В прошлогодних очередных X Всесоюзных соревнованиях крейсерских яхт на Кубок Волги приняли участие 112 яхтсменов из многих городов Волжского бассейна. Среди них было 7 мастеров спорта СССР, 23 кандидата в мастера и 25 спортсмеиов-разрядников.
В IV классе IOR стартовали 9 яхт типа «Конрад-24», 12 «Нефритов», 4 четвертьтонника постройки Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения, 2 «Капеллы» и 1 яхта типа «Скорпиус».
Регата проходила по маршруту: Волгоград — Саратов (365 км); Саратов — Камышин (215 км); Камышин — Волгоград (150 км); кроме того программой были предусмотрены две гонки по треугольной дистанции в Камышине и Волгограде.
В этих соревнованиях для расчета гандикапа помимо обычного гоночного балла дополнительно учитывалась поправка на энерговооруженность судна, т. е. на отношение площади парусности яхты к ее водоизмещению. Это позволило более объективно оценить скоростной потенциал каждой яхты и уравнять шансы на успех для яхт разных типов.
21 июля акватория порта Волжского, прекрасного города-спутника Волгограда, которому в этот день исполнилось четверть века, расцветилась яркими спинакерами. После торжественного открытия соревнований здесь был дан старт на Саратов.
На дистанции первого этапа сила ветра многократно менялась; были и штили, и сломанная мачта. Были и такие довольно частые «сюрпризы», как попадания в расставленные не по правилам рыболовные сети.
Победителям этой — самой длинной гонки были вручены специальные призы, учрежденные в 1978 г. Горьковским городским яхт-клубом, — переходящие кубки, посвященные старейшим волжским яхтсменам Н. Лопухину, Н. Мясникову и В. Колокольцеву. Обладателями призов стали Е. Литвинов из Тольятти, выступавший на яхте «Мария» (тип «Нефрит»); Ю. Овсянников из Перми, шедший на четвертьтон-иике «Селена» и чебоксарец В. Козлов — на «Бризе» («Нефрит»), Пять экипажей не уложились в контрольное время.
Следующая гонка проходила с попутным свежим ветром и хорошей волной. Успех в ней сопутствовал экипажу «Селены», вторым на яхте «Джерри» («Нефрит») пришел экипаж В. Миронова из Чебоксар, третьим финишировал «Орион» с рулевым Н. Мамонтовым (тип «Конрад-24») из Перми.
Третья гонка проводилась на акватории Камышина. Здесь при активной помощи местных яхтсменов была установлена 18-кило-метровая треугольная дистанция. В этой гонке победил экипаж Г. Ефимова из Калинина на четвертьтоннике «Нерль»; вторым был саратовец Н. Арефьев на «Ладе»; третье место досталось экипажу новенького «Конрада-24» под командованием В. Терехина из Ульяновска.
Результаты следующего этапа почти ие изменились: экипажи Г. Ефимова, Ю. Овсянникова и Н. Мамонтова подтвердили свое мастерство.
Заключительная гонка состоялась в Волгограде в День Военно-Морского Флота СССР. По сравнению с другими, дистанция этой гонки отличалась несколько большим участком лавировки. Старт был дан при ровном ветре силой 2—3 балла. Хотя участники практически не могли рассчитывать на изменения среди имен претендентов, с самого старта завязалась острая напряженная борьба. Однако ветра хватило только до конца лавировки. В результате к финишу успели лишь самые быстроходные яхты; из-за наступления полного штиля половина стартовавших судов так и не смогла дойти до него под парусами.
По сумме пяти гонок победителем соревнований стал экипаж Ю. Овсянникова, на счету у которого оказалось лишь 29 очков. Экипаж Г. Ефимова с 32,7 очка завоевал второе место. Третье место занял экипаж В. Миронова, набравший 57 очков.
Высокие результаты победителей и призеров на малознакомой и сложной акватории, причем в сравнительно трудных погодных условиях, не случайны: Юрий Овсянников — призер двух предыдущих соревнований на Кубок Волги; Геннадий Ефимов — призер многих крупных соревнований на верхней Волге и Онежском озере; Валерий Миронов — обладатель Кубка Волги 1977 г.
В заключение хочется отметить, что удаление акватории соревнований от городов с развитым парусным спортом, с большим отрядом крейсерских яхт, затруднило для многих яхтсменов участие в этих интересных соревнованиях. Наиболее правильным было бы проводить крейсерские регаты на акватории Волги, расположенной выше по течению, например, в районе между Тольятти и Казанью.