Литва встретила спортсменов необычно (для середины июня) холодной погодой, пасмурным небом, сильными ветрами. На 5-мипьной трассе, размеченной для соревнований на спортивных судах, гуляли «барашки». Единственным выходом было провести эти гонки в более спокойном месте, на запасной трассе — на участке Немана близ малолюдного местечка Пацюнай. Так, впервые на наших гонках, пришлось территориально отделить чисто спортивную часть программы от соревнований на лодках народного потребления.
Пока организаторы решали эти далеко не простые вопросы, в Каунас стали прибывать команды заводов. Все интересующиеся лодками и моторами каунасцы высыпали на берег посмотреть привезенную заводчанами технику. С ней можно было ознакомиться не только на суше, но и на воде — во время тренировочных заездов. Конечно, такая стихийная демонстрация подготовляемых к маршрутной гонке лодок не могла полностью заменить запланированную выставку, но, к сожалению, как и в прошлые годы, развернуть выставку новых моделей не удалось. Сказалась удаленность отведенной для этого площадки от основного места базирования, а также и то немаловажное обстоятельство, что большая часть экспонатов должна была участвовать и в соревнованиях. По-видимому, на будущее целесообразно планировать такой вариант: на какое-то определенное время превращать в выставку сам лагерь участников соревнований, конечно, подготовив для осмотра технику и всю необходимую информацию (таблички с данными лодок, рекламные проспекты и плакаты].
Регистрация и осмотр судов технической комиссией дали первые сведения для качественного и количественного анализа техники, представленной на VII соревнованиях. Одним из показателей достигнутого за последние годы прогрессе можно считать то, что почти пятая часть экипажей (12 из 68) на этот раз выступала на судах из стеклопластика. Для сравнения напомним, что в 1970 г., когда прогулочно-туристские лодки, выпускаемые для продажи населению, впервые вышли на трассу наших гонок, пластмассовых лодок среди судов-участников не было вообще.
Проявилась и другая сторона развития нашего малого судостроения — повышение уровня безопасности и комфортабельности лодок. Если на упомянутых гонках 1970 г. половину всех судов составляли «Казанки», то теперь их (в различных модификациях, включая «Южанки», «МД» и т. п.) было всего девять.
Из моделей, впервые демонстрировавшихся на наших соревнованиях, привлекали всеобщее внимание дюралевые тримараны типа «Сарепта» (см. №42 сборника), подготовленные к серийному выпуску на Волгоградском судостроительном заводе. Эта лодка, снабженная сдвижной рубкой, раскладывающимися в спальные места сиденьями и вместительными помещениями для запасов и снаряжения, должна особенно понравиться любителям дальних путешествий. Волгоградцы привезли в Каунас две «Сарепты», одну — оснащенную двумя 23-сильными «Нептунами», другую — двумя «Вихрями». По два мотора поставили на свои новые пластмассовые «Темпы» спортсмены НПО «Ритм» и москвичи с завода «Красный Октябрь». Забегая вперед, скажем, что эти высокобортные лодки, имеющие рубку-убежище и корпус с повышенной килеватостью днища, в полной мере проявили свои мореходные качества в маршрутной 142-километровой гонке, проводившейся на этот раз в достаточно сложных погодных условиях. Спаренным моторным установкам отдали предпочтение также и экипажи пластмассовых лодок типа «Нептун» (Сосновский судостроительный завод), «Ладога», «Сарган», «Кафа-2500». Всего двухмоторных судов было 16 — в пять раз больше, чем на гонках 1970 г. Вероятно, экипажи этих лодок имели мало оснований надеяться на победу, располагая одним 20—25-сипьным мотором.
Среди более легких судов можно отметить две новые модели алюминиевых лодок, представленные калининградской командой. Это «Неман» — удлиненный до 3,61 м вариант «Янтаря», рассчитанный на эксплуатацию с подвесным мотором мощностью до 15 п. с. Благодаря увеличенной высоте борта и устройству самоотливной подмоторной ниши лодка стала более мореходной; учтены также и многие пожелания владельцев «Янтарей» в части оборудования и отделки.
Вторая модель — «Серебрянка», построенная по проекту ЦКБ «Нептун», отличается рациональным выбором главных размерений и обводов с расчетом на установку более мощного — 20—25-сильного мотора. При длине 3,8 м лодка имеет максимальную ширину 1,65 м и значительную высоту борта — 0,7 м; применены обводы днища с повышенной килеватостью и продольными реданами. У «Серебрянки» нет палубы; это сделало ее более удобной, например, для рыбной ловли, перевозки небольших грузов. Расположение пульта управления со штурвалом в кормовой трети длины корпуса обеспечивает оптимальную центровку с неполной загрузкой. Пенопластовые блоки непотопляемости закреплены под сиденьями; имеется подмоторная ниша; в носу оборудован небольшой закрытый багажник. Конструкция корпуса «Серебрянки» рассчитана на крупносерийную постройку с применением штамповки и сварки — это позволит рассчитывать на сравнительно невысокую стоимость.
Впервые вышедшие на трассу наших гонок надувные мотолодки «Орион-20» Ярославского завода «Резинотехника» хотя и были заявлены в экспериментальном классе судов, имели вполне законченный «товарный» вид. Конструкторы даже смогли установить требуемое правилами соревнований дистанционное управление (для моторов «Нептун» и «Вихрь»), Размерения новой ярославской лодки: длина — 3,8 м; ширина — 1,8 м; высота борта — 0,4 м; вес — 55 кг. Опять-таки забегая вперед, отметим, что килеватое днище и хорошая защита от брызг носовым козырьком позволили водителям «Орионов», несмотря на большую волну, на равных состязаться с жесткими — металлическими и стеклопластиковыми лодками.
Более легкие и компактные «Орионы-15» (вес — 35 кг; длина — 3,55 м; ширина — 1,45 м; высота борта — 0,375 м) были оснащены 12-сильными «Ветерками»; они вышли на трассу маршрутной гонки вместе с «Казанками» и «Обью», а также известными по прошлым VI гонкам надувными «Агидепя-ми-15» Уфимского завода РТИ.
Как и прежде, большинство гонщиков доверило свое спортивное счастье «Вихрям», хотя в процентном отношении доля этих моторов снизилась с 60% (1970 г.) до 48%. От общего числа всех моторов, которыми были оснащены суда для маршрутных гонок, 20% составили «Нептуны» (против 6% в 1970 г.); это в известной мере свидетельствует о возросшем за последние годы авторитете фирмы (Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь») и росте популярности этих моторов. Моторы «Москва» (12%) привезла в Каунас главным образом команда Ржевского завода АТЭ-3, их выпускающего.
Среди новинок всеобщий интерес вызвал опытный образец 50-сильного подвесного мотора «ЛМ-700», изготовленный на Казанском моторостроительном заводе. Названный, как и его 22-сильный предшественник, тоже «Приветом», новый мощный «подвесник» имеет вес с электростартером 50—60 кг. Двигатель — трехцилиндровый с поршневым управлением всасыванием — имеет три карбюратора; продувка — трехканальная петлевая. Некоторые детали коленчатого вала унифицированы с теперь уже, наконец, серийным «Приветом-22». Система охлаждения выполнена с вихревым насосом.
К сожалению, всесторонне познакомиться с техническими характеристиками нового «Привета» не удалось: из-за неполадок в двигателе заводчане так и не смогли участвовать в маршрутной гонке...
Серийный 22-сипьный «Привет» даже внешним оформлением отличается от первых экземпляров мотора, на одном из которых еще в 1970 г. была одержана победа в маршрутной гонке на приз «Катеров и яхт». Значительно повышена надежность шатунно-поршневой группы и редуктора, увеличены производительность и напор водяной помпы в системе охлаждения, применено магнето МН-1 с выносными высоковольтными катушками, поставлен карбюратор от «Вихря». Однако на этот раз сколько-нибудь значительных результатов спортсменам Казанского завода показать не удалось. В свое время при одинаковой кубатуре (350 см3) «Привет» имел мощность на 20%, выше, чем «Нептун», Но за прошедшие годы завод «Красный Октябрь» поднял мощность «Нептуна» до 23 л. с., конструктивно усовершенствовал все его слабые места, да и гонщики уже освоили мотор, узнали все тонкости регулировки. В то же время «Привет» и по сей день известен лишь очень немногим спортсменам...
Как и в прошлом году, наиболее упорная борьба разгорелась за обладание переходящим призом «Золотой винт», который присуждается редакцией победителю среди команд предприятий — изготовителей лодок и моторов. Напомним, что в командный зачет шли результаты, показанные двумя серийными лодками с серийно выпускаемыми моторами. В соревнованиях участвовали 24 команды, представляющие 17 крупнейших заводов страны, выпускающих лодки или моторы к ним. Кроме того, четыре моторных завода (Ульяновский, Казанский, Пермский им. Я. М. Свердлова и Ржевский АТЭ-3) и два судостроительных (Сосновский и Черноморский) выставили своих гонщиков и в спортивных классах судов.
Чтобы уравнять шансы комфортабельных и мореходных, а потому и более тяжелых туристских мотолодок и сравнительно легких прогулочных судов, выступающих в одном классе (по объему мотора), был применен гандикап: в результаты
гонок вводился поправочный коэффициент 1,05 к фактической скорости, показанной в маршрутной и кольцевой гонках. В классах Т-350 и Т-500 этот гандикап получали самые крупные лодки, имеющие кубический модуль (произведение длины корпуса на его ширину и высоту борта] более 4 м3; в классе с объемом моторов свыше 500 см3 — лодки с модулем более 5,5 м3. У мотолодок «Сарепта» учитывалось наличие рубки: высота борта, входящая в расчет кубического модуля, увеличивалась на половику высоты рубки.
Пасмурным ветреным утром 17 июня все 68 ледок выстроились под обрывистым берегом Немана. Точно в 11.00 в небо взлетает ракета — дач старт маршруткой гонки. Обычная толчея первых секунд, и вот уже десятки ледок, ровно гудя моторами, устремляются на трассу. Вскоре их можно распознать только по белым крыльям брызг, удаляющимся все дальше к горизонту. Да, гонщикам ка этот раз приходится нелегко, особенно тем, кто идет на легких судах. Правда, дистанция для таких лодок (с моторами мощностью менее 20 л. с.) сокращена, — поворотный знак для них выставили всего в 22 км от старта. Но именно эти 22 «морских километра» и оказались наиболее тяжелыми на всей 70-километровой трассе, которая дальше проходила по сравнительно спокойному Неману. Пятибалльный ветер развел на Кауно Мариос — Каунасском море — короткую крутую волну, опасность перевернуться на которой была, к сожалению, вполне реальной.
Уверенно повели гонку на лодках «Обь» с уже прошедшими все испытания и утвержденными к серийному выпуску «Ветерками-14» Г. Ермилов и Е. Фишбейн (главный конструктор этих моторов и постоянный консультант нашего сборника]. Они представляют Ульяновский моторный завод. Скорость около 40 км/час. Удачно взятый старт позволил этим двум лодкам долгое время идти в группе судов с белее мощными моторами. Совсем ненамного отстал от них Л. Прусаков с Ярославского завода «Резинстехника». Его «Ориен-15» бросало на волнах, как мяч; резиновый корпус деформировался так, что казалось, мотор вот-вот оторвется от транца.
Погода быстро портилась. Берега водохранилища уже едва угадывались за сплошной пеленой дождя. Ветер и волны жестоко трепали суда. Особенно доставалось плоскодонным «Казанкам», водители которых были вынуждены сбавить скорость. Нескольким экипажам вообще пришлось прекратить гонку из-за сильного заливания лодок, выхода из строя моторов или даже повреждений корпуса — вылетали заклепки, отрывалась обшивка от набора, попались лобовые стекла...
Когда 250-кубовый класс уже начал финишировать, судейский катер на повороте — в 71 км от старта — стали огибать двухмоторные лодки, шедшие со средней скоростью свыше 45 км/час. Первыми прошли поворот голубой «Темп» команды НПО «Ритм», два сосновских «Нептуна» и «Кафа-2500»; практически вместе с ними шли куйбышевский «Прогресс» с 30-сильным «Вихрем» и «Юг-2500» под «Нептуном» — лидеры в классах Т-500 и Т-350.
В течение получаса, стоя на мосту в Пренай, около которого и находился поворотный знак — судейский катер, болельщики могли определить вероятных победителей во всех «тяжелых» классах судов. (Затем зрители бежали к автобусу и через 40 минут оказывались у финиша — такую возможность предоставляли отличные прямые дороги). Минуты ожидания запаздывающих казались особенно длинными заводчанам с «Красного Октября», прошлогодним обладателям «Золотого винта». Наконец-то москвичи-болельщики дождались появления своего красного «Темпа» под фирменными «Нептунами», но буквально через 10—15 минут подошла плотная группа одномоторных лодок «Обь», «Крым» и «МКМ». Удастся ли «Темпу > оторваться от них — наверстать упущенное время на обратном пути. при встречном ветре и на волне, особенно большой на последних 20 километрах!
Подходил к концу третий час гонки, когда в серой мгле удалось разглядеть первые суда, подходившие к финишу. Ими оказались «Нептуны». Первым закончил гонку экипаж Сосновского судостроительного завода в составе В. Q. Мокерова и Г. М. Горюнова. Через 7 минут финишировали их товарищи по команде — В. П. Блинов и Н. Г1. Тарасов. Затем уже сразу вместе подошли куйбышевский «Прогресс» под 30-сильным «Вихрем», «Темп» А. Н. Григорьева и В. К. Яворщука (НПО «Ритм») и «Сарган» под двумя 25-сильными «Вихрями».
Вместе с мотолодками, оснащенными спаренными моторами мощностью по 20—30 л. с., финишировал и ульяновский экипаж на «Оби» с двумя 14-сильными «Ветерками», показав второе время в классе T-500.
Тяжелые условия гонки, послужившие самой суровой проверкой техники, явились причиной того, что финиш растянулся почти на два часа. Почти полтора десятка лодок, лишившихся хода, пришлось подобрать на трассе возвращавшимся в Каунас судейским катерам, а две надувные лодки и куйбышевский «Прогресс» с 40-сильным «Вихрем» не только не пришли на финиш, но и не были обнаружены даже к моменту истечения 5 часов контрольного времени. На их поиски немедленно вышла «Стрела» на подводных крыльях, а также и наиболее мореходные из участвующих судов — «Темпы» и «Сарепта» с экипажами НПО «Ритм», «Красного Октября» и Волгоградского судостроительного завода.
Нашлись все, кончилось всё благополучно. Последним, уже поздним вечером, был «спасен» «Прогресс», у которого не выдержал редуктор на опытном моторе. Разыскавшие их на 49-м километре трассы земляки куйбышевцы доставили им новый мотор, и все вместе они возвратились в Каунас.
В этот вечер многим экипажам пришлось устранять последствия штормовой гонки, над результатами которой стоит задуматься конструкторам. Ставились выпавшие заклепки, ремонтировались разбитые стекла, крепились сломанные сиденья, а главное — готовились моторы. Ведь предстояло следующее, не менее ответственное испытание на 5-мильном кольце.
Итоги маршрутной гонки наглядно продемонстрировали преимущества мотолодок «Обь», «Прогресс», «Нептун», «Темп» и «Сарган». Обводы и прочность их корпусов позволяли поддерживать максимальную скорость независимо от высоты и направления волны. Но, разумеется, депо было не только в качестве техники: нужно отдать должное высокому уровню подготовки большинства экипажей, сумевших успешно преодолеть тяжелую в тот день трассу. Хочется особо отметить команду Ярославского завода «Резинотехника», доказавшую, что на их надувных лодках можно выходить даже в штормующее водохранилище, состязаться с судами из пластика и металла. В. Родякин и В. Лопатин на «Орионе-20» под 23-сильным «Нептуном» прошли все 142 км дистанции со средней скоростью 31 км/час, а Л. Прусаков показал третий результат в классе Т-250.
Да, богатый материал для размышлений получили заводчане; ведь они смогли не только выявить сильные и слабые стороны своей продукции, но и сравнить ее с той, что делают «конкуренты».
Затянувшийся финиш маршрутной гонки заставил организаторов соревнований перенести заезды на 5-мильной кольцевой дистанции на следующий день. Определенные надежды возлагались при этом и на улучшение погоды — ведь, кроме очков команде, участники кольцевой гонки рассчитывали на достижение высоких скоростей и выполнение нормативов спортивных разрядов, которые, согласно действующим правилам соревнований, присуждаются в классах судов Т-250, Т-350 и Т-500.
Утром ветер стих, вода на дистанции была сравнительно спокойной. В 250-кубовом классе, как и в прошлом году, гонку выиграл опытный спортсмен киевской команды Э. Якубович.
В классе Т-350 хороший результат 40,45 км/час показал пермский моторостроитель А. Шаламов на мотолодке «Обь». Наде сказать, ниже своих возможностей выступили все три лодки «Красноте Октября», ведомые опытными спортсменами. Два круга в группе лидеров шел Р. Еникеев с Уфимского завода РТИ на новом надувном «Стриже» с мотором «Привет», но, к сожалению, из-за неисправности двигателя закончить гонку ему пришлось на буксире у судейского катера...
В 500-кубовом классе первой финишировала «Казанка» Ржевского завода АТЭ-3 под «Москвой-25». Финишировала даже раньше «Прогресса» с 30-сильным «Вихрем», представляющего куйбышевские заводы, однако 5 % гандикапа сделали именно куйбышевцев С. Миленина и В. Благодарова абсолютными победителями соревнований. Две ульяновские лодки под спаренными «Ветерками-14» заняли только 5 и 7-е места.
Наиболее динамичным и интересным был заезд лодок с двухмоторными установками объемом свыше 500 см3. Здесь практически и решалось судьба главного трофея соревнований — приза «Золотой винт».
Основная борьба разгорелась между двумя «Нептунами» Соснов-ского судостроительного завода и «Темпом» НПО «Ритм» (обратите внимание на таблицу: маршрутную гонку «Темп» закончил на 8 минут позже сосновцев, но гандикап дал ему выигрыш всего в 14 сек и первое место). С первых же миль кольцевой гонки сосновские «Нептуны» вырвались вперед. На «Темпе» из-за перегиба топливного шланга дважды выходил из строя один из моторов, но его экипаж (А. Григорьев и В. Явсрщук) не терял вели к победе и упорно боролся с неисправностями. На последнем третьем круге 5-мильной дистанции им все-таки удалось обойти лидирующий «Нептун». Результаты гонки оказались необычно плотными: пять экипажей из девяти показали почти одинаковую скорость в пределах от 44,1 до 44,5 км/час.
Гонки спортивных судов проводились, как уже отмечалось, в другом месте — в 38 км от Каунаса в Пацюнае. По положению о соревнованиях спортивные суда должны были пройти в первый день серию гонок 2X5 миль и на другой день — одну гонку на 5 миль, но из-за недостатка времени все гонки пришлось провести в один день и без перерыва, т. а. фактически все участники прошли серию гонок 3x5 миль. Вроде бы количество гонок не изменилось — те же три, но нехватка времени на ремонт и отладку техники после двух тяжелых и следующих одна за другой практически без перерыва гонок серии 2X5 предъявила особо жесткие требования к надежности техники.
Оспаривать переходящий приз сборника на спортивной трассе вышли 13 сборных городов и шесть заводских команд. (Эти шесть команд защищали спортивную честь городов, где расположены предприятия.) И надо сказать, заводские спортсмены уже стали «наступать на пятки» признанным фаворитам из числа сборных команд городов. Например, команда Ульяновского моторного завода завоевала в зачете городов бронзу, заняв третье место и потеснив такие сильные команды, как Минск, Тарту, Киев, Таллин.
В общей сложности в этих гонках участвовало более 100 спортсменов. Среди них были такие известные советские гонщики, как А. Шлапикас и А. Раудва, рекордсмен мира в классе SB В. Соколов, мастер международного класса Ю. Лиял, призер наших соревнований Ю. Некрасов.
Состав сборной спортивной команды города, по сравнению с прошлым годом, не изменился: по одному участнику в классах скутеров ОВ и ОС, мотолодках SA (юноша) и SB, два участника на мотолодках SC. (Кроме того, в зачет городской команде шел лучший результат одной из двух мотолодок народного потребления, участвующих в маршрутной и кольцевой гонках).
Техника, на которой выступали спортсмены, также не отличалась от прошлогодней: напомним, на наших соревнованиях можно использовать только серийные подвесные моторы отечественного производства, подготовленные в рамках действующих правил соревнований по водномоторному спорту. По сравнению с VI гонками было лишь одно изменение: на скутерах с форсированными серийными моторами запретили применение штатных маховиков, поэтому все участники переделали обычную систему зажигания на батарейную, установив вместо маховика легкий диск для пуска мотора.
Отметим, что устроители соревнований встретились с определенными трудностями при выборе системы подсчета результатов гонок. Подсчет командных результатов по сумме скоростей, показанных судами на трассе, привел бы к тому, что все команды в классах лодок народного потребления, естественно, отдали бы предпочтение двухмоторным судам — как самым высокоскоростным. Подсчет. по системе УИМ также был отвергнут. Дело в том, что участников маршрутной гонки в некоторых классах насчитывалось более 20 (например, в прошлом году), а все, даже финишировавшие успешно, но после рокового 20-го места получают по этой системе 0 очков.
Было решено опробовать очковую систему подсчета результатов, применяемую в мотоспорте. По этой системе зачетные очки получают не первые 20, а все участники, закончившие гонку, кроме самого последнего. Проба этой новой для водномоторников «мотоциклетной» системы, можно считать, прошла успешно, хотя, как показал первый опыт, кое в чем ее следует и усовершенствовать (так, нам кажется, следует «отсечь» нуль за последнее место, если финишировавший последним гонщик уложился в контрольное время).
Теперь о ходе самих гонок. Соревнования открыли юноши на мотолодках класса SA. Обе 5-мильные гонки выиграл ленинградец Ю. Алиев, выступавший на «Ветерке-12»; он показал отличную скорость 48,26 км/час, которую еще несколькими годами раньше считали в этом классе неплохой для форсированного мотора] Несколько ниже своих возможностей выступил молодой, но уже известный гонщик из Тарту — бронзовый призер Чемпионата СССР 1972 г. А. Лэок, гонявшийся на трехточечном корпусе (кстати сказать, единственном в классе). Тренер спортсмена эту неудачу объясняет необкатанностью мотора, который пришлось использовать после поломки основного. По сумме двух гонок А. Лэок занял только второе место. Интересно отметить, что в этом классе, где можно было использовать и «Ветерок-12» и «Москву-12,5», очевидно, неслучайно,все три первых места были завоеваны на «Ветерках».
В заездах скутеров ОВ-350, как и в прошлом году, было очень много сходов с дистанции. Так, из 15 заявленных закончить 1-ю гонку смогли всего лишь четверо! Не повезло прошлогоднему чемпиону СССР минчанину В. Игнатенко: придя в 1-й гонке первым, во 2-й он смог добраться до финиша только восьмым, а на старт последней вообще не вышел — за короткое время между заездами не успел отремонтировать мотор. Серебряный призер чемпионата СССР упьяновец В. Плетнинцев тоже сошел на первой гонке (хотя с огромным преимуществом выиграл третий заезд и имел 2-е место во второй гонке). Абсолютным победителем соревнований стал спортсмен первой команды Каунаса мастер спорта В. Матулявичус, ровно прошедший все три гонки.
Полностью и очень убедительно реабилитировал себя, взяв реванш за поражение в прошлом году, старейший гонщик Литвы почетный мастер спорта А. Шлаликас; он с большим преимуществом выиграл все три гонки и заслуженно занял абсолютное первое место в классе скутеров ОС.
На скутерах ОС стояли преимущественно «Вихри». На «Москве» рискнули выступать только сами ржевцы, однако их главная надежда — прошлогодний абсолютный чемпион наших гонок Н. Козлов не смог на этот раз закончить ни одной гонки. По какой-то странной случайности именно первую гонку, как и в классе ОВ, из 16 заявленных гонщиков закончило только четверо. Это — явный упрек нашим моторостроительным заводам, до сих пор не выпускающим специальных гоночных моторов для скутеров ОВ и ОС: ведь все моторы были подготовлены к соревнованиям руками самих спортсменов и, очевидно, далеко не все из них имели возможность выполнить эту тонкую работу достаточно квалифицированно.
С огромным интересом ожидались старты мотолодок. И это вполне закономерно. Ведь в этих классах не разрешаются никакие переделки моторов, допускается только замена гребного винта и запальных свечей. Именно здесь гонщики должны были продемонстрировать высокую надежность и скоростные показатели серийных моторов, выпускаемых отечественной промышленностью. И надо сразу сказать, ожидания устроителей полностью оправдались: случаи отказа моторов были буквально единичными, а показанные спортсменами скорости — очень высокими.
Первыми в предстартовую зону вышли мотолодки SB с моторами «Нептун». Только на одной лодке был другой мотор: спортсмен Казанского моторостроительного завода М. Егорычев выступал с серийным вариантом 22-сильного «Привета». Отметим еще, что из 20 заявленных в этом классе лодок семь были построены по трехточечной схеме (среди них и новые лодки минчанина Г. Черненко и Т. Хааге — прошлогодних золотого и серебряного призеров наших гонок).
команды завода «Красный Октябрь», выпускающего «Нептуны», он имел редкую возможность перед выездом в Каунас из нескольких моторов выбрать на испытательном стенде наиболее мощный (как сообщил спортсмен, мощность его «Нептуна» на несколько повышенных оборотах достигала 28—29 л. с.). Увы, В. Соколов все три раза вынужден был сойти с дистанции из-за неполадок в системе охлаждения мотора...
Как ни странно, нервы не выдержали именно у фаворитов: раньше стартового сигнала пересекли стартовый створ и Г. Черненко и Т. Хааге. У обоих фальстарт, потеряна всякая надежда на личное первое место в гонках. Но оба спортсмена уже на дистанции, оба не знают, что дисквалифицированы на этот заезд; рискованно проходя поворот, Г. Черненко опрокинул свою лодку (побывавший в воде мотор ни в одной из последующих двух гонок так и не довез гонщика до финиша).
Победителем серии гонок 2Х5 миль стал спортсмен из Киева, серебряный призер чемпионата СССР 1971 г. А. Якубович. Он имел и реальные шансы стать абсолютным победителем соревнований, но в решающей третьей 5-мипьной гонке тоже сошел с трассы.
Абсолютное первое место по трем гонкам занял мастер спорта В. Черник на плоско-килеватой мотолодке, имеющий довольно скромные 4 и 3-е места в серии 2X5 и 2-е место в 5-мипьной гонке с наивысшей скоростью всего 57,36 км/час. Лучшую скорость дня показал Т. Хааге — 61,32 км/час. Второе место по сумме гонок занял спортсмен Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова кандидат в мастера М. Камвшев.
Кульминационным моментом соревнований всегда являются гонки мотолодок SC. И не только потому, что обычно здесь больше всего участников (в этом году их было 35). В классе SC спортсмены выступают на самых мощных и популярных из выпускаемых в стране подвесных моторах — «Вихрях» и «Вихрях-М».
С «Москвой-30» выступали всего три гонщика — Ю. Орлов и Н. Петров со Ржевского завода АТЭ-3 и И. Анисимов с Ульяновского моторного завода. Результаты их более чем скромны: все трое в третьем десятке, а лучшая из скоростей — 52,53 км/час у Анисимова — намного ниже полученных в младшем классе SB на 350-кубовых «Нептунах». Трудно сказать, чем это объясняется, ведь все-таки 30 л. с. это не 20 или 23! То пи оказалась невысокой спортивная квалификация спортсменов, то пи недостаточно тщательно подобраны винты, или и то и другое одновременно. Недоверие ведущих спортсменов к «Москве-30», естественно, сказывается и на раскрытии его возможностей. Без сомнения, если бы этим мотором занялся А. Раудва или Ю. Лилл, результаты могли бы быть намного выше!
В первую стартовую группу попало немало сильных гонщиков, но все наиболее вероятные претенденты на абсолютное первенство на этот раз по воле жребия собрались во второй группе. Здесь встретились неоднократные чемпионы и рекордсмены страны и абсолютные победители наших гонок, постоянные соперники тартусцы А. Раудва и Ю. Лилл, абсолютный победитель гонок на приз сборника 1971 г. ленинградец Ю. Некрасов. Это дало им возможность «выяснять отношения» в непосредственной борьбе между собой на трассе.
Ю. Лилл буквально перед самыми гонками спустил на воду свой новый трехточечный корпус очень интересной конструкции. Правда, построен он был, по нашему мнению, не в полном соответствии с буквой правил: задняя стенка кокпита лодки примерно на 2'3 не имела обшивки; таким образом, можно было сказать, что глубина кокпита не выдержана. Собственно, это обстоятельство в какой-то мере и стало причиной неудачи спортсмена, сразу после старта вырвавшегося вперед: на первом же круге первой гонки пустяковая неполадка в моторе привела к резкому падению скорости, набежавшая сзади волна через недостаточно высокий транец залила лодку и мотор. Так Ю. Лилл фактически выбыл из числа претендентов на первое место.
Все три гонки уверенно выиграл и стал абсолютным победителем его товарищ по команде А. Раудва, ленинградец Ю. Некрасов, который буквально висел у него на корме, занял второе место в абсолютном зачете. После подсчета очков как-то совершенно неожиданно выяснилось, что на третье место вышел ленинградский спортсмен В. Климовских, старший брат бронзового призера в классе SB. В одной из гонок он показал скорость 64,57 км/час; это второй результат, уступающий только скорости, показанной А. Раудвой. Но В. Климовских, видимо, пока не хватает опыта участия в крупных соревнованиях; во всяком случае, он не смог выдержать столь высокую скорость во всех гонках.
Приятно отметить, что на трассах спортивной части соревнований 13 участников выполнили нормативы мастеров спорта, причем трое из них — впервые. Четыре гонщика заводских команд (а заводчане допускались к соревнованиям с 1 разрядом) выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта.
На заключительной конференции, на которой обсуждались итоги проведенных VII соревнований, был высказан ряд упреков в адрес организаторов. Прежде всего — эффект от соревнований как мероприятия, рекламирующего лодки и моторы, предназначенные для продажи населению, оказался неполным. Гонки пришлось проводить в местах, удаленных от зоны массового отдыха каунасцев; к тому же холодная и пасмурная погода вообще не располагала жителей столицы Литвы к выезду из города. Одним словом, зрителей было немного и на старте-финише маршрутной гонки, и на соревнованиях спортивных судов.
Трасса 5-мильной кольцевой гонки мотолодок народного потребления оказалась размеченной слишком далеко от берега; это затрудняло наблюдение за ходом соревнований.
Не всегда четко работала судейская коллегия, допустившая неточности, например, при подсчете командных результатов.
Были высказаны предложения провести следующие VIII гонки в таких городах (Куйбышев, Днепропетровск, Феодосия и др.), где соревнования смогут привлечь большее число зрителей. Интересным представляется также и предложение провести маршрутную гонку в виде многодневных ралли, например, по маршруту Ульяновск — Казань — Куйбышев. Заслуживает внимания и пожелание представителей промышленности учредить специальные призы, которые вручались бы конструкторам и заводчанам за высокие технико-экономические и эксплуатационные качества их продукции, например, за комфортабельность лодки и пригодность ее к дальнему туризму, за мореходность, эстетическое оформление, за экономичность и надежность мотора. (Кстати, учрежденный в этом году Центральным научно - исследовательским институтом имени академика А. Н. Крылова приз за лучшую конструкцию мотолодки народного потребления, представленную на соревнованиях, был вручен главному конструктору лодки «Серебрянка» Д. Б. Волкову из ЦКБ «Нептун»).
Все высказанные предложения изучены и учитываются в готовящемся положении о VIII Всесоюзных соревнованиях на приз «Катеров и яхт» в 1974 г.
Результаты соревнований на спортивных моторных судах (первые три места)
(в скобках указана максимальная скорость, показанная в гонках)
Скутера ОВ-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. В. Матулевичус, Каунас-1 (72,60 км/час); 2 — м. с. О. Кутепов, Лиепая (63,22); 3 — м. с. В. Игнатенко, Минск (73,97). 5 миль: 1 — м. с. В. Плетнинцев, Ульяновск (74,43); 2 — м. с. В. Матулевичус (72,60); 3 — м. с. О. Кутепов (66,02).
Абсолютный победитель — м. с. В. Матулевичус.
Скутера ОС-500. Серия 2Х5 миль: 1 — м. с. А. Шлапикас, Каунас-1 (77,95); 2 — к. м. с. А. Вай-цекаускас, Вильнюс (67,43); 3 — к. м. с. В. Ридер, Киев (72,31). 5 миль: 1 — п. м. с. А. Шлапикас (77,37); 2 — м. с. А. Головин, Николаев (72,60); 3 — м. с. Р. Мателионис, Каунас-11 (71,21);
Абсолютный победитель — п. м. с. А. Шлапикас.
Мотолодки SA-250 (юноши). 5 миль: 1 — I разр. Ю. Алиев, Л-д (43,58); 2 — к. м. с. А. Лэок, Тарту (41,46); 3 — к. м. с. Н. Слактерис, Бауска (40,35). 5 миль: 1 — I разр. Ю. Алиев, Л-д (48,26); 2 — к. м. с. А. Лэок, Тарту (43,08); 3—I разр. С. Ганюшин, Ульяновск (40,86).
Абсолютный победитель — Ю. Алиев.
Мотолодки SB-350. 2X5 миль: 1 — м. с. А. Якубович, Киев (57,75); 2 — к. м. с. М. Камашев, Пермь (55,84); 3 — м. с. В. Черник, Минск (55,37). 5 миль: 1 — м. с. Т. Хааге, Тарту (61,32); 2 — м. с. В. Черник, Минск (57,36); 3 — к. м. с. М. Камашев, Пермь (56,35).
Абсолютный победитель — м. с. В. Черник.
Мотолодки SC-500. 2X5 миль: 1 — м. с. А. Раудва, Тарту (65,12); 2 — м. с. Ю. Некрасов, Л-д (63,66); 3 — к. м. с. В. Климовских, Л-д (64,57). 5 миль: 1 — м. с. А. Раудва, Тарту(64,14); 2 — м. с. Ю. Некрасов (63,77); 3 — к. м. с. В. Климовских (61,79).
Абсолютный победитель — м. с. А. Раудва.
Командные результаты (спортивные команды городов):
1 — Ленинград (1192); 2 — Каунас-1 (1039); 3 — Ульяновск, моторный з-д (862); 4 — Минск (729); 5 — Тарту (683); 6 — Киев (679); 7 — Пермь, з-д им. Свердлова (672); 8 — Бауска (572); 9 — Сосновка, судостроительный з-д (552); 10 — Клайпеда (544); 11 — Вильнюс (542); 12÷13 — Каунас-11, Лиепая (517); 14 — Николаев, Черноморский з-д (489); 15 — Брест (416); 16 — Ржев, з-д АТЭ-3 (311); 17 — Казань, моторостроительный з-д (304); 18 — Таллин (251); 19 — Пярну (151); 20 — Тельшай (120).
Очень распространенная вопрос, который задают себе владельцы современных электронных устройств: почему планшет не видит компьютер? Существуют несколько причин этой проблемы, такие как настройки ПО, поломка соединительного кабеля или гнезда, отсутствие драйверов. Подробнее смотрите по ссылке сверху.