Главная цель регаты — привлечь к крейсерским гонкам малые яхты мини-, четверть- и полутонного классов. Планируется разыгрывать Кубок Ладожского озера ежегодно с таким расчетом, чтобы после финиша этих соревнований яхтсмены успевали на старт Онежской регаты.
Первые ладожские соревнования собрали эскадру в 54 яхты — от «минитонников» до судов III класса IOR. Разношерстную армаду пришлось разбить на пять стартовых групп. В основном были представлены ленинградские яхт-клубы, несколько экипажей прибыли из Москвы, Волгограда, Новгорода и Выборга.
Дистанция гонок общей протяженностью 300 миль была разбита на четыре этапа таким образом, чтобы яхтсмены возможно полнее ознакомились с акваторией уникального озера. Судами обеспечения служили мотоневодник «Свирь», выделенный рыбколхозом, и яхта «Океан»; призы были приобретены в основном на деньги, поступившие в качестве стартовых взносов. Руководил судейской коллегией Э. С. Бородин (яхт-клуб Лен.ВМБ).
Первая регата Кубка Ладоги началась 13 июля короткой 23-мильной гонкой. Стартовав в Новой Ладоге, яхты обогнули знак у о. Сухо, буй Старосвирского канала и финишировали в устье Волхова. Проходя мимо острова Сухо, экипажи отдавали почести героическому гарнизону, прославившемуся при отражении вражеского десанта в 1942 г.
Во второй гонке флот шел 132 мили от Новой Ладоги в бухту Далекая, огибая левым бортом о-в Малый. Яхтам пришлось лавировать при то и дело усиливающемся до штормового ветре — приборы фиксировали его скорость до 15 м/с. Яхты младших классов (IV и V групп) прошли маршрут напрямую, без лавировки: для них дистанция была в два раза короче.
Во время следующего этапа — 55-мильного перехода к бую бухты Никольская на острове Валаам — участникам снова почти целые сутки пришлось идти в лавировку. На острове спортсмены осмотрели достопримечательности музея-заповедника, вручили его сотрудникам плодородную землю, привезенную с материка.
На заключительном этапе эскадра снова растянулась по всему озеру — от выхода из Монастырской бухты почти до Новой Ладоги. Попутный свежий ветер северных направлений настигал яхты на различных участках 93-мильной дистанции. Под спинакерами и генуэзскими стакселями «однотонники» и «шестерки» развивали скорость свыше 10 узлов. Финиш затянулся надолго, но финишировали все без серьезных поломок и повреждений, если не считать платы за скорость в виде рваных парусов.
Приз самой быстроходной яхте за наименьшую сумму фактического времени прохождения четырех этапов был вручен капитану «Адмирала» — новой яхты типа «ЛЭС-35» постройки Ленинградской экспериментальной судоверфи с экипажем, состоящим в основном из работников этого предприятия.
В навигационном отношении назвать прошедшие гонки слишком трудными было нельзя: Ладожское озеро достаточно хорошо оборудовано знаками судоходной обстановки и береговыми ориентирами. Метеоусловия тоже не были сложными — дули свежие, до сильных, ветры постоянных направлений. Многим это по душе — исключается элемент случайности, неизбежный при неожиданных заходах ветра, когда аутсайдер вдруг становится лидером. И все же гонки были достаточно напряженными особенно для экипажей небольших тихоходных яхт.
Для них времени на осмотр достопримечательностей и отдых перед стартом очередной гонки практически не оставалось. Именно поэтому спортсмены предлагают проводить следующую регату не за одну неделю, а добавить к ней еще два выходных дня. Разбить маршрут предлагается на примерно равные участки, включив в число пунктов захода и порты западного берега.
Единодушное мнение всех участников — гонки удались. В следующем году регату Кубка Ладоги решено проводить в то же время — во второй декаде июля.
Результаты соревнований
1-я группа (10 яхт): 1 — «Кондор», Ю. Фунтиков, Л-д БМП (2, 1,1, 2); 53,26; 2 — «Асмодей», С. Ковалев, Л-д ЛИВТ (1, 3, 3, 3); 46,25; 3 — «Адмирал», А. Стружилин, Л-д ЦЯК (4, 2, 2, 6); 41,5.
2-я группа (17): 1 — «Нева», В. Татаринцев, Л-д «Кировец» (2, 1, 1, 2); 91,76; 2 — «Чайка», С. Ганичев, Л-д «Кировец» (1, 4, 2, 1); 88,13; 3 — «Кама», В. Моторин, Л-д ЦЯК (3, 3, 6, 5); 76,5.
3-я группа (9): 1 — «Русич», Б. Кузнецов, Москва «Спартак» (2, 1, 3,1); 47,13; 2 — «Северное Сияние», В. Петров, Л-д ЛКИ (1, 2, 1, 2); 47,13; 3 — «Лена», В. Захаров, Москва «Буревестник» (3, 4, 4, 5); 32,5.
4-я группа (16): 1 — «Пингвин», А. Штирбу, Л-д «Кировец» (6, 1, 2, 3); 69,38; 2 — «Акела», В. Орлов, Л-д ЦЯК (1, 6, 1, 4); 66,5; 3 — «Рондо», А. Недошивин, Л-д БМП (4, 3, 8, 9); 53,0.
5-я группа (2): 1 — «Забияка, А. Гусев. Л-д ЦЯК (1, 1, 1, 1); 10,1.