Первые несколько секунд гоночное судно выглядит довольно беспомощно: мотор натужно ревет, винт бешено рвет воду, а хода нет. Лодка стоит чуть ли не вертикально, из вспененного вала торчит только нос, — даже мотора не видно. Но вот гонщик резко переносит свой вес вперед, и легкое суденышко словно выстреливается из катапульты. Главное теперь — занять удобную позицию на стартовой «карусели», с точностью до секунды рассчитать время выхода на стартовый створ.
Традиционные соревнования водномоторников на приз «Катеров и яхт», проводившиеся в начале сентября в Нарве, позволили многочисленным зрителям и болельщикам, собравшимся на берегу, познакомиться практически со всеми классами спортивных судов, которые культивируются в нашей стране — от юношеских мотолодок SA с 12-сильными «Ветерками» до мощных глиссеров R4 со стационарными двигателями.
Гонки проводились в одиннадцати классах спортивных судов, а участвовало в них около сотни спортсменов. В те же дни боролись за право обладания призами «Золотой винт» и «Балтияс Дзинтарс» гонщики на судах народного потребления — мотолодках классов Т-350, Т-500, Т-1000 и катерах.
Соревнования были настоящим праздником водномоторников, получились очень спортивными и зрелищными. Для спортивных судов была проведена серия из двух гонок по 5 миль и один 10-мильный заезд.
Высокое мастерство показали Виктор Задубровский из Москвы (OCN), Юрий Балабка из Елгавы (SB), Геннадий Пупкин из Риги (SBN-ю), Миервалдис Захарченок из города Бауска (OBN).
Зрители с большим интересом следили за выступлениями единственной представительницы прекрасного пола — Анны Колосовой из Елгавы, гонявшейся в классе мотолодок SB. В 10-мильной гонке она уверенно заняла второе место, а по сумме результатов стала четвертой. Неискушенные зрители радовались и такому результату, но некоторые-то знали, что Анна способна и на большее. Не так давно она завоевала титул чемпионки Латвии в своем классе. Интересно, а что думает отважная гонщица о проблеме «женщина и водно-моторный спорт»!
— Рада бы пригласить наших девушек заниматься этим увлекательным видом спорта, да против правды грешить не хочу, — так, несколько неожиданно ответила на этот вопрос Анна. — Без помощи мужчин нам пока что с этим делом не справиться. Причину, думаю, сами знаете. Это качество наших моторов, а, вернее, их некачественность. Женщине трудно управляться с моторами, которые выпускает сейчас промышленность, трудно их ремонтировать, доводить, доставать запчасти. Если бы у нас появились надежные, мощные и легкие в обслуживании двигатели, то женщины смогли бы составить серьезную конкуренцию мужчинам...
Ох уж эти моторы! Не раз можно было наблюдать за мучениями механиков и гонщиков, пытавшихся «оживить» перед стартом прекрасно, казалось бы, работавший на тренировке двигатель. И когда основная масса участвующих судов эффектно пересекала линию старта, почти всегда находился неудачник, лодку которого уныло поднимали на берег для поиска неисправности. Хватило работы и спасателям-буксировщикам — из-за поломок моторов многие сходили с дистанции.
Обидно, когда великолепный корпус теряет все свои качества только потому, что мотор «не тянет». А некоторые корпуса просто-таки вызывали восхищение. Из пестрого флота спортивных судов легко можно было выделить мотолодки, изготовленные в экспериментальной мастерской латвийского колхоза «Цоде» известным лодочным мастером Янисом Миллерсом.
— Наша «фирма» не стремится составить конкуренцию промышленности, производящей спортивные суда, — говорит Зигурдс Стурис, тренер команды «Цоде», занявшей первое место и ставшей обладательницей переходящего приза «Спорт». — «Вал» нам не нужен, основная цель — высокое качество. Каждая лодка, изготовленная Миллерсом предназначена для определенного спортсмена, сделана точно «под него», как хорошо сшитый костюм. Никто другой ее преимуществами воспользоваться не сможет.
На изготовленных в «Цоде» лодках гоняются многие наши именитые спортсмены-водномоторники, с заказами в Бауску едут со всех концов страны. Едут... со своим материалом, так как ту же бакелизированную фанеру колхозу не отпускают — мол, не коровники же из нее строить будете! Давно пора уже признать законность экспериментальной лодочной мастерской, понять, что не частная эта лавочка, а очень полезное и серьезное предприятие, работающее на развитие водно-моторного спорта не только Латвии, но и всей страны.
Пришлось вспомнить и еще об одной проблеме, волнующей водномоторников.
— Для нас соревнования в Нарве — не только встреча с соперниками, обмен опытом а еще и... обыкновенная тренировка, — признается представитель московской команды тренер Г. Голдовская. — У нас в Москве условий для тренировок нет, так как действует запрет на пользование моторными судами. Для выхода в канал имени Москаы, например, каждый раз требуется специальное разрешение ГИМС. Какой же водно-моторный спорт без воды?...
Вот еще один аспект пресловутых запретов. Нет тренировок — нет и результатов, нет притока свежих сил в водно-моторный спорт.
Зрелищности соревнования немало способствовала погода, словно по заказу подарившая участникам безоблачное небо и гладкую воду. Ветра — главной опасности для легких гоночных судов — не было. Но гонщиков подстерегала другая опасность. «Погода» на акватории, как оказалось, может зависеть не только от «небесной канцелярии», но и от людей.
На дистанции то и дело случались «взлеты», заставляющие толпу зрителей и болельщиков замирать в испуге. В чем же дело! Объяснялось все просто — дистанция гонок напоминала проходной двор. За минуту до старта на нее величаво вполз принадлежащий местной рыбинспекции «Ярославец», капитан которого только после долгих мегафонных переговоров согласился за стопорить машину. В бешеную гоночную круговерть неторопливо вкатывалась «Казанка» с шестью пассажирами на борту... Движение по гоночной акватории не прекращалось ни на минуту. Местные жители пересекали ее на мотолодках во всех возможных направлениях, словно не замечая, что происходит. А ведь волна от них и через несколько минут способна вывести из борьбы мотолодку или скутер.
Доходило до парадоксов: спасательный «Прогресс» отправлялся на помощь «искупавшемуся» гонщику «черепашьим шагом», чтобы ж разводить волны, а рядом пахала воду перегруженная моторка. А сколько нервов потребовали поиски мотолодки класса SB, которая в результате «воздушного полета» перевернулась и затонула. В том, что дистанция не была закрыта для общего движения, видится серьезная недоработка организаторов соревнований.
И обидно, что результаты гонщиков не зависели порой от их мастерства и качества подготовки судов.
Победители XXI всесоюзных соревнований
5—6 сентября 1987., г. Нарва
Мотолодки SAN (7 судов): 1 — У. Ааспав-Каасик, Таллин (сумма средних скоростей серии и 10-мильного заезда — 97,21); 2 — Г. Грандовский, Бауска (95,48); 3 — Г. Гедаилс, Елгава (89,77);
SА (3): 1 — Я. Столе, Елгава (82,65); 2 — Р. Каде, Тарту (50,33);
SВN (4): 1 — X. Эленурм, Таллин (144,36): 2 — В. Кунич, Москва (69,20); 3 — Н. Егоров, Рига (66,53);
SВN-ю (11): 1 — Г. Пупкин, Рига (119,66); 2 — П. Торковский, Бауска (110,05); 3 — И. Гедвилс, Елгава (106,39);
SВ (6): 1 — Ю. Балабка, Елгава (150,33); 2 — В. Бельский, Бауска (140,62); 3 — А. Стоянов, Ленинград (136,38);
SВ-ю (8): 1 — М. Кескюпа, Таллин (136,65); 2 — П. Петерсон, Таллин (131,27); 3 — В. Ермаков, Таллин (116,25);
SC (16): 1 — Я. Миллерс Бауска (152,83); 2 — Р. Ууринг, Таллин (147,981; 3 — Р. Иммрас, Тарту (147,23).
Скутера OBN (5): 1 — М. Захарченок, Бауска (167,47); 2 — И. Граудужис, Елгава (147, 45); 3 — А. Рамза, Елгава (74,85);
ОСN (4): 1 — В. Задубровский, Москва (187,20); 2 — А. Грандовский, Бауска (160,83); 3 — И. Йырас, Тарту (75,31).
Глиссеры RN-2 и RN-4 (8): 1 — М. Харуоя, Таллин (191,45); 2 — А. Конно, Таллин (176,081; 3 — X. Выйд, Таллин (81,74).
Командный зачет (11 команд): 1 — Колхоз «Цоде», г. Бауска Латв. ССР; 2 — Межколхозная судоверфь, г. Таллин Эст. ССР; 3 — Латсельхозтехника, г. Елгава Латв. ССР.