Нужно сказать, что состав участников был достоен юбилейной регаты. На гонки поступили заявки от 258 яхтсменов из восьми стран (СССР, ГДР, Финляндия, Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия и Куба). Самыми представительными (после нашей) были команды ГДР (14 судов) и Финляндии (12 судов).
Программа соревнований включала гонки в семи классах: «Дракон», «Солинг», «Темпест», «Летучий Голландец», «Финн» и, впервые на Балтрегате — новые олимпийские классы «Торнадо» и «470».
После контрольного обмера к гонкам в отдельных классах были допущены и включились в борьбу за призы Совета Министров Эстонской ССР 133 лодки.
Погода во время регаты была хорошей, хотя любители сильных ветров и были в обиде — сила ветра не превышала четырех баллов. Однако ветер не был настолько слаб, чтобы пришлось отменять какую-либо гонку.
Наиболее интересной и захватывающей была борьба в классах «Солинг» и «Летучий Голландец». На «Солингах» собрались очень сильные яхтсмены: олимпийский чемпион Т. Пинегин, призеры олимпийских игр A. Чучелов и П. Боровский (ГДР), чемпионы и призеры первенства СССР Б. Хабаров, А. Дегтярь, Ю. Киселев, Ю. Анисимов и другие. Среди наших яхтсменов борьба в этом классе обострилась еще и тем, что по предварительным данным победитель должен был поехать на предолимпийскую регату в Канаду.
Перед седьмой гонкой три участника — Чучелов, Пинегин и Боровский имели равные шансы на первое место. Успех на этот раз, как и весной на Черноморской регате, сопутствовал А. Чучелову, который сумел в решающей гонке опередить своих основных конкурентов.
В классе «Летучий Голландец» очень сильную команду выставили яхтсмены из ГДР (кстати, Хюттнер, не участвовавший в Балтрегате, стал чемпионом Европы этого года). Единственным, кто смог на равных гоняться с немцами, был наш «Летучий Голландец» №1 B. Леонтьев. Но и он только в последней гонке сумел обеспечить себе первое место, а все три последующие места заняли молодые яхтсмены из ГДР.
Интересными были гонки в двух новых олимпийских класса судов: катамаранах «Торнадо» и швертботах-монотипах «470».
По сути дела выступление наших гонщиков, да и зарубежных яхтсменов, особенно в классе «Торнадо», свелось к экспериментам и освоению новой импортной материальной части. Лишь В. Васильеву с Е. Жуковым удалось пройти все семь гонок вне всякой конкуренции. После соревнований член сборной СССР В. Васильев объяснил это так: «Мне как старому буеристу было легче освоить своеобразное управление судном. Гоняясь на нем, испытываешь огромное удовольствие; правда, нужен ветер от 3-х баллов и выше, а свежего ветра явно недоставало на регате».
Второй ведущий советский экипаж: Ю. Чабан с C. Зюзиным после четвертой гонки, сменив из-за поломки судно, практически выбыл из борьбы, так как предыдущие гонки в зачет ему не пошли.
Хочется еще отметить успех гонщиков из Ленинграда, которые привезла на регату суда, созданные своими руками по типу «Торнадо» (корпуса деревянные). Это экипажи Э. Шугая и Н. Красноперова. По ходовым данным эти яхты мало отличались от зарубежных катамаранов, но, конечно, оставляло желать лучшего качество парусов.
Другой новый и самый незнакомый для наших любителей парусного спорта класс — швертбот-двойка «470» на регате был представлен 15 судами. На семи из них выступали экипажи из ГДР.
Результаты оказались не в пользу хозяев регаты: в десятке лучших — все семь немецких экипажей. Только огромный опыт и отлаженная материальная часть позволили бронзовому призеру XX Олимпийских игр в классе «Финн» В. Потапову стать победителем регаты. В. Потапов считает, что «новый класс очень мореходный, но уступает в скорости «Летучим Голландцам»; он интересен своей компактностью, пригоден для гонщиков любого возраста».
По-видимому, экипаж В. Потапова твердо взял курс на освоение нового олимпийского класса.
Рулевые «Драконов», которые в программу регаты были включены последний раз, вели борьбу остро и интересно, тем более что кроме наших гонщиков в этом классе участвовали довольно сильные яхтсмены из Финляндии и Польши.
Менее интересными оказались гонки в классе «Темпест» — и по составу участников, и по накалу борьбы. В отсутствие В. Манкина вне конкуренции был Б. Будников.
Технические результаты
«Солинг» (15 яхт): 1 — А. Чучелов (В. Степанов; Ю. Саженников) 33,4; (4, I, 4, 1, 12, 6, 3); 2 — Т. Пинегнн (В. Замотайкин, Р. Галимов) 38, 4; (6, 5, 1, 4, 2, 3, не фин.); 3 — П. Боровский (К. Тун, К. Соринфельд) (ГДР) 40,7; (7, 2, 2, 2, 3, 7, 8).
«Дракон» (14 яхт): 1 — И. Михайлов (Ю. Кравченко, Е. Бондаренко) 14,0; (1, 1, 2, 1, 4, 5, 2); 2 — В. Попель (В. Бойченко, Ю. Уткин) 38,7; (8, 4, 4, 8, 3, 2, 1); 3 — В. Тинеев (А. Веслов, А. Иноземцев) 46,7; (3, 2, 9, 5, 2, не фин., 5).
«Темпест» (5 яхт): 1 — Б. Будников (Н. Поляков) 0 (2, 1, 1, 1, 1, 1, 1); 2—И. Киселев (Н. Гурьев) 20,7 (3, 2, 2, 2, 2, 6, 2); 3 — Р. Рутковскнй (К. Визо-та) (Польша) 33,1 (1,4, не фин., 3, 3, 4, 3).
«Финн» (35 яхт): 1 — А. Балашов 11,7 (1, 1, 2, 1, 2, 3, 3); 2 — 0. Шилов 21 (2, 4, 5, 9, 1, 1, 1); 3 — В. Заковоротный 38,7 (12, 2, 1, 2, 3, 8, 7).
«Торнадо» (18 яхт): 1 — В. Васильев (Е. Жуков) 0 (1, 1, 1, 1, 1, 1, 1); 2 — Э. Шугай (Г. Щеглов) 43,1 (6, 3, 6, 2, 2, 7, 4); 3 — Д. Кирилловых (Б. Малов) 49 (5, 5, 4, не старт., 4, 5, 2).
«Летучий Голландец» (31 яхта): 1 — В. Леонтьев (В. Зубанов) 17,4 (1, 3, 3, 2, 2, 4, 1); 2 — В. Хаазе (К. Брюммер) (ГДР) 19,7 (3, 2, 1, 1, 4, 2, 4); 3 — Д. Майстерн (В. Браун) (ГДР) 55 (11, 1, 2, 8, 8, 5, 8).
«470» (15 яхт): 1 — В. Потапов (А. Потапов) 17,4 (1, 3, 6, дискв., 1, 1, 1); 2-Т. Хехт (У. Шабл) (ГДР) 38 (2, 2, 4, 1, 8, 5, 9); 3 — В. Рихтер (Б. Якель) (ГДР) 41 (7, 1, 1, 5, 9, 2, не фин.).
Успешный дебют наших юниоров
Накануне открытия Балтрегаты группа советских «финнистов» выехала в ПНР. Здесь, в г. Владыславово проходил юношеский чемпионат Европы. Участвовали 43 юниора из 14 стран континента, а также из США и Бразилии. Победил один из трех наших яхтсменов 20-летний студент МФТИ Виталий Зарослов. Азы парусного дела Виталий постигал на «Кадете» — на Клязьминском водохранилище. На «Финн» пересел четыре года назад. Тренирует его засл. тренер РСФСР М. Козинцева.
Первая гонка сложилась для него неудачно: авария в самом начале, 5-балльный ветер — слишком сильный для малого веса яхтсмена; результат: 23-е место. А вот места, занятые им в последующих гонках: 1, 2, 3, 4, 5, 18. Товарищи Виталия по команде А. Норкин и А. Кеэп заняли соответственно 16 и 37-е места.
Во «взрослом» чемпионате Европы большого успеха добились яхтсмены из ГДР. Чемпионом континента стал К. Шредер; Э. Вольф и 18-летний Э. Шуман заняли 3 и 4-е места. Наш «финнист» Р. Бердаш был только 8-м. Интересная деталь: каждый четвертый из 48 участников был моложе 21 года.