Проходившие 25—26 ноября 1972 г. уже девятые по счету соревнования на озере Гавасу были рекордными во всех отношениях, Установлены новые рекорды средней скорости победителя и скорости прохождения одного круга. Рекордным было число зарубежных участников (21 судно от 8 стран).
Коротко напомним основные правила этого неофициального чемпионата мира. Никаких делений на классы, никаких ограничений — ни по рабочему объему, ни по мощности, ни по числу моторов. Разрешены любые их переделки, любое топливо, даже любой ремонт (но без какой бы ни было помощи извне). Единственное условие, чтобы катер имел длину не менее 4,87 м и не больше 7,31 м, а моторы были подвесными.
Обычно гонки приурочиваются к «Дню благодарения» и проводятся в субботу и воскресенье по 4 часа в день с суммарным зачетом пройденных кругов. За нарушения правил гонщика наказывают, снимая с его результата «положенное» число кругов. Старт судов — общий от берега, причем до стартового сигнала заводить моторы нельзя.
На этот раз успешно стартовали 102 катера (всего на 6 меньше, чем было заявлено!). И, как это ни невероятно, в числе тех нескольких гонщиков, у которых в момент старта моторы не завелись, оказался неофициальный чемпион мира 1964 и 1965 гг. Гарольд Эйс (кстати говоря, участник всех без исключения предыдущих марафонов на Гавасу). Всего за 8 часов гонки по разным причинам с дистанции сошло 41 судно. Это необычно много.
Начнем с того, что вообще соревнование было более напряженным, чем когда-либо раньше. Болельщики могли быть довольны. Достаточно сказать, что в течение второго дня поочередно лидировали шесть гонщиков, а на заключительном этапе шла жесточайшая тройная дуэль: разрыв между лидерами на финише был (по результатам только второго дня) минимальным. Только на 10 секунд отставал Шумахер от Сэрри и на 46 секунд — от победителя Сандерса. Как обычно на соревнованиях столь высокого уровня, аварии следовали одна за другой, особенно в первый день гонок, когда сильный (порывами до 8—9 баллов) ветер развел на озере большую волну. За первые 4 часа «взлетели в воздух» 12 катеров. А в воскресенье ветра почти не было, серьезно пострадал лишь один катер — голландца Ван дер Вельдена.
В субботу он наравне с Д. Сандерсом прошел 84 круга и даже обогнал его на 38 сек. Теперь, обойдя задержавшегося у пирса на 45 сек. Сандерса, Вельден стал лидером соревнования, показав (на 96-м круге) рекордную скорость круга, равную 154,65 км/час. Он вполне заслуженно рассчитывал на победу, когда на 120-м круге произошла трагедия: его катамаран (конструкции «Молинари») врезался в волну и перевернулся. Когда патрульный катер подобрал вылетевшего в воду, но к счастью, невредимого гонщика, тот буквально плакал от досады: желанная победа была так близка...
Не повезло и команде фирмы «Меркюри». Их главная надежда — итальянский гонщик Ренато Молинари потерпел аварию на первом же круге и, к тому же, был наказан судейской коллегией на один круг за преждевременный запуск мотора (за 3 сек. до стартового сигнала). На следующий день Молинари участвовал в гонке на катере Пикока, но наверстать упущенное уже не мог. Надо сказать, на этот раз в единоборстве крупнейших в мире моторостроительных фирм победил концерн «ОМС» (напомним — два предыдущих года верх одерживала компания «Меркюри»): из 10 катеров, занявших первые места, 7 были оснащены подвесными моторами «Эвинруд» или «Джонсон».
Раз уж мы заговорили о победителях, то отметим, что первые 17 мест заняли американцы. Из европейских гонщиков лучший результат показал англичанин Д. Берд (катамаран «Кугар», мотор «Джонсон»), занявший 18-е место. Знаменитому гонщику из Австрии Дитеру Шульце пришлось довольствоваться 24-м местом, итальянцу Ч. Скотти — лишь 29-м. Попутно отметим, что очень отчетливо выявилась резная манера ведения гонки: американские гонщики обходили поворотные буи, почти не сбавляя скорости, тогда как европейские гонщики каждый раз сбрасывали газ и прижимались к буям.
Победил бывший авиамеханик из Денвера Джонни Сандерс, выступавший на итальянском катамаране «Скоттикрафт» конструкции Чезаре Скотти с подвесным мотором «Стингер ГП» фирмы «Джонсон». Мощность этого мотора в форсированном варианте превышает 200 л. с. Всю двухдневную гонку Джонни провел лично, без какой-либо подмены и помощи. За 8 часов марафона Сандерс сделал 174 круга по 4-мильной трассе, т. е. прошел путь 1120 км и тем самым побил рекорд Билла Сиройса почти на 60 км. На самом деле результат Сандерса был еще лучше: он был оштрафован за нарушение правил на старте и один круг ему не засчитали. Средняя скорость «Скоттикрафта» — 139,20 км/час, а лучшая скорость круга — такая же, как у голландца Вельдена. Чтобы получить среднюю скорость на 4-мильном кольце порядка 154 км/час, надо было на прямой развивать не менее 175—180 км/час.
Второе место занял Б. Сэрри на катамаране конструкции Шульце с мотором «Меркюри». Он сделал всего на один круг меньше, чем победитель, и столько же, сколько третий призер, 29-летний Б. Шумахер — чемпион 1972 г. в неограниченном классе (он, как и Сандерс, выступал на катамаране «Скоттикрафт» со «Стингером»).
Полное перечисление призеров и характеристика их техники заняли бы слишком много места — те или иные награды (минимум 200 долл.) получили 45 гонщиков (из 61 закончившего марафон).
В целом надо подчеркнуть, что на этот раз показали себя с лучшей стороны новые гоночные катамараны «Скоттикрафт» и «Кугар». Так, из первого десятка победителей на корпусах «Скотти» шло четыре гонщика, на прославленных «Молинари» только два; остальные предпочли корпуса «Шульце», «Мак-Дональд» и «Кугар».
Характерно и дальнейшее возрастание скоростей, показанное при почти полном переходе на одномоторные установки. Очевидно, гонщики пришли к заключению, что при существующих ограничениях длины корпуса и наличии моторов мощностью свыше 200 л. с. увеличение числа моторов уже нецелесообразно (в частности, из-за большей вероятности поломок, повышенного сопротивления, увеличения веса и времени на заправку; как показала практика соревнований, выход из строя одного мотора и при многомоторной установке полностью приводит к потере надежды на призовые места).
В этом году будет проводиться десятый, юбилейный чемпионат мира. Устроители уже сейчас готовятся провести его на высшем уровне. Остается добавить, что популярность марафона на озере Гавасу возрастает из года в год. Если VIII чемпионат смотрело (за два дня) 65000 зрителей, то в прошлом году их число перевалило за 80000.