Соревнования минувшего года собрали довольно большой флот — 58 яхт из Тольятти, Куйбышева, Сызрани, Ульяновска, Москвы, Свердловска, Ижевска и Казани.
Яхты гонялись в четырех группах: III, V, VI классы IOR и VI класс «Скандикап». Среди серийных судов были представлены классы «Таурус», «316», «Картер-30», «Скорпиус», «Нева», «Четвертьтонник», «Минитоннер», «Капелла», швертбот «Т2». Наиболее многочисленными оказались «Конрады» и «Нефриты». Участвовало 14 яхт самостоятельной постройки, как правило, оригинальных конструкций.
Были проведены четыре официальные гонки протяженностью 77, 70, 70 и 27 миль и одна неофициальная, но очень интересная «гонка капитанов» (около 10 миль), в которой на борту яхты находился только рулевой. Экипажи в это время оставались на крутом берегу Волги в качестве зрителей и болельщиков, а яхтенные коки состязались в поварском искусстве у костра, оспаривая «медаль за долгий труд».
Первая гонка была памятна ночным грозовым шквалом. Шквал был короткий, всего около трех минут, но очень крепкий. Для двух швертботов «Т2» его налет закончился оверкилем. На одном из «Конрадов» срезало алюминиевую мачту. У кого-то старенький хлопчатобумажный стаксель превратился после шквала в узенькие, по 3—4 сантиметра, ленточки. Многие потеряли латы и получили различные мелкие повреждения. Положение во время шквала усугублялось навальным на близкий берег ветром и тем, что к этому моменту много яхт оказалось в непосредственной близости к трем крестовым буям, ограждающим водозабор г. Тольятти.
После этих происшествий судейская коллегия поспешила объявить, что на будущие соревнования «Кубок Средней Волги» швертботы и самодельные яхты длиной менее 7 м допускаться не будут. Это вызвало у нас смешанное чувство. С одной стороны, судейская коллегия сама обязана сделать все, чтобы предупредить ЧП. Главному мерителю соревнований Г. В. Курочкину, например, пришлось даже подать заявление об увольнении с работы, чтобы получить возможность сделать все необходимое для обеспечения нормального хода соревнований. Руководители спортивных организаций не позаботились об этом, хотя КЗоТ предусматривает возможность освобождения работника с сохранением заработной платы.
С другой стороны, не размеры яхты определяют безопасность плавания, а прочность ее конструкций и выучка экипажа. Думается, что к допуску каждой яхты нужно подходить индивидуально.
Вторая гонка по маршруту Тольятти — Ульяновск проходила в меняющихся погодных условиях — от свежего ветра до штилей. Часть ее прошла, по обыкновению, ночью, что требовало от экипажей максимальной собранности.
Между второй и третьей гонками в Ульяновске отдых яхтсменов украсили выступления бардов из г. Тольятти. В прошлом году перед участниками регаты выступали лауреаты Грушинских фестивалей самодеятельной песни. Состоялся смотр самодельных яхт1, ошвартованных у набережной. Сразу скажем, что откровенно плохих конструкций не было. Если некоторые самоделки не блистали современностью дизайна и качеством отделки, то они были неплохими «ходоками».
Третья гонка по маршруту Ульяновск — Тольятти началась во второй половине дня с лавировки к стартовому створу при слабом ветре. Но не успел еще прозвучать стартовый сигнал, как яхты были подхвачены попутным уходящим шквалом. Почти всю гонку весь флот шел плотно, под спинакерами. Временами лаг показывал 12 узлов. К утру, когда до финиша осталось всего около 5 миль, ветер скис. Прошло еще не менее 4 часов, прежде чем яхты стали вползать в финишные «ворота».
Уже на берегу, в тольяттинском яхт-клубе «Дружба» мы увидели следы шквала, прошедшего накануне: поваленные деревья, сорванные крыши сараев, опрокинутый катамаран, разбросанные по территории ялики...
Последняя четвертая гонка была короткой, но для нас — самой тяжелой. Она проходила при сильном встречном ветре и крупной волне. Начав гонку, обнаружили, что наша мачта гнется гораздо сильнее обычного, а яхта плохо лавирует. Мы решили, что сказались последствия дождя, который лил всю ночь накануне и пропитал деревянную мачту влагой. Чтобы как-то компенсировать потери в крутизне хода, приходилось набивать до предела переднюю шкаторину стакселя. В итоге были оборваны оба имевшихся стаксель-фала. Гонку закончили под штормовым стакселем, поставленным на спинакер-фале. Финишировали не последними, но и далеко не в лидерах. Впоследствии разобрались, что на мачте поползла оковка крепления средних вант.
На следующий день «гонка капитанов» у правого берега Волги завершила праздник паруса. Из-за очень сильного ветра самодельные яхты VI класса «Скандикап» в гонку допущены не были. Абсолютным победителем стал капитан А. Касаткин (яхта «Легенда», класс «Таурус»).
Экипаж яхты «Мемпест»: М. Макаров, И. Исмагилов, Ш. Загитов, А. Власов, г. Казань.
Победители соревнований
г. Тольятти, 10—19 июля 1987 г.
- III класс IOR — «Легенда» (капитан А. Касаткин);
- V класс IOR — «Спарта» (В. Лободин);
- VI класс IOR — «Браво» (М. Соколов);
- VI класс «Скандикап» — «Пилигрим» (М. Башенов).
Мнение
Так уж получилось, что крейсерский спорт стал вроде бы спортом региональным. Яхтсмены западных областей тяготеют к «Кубку Онеги». На Дальнем Востоке проводятся Тихоокеанские гонки. Раньше самым популярным и массовым был «Кубок Волги», но в последние годы появились более мелкие региональные соревнования, которые «растащили» его по частям: «Кубок Нижней Волги» в Камышине, мемориал К. Т. Гуняшова и «Кубок Средней Волги» в Тольятти, «Кубок Алексеева» в Горьком, «Кубок Камы» в Перми.
С одной стороны, это дало положительный эффект: увеличилась массовость крейсерских гонок на местах. Но с упразднением «Кубка Волги», к примеру, крейсеристы центра России лишились возможности помериться силами на высоком уровне, рост мастерства яхтсменов этих регионов замедлился.
Пришла пора поднять значение «Кубка Волги», для чего предлагаю присвоить ему ранг чемпионата РСФСР по крейсерским гонкам, а победителям в классах присваивать звание чемпиона РСФСР. Лучшие экипажи в классах «К-25» и «Картер-30» можно направлять сборной командой на Балтийскую регату.
Проводить его лучше в Тольятти, имеющем отличную акваторию — недаром «Кубок Средней Волги» в 1987 г. был самым многочисленным. Следует всемерно пропагандировать «Кубок Волги», использовав, в частности, практику обменных экипажей с другими регионами. Мы к такой практике готовы, а предложения по обмену экипажами можно направлять по адресу: 445003, г. Тольятти, ул. Набережная, яхт-клуб «Дружба», Козлову А. П.
Стоит подумать и над улучшением судейства, смелее выдвигать в судейскую коллегию волжских спортсменов и судей — энтузиастов «Кубка Волги». Думается, что эту регату можно проводить не только в личном зачете, но и в командном. Командная борьба увеличит спортивность соревнований. Пример тому «Кубок Средней Волги».
И еще одна проблема. Очень часто региональные соревнования на Волге накладываются по срокам друг на друга. Пришло время упорядочить календарь. Первая попытка в этом направлении сделана: на 1988 и последующие годы время проведения традиционных соревнований пересмотрено.
Г. Курочкин, председатель Тольяттинского крейсерского клуба. Фото И. Лисицкого.
Примечания
1. Краткие описания самодельных яхт, принимавших участие в «Кубке Средней Волги», будут помещены в разделе «Построено любителями» в одном из следующих номеров «КиЯ».