Последние соревнования сезона 1973 г.— розыгрыш Кубка СССР по парусу — прошли неудачно: из семи гонок регаты, проводившейся в районе Сочи с 23 октября по 1 декабря, состоялось меньше половины. Помешала погода. Пришедший с моря циклон обрушился на кавказское побережье дождем и ветром, которого не смогли выдержать даже стоявшие в порту большие пассажирские пароходы — им пришлось выйти на рейд. Чтобы выступать и побеждать в таких условиях, от яхтсменов требовалось уже не только мастерство, но прежде всего — смелость, мужества И можно сказать, что участники регаты, стартовавшие в гонках, проявили эти качества в полной мере: ни ветер, ломающий мачты, ни готовые опрокинуть лодку огромные волны не смогли остановить борьбу на дистанции.
И все же главная задача, поставленная при организации этих кубковых гонок, — выявление сильнейших гонщиков, кандидатов в сборную, нашего боевого олимпийского комплекта, — осталась нерешенной. Точнее, к тому предварительному решению, которое сформировалось у членов Федерации по результатам предыдущих соревнований года, гонки в Сочи не добавили ничего нового.
О выступлениях наших сильнейших спортсменов на внутрисоюзных соревнованиях читатели «Катеров и яхт» имели возможность получить представление по публикациям в предыдущих номерах. Обратимся теперь к результатам, показанным советскими яхтсменами за рубежом. Это тем более заслуживает внимания, что прошедшим летом они впервые имели возможность ознакомиться с дистанцией, на которой через два года будут проводиться гонки XXI Олимпийских игр.
Город Кингстон не выделяется среди городов Канады ни уровнем развития промышленности, ни численностью населения. Столица страны в прошлом, ныне — это тихий университетский центр, равноудаленный (примерно миль на 200) от двух современных промышленных гигантов— Торонто и Монреаля (центра XXI Олимпийских игр).
Что побудило организаторов Олимпиады при выборе акватории для олимпийских гонок остановить свое внимание на Кингстоне? Прежде всего, конечно, сама акватория. Этот город расположен на берегу озера Онтарио, в том месте, где из него вытекает река Святого Лаврентия. (Кстати, Монреаль расположен на этой же реке, но у места впадения ее в океан, и удобная для гонок акватория находится здесь слишком далеко от центра.) Сыграло роль, наверно, и то обстоятельство, что Кингстону в 1973 г. исполнилось ровно 200 лет, а канадцы к такого рода событиям тем более чувствительны, что подобные юбилеи у них бывают нечасто. Наконец, было принято во внимание и наличие университета. Нет, не в связи с его всемирной известностью, а из-за прекрасного студенческого общежития, в котором без особых хлопот можно будет разместить участников соревнований. На аренду общежития, питание и обслуживание спортсменов планируется затратить около 16 млн. долларов, тогда как на все капитальное строительство (в основном на благоустройство гавани) уйдет всего 4,5 млн. долларов. Такой не очень большой объем строительных работ позволяет хозяевам не слишком волноваться по поводу своевременного их окончания (что имело место при подготовке XX олимпийских гонок в Кипе). По крайней мере, сейчас организаторы парусной части Олимпиады больше внимания уделяют подготовке квалифицированного судейства, чем строительству.
В основе своей судейская коллегия уже сформирована. Назначены главы трех гоночных комитетов, на которые будет возложено проведение соревнований соответственно на трех олимпийских дистанциях, получивших традиционные названия: «Альфа» — для яхт классов «Солинг», «Темпест» и швертботов «Летучий Голландец»; «Браво» — для катамаранов «Торнадо», швертботов «470» и «Финн» и «Чарли» — запасной для швертботов. Каждый из трех глав комитетов будет «держать флаг» на персональном быстроходном катере.
Морское обеспечение возложено на ВМФ Канады. Уже назначен адмирал, который будет командовать выделенными легкими кораблями. (Имеются сведения, что адмирал уже приступил к знакомству со своими будущими подопечными, внимательно изучает как правила парусных соревнований, так и сами яхты, о которых до сих пор имел лишь общее представление.)
Судейская коллегия Олимпиады уже имела возможность попробовать свои силы на первых предолимпийских гонках, проведенных летом 1973 г. в Кингстоне. О внимании, которое привлекли эти соревнования, названные официально «КОРК-73» (Канадиэн Олимпик-трейнинг регата Кингстон»), свидетельствует число принявших в них участие экипажей: 57 в классе «Солинг», 46 — на катамаранах «Торнадо», 52 — на швертботах «470», 37 — на «Летучих Голландцах», 47— на «Финнах». Сравнительно немного — всего 18 экипажей — было в классе «Темпест», что можно объяснить отъездом сильнейших гонщиков на проходивший как раз в это время в Италии чемпионат мира. Правда, подавляющее большинство участников представляло североамериканский континент — США и Канаду. Из Европы приехало лишь 29 экипажей; кроме того, пять яхт выставила Бразилия и одну — Япония.
Советский Союз на регате был представлен экипажами А. Чучелова («Солинг») и В. Потапова («470»). Посыпать в Кингстон все первые номера нашей сборной было признано нецелесообразным прежде всего в связи со сложностью доставки техники через океан (по-видимому, эта же причине ограничила активность и других европейских парусных союзов). Чучелов же должен был именно в это время принимать на канадской верфи «Абот» яхту, построенную по заявке нашего Внешторга, а у Потапова имелась возможность получить швертбот для выступления в гонках в аренду.
Как же выглядело прошлым летом место проведения будущей парусной олимпиады?
Нынешний университетский яхт-клуб невелик: это причал для двух-трех десятков яхт и небольшое подсобно-административное здание, стоящее прямо в воде на сваях. В дни Олимпиады этому клубу будет отведена, впрочем, третьестепенная роль. Главная база будет сооружена в излучине залива Элевейтор-бей, на западной окраине Кингстона. (Некоторое представление о создаваемом здесь водноспортивном комплексе можно получить по описаниям американских «марин» в №40 сборника.) Сейчас здесь, как можно догадаться и по названию залива, находятся причалы для перевалки зерна. У этих причалов и базировались суда участников регаты «КОРК-73». К заливу выходит глухая стена высокого здания, как выяснилось — тюрьмы, «О, не беспокойтесь, — разъяснили местные представители МОК, — стена, после того как мы ее распишем на олимпийские темы, будет выглядеть, как хороший задник на сцене»...
Вода в Онтарио пресная, но по всем остальным показателям, как считает А. Д. Чучепов, больше всего похожа на его родную таллинскую (эстонский яхтсмен особо подчеркивает это обстоятельство, возможно, в связи с желанием видеть столицу своей республики центром парусной Олимпиады 1980 г.). Берега озера равнинные — горы в Канаде, как известно, имеются только на дальнем западе, и ветер здесь работает скорее не по морским, в по сухопутным «законам». В смысле учете суточного хода ветра нужно также иметь в виду специфику западного полушария.
Дистанция расположена довольно далеко от гавани. Чучелов однажды решил после гонки возвращаться своим ходом и потратил на это — идя под спинакером — более двух часов.
Дистанция «Браво» представляет собой, по сути дела, две круговые дистанции — большую и малую, одна внутри другой. Большая предназначается для катамаранов, которые будут ее проходить не обычно принятым порядком, а как показано на приводимой схеме: после первой лавировки на марку 5 они должны будут вместо двух бакштагов идти в галфвинд до марки 6 и далее в бакштаг до марки 7. Длина дистанции по треугольнику для «Торнадо» (6,8 мили) почти вдвое больше, чем для швертботов.
Гонки «КОРК-73» проходили с 18 августа по 1 сентября при характерном для этого времени года умеренном ветре, лишь однажды усилившемся до 5-балльного. На дистанциях шла исключительно напряженная борьба до самого последнего финиша. Судьям пришлось приложить все старания и опыт, чтобы квалифицированно провести гонки, когда, например, на дистанции «Браво» в течение каких-то пяти минут финишировало сразу 110 судов или когда к повороту на дистанции «Альфа» почти одновременно подошли 50 «Солингов».
В классе «Солинг» гонки отличались, пожалуй, особым напряжением. Соединенные Штаты, имеющие в числе своих спортсменов олимпийского чемпиона в этом классе Бади Мельджеса, естественно, рассчитывали быть первыми и на новой олимпийской дистанции. Не менее грозные силы представили сами канадцы во главе с серебряным призером прошлой Олимпиады Д. Миллером. Однако знаменитые олимпийцы вообще оказались за чертой призеров. Победителем стал Ганс Фог (Канада) — парусный мастер, на данный момент представитель фирмы Эльвстрема в Канаде, один из самых сильных гонщиков мира (в 1973 г. им были выиграны мировые чемпионаты на «голландцах» и «Финнах», занято второе место на чемпионате мира в классе «470»). Экипаж А. Чучелова, выступая на новой, еще не опробованной яхте, выше 38-го места подняться не смог (лучшее место в гонке — 12-е). Без особого успеха выступил и экипаж братьев Потаповых, занявших 24-е место (лучшая гонка — 8-е место) на швертботе «470».
Не будем углубляться в анализ причин, помешавших нашим яхтсменам выступить на первой предолимпийской регате удачнее (часть из них совершенно очевидна: неосвоенная техника; незнакомая акватория). Будем считать, что знакомство с олимпийской дистанцией уже само по себе было очень полезным для подготовки нашей сборной к будущим боям.
Если же говорить об успехах наших спортсменов за рубежом, то, естественно, в первую очередь следует остановиться на выступлениях Валентина Манкина. Наш двукратный олимпийский чемпион показал результаты, которых до сих пор не удавалось добиться ни одному советскому яхтсмену (да и мало кому из зарубежных): в 1973 году он выиграл все внутрисоюзные и международные гонки, в которых принимал участие, завершив сезон победой на чемпионате мира.
Первенство мира 1973 г. в классе «Темпест» проводилось в Неаполитанском заливе, там, где 13 лет назад советские яхтсмены Т. Пинегин и А. Чучелов впервые в истории нашего парусного спорта завоевали олимпийские медали. Тогда это расценивалось как сенсация, чуть ли не как случайность! «Знатоки», заранее распределившие места на парусном Олимпе, никак не хотели мириться с поправками, внесенными в их прогнозы спортсменами СССР. Зато теперь, в нынешний приезд в Неаполь, наши яхтсмены не могли пожаловаться на отсутствие внимания.
Манкин имел возможность убедиться в этом уже во время открытого первенства Италии, которое проводилось накануне чемпионата мира на той же дистанции. Из иностранцев, кроме советских гонщиков, в этом национальном первенстве приняли участие два сильных австралийских экипажа, но итальянцев интересовал только Манкин. Казалось, каждый из них стремился не столько выиграть главный приз, сколько не допустить к нему советского гонщика. И все же Манкин победил в этом первенстве (хотя и с минимальной разницей в очках, заработанной в последних двух гонках).
Своим выступлением на первенстве Италии Манкин преследовал цели, среди которых победа была далеко не самой главной: важно было, во-первых, освоиться с акваторией и, во-вторых, дать возможность прийти в себя шкотовому Валерию Акименко, который выступал на «Темпесте» первый год, а на международных чемпионатах не бывал вообще.
Выяснилось, что вода в Неаполитанском заливе далеко не такая «лазурная», какой ее обычно изображают. Плывущие по ней и под ней отбросы служили наглядной иллюстрацией уровня загрязнения морских вод отходами цивилизации. Для яхт наибольшую неприятность представляли дрейфующие наподобие медуз на глубине одного-двух метров упаковочные мешки из синтетической пленки. Стоило такому мешку прилепиться к килю, как ход яхты заметно уменьшался. Тут пригодилась практике по очистке подводной части судна от водорослей, приобретенная на гонках в Киле. Быстрое движение щеткой не палке — и снятая пленка всплывает за кормой. Вскоре Валерий стал проделывать это почти автоматически...
Выступление не первенстве Италии оказалось полезным еще и тем, что на нем, как выяснилось позже, нашему экипажу удалось померяться силами с основными претендентами на звание чемпионов мира — итальянцами Г. Дотти и Ф. Сибелло. Из этого, конечно, не следует, что кроме них на чемпионате не было сильных противников: в Неаполе собрались все победители крупнейших международных регат в классе «Темпест», в том числе основные претенденты на золото в гонквх прошедшей Олимпиады англичанин А. Уоррен, голландец Б. Старджес. Всего на чемпионат прибыло 43 экипажа: 14 итальянских, 7 — из ФРГ, по 4 от Англии, США и Швеции, по два от Австралии и Швейцарии, по одному от Австрии, Дании, Голландии, Польши, Норвегии и Советского Союза.
Гонки проходили в основном при слабом и умеренном ветре, лишь в пятый день он усилился до 10—11 м/сек. Превосходство наших гонщиков было неоспоримым. Они практически не проиграли ни одного старта, а, выбравшись из общей толчеи, уходили вперед и оставались недосягаемыми до самого финиша. (А ведь еще недавно считалось, что гонки в слабый ветер представляют для В. Манкина наибольшую трудность!) Лишь однажды советский «Темпест» оказался в опасном положении, когда из-за ошибки шкотового при постановке спинакера основные соперники смогли обойти нашу яхту. И все же в этой гонке Манкин финишировал вторым, одержав при этом убедительную психологическую победу над главными конкурентами.
Практически наши яхтсмены стали чемпионами еще до последней, шестой гонки, когда, имея 12 очков, стали недосягаемыми для всех остальных претендентов. Но — вот проявление характера настоящего спортсмена — Манкин не отказался выйти на дистанцию и в последний день. Гонка проходила в очень слабый ветер. Манкин облегчил яхту до пределе. Убрап даже ахтерштаг, поэтому полными курсами яхта ходила без спинакера, что, однако, не помешало ей финишировать первой с хорошим отрывом от пришедшего вторым итальянца.
Что можно сказать о новой победе В. Манкина? Заслуженный успех большого мастера, спортсмена, главным девизом которого всегда был и остается труд. Манкин работает много и увлеченно. Помнится, когда-то, еще до мексиканской олимпиады, И. П. Лавров — тогда главный тренер нашей сборной, сказал о Манкине так: «Он своего добьется, будет первым, потому что в году берет не десять стартов больше любого другого гонщика». Сейчас со стартами дело обстоит хуже: «Темпестов» у нас в стране пока считанные единицы, гоняться не с кем и негде. Манкин компенсирует это индивидуальными тренировками, многократными повторениями элементов прохождения дистанций, особенно тех, которые на гонках еще получаются не так, как хотелось бы. Он уверяет даже, что такие тренировки полезнее иных гонок. Так это или не так — факт на лицо: за один неполный сезон он сумел подготовить из совсем еще зеленого спортсмена отличного шкотового, каким является сейчас Валерий Акименко.
Прошедший сезон принес признание еще одному нашему молодому гонщику. О Виталии Зврослове и его победе на юношеском чемпионате Европы в классе швертботов «Финн» уже сообщалось в сборнике. Событие это представляет, однако, достаточный интерес, чтобы остановиться на нем поподробнее.
Местом проведения молодежного первенства континента был выбран рыболовный порт Владиславово на балтийском побережье Польши. Непосредственно перед этими соревнованиями здесь же проводился европейский чемпионат на «Финнах» среди взрослых спортсменов, а еще раньше — открытое первенство Польши в том же классе.
Советские яхтсмены приняли участие во всех этих соревнованиях. В первых двух, однако, добиться успеха им не удалось. На первенстве Польши оба члена советской сборной Р. Бердаш и С. Констанский выглядели еще неплохо, но стартовали они не во всех тоннах (эти соревнования рассматривались как тренировочные) и, естественно, не могли претендовать на призы. А вот гонки европейского чемпионата сложились для них с самого начала неудачно. Бердаш на предварительном выходе перевернулся и после этого не мог прийти в себя вплоть до последнего дня, когда ему наконец удалось финишировать вторым, вслед за новым чемпионом Европы Г. Шродером из команды ГДР. Констанский показал себя волевым спортсменом, но недостаток опыта не позволил ему подняться выше середины в таблице результатов.
Спортсмены ГДР заняли три из четырех первых мест, обосновав свое серьезное намерение господствовать в этом классе и в будущем. Стоит иметь в виду, что третьему призеру Ю. Вольфу только-только исполнился 21 год, а И. Шуману, пробившемуся на четвертое место, — 19 лет. Кстати сказать, успешно закончив гонки в старшей группе, Шуман «по молодости лет» был допущен и к участию в юношеском чемпионате. Среди молодежи стартовали также американец Т. Крэг (пятое место на взрослом чемпионате) и победитель международных гонок в Иере (Франция) Дж. Баскит. Уже одно присутствие таких яхтсменов достаточно хорошо характеризует уровень, на котором проходили гонки юниоров.
Для Виталия Зарослова начало соревнований сложилось, как и у его старших товарищей по команде, неудачно. Лавируя перед стартом, он буквально за несколько секунд до ракеты сломал удлинитель румпеля. Потеряв на мгновение управление, швертбот сделал произвольный поворот и едва не столкнулся с лодкой спортсмена из ГДР. Все произошло очень быстро, но Виталий успел в знак того, что он сделал это неумышленно, поднять над головой — показать — обломок удлинителя, после чего немецкий яхтсмен, оценив обстановку, уступил ему путь.
Гонку пришлось вести, накинув на румпель вместо удлинителя конец буксирного троса. В итоге — 23-е место на финише. Беды на этом, однако, не кончились: один из судей подал на нашего яхтсмена протест за нарушение правил на старте. Инцидент разбирался допоздна. Когда выяснилось, что Виталий не был виноват в инциденте, ему инкриминировали то обстоятельство, что он вам не подал протест. В конце концов судьи ограничились предупреждением нашему гонщику.
«Финн», который Зарослов получил от Констанского, имел хороший ход, хотя и не был лучшим среди представленных на чемпионате, но плохо было то, что Виталий сел на эту лодку впервые. У него не было даже возможности опробовать ее перед соревнованием. В неудаче первого дня это обстоятельство, безусловно, также сыграло определенную роль — ведь гонщик должен «понять» лодку, привыкнуть к ней, а имеет значение любая мелочь, даже привычная окраска палубы.
Казалось, все эти неприятности не могли не отразиться на настроении спортсмена, но Виталий на следующий день выступал так, как будто соревнования для него только что начались. Слабый ветер, благоприятный для гонщиков, имеющих малый вес, давал ему дополнительное преимущество, так как все основные конкуренты были массивнее его.
Ко второму дню и «взаимопонимание» с лодкой было достигнуто. Не уступая никому в скорости, Зарослов на протяжение всей гонки не допустил ни единой ошибки — ни в выборе курса, ни в тактической борьбе — и финишировал первым.
Следующий, третий день чемпионата вновь принес ему успех — он финишировал вторым, таким образом реально предъявив свои претензии на чемпионский титул. Теперь требовалось быть особенно внимательным, учитывая, что «Опека» со стороны остальных претендентов возрастет.
В четвертой гонке завязалась жесткая тактическая борьба Виталия и англичанина К. Лоу, который, имея в своем активе победу в первой гонке, также считался одним из реальных кандидатов на звание чемпиона Европы среди юниоров. На одном из отрезков дистанции, когда лодки шли борт о борт, Лоу неожиданно сделал поворот и едва не столкнулся с Зарословым. Наученный горьким опытом, наш спортсмен немедленно поднял протестовый флаг. И вновь до наступления темноты заседала судейская коллегия. Англичанин энергично доказывал свою правоту, но убедить судей ему не удалось. Протест был удовлетворен — Лоу получил полагающиеся при дисквалификации штрафные очки. Зарослов, финишировавший третьим, еще более упрочил свое положение.
В пятой гонке он финишировал четвертым, пропустив на этот раз вперед своих основных, хотя теперь уже и не слишком опасных, противников — Лоу и грека Папаинноу. Однако в судейской коллегии снова бурное заседание: на советского гонщика подан протест. Нет, не на Зарослова, а на другого члена нашей молодежной сборной — эстонца А. Кеппа. Его обвиняют в «пампинге» — раскачивании лодки на попутном курсе. Особыми осложнениями этот протест не грозит — Кепп на чемпионате выступает неудачно, независимо от результатов рассмотрения протеста рассчитывать на высокое место ему не приходится. Однако, когда в качестве свидетеля судьи приглашают французского спортсмена Д. Бисквайта, тот неожиданно заявляет: «Все русские пампинговали».
— И Зарослов? — спрашивает судья.
— И Зарослов тоже, — звучит ответ.
Виталий вновь стал участником рассмотрения конфликта. И, надо сказать, проявил себя при этом не менее мужественно, чем на дистанции. Ему удалось доказать, что француз, закончивший гонку 12-м, не мог видеть его лодки. Тогда судья заявил, что он подает протест от своего имени. (Беспрецедентный случай!)
— Почему же вы не подали протест сразу после гонки? — задал вопрос наш спортсмен.
— Это не имеет значения, — ответил судья.
— Я вынужден буду подать протест на судейскую коллегию, — заявил Виталий.
Спор закончился нескоро. В результате Кепп был дисквалифицирован, Зарослову гонку засчитали.
На следующий день Виталий закончил дистанцию пятым. Хуже, чем в предыдущие дни. По-видимому, начало сказываться нервное напряжение. Но и с этим пятым местом он оставался абсолютным лидером соревнований, так как основные конкуренты финишировали далеко позади.
Для победы на чемпионате Виталий должен был в заключительной, седьмой гонке занять место не ниже 18-го. В этом случае у него стало бы 50,7 очка (по Шести лучшим результатам), т. е. ровно столько, сколько мог иметь в случае победы в седьмой гонке самый опасный соперник — бразилец А. Вельтер.
В этот день с утра на море поднялся туман. Спортсмены вскоре после старта скрылись в его непроницаемой пелене. О том, что происходит на дистанции, оставалось только гадать. Наконец начинают поступать первые известия с финиша — пока предварительные, так как судьи едва различают номера на парусах. По этим предварительным сведениям выходит, что Зарослов закончил гонку 18-м. Победа! Корреспонденты осаждают представителей советской команды. Те помалкивают.
Официальные данные становятся известны спустя час после того, как финишировал последний участник. Виталия поздравляют с победой — он действительно закончил дистанцию 18-м! Как оказалось, по результатам, которые показали в последний день его основные конкуренты, ему, чтобы стать чемпионом, достаточно было пройти 26-м.
К сожалению, если говорить о перспективах наших «финнистов», приходится признать, что победа на молодежном чемпионате не дает оснований для оптимистических прогнозов: дело в том, что вскоре после выступления во Владиславово В. Зарослов (как и еще раньше — бронзовый призер XX Олимпиады В. Потапов) пересел со своей одиночки за руль швертбота нового олимпийского класса «470». Кто продолжит победную эстафету, начатую нашими замечательными ветеранами А. Чучеловым и В. Манкиным? Вопрос этот пока остается без ответа.
Коротко о выступлениях советских яхтсменов в других олимпийских классах.
Первый номер нашей сборной на «Летучих Голландцах» — экипаж москвичей В. Леонтьева и В. Зубанова — занял четвертое место на чемпионате Европы, проводившемся в июле на швейцарском озере Тан близ Берна.
Озеро это, вытянутое между горами, имеет в ширину всего две с небольшим мили. Ветер здесь неустойчивый, направления его определяются спускающимися к озеру ущельями. В первый день чемпионата 16 июля он вообще почти не дул, старт дважды откладывали.
Во второй день организаторы намеревались провести две гонки. Ветер был порывистым, неустойчивым. Старт вновь дали с опозданием. Леонтьев закончил гонку шестым. Во второй гонке этого дня он уверенно лидировал, но не успел дойти до финиша 400—500 м, как ее отменили из-за наступления темноты.
В конечном счете на чемпионате удалось провести лишь пять гонок, по результатам которых (без вычета худшего) и определились победители.
Сильнейшими показали себя яхтсмены ГДР, занявшие первое (Г. Гюнтер — У. Пагенкопф) и второе (Г. Фрозе — К. Мейер) места. Третьим призером стал французский экипаж братьев Пажо, занявший месяцем позже второе место (после канадца Г. Фога) на мировом первенстве, в котором наши гонщики не участвовали. Следует отметить, что ни на том, ни на другом чемпионате не выступал сильнейший английский гонщик, олимпийский чемпион Р. Паттиссон.
Выступления наших гонщиков на международных дистанциях в двух новых олимпийских классах («470» и «Торнадо») носили прикидочный характер и поэтому не дают достаточных оснований для каких-либо определенных выводов.
Экипаж братьев Потаповых, кроме уже упоминавшихся гонок в Кингстоне, принимал участие в Кильской регате. Вместе с ними ездили и наши катамаранисты В. Васильев и В. Жуков. В обоих классах советские спортсмены заняли места в средней части таблицы результатов. Нет, однако, сомнений, что участие в этих соревнованиях было для них полезным.
«В Киле, — рассказывает В. Васильев, — мы впервые увидели лавировку на бакштаг, т. е. настоящую буерную тактику. Галсы при этом делают нормальной длины, только так и можно получить результат, полумерами успеха не добьешься».
В заключение обзора можно сказать, что уровень подготовки наших ведущих яхтсменов — членов сборной страны — сохранился примерно на том уровне, который был достигнут в олимпийском 1972 году. Об этом свидетельствуют победы Манкина, выступление Леонтьева. К сожалению, мало появилось новых имен, даже в классах, которые впервые вышли на наши дистанции.
Как растить молодую смену? Как обеспечить отбор перспективных гонщиков, вооружить их современными судами? Какой вообще должна быть наша техническая политика в области парусного судостроения?
Эти вопросы будут обсуждаться в следующих публикациях рубрики, которая открыта в этом номере.