Ураган не обошел вниманием и яхт-клуб. Ветер с одинаковой легкостью выбрасывал на берег и легкие швертботы, и тяжелые катера, срывал настил с причала, как игрушку гонял взад-вперед намертво, казалось бы, пришвартованную брандвахту. К 8 августа — дню, на который был намечен старт пятой регаты крейсерских яхт на приз крейсера «Аврора», стихия немного уменьшила свою прыть, но ветер оставался сильным и порывистым, в воздухе висела плотная водяная пыль. Старт было решено отложить, а этот день посвятить ликвидации последствий «трепки».
Но несмотря на ураган, яхты, заявленные на участие в регате, пострадали незначительно. Круглые сутки их экипажи несли усиленную вахту, крепили дополнительные швартовные и якорные концы, в нужные моменты переводили суда в более безопасные места. Поломки, которых не удалось все же избежать полностью были ликвидированы к началу регаты.
Соревнования начались без лишней помпы, без духового оркестра, убоявшегося плохой погоды. С приветствием к яхтсменам обратился капитан первого ранга Ю. И. Федоров, бывший командиром «Авроры» последние 20 лет:
— Мне приятно видеть сейчас молодых, спортивных ребят, увлеченных парусом и готовых бороться за победу,— сказал он.— Радует и то, что не забыта наша героическая история, не забыты герои-авроровцы, сражавшиеся в годы Великой Отечественной войны на судах Чудекой флотилии и отдавшие свои жизни за мирное небо...
На старт вышло 11 яхт: четыре четвертьтонника, три швертбота Т2 и четыре яхты свободного класса.
— Главное для нас, — говорил позднее В. Чуйков, председатель федерации парусного спорта города Пскова, начальник яхт-клуба завода тяжелого электросварочного оборудования, капитан четвертьтонника «Прима», — не определение сильнейших гонщиков. Сейчас мы не можем похвастаться массовостью парусного спорта к в нашем городе, и вообще на всей акватории Псковского к Чудского озер. Основную задачу мы видим прежде всего в повышении популярности паруса, в более широком его распространении. Именно поэтому мы не очень строго подходили к отбору яхт к экипажей на регату. Это касалось и отсутствия мерительных свидетельств, и «разнокалиберности» свободного класса. Кстати, небольшая длина этапов — 25—30 миль — объясняется стремлением уложить все гонки в светлое время суток, а следовательно, допустить к регате и рулевых второго класса...
Сразу скажем: регата получилась чрезвычайно интересной. И не только из-за накала спортивной борьбы, но и благодаря местам, по которым проходили гонки. Она состояла из семи этапов и позволяла познакомиться со всеми красотами Псковского, Теплого и Чудского озер. Есть здесь и узкие проливы со сложными фарватерами, к архипелаги островов, и широкие, прямо-таки морские просторы.
Но внимательный взгляд участников замечал и другое.
Гдов. Здесь расположен крупный рыбзавод, рыболовецкие суда стоят вдоль берегов местной речушки чуть ли не на протяжении километра. Но было бы напрасно искать здесь паруса — ни одной яхты у гдовского рыбзавода нет. В рыбацкой деревне Островцы, которая, как говорится, живет за счет озера, тоже ни одной яхты или даже крошечного швертбота Интерес же островчан к регате начисто опровергал бытующее еще мнение: кто на воде работает, тот на ней не отдыхает. Такая картина и в городке Муствеэ на эстонском берегу Чудского озера.
Жаль, что прекрасные условия для парусного спорта пропадают здесь зря. Кстати, и в самом Пскове, где дела обстоят вроде бы неплохо, тоже есть слабинки. Получилось так, что парусный спорт почему-то оказался в списках Псковского спорткомитета... «непрофилирующим».
В связи с этим заслуживает внимания детско-юношеский яхт-клуб птицефабрики «Псковская», руководитель которого Валерий Гусев на великолепной яхте «Мираж» стал победителем в свободном классе. И внешне — хотя бы по количеству лодок, и по словам близких к парусу людей, клуб, который он возглавляет, уже сейчас может всерьез конкурировать с известными школами подготовки юных спортсменов-парусников. Но Валерий не имеет возможности вывезти ребят на серьезные отборочные соревнования по причине все той же «непрофильности» псковского паруса. Стало быть, нет стимула к дальнейшему росту яхтенного мастерства, страдает престиж города, наконец...
Регата проверила на «прочность» многих участников соревнований. Настоящими спортсменами показали себя В. Алексеев и А. Лязгин, вышедшие в гонку на крошечной яхте «Товарищ», сделанной из спасательной шлюпки. Несмотря на неважные ходовые качества «цыпленка», как окрестили яхту другие участники, этот экипаж на каждом этапе боролся до конца, а в гонке о. Салу — Островцы сумел даже обогнать швертботы Т2.
Не терялся в трудную минуту и экипаж «Агата» — В. Заболотский, Н. Усов, Ю. Овсеев и 14-летний Леша Заболотский. По пути в Гдов на «Агате» сломалась мачта. Никто не верил, что эта яхта сможет и дальше участвовать в регате, однако на следующее утро среди стартующих парусников красовался и «Агат». Мачта была восстановлена при помощи отрезка обыкновенной водопроводной трубы и сумела выдержать еще несколько гонок.
В целом можно сказать, что соревнования на приз крейсера «Аврора» своей цели достигли. Они еще раз привлекли внимание к парусному спорту и, без сомнения, оставили у многих «посторонних наблюдателей» желание попробовать и себя. Честное слово, очень хотелось бы, чтобы эти желания вылились в реальные действия!
Победители регаты
9—15 августа 1987 г.
Класс «четвертьтонник» — «Виктория», капитан А. Сивенков;
Класс Т2 — «Соло», В. Очнев;
Свободный класс — «Мираж», В. Гусев.