Первые всесоюзные соревнования яхтсменов прошли еще в феврале — в Сочи и Туапсе. Но в это все-таки зимнее время Черное море было далеко не теплым: по ночам температура опускалась ниже 0°, да и днем даже в солнечную погоду воздух прогревался плохо, не выше 10°. Разумеется, условия для гонок оказались очень тяжелыми. Так начиналась проверка готовности к основным соревнованиям спортивной навигации, которая по существу открылась лишь в апреле в городе-герое Севастополе.
Согласно положению на очередную XXIV Черноморскую регату, которая должна была проводиться здесь же в конце апреля, могли попасть лишь те экипажи, которые предварительно приняли участие в открытых соревнованиях на Приз газеты «Слава Севастополя», заняв при этом в личном зачете места не далее установленного для каждого класса яхт отдельно. Сборные команды спортивных обществ приехали в Севастополь с уже прошедших «кавказских» гонок, но для основной массы участников борьба за Приз «Славы Севастополя» оказалась первым соревнованием сезона. Естественно, что разная степень готовности сказалась на результатах. Не обошлось и без сенсаций, но — все по порядку.
Погода была разная. Ветер — переменный по силе от «штиля» до 4 баллов и с большими «заходами» во время гонки, а в один из дней штормило (поэтому удалось провести лишь 6 гонок). Частым гостем на дистанции был туман, порой настолько сильный, что поворотные знаки и судейские катера возле них не удавалось разглядеть даже с середины дистанции. К тому же, еще совсем холодное море и уже довольно сильно припекающее солнце резко искажали обычную, знакомую картину воздушных течений. Тем спортсменам, которые часто гонялись в Севастополе летом, было очень трудно перестроиться — подводил прошлый опыт, тяжелым грузом ложась на тактические решения рулевого.
На составе участвующих классов не могли не сказаться изменения, внесенные в программу XXI Олимпиады: на старт вышли только две яхты «Звездного» класса, причем они так отличались одна от другой и по оснащению, и по уровню подготовленности экипажа, что борьбы на дистанции не было. Четыре севастопольских «Фолькбота» также прошли все гонки без особой борьбы между собой. А вот о гонках в остальных классах стоит рассказать поподробнее.
Наибольшее число килевых яхт стартовало в классе «Дракон» — 21 экипаж. Ведущие гонщики (Ю. Анисимов, Б. Хабаров, А. Дегтярь) покинули этот класс, перейдя на более перспективные «Солинги». На освободившихся их «Драконах» с первоклассными импортными парусами и мачтами теперь стали гоняться другие, доселе мало известные спортсмены. Однако, по нашему мнению, участие этих яхт с заведомо более высоким качеством оснащения в общих гонках теряет всякий спортивный смысл. Если раньше постоянно покупались паруса и мачты ведущих зарубежных фирм и число спортсменов, получающих первоклассное оборудование, хотя и медленно, но все же увеличивалось, то теперь поступление импортной техники для «Драконов» прекратилось, круг привилегированных гонщиков замкнулся. Войти внутрь этого рокового круга молодым будет не так-то просто.
Из когорты сильнейших верными этому классу остались В. Тинеев, A. Шелковников, И. Михайлов, B. Попель. И подлинной сенсацией было то, что неоднократный чемпион страны ленинградец В. Попель даже не попал в проходное число для участия в регате (первые 8 мест). Это при отсутствии-то трех асов, ушедших в класс «Солинг»! Оказывается, он совершенно не имел времени для подготовки: выход на первую гонку был его первым выходом в море в этом году. Неудачи в первых гонках привели к тому, что даже в завершающей, когда после огибания последнего нижнего поворотного знака он шел третьим (несмотря на фальстарт), в опустившемся тумане он принял неправильное тактическое решение: «отпустил» своих конкурентов...
В классе «Солинг» (участвовало 10 экипажей) можно было видеть целое созвездие именитых гонщиков. Соперниками старожила в этом классе Тимира Пинегина стали три сильнейших яхтсмена - бывшие «драконисты», и их очень интересная спортивная схватка закончилась убедительной победой Ю. Анисимова — прошлогоднего чемпиона Европы в классе «Дракон». Один из наших ведущих гонщиков А. Чучелов также, официально не попал в заветное число участников Черноморской регаты (не успел потренироваться, недооценил силу противников). Но впоследствии за счет полного отсутствия яхт нового олимпийского класса «470» судейская коллегия приняла вполне разумное решение — допустить все 10 имеющихся у нас «Со-лингов» к регате. И что же? Чучелов выиграл ее.
В классе «Темпест» соперниками двукратного олимпийского чемпиона В. Манкина стали бывший лидер «Звездного» класса Б. Будников и бывший «финнист» ленинградец И. Киселев. Дуэль В. Манкин — Б. Будников закончилась, как и ожидалось, победой олимпийца, но неожиданно И. Киселев стал вторым, оттеснив Б. Будникова. Самым впечатляющим событием в этом классе оказалось то, что оба соперника В. Манкина по одному разу пришли первыми: это говорит о том, что теперь у него уже появились достойные конкуренты.
Включение «Торнадо» в программу Олимпийской регаты 1976 г. вызвало настоящий бум в классе катамаранов. Никогда еще столько двухкорпусных судов не собиралось на одном соревновании: Приз «Славы Севастополя» оспаривали 30 экипажей! Правда, почти все они выступали не на «Торнадо», а на судах, построенных под отечественный класс В. Довольно свободные правила этого класса дали жизнь весьма интересным и разнообразным конструкциям, и вот теперь их экипажи стремились попасть в создаваемую ныне «катамаранную» сборную команду страны. Так что здесь необычайно острое положение сложилось еще до начала гонок.
Очень интересно было узнать, как «пойдет» в новом для себя классе один из признанных фаворитов среди «звездников» В. Васильев. Тем более, что шкотовым у него стал В. Жуков, также известный гонщик в том же «Звездном» классе. Оба они — рослые спортсмены, весом каждый под 90 кг, а принято считать, что экипаж катамарана может быть более легким, чем на швертботах. Экипаж их основного конкурента Ю. Чабана, например, весит не более 130—140 кг. В. Васильев занял второе место. Это в гонках, проходящих в основном при слабом ветре! И хотя Ю. Чабан занял «свое» первое место, результат В. Васильева говорит за то, что можно не бояться своего якобы лишнего веса, что в конечном счете и на катамаранах успех зависит от мастерства.
Относительно спокойно прошли гонки в классе «Летучий Голландец»: еще до старта спортсмены, «расставляя» себя по местам, и первую десятку, и порядок занятых мест в ней назвали почти безошибочно. Это, на наш взгляд, говорит о явном застое, несмотря на то, что собралось необычно много конкурентов (63 экипажа) и было много новых имен. Бронзовый призер Олимпийских игр в классе «Финн» В. Потапов в ожидании своего нового швертбота «470» (этому классу он отдал предпочтение на новый предолимпийский период) стал выступать на «Голландце». И надо сказать, уверенно занятое им на Черноморской регате в новом для себя классе 10-е место —это очень неплохо!
Зато в классе «Финн», где участвовало 67 спортсменов, молодые явно наступали на «пятки» ведущим. Способному спортсмену, пожалуй, легче всего проявить себя именно в этом классе.
Погода к началу собственно Черноморской регаты улучшилась: потеплело, часто светило солнце, ветер стал более устойчивым — сильнее 5 баллов на гонках не было, но обошлось и без штилей. Общая обстановка была значительно более спокойной, уже все участники втянулись в борьбу, практически стало ясно, кто чего стоит в этом сезоне. Борьба среди лидеров во всех классах сильно обострилась по сравнению с предыдущими соревнованиями.
Победители и призеры Черноморской регаты перечислены ниже; хочется добавить лишь несколько замечаний.
В классе «Финн» первое место очень уверенно занял рижанин Р. Бердаш, второе — москвич А. Балашов. Четвертым был В. Зарослов из ДСО «Водник» — волею случая он гонялся на швертботе, на котором когда-то выступал В. Потапов. Представляется, что с уходом В. Потапова лидеры здесь (оба из ВМФ) выявились надолго. Даже возвращение на «родной» «Финн» В. Дырдыры пока проходит «незамеченным». Отрадно, что и в первой десятке появились молодые: более сильный и старший из них — 22-летний А. Чередниченко занял 3-е место, 19-летний А. Кеэп из «Калева» — 6-е. Безусловно, мы еще встретим эти имена в числе победителей!
В классе «Дракон» ленинградец Л. Дмитриев (8-е место на предварительных соревнованиях), удачно выступавший на олимпийской яхте Б. Хабарова, имел возможность рассчитывать на 2-е место, но — заболел.
В гонках «Темпестов» Б. Будников сменил И. Киселева на втором месте, но уже не смог ни разу прийти первым.
В катамаранах В. Васильев стал еще ближе к победителю. Интересный катамаран, спроектированный и построенный Г. Щегловым на Ленинградской судоверфи ВЦСПС, повел в гонки Э. Шугай с конструктором на шкотах. Постепенно настраивая свое судно, они от гонки к гонке улучшали свои результаты: начали с 19-го места в борьбе за Приз «Славы Севастополя», а закончили 3 и 2-м местами в двух последних гонках Черноморской регаты. Можно было видеть и первый в нашей стране катамаран класса «Торнадо»: судосборщики той же ленинградской верфи И. Красноперое и В. Романов вышли на своем новом катамаране на старты регаты. Им, правда, ни разу не удалось обойти катамаран Ю. Чабана, но у него поплавки не соответствуют требованиям класса «Торнадо»; как пойдет Чабан на настоящем «Торнадо» — остается вопросом.
Соревнования в Севастополе прошли на редкость четко и организованно, хотя и проводились по новым «Правилам». Можно с уверенностью сказать, что с каждым годом повышаются и культура судейства и спортивный уровень подготовки участников.
Технические результаты Черноморской парусной регаты 1973 г.
Класс «Финн»: 1 — Р. А. Бердаш, ВМФ (22,4); 2 — А. В. Балашов, ВМФ (30,4) 3 — А. В. Чередниченко, «Авангард» (37,7); 4 — В. Ю. Зарослов, «Водник» (48); 5 — В. Ф. Дырдыра, ВМФ (53,4).
Класс «Летучий Голландец»: 1 — В. П. Леонтьев, ВМФ (3); 2 — В. И. Степаненко, ВМФ (37); 3 — Г. В. Белов, «Жальгирис» (44,4); 4 — В. Г. Гусенко, «Авангард» (54,7); 5 — Н. В. Юшков, ВМФ (67,4).
Класс «катамаран»: 1 — Ю. В. Чабан, «Водник» (14); 2 — В. В. Васильев, ВМФ (26,1); 3—И. В. Красноперое, «Труд» (38); 4 — И. О. Череванев, «Колос» (46,8); 5 — В. И. Кривошей, «Авангард» (51,7).
Класс «Солинг»: 1 — А. Д. Чучелов, «Калев» (27,4); 2 — Т. А. Пи-негин, ВМФ (35,7); 3 — Б. А. Хабаров, «Труд» (42,7); 4 — Ю. А. Киселев, «Водник» (44,7); 5 — Ю. С. Анисимов, «Труд» (46,1).
Класс «Дракон»: 1 — В. Т. Тинеев, ВМФ (19,7); 2 — И. И. Михайлов, ВМФ (31,1); 3 — Л. X. Дмитриев, «Труд» (34); 4 — А. С. Шелковников, ВМФ (37,4); 5 — Е. Н. Казаков, «Калев» (44,7).
Класс «Темпест»: 1 — В. Г. Манкин, ВМФ (0); 2 — Б. Ф. Будников, ВМФ (18); 3 — И. А. Киселев, ВМФ (33,8); 4 — А. И. Пого, ВМФ (35,4); 5—В. А. Пелихов, «Авангард», (54,7).


