Днепровская набережная древнего Киева запружена людьми от Подола до Киево-Печерской Лавры. Люди заполнили гранитные спуски, все выступы речного вокзала, балконы и крыши окрестных домов, они стоят на смотровых площадках Владимирской горки, за решетками киевских мостов. Наверное, и пятачка земли не осталось пустующим — только бы увидеть все многоцветье парусного флота... Киев праздновал столетний юбилей парусного спорта.
Такому скоплению зрителей способствовала широкая реклама праздника «Днепровские паруса». Это был тот редкий случай, когда о парусах несколько дней подряд говорила вся местная пресса. Из газет мы и узнали потом любопытную и очень приблизительную, конечно, цифру: на парад яхт пришло около семисот тысяч поклонников паруса.
Юбилей совпал с Днем Военно-Морского Флота. Несколько военных катеров, открыв парад, уступают почетное место яхтам. Больше ста пятидесяти судов с выброшенными под ветер спинакерами устремляются вниз по Днепру. А в заливе Оболонь уже закончилась дефилиада яхт юношеских и олимпийских классов. Здесь, за год до столетнего юбилея, открылся новый яхт-клуб — событие знаменательное и отрадное. В новом микрорайоне города, как выяснилось, живет более ста тысяч человек, которые еще не получали паспортов. В яхт-клуб мальчишки ринулись — отбоя нет. Заинтересованно отнеслись к яхт-клубу и архитекторы: речному фасаду района будет придан соответствующий облик. И правильно. Парус — истинное украшение. Праздник еще раз красочно доказал, насколько зрелищным может быть парусный спорт.
Вечереет. В лучах заходящего солнца вырисовывается силуэт Андреевской церкви, яркая дорожка ложится на воду. Одна за другой входят в нее крейсерские яхты, многоцветные спинакеры на миг озаряются фантастической вспышкой.
Не так ли когда-то уходили в воды седого Славутича ладьи далеких предков? В парке, над самым Днепром, стоит памятник основателям Киева — древняя ладья под парусами, а в ней — Кий, Щек, Хорев и их сестра Лыбедь...
Былое
В 1887 г. на Трухановском острове был открыт первый яхт-клуб. Его учредителями стали профессор киевского университета Ринек, инженер путей сообщений Максимович, доктор Гарнич-Гарницкий. Фактически это было закрытое спортивное учреждение. На протяжении сезона проводилось пять гребных гонок, а количество парусных не устанавливалось. Зато существовал четкий контроль выходов каждой яхты. В конце сезона подводились итоги. Яхт-клуб имел свои мастерские, в которых строились гребные и парусные суда.
После революции яхт-клуб перешел в ведение Всевобуча, затем Дворца пионеров, став центром парусного спорта. Здесь проводилась большая работа с воспитанниками по подготовке к морской службе. Многих из них 1941 г. застал моряками Военно-Морского Флота. Самоотверженно воевали киевские яхтсмены на судах Днепровской и Волжской флотилий, Черноморского и Северного флотов. А те мальчишки, которые остались в оккупированном Киеве, со слезами на глазах топили яхты, засыпая их песком, забрасывая камнями, чтобы не достались врагу. И крепко запоминали места захоронения, ибо свято верили, что недолго лежать их яхтам под водой.
Тех мальчишек военной поры сегодня убеляют седины. Владилена Лахтионова призвали на фронт в последний год войны, он закончил ее в Польше с тяжелым ранением. Инвалидом вернулся в Киев Валерьян Чекин. Возвратились Владимир Янченко, Борис Житомирский и многие другие. Они поднимали со дна яхты, с которых и началось возрождение киевского парусного спорта. В 1946 г. уже состоялся первый послевоенный чемпионат Украины в Николаеве. В личном зачете чемпионом стал киевлянин Михаил Бобрицкий, в экипаже которого выступал и Владилен Лактионов.
В пятидесятые годы киевские яхтсмены успешно выступали в республиканских регатах. А в столице Украины не проходило ни одного выходного дня, когда не проводились бы гонки. Росло и мужало новое поколение яхтсменов. Самым известным стал Валентин Манкин. Три золотые и одна серебряная Олимпийские награды, медали чемпионатов мира и Европы завоеваны в трудной борьбе заслуженным мастером спорта, а теперь уже — и заслуженным тренером СССР. На самые высокие пьедесталы поднимались его воспитанники — олимпийский чемпион Виталий Дырдыра, чемпион мира Владислав Акименко. Сегодня славу киевского паруса продолжают чемпион Европы среди молодежи в классе «Финн» Юрий Токовой, Константин Гордейко, Сергей Пичугин. Им на смену уже приходит новое поколение — из специализированных ДЮСШ при крупных яхт-клубах Киева, созданных за послевоенные годы.
Старт
Всесоюзная регата «Большой кубок Днепра». Это пятисотмильная гонка по маршруту Киев — Одесса. 47 экипажей крейсерских яхт после парада готовятся к раннему утреннему старту.
На реку опустилась тишина, но не многие из участников регаты спят в эту ночь. Многодневная гонка с семью этапами и для опытного яхтсмена — трудное испытание. Надо пройти пять водохранилищ, два низко нависших над водой моста, несколько шлюзов. Нужно к тому же предвидеть рыбацкие сети и не запутаться в них. А сколько подстерегает на пути подводных камней, мелей. Всевозможные неожиданности может преподнести этот сложный долгий маршрут. Потом яхтсменам надо выйти на просторы Черного моря и быстро перестроиться на другие условия гонки, чтобы успешно финишировать в Одессе, не растеряв приобретенные на Днепре преимущества.
Некоторым яхтсменам маршрут хорошо знаком: «Большой кубок Днепра» разыгрывается в четвертый раз. Но все же большинство экипажей участвуют в таких соревнованиях впервые. Регата собрала яхтсменов Киева. Харькова, Запорожья, Херсона, Чебоксар, Черкасс, Кременчуга, а экипаж яхты «Глория» прибыл даже из далекого Братска.
Предстартовую ночь участники регаты проводят на акватории киевского самодеятельного крейсерского яхт-клуба. Хозяева открывают гостям свои мастерские — еще есть возможность привести в полную надежность все оборудование судов. Но к середине ночи маленькая гавань затихает: перед дальним походом просто необходим отдых.
В стартовый день выдалась замечательная погода. После жаркой недели — резкое похолодание. Значит, будет ветер!
Взмывает вверх стартовая ракета, и наполняются ветром паруса.
Киев — Канев. Первые 70 миль. Ветер держится около четырех баллов, а к середине дистанции увеличивается до 5—6. Хорошо взяла старт яхта «Скиф», капитаном которой оказался мастер спорта международного класса Юрий Токовой, а матросом — мастер спорта международного класса Сергей Пичугин... «Финиисты» на крейсерской яхте!
— Почему бы нет, для каждого спортсмена крейсерская гонка — очень полезная практика, — утверждает Юрий.
Забегая несколько вперед, скажем, что «Скиф» удачно шел и на последующих этапах. Это лишний раз подтвердило целесообразность сочетания гонок по олимпийской дистанции с крейсерскими. Мы знаем, что ведущие гонщики многих стран регулярно и с удовольствием пересаживаются с лодок олимпийского класса на «крейсера». Участие в длинных гонках совершенствует тактическое мышление, обостряет ощущение ветра, волны. Это в итоге оборачивается ростом мастерства на классических «треугольниках». К сожалению, большинство членов сборной страны не участвуют в крейсерских гонках, обрекая себя до бесконечности крутиться в пределах «треугольнике»» и «петель». Невольно возникает вопрос: а не порождает ли такая тактика некий стереотип мышления?
Первые мили — первые проблемы.
Где отремонтироваться в пути? Оказалось, что судейские катера и катера сопровождения не оснащены необходимым для этого инвентарем, не было у них на борту ни мастерской, ни слесарей. У «Эола-2», к примеру, во время завала мачты сломалось металлическое крепление спинакер-гика. И что же, экипажу пришлось чуть ли не кувалдой пробивать отверстия в гике. А ведь «Эол-2» был одним из претендентов на победу в регате. В его составе неоднократный победитель крейсерских гонок по Днепру мастер спорта Юрий Демке, президент Республиканской федерации парусного спорта Валентин Федоренко, мастера спорта Сергей Бабич и Алексей Калошин, и самый молодой — кандидат в мастера спорта Владимир Шалейко.
В первой гонке на промежуточном финише разыгрывался приз, установленный киевской секцией Советского комитета ветеранов войны. И буквально после первых миль стало ясно, что претендовать на него может только тримаран «Байда». Он первым пересек траверз памятника защитникам Букринского плацдарма. Построенный руками яхтсменов-корабелов завода «Ленинская кузница» тримаран, благодаря большой площади парусов, на попутных курсах не имел конкурентов в скорости. Да и капитан «Байды» мастер спорта Юрий Брескин — не только хороший судостроитель, но и опытный гонщик.
Первые яхты пришли в Канев задолго до заката, а последние — уже с наступлением плотной темноты. Почему? Кажется, все вместе стартовали, одинаковыми для всех были условия гонки, всем помогало течение и ветер... Четырехчасовое расхождение во времени между лидерами и аутсайдерами говорит о многом. И дело не в том, что участвовали парусники четырех стартовых групп. Даже в рамках одной группы разница приходов была слишком значительной. Мастерство и опыт, конечно, значат многое. Но и они не обеспечат успех, если экипаж идет на лодке старой постройки, плохо вооруженной, с изношенными парусами.
Неожиданным стало лидерство экипажей яхт «Альфа» и «Вагри», принадлежащих кременчугскому вагоностроительному заводу (капитаны — Владимир Взглядов и Григорий Пинчук). Они оказались лучшими не только в своей стартовой группе. «Альфа» возглавила и список сильнейших в общем зачете. Впрочем, случайным сей факт могут посчитать только те, кто не знаком с постановкой парусного спорта в Кременчуге. Там ему обеспечена всесторонняя и крепкая поддержка. А победа, как известно, куется задолго до старта.
Мы вернемся к репортажу о регате, а пока позволим себе все же некоторые отступления.
Гоняться или строить?
После финиша первого этапа мы побывали на борту победителей в первой стартовой группе — у экипажа яхты «Купава». Она привлекла внимание не только отличными ходовыми качествами, но и всем своим внешним видом. Не было, кажется, ни малейшей детали, которая не задерживала бы взгляд — от необычно окрашенного корпуса с любовно выведенным названием до сверкающих дельных вещей.
— У нас многого не хватает,— сразу же охлаждает восторги капитан Юрий Бондарь — Сами понимаете, как трудно с материалами.
Мы поняли: яхту экипаж строил своими руками. Это была уже не первая творческая работа. Гонщики Киева хорошо знают парусник «Гонта», который не раз успешно выступал в различных регатах. «Купава» — второе произведение самодеятельных судостроителей, приписанных к киевскому крейсерскому яхт-клубу. Там все «самостройщики». И все, что есть в клубе, тоже сделано их руками Участники регаты убедились в этом в предстартовый вечер.
— Нужна была нам мачта и пошли по проторенному пути: обратились к создателям оросительных систем. У них есть трубы подходящего сечения и длины. Но трубу для мачты надо отвальцевать. Сами сделали вальцы. Столкнулись с кузнечными работами — сами сделали миниатюрный горн. Каждый что-то вынужден изобретать.
Да, на сегодняшний день мастерским киевского крейсерского клуба могут позавидовать многие. Правда, тесно стало на территории. Подолгу приходится ожидать места на стапеле очередным судостроителям.
Юрий Бондарь с болью говорит: «Очень много времени уходит на поиски материала... Что купишь в наших магазинах? Практически — ничего! Да и строительство яхты отнимает годы. Мы заложили «Купаву» 4 августа 1982 года, а спустили на воду 28 сентября 85-го. Три года! Хорошо мне — холостому. Все зарплаты и премии, все свободное время — здесь, в яхте. У ребят же семьи... А мы — гонщики. И хотелось бы нам больше гоняться, чем «латать дыры» промышленности и торговли».
Действительно, в каких же неравных условиях находятся эти яхтсмены по сравнению с теми, кто объединен в более-менее обеспеченных ведомственных клубах. Ради участия в гонке «любителям» приходится пройти многолетний путь мытарств. Самодеятельное судостроение при отсутствии централизованной системы снабжения материалами, когда все нужно добывать кружными путями, превращается в сплошное преодоление препятствий. И право, заслуживает восхищения команда Юрия Бондаря, вторично отважившаяся на создание парусника.
В этой же регате участвуют «Берендей», «Лель» — тоже парусники самодеятельного крейсерского клуба, построенные руками яхтсменов. А в изящном «Чаде» вряд ли кто узнает заводскую «Ассоль», превращенную из туристской в гоночную.
— Построить корпус — не самое сложное,— продолжает Юрий Бондарь. — И физически, и материально гораздо сложнее вооружить яхту.
Тоже не новая проблема — где взять парусную ткань?
— Я работаю в ЦНИИ легкой промышленности, — включается в разговор рулевой Валерий Леймонтович, — и знаю возможности нашего оборудования, на котором производятся синтетические ткани. При небольшой модернизации ковровых машин, например, их можно было бы с успехом использовать для изготовления парусной ткани.
Сказал он это — и потоком хлынули вопросы. Какая организация возьмет на себя эту задачу и как ее заставить сделать это? Кто выступит заказчиком? Кто определит потребность в ткани? Заинтересовано ли крупное производство в малых заказах?.. Вопросов — не счесть. Но ясно одно — решать их надо только централизованно. В период коренной и повсеместной перестройки пора, наконец, повернуться лицом и к «малым сериям», работающим на благо многих и многих тысяч советских людей. Отечественная парусная ткань необходима не только самодеятельным судостроителям, но и всем яхтсменам. За техническими проблемами всегда стоят интересы людей, их радости и печали.
Производители не испытывают, скажем, таких огорчений, которые выпали на долю экипажа яхты «Берендей» — у них порвался новый спинакер. Между прочим, он обошелся капитану Николаю Кузьменко в 1200 рублей, а за этой суммой ему пришлось ехать на заработки на Крайний Север.
Судостроители-любители, способные создавать такие яхты, как «Купава», «Гонта», «Берендей», открыли для себя десятки технологических и конструкторских решений (по мнению специалистов, названные яхты соответствуют высокому мировому уровню). Почему «для себя»? Замечательные умельцы своими открытиями готовы поделиться с производственниками. Но они, увы, особого интереса к этому не проявляют. Позиция, согласитесь, непонятная и противоречащая сегодняшним событиям в стране.
...Канев — Кременчуг — Днепропетровск...
В Каневе наш катер сопровождения остановился у причала «Тарасова гора». Памятник Шевченко высоко возвышается над Днепром. Здесь он похоронен по своему поэтическому завещанию. Возле памятника и небольшой музей. Недалеко от этого исторического места и был организован финиш первого этапа. Подняться бы на гору участникам регаты! Но ни один яхтсмен не позволил себе этого: слишком много забот. Сильный ветер на первом этапе предъявил жесткие требования и к экипажу и к матчасти. Кто шел на старом вооружении, тот садился ремонтировать фалы, штопать паруса...
Следующим утром после шлюзовки вошли в Кременчугское водохранилище. На втором этапе предстояло преодолеть уже 93 мили. Утро сулило безветрие и жару. Порой и вовсе обвисали паруса, гонка длилась день и всю ночь. Такие мирные на вид просторы Кременчугского водохранилища таили в себе немало каверзных ловушек. Вдоль судового хода во многих местах были расставлены рыбацкие сети. И если днем их флажки хорошо видны, то ночью... Кто четко шел по огням бакенов, не соблазняясь более короткими курсами, тот легко миновал ловушки Другим же пришлось расплачиваться потерей времени.
Ровно за сутки преодолела второй этап лидирующая яхта, последняя пришла только через девять часов. Если после первого этапа победу кременчугской «Альфы» некоторые сочли случайной, то сейчас выход на второе место кременчугской «Вагри» убедил всех, что яхтсмены Кременчуга готовились к регате основательно и составят конкуренцию даже признанным мастерам.
В другой подгруппе профессионализм гонщиков взял свое. Экипаж «Скифа» сказал веское слово, легко оторвавшись от соперников. Экипажу яхты «Борей», поставившему задачу выиграть регату, все меньше оставалось на это шансов. Положение яхтсменов осложнялось тем что времени на отдых оставалось мало, особенно у аутсайдеров. Все днепровские этапы заканчивались перед шлюзами. Приходила последняя яхта. и начиналась шпюзовка. А после нее — новый старт.
Кременчугское водохранилище впечатляло своими размерами, но очень огорчало биологическим состоянием воды. На пути часто встречалась мертвая рыба. Отчего же гибли большие судаки? Пагубную роль играют, видимо, промышленные сбросы, ГЭС, обилие сине-зеленых водорослей. Кстати, эти очень вредные для воды растения заполонили все днепровские водохранилища. Зеленые комочки слипались в единую массу, заполняли днепровские заливы, лягушачьего цвета жижа окрашивала берега. Особенно изобилует сине-зелеными Каковское водохранилище. Даже на середине этого моря, где не видно и берегов, при тихой жаркой погоде ядовитая масса распространяет неприятный запах. Вред сине-зеленых, казалось бы, доказан давно, а вот эффективные методы борьбы с этим ядом учеными еще не найдены.
Там, где Днепр входит в свои естественные берега, внешняя картина обретает радужные тона. Песчаные плесы и каменистые обрывы, маленькие зеленые острова создают приятное впечатление. На берегах тысячи отдыхающих, оранжевые, красные, синие палатки — приют отпускников, прибывших в эти места на моторных лодках. Пассажиры комфортабельных теплоходов приветствуют участников регаты, машут руками, желают попутного ветра.
А ветер капризен, как никогда. Каковское море встретило почти штилем. С судейского катера сообщили: по сумме пройденных этапов по-прежнему впереди «Альфа» и «Вагри», к ним подтянулся «Борей», чуть опередив «Скифа». Значит, начинается «дуэль — «Скиф» и «Борей» не хотят уступать лидерства друг другу.
О яхт-клубах
Мы видели на пути очень много яхт-клубов, начиная с киевского «Водника», которому исполнилось полвека. Его директор Александр Алексеевич Ходеев рассказал нам о поре расцвета и парусном затишье, когда судоходная инспекция запретила выход яхт в Днепр, мотивируя это тем, что они стали серьезной помехой «Ракетам» и «Метеорам». Кстати, во время парусного парада, когда перед Подолом собралось больше 150 яхт и не меньше катеров с воднолыжниками и водномоторниками, движение судов с подводными крыльями никто не отменял. «Ракеты» и «Метеоры» ходили по своему строгому расписанию, и всем на Днепре хватило места.
Это обстоятельство лишний раз доказывает, что скоропалительные запреты — не что иное, как желание уйти от дополнительных забот. Запретить было легче, чем обеспечивать службу безопасности. А как это отразится на судьбе паруса? Такие «мелочи» чиновников не волновали. «Водник» перевели на Киевское водохранилище и каждая поездка к своей яхте для киевлянина превратилась в сложнейшее путешествие. Тут же резко снизилась массовость, киевский парус мог и совсем зачахнуть, не возродись он на Оболонских озерах в новом микрорайоне города. Водные базы с парусными судами стали возникать там чуть ли не стихийно. Наплыв желающих был таков, что не хватало судов. Парусные доски на Оболони, как стрижи, порхают с утра до вечера.
Столетие киевского паруса и сама жизнь подвели к необходимости создания городского яхт-клуба. Идею поддержали горисполком и Минский райком партии. Но не слишком расторопны специалисты Киевпроекта, один за другим срывают они сроки по сдаче технической документации. Не всем, вероятно, дано понять ту простую истину что яхт-клуб для города — очень важный элемент культуры. И не только в архитектурном смысле...
Печальный пример тому — город Николаев. На предложение принять участие в регате «Большой кубок Днепра» николаевцы не откликнулись, сами готовились отпраздновать столетие городского яхт-клуба. Семь экипажей отправились на регату в Болгарию, а экипаж яхты «Икар» готовился в кругосветку. Город корабелов всегда питал к парусу истинную любовь. А вот к своему столетнему юбилею яхт-клуб пришел с печальным итогом. Горьки сегодня шутки николаевских яхтсменов: год сотый — год последний...
Дело в том, что по плану реконструкции центра города предполагается снести все яхт-клубы, расположенные вдоль побережья, а на их месте создать так называемую «зону отдыха»... У авторов этих проектов понятие о полноценном отдыхе сведено к гранитной набережной, потоку гуляющих с зонтиками, жующих эскимо на палочке. Обидно. У города есть исторически сложившийся морской фасад. И надо-то было его лишь благоустроить, подумать о частичной реконструкции. В прошлом красивое здание яхт-клуба являет собой пример вопиющей безхозяйственности. Жалкие попытки вернуть ему первоначальное предназначение были тщетны. Многие годы шли одни разговоры о создании настоящего центра детского паруса. Но дело не двигалось. Печальный вид стало иметь это столетнее сооружение, хранящее в себе истинное историческое богатство. Музей парусного спорта можно было бы в нем открыть. А рядом — действующий парусный флот! Теперь по плану реконструкции вокруг здания засверкает гранит. Ни гавани, ни эллингов, ни пирса. Яхт-клуб остается, а весь флот — вон, за черту города. И никому невдомек, что именно паруса принесли изначально городу Николаеву честь и славу.
А вот проходим Днепродзержинск. Когда-то здесь тоже был яхт-клуб. Не стало. Даже о его существовании все забыли.
В Днепропетровске яхт довольно много, в одиннадцати коллективах культивируется парусный спорт. Такая разобщенность не лучшим образом сказывается на подготовке яхтсменов. В каждом клубе не хватает яхт каких-то классов. Давно стоит проблема объединения секций в два центра. Спортклуб «Метеор», например, имеет для этого отличную базу на острове Комсомольском. Вторым таким центром может стать спортклуб «Металл» на левом берегу Днепра. При таком объединении легко будет осуществлять единое руководство учебным процессом, эффективнее использовать объединенный флот.
Днепропетровский ветеран паруса Валерий Леонидович Куплецкий помнит времена, когда паруса были, как говорится, в полном почете. На острове Комсомольском (бывшем Богомольском) еще до революции был открыт яхт-клуб. И после революции, и после войны парус возрождался, как феникс из пепла. Валерий Леонидович помнит гонки с гандикапом, военизированные гонки — в противогазах и с винтовками. Старт судам давался, когда они были на якорях, с убранными парусами, а команды находились на берегу. У яхтсменов была своя форма, свой флаг. В днепропетровских регатах участвовали яхтсмены Киева, Одессы, Керчи, Николаева, Херсона, Запорожья. А теперь? Лишь одна днепропетровская яхта присоединилась к юбилейной регате...
На Украине нет на сегодняшний день такого яхт-клуба, который отвечал бы всем современным требованиям. Есть неплохие ведомственные, заводские яхт-клубы. Скажем, самым лучшим образом выделяется на общем фоне город Никополь. Никопольский южнотрубный завод имеет прекрасную гавань на Каховском море, хорошую матчасть, современно выглядит само здание яхт-клуба на набережной. И вполне закономерно, что из маленького городка вышли в большой парусный спорт много мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Мы стояли в гавани яхт-клуба и встретились с Григорием Шайдуко. Не без гордости сказал он:
— Здесь я начинал когда-то...
Никопольские яхт-клубы, конечно, хороши для Никополя, а для республики явно маловаты. В Крыму, в частности в Ялте, давно планируется строительство большого яхт-клуба, но дальше «прощупывания почвы» дело не идет. Яхтсмены готовы на общественных началах включиться в создание своего республиканского парусного центра. Но какая же организация возглавит стройку — Госкомспорт республики, ДФСО профсоюзов?.. Не будет хозяина — не будет и центра. Останутся неосуществимыми идеи...
Поучительна история верфи спортивного судостроения, прописанной в Херсоне. Как и Николаев, это город с давними морскими традициями. Но почему эти традиции отражаются только в памятниках на набережных?
На верфи яхт уже давно не строят. Делали, было время, гребные лодки и весла, а теперь и вовсе перешли на... двери. Много было разговоров о передаче верфи республиканскому спорткомитету. Но только разговоров. Хорошего хозяина так и не объявилось.
...Из Херсона прямым курсом идем на Одессу. Здешний яхт-клуб свое столетие отпраздновал 12 лет назад. Достаточно познакомиться с самым старейшим яхтсменом города (а возможно, и всего Черноморского побережья) девяностолетним Евгением Ермиловичем Запорожченко, чтобы узнать богатейшую историю яхт-клуба...
— Шаланды полные кефали, — напомнил он вдруг любимую всеми песенку и спросил: — А знаете вы, как она выглядела, эта шаланда?
И тут же нарисовал. Обязательно хочет воспроизвести историческое суденышко в натуре для музея. Евгений Ермилович — ближайший друг Катаева. Литературному музею вручил он недавно пачку писем писателя адресованных «дорогому Жене». И вот вспоминает:
— Валя любил парус самозабвенно...
История одесского яхт-клуба — это ненаписанная книга. Тема ждет своего автора. Но это былое. А нас больше тревожит день насущный. И здесь опять же не до литавров: «отцы города» не слишком много заботы проявляют к любимцу одессите». У яхт-клуба мужественное «лицо»: общий вид его по-морскому внушителен, здесь довольно большой флот, яхтенная гавань часто видит и иностранные флаги... Но слишком уж обветшал у яхт-клуба «костюмчик», все требует основательного ремонта: и пирс, и гавань, и брандвахта.
Юбилеи (вековые!) многих должны заставить подумать о судьбе украинского парусного спорта.
За кулисами регаты
От Днепропетровска до Запорожья — 45 миль Этот участок не был гоночным этапом. Судейский катер взял на буксир, как гирлянду, десятка полтора яхт. Большинство предпочло пройти этот короткий отрезок пути своим ходом. Был попутный ветерок, все выбросили спинакеры; переход превратился в приятную прогулку. Мы оказались на борту «Купавы» и вместе с экипажем любовались Днепром с живописными берегами. Удивительно: в естественном русле исчезли куда-то и сине-зеленые водоросли...
В Запорожье пришли к середине дня. Встали на якоря в самом центре города. Рядом Днепрогэс. Старейшая плотина оказалась самой красивой среди себе подобных с точки зрения архитектурного решения. Над водой простерлась дугой часть автомагистрали, внизу из воды торчали черные горбы громадин-порогов.
Народ повалил на набережную. Вряд ли кто видел когда-либо такое скопление парусов. Выяснилось, что запорожцы ничего не знали о регате. Подумалось, а почему бы не оповестить город о событии, которое для всех жителей могло бы стать маленьким праздником. Впрочем, и для яхтсменов можно было подогнать передвижную мастерскую, помочь пополнить продовольственные запасы. В организационной стороне регаты продолжали обнаруживаться пробелы.
Касались они и судейства, оперативности оценок. Из опыта подобных соревнований можно заключить, что назрела необходимость совершенствования этой «канцелярской» стороны дела. Кстати, на регату едва набрали состав судей соответствующей квалификации.
— Есть разного рода инструкции о подготовке судей, но никто их не выполняет. Негде повышать теоретическую квалификацию,— говорил нам участник регаты, 65-летний яхтсмен Л. Л. Бутенко.
То же самое слышали мы в Днепропетровске. Но вот что было странно. Именно в этом городе есть институт физкультуры, а в нем — отделение паруса. Почему же нельзя поручить ему подготовку квалифицированных арбитров?
В пути встретилось экстравагантное судно с многозначительным названием «Мамонт». Оно вышло к нам словно из другой эпохи. Шлюпка «Ял-6» с доморощенным парусом и тремя парами весел пыталась соперничать с крейсерскими яхтами. В Запорожье мы встретились с экипажем. Капитаном оказался Александр Иванович Серый из Светловодска — отнюдь не новичок в парусном спорте. Спрашиваем:
— Что же, в вашем городе нет яхт соответствующего класса для участия в регате?
— Отчего же... Есть и полутонник, и четвертьтонник. Тот ко не для спорта. Заводское начальство выходит на острова совершать «чаепития на природе»...
Факт, как говорится, непроверенный, поэтому предприятие мы не называем. Но явления подобного рода в некоторых городах все-таки бытуют. В связи с этим вспомнились нам блистательные отчеты яхт-клубов очень далекой поры. В Одессе их показывал нам Запорожченко, в Киеве они тоже сохранились Занятость каждой яхты была расписана по дням, затраты клубов — до копейки. Поучительная ретроспектива. Кстати, есть специальная инструкция Федерации парусного спорта СССР, предписывающая делать то же самое. Увы, никем она не выполняется. Вот и бегут яхтсмены за регатой на допотопном «Мамонте», а первоклассные яхты остаются на приколе «до востребования».
В Херсоне мы побывали у экипажа «Глории». Она прикатила на поезде из Братска. Капитан яхты Николай Вьюгин (начальник яхт-клуба Братского завода отопительного оборудования) поделился замечательным опытом организации парусного спорта на своем заводе.
— У нас яхты не простаивают, — начал он.
Сама «Глория» — яркий пример. Она останется в Одессе, а на Черное море из Сибири будут приезжать сменные экипажи, чтобы продлить гоночный период. Только на яхты для детей завод отпустил 480 тысяч рублей. Директор предприятия П. Н. Самусенко (кстати, не яхтсмен) считает, что парусный спорт — лучшее средство сокращения текучести кадров, ибо любовь к парусу не бывает скоротечной.
Нам отрадно было узнать от директора одесского яхт-клуба В. Е. Соколова, что наконец-то прижились у них гонки со сменными экипажами. Примечательный факт. Он говорит и о притоке новичков в ряды яхтсменов, и о хорошей организации работы клуба.
Финиш
О перипетиях спортивной борьбы можно рассказывать долго. Но мы не ставили задачу описывать их во всех подробностях. Не менее важными показались нам именно ретроспективы и перспективы. Но об итогах ее, конечно же, сказать надо.
— Юбилейная регата «Большой кубок Днепра» подтвердила тенденцию роста интереса к этим соревнованиям, — говорит главный судья А. Н. Кулиш. — Показательна статистика: 1981 г. — участвовало 16 яхт, в 1983 г. —24. в 1985—30, в 1987—47...
«Ренессанс» украинского паруса! Воздержимся пока от пышных определений, хотя, как видим, представительность регаты возрастает. Воздержимся потому, что есть еще печальные примеры по Днепродзержинску, Светловодску, Днепропетровску...
Киевские яхтсмены оказались лучшими — победили экипажи «Купавы», «Сонаты» и «Скифа». С ними рядом встали яхтсмены Кременчуга («Альфа» и «Вагри» заняли первое и второе места в своей стартовой группе).
Почти все лавры достались «Скифу», занявшему первое место в объединенной зачетной группе. Ю. Токовому, С. Пичугину, Д. Ковалю, Д. Котляру, В. Зражевскому вручен «Большой кубок Днепра». И вручена «Голубая лента Днепра» — за лучшее гоночное время (504 мили пройдены ими за 102 ч 14 мин). Запорожский речной порт им. Ленина учредил приз «Экватор регаты». И он достался «Скифу». И совсем удивительный приз завоевал именитый экипаж — «Лучшему дебютанту»... Действительно, не взирая на свои спортивные регалии и большой опыт (включая опыт международных соревнований), экипаж «Скифа» на днепровскую регату попал впервые.
— Легкая победа! — изумился капитан Юрий Токовой, когда мы кивнули на обилие трофеев. — Все дни мы были в предельном напряжении. Только собранность, которую развивает большой спорт, дала нам возможность стать первыми. Регата была чрезвычайно полезной.
В заключение скажем: полезной она оказалась не только в спортивном отношении. Юбилеи парусного спорта стали и своеобразным смотром резервов. Они есть. Их надо только разбудить, вовлечь в большую спортивную жизнь, и тогда украинский парус обретет второе дыхание.
В. Пожилова, чпен президиума федерации парусного спорта УССР; В. Голубев, спец. корр. «КиЯ».