крепнущие связи ФПС СССР с международным парусным движением, целесообразно в дальнейшем максимально приблизить условия проведения Кубка Балтики к международным правилам. Пора, в частности, разбивку на стартовые группы проводить только по величине гоночного балла, как это делается сейчас везде, а не по типам яхт. Надо ввести повышающий коэффициент за протяженность дистанции; определять победителей по наибольшей сумме очков; в качестве поворотных знаков брать только радиомаяки. Для всех классов яхт целесообразно устанавливать единую дистанцию.