Итак, первым вернулся в Каус дюралевый «Юнивот» (длина по КВЛ 11,43 м), спущенный на воду в 1971. г. и ранее известный как «Энфилд Эвенжер». Первый владелец этого катера — знаменитый английский гонщик (единственный трехкратный победитель К-Т-К) Томми Сопвнч «разочаровался в нем» после XI гонки, когда из-за неисправности правой угловой колонки был вынужден сойти с дистанции чуть ли не сразу после старта. В XII гонке ему опять не повезло — что-то занеладилось с зажиганием в одном из 425-сильных двигателей. Готовя катер, к третьему выступлению на той же дистанции, новые его хозяева решили, что пора принимать решительные меры и заменили силовую установку «Юнивот». На этот раз на нем . были установлены «самые современные», «самые надежные в мире» восьмицилиндровые двигатели «Кикхейфер-Аэромарин», развивающие каждый мощность свыше 600 л. с. Как уже отмечалось в сборнике, эти двигатели успели прекрасно зарекомендовать себя на обоих континентах в самых ответственных океанских гонках. И вот новый триумф! Дистанция в 410 км пройдена за 4 часа 06 минут и 34 секунды., Средняя скорость — 99,89 км/час! Это хотя и чуть меньше рекорда гонок К-Т-К, установленного еще в 1969 г. Доном Аронау на «Сигарет» (106,21 км/час), но намного выше результата победителя предыдущих XII гонок итальянца Карло Бономи (см. № 42). Собственно говоря, рекорд был практически побит — «Юнивот» уже подходил к Каусу с великолепным временем, когда из-за. попадания воды в распределитель системы зажигания заглохли двигатели. Дону Шеду, Гарри Хейму и Ронни Хору пришлось пережить десяток с лишним крайне неприятных минут. «Аэромарины» взревели снова, когда англичан стал настигать итальянец Мандатори. Разрыв на финише составил 144 секунды...
Уместно будет отметить, что Правила соревнований перед XIII К-Т-К были несколько дополнены. Помимо судов океанских классов I и II с максимальной длиной корпуса до 25,0 и 13,7 м соответственно, оборудованных бензиновыми двигателями (предельный рабочий объем 16 л) или дизелями (32 л), впервые был официально введен, пока в качестве экспериментального, без права получения общих призов, новый третий класс: катера с газотурбинными двигателями. Таких судов было заявлено три, но стартовало лишь одно — алюминиевый катер «Марлборо-Энфилд» канадского гонщика Тима Пауэлла. Когда-то — в 1970 г. — это судно под другим названием и оснащенное двумя двигателями «Меркруйзер» привело к победе Томми Сопвича. Сейчас на нем стояла газовая турбина «Роллс-Ройс» типа «Гном», развивающая мощность свыше 1000 л. с. Увы, газотурбинный катер Пауэлла не смог дойти до финиша, но обозреватели отмечают, что вследствие ряда технических преимуществ таких силовых установок новый класс «является перспективным и может стать основным в океанских гонках завтрашнего дня».
Информация об изображении
Победитель гонок К-Т-К-73 английский конструктор Дон Шед на катере «Юнивот»
Было внесено также важное уточнение в требованиях к оборудованию судов. Теперь каждое из них, претендующее на Трофей лорда Бивербрука, должно иметь не «кабину», как это требовалось ранее, но «помещение, полностью оборудованное для продолжительных плаваний с полным комфортом», т. е. должны быть предусмотрены санузел, отопление, камбуз, аварийное освещение и т. п. Интересно, что в Инструкции судейского комитета и в предварительных бюллетенях особо подчеркивалась необходимость строжайшего соблюдения правил движения при маневрировании перед стартом на акватории гавани, где установлена предельная скорость не свыше 6 узлов.
Победитель гонок К-Т-К-73 английский конструктор Дон Шед на катере «Юнивот»
Как обычно, соревнования были «открытыми»: призы оспаривали ведущие гонщики ряда стран, в том числе Швеции, ФРГ и Италии. На этот раз, пожалуй, наиболее грозными претендентами были итальянцы, поскольку впервые на К-Т-К отсутствовали американцы. Всего было заявлено 56 катеров. Десять из них были оснащены подвесными моторами, в основном «Меркюри» мощностью по 140—160 л. с. Кстати сказать, два катера, оборудованных каждый четырьмя 140-сильными моторами, — «Паспорт Скотч Виски» и «Мисс Мэрин Окшонс» — прошли дистанцию очень успешно, заняв соответственно четвертое и седьмое общие места. (Первый из них — это наш «старый знакомый», выступающий под новым названием деревянный «Яффа Ораиж Джуйс», герой марафона Лондон — Монте-Карло.)
Стартовало 45 судов, но смогло финишировать лишь 19, т. е. меньше половины! В чем же дело? Может быть помешала большая волна или сильный ветер? Нет, стояла на редкость хорошая погода. Обозреватель Рэй Болмэн так объясняет этот на первый взгляд совершенно непонятный факт. Большинство участников выступало на катерах со «сверхмощными» силовыми установками. При плохой погоде они волей-неволей «сбавляли газ», а вот теперь, в Идеальных условиях, когда ничто не мешало, автоматически перешли на столь предельно форсированные режимы, при которых во много раз увеличилась возможность выхода из строя отдельных узлов установки или системы управления.
Вот примеры. Прошлогоднего победителя Карло Бономи, выступавшего на катере «Драй Мартики» (с двумя «Кикхейфер-Аэромарин» суммарной мощностью 1200 л. с.), постигла неудача вследствие выхода из строя рулевого управления. Он попытался управлять, работая попеременно правым или левым двигателем, но в конце концов, измучившись, вынужден был вызвать служебный катер, который и отбуксировал его в гавань. Двукратный чемпион мира по океанским гонкам Винченцо Балестриери из-за неполадок в двигателях своего «Блек Торнадо» сошел в самом начале дистанции: «Лучше бы я оставался дома!» — заявил он в сердцах окружившим его журналистам. Огорченно развел руками англичанин Джон Давел: что можно было рассказывать репортерам, когда его катер «Блитц» («Внезапность») «внезапно» потерял ход, как только гонщик дал «самый полный вперед». Не долгим было и торжество экипажа «Эрафа», возглавившего гонку сразу после старта: разлетелся коленчатый вал 500-сильного «Меркруйзера». Одним словом, к моменту прохождения Лим-Бея (первый этап гонки) вышли из строя девять катеров и все до одного — из-за неполадок в машинах. Анализ всех 26 таких случаев и дал основание для вывода, что «подвела хорошая погода»! Добавим, и нервы.
Ведь не случайно третьим призером совершенно неожиданно для себя стал Майк Беллами, появившийся на финише... через полтора часа после победителя. Его небольшой и тихоходный, но зато надежный дизельный катер «ХТС» обошел, таким образом, 42 других катера, каждый из которых, казалось бы, имел неоспоримое преимущество в скорости хода. (Напомним, этот же «ХТС» был призером океанского марафона вокруг Европы!) Все спортивные обозреватели высоко оценивают этот успех Майка (ему было вручено 8 различных призов) как «торжество принципа надежности». Отметим, что «ХТС» получил приз журнала «Motor Boat and Yachting» как первое на финише судно класса 11, приз лучшему дизельному судну и приз судну целиком английской постройки (ведь на нем и двигатели были английскими!).
Остается представить второго призера и, добавим, обладателя гостевого приза: итальянец Джорджио Мандатори участвовал в гонках К-Т-К впервые и остался очень доволен своим результатом, так как, просмотрев перед стартом список участников, пришел к выводу, что шансов на призовое место у него нет. Он выступал на пластмассовом катере «Никопао X», силовая установка которого была точно такой же, как и на «Юнивот».
Информация об изображении
Лучшее судно с подвесными моторами занявший четвертое место катер Ричарда Лоусона
Только восьмым пришел 10,4-метровый катер «Мисс Делеон» (два дизеля «Перкинс» по 250 л. с.), но зато его «кабина» удовлетворяла новым правилам; поэтому Трофей Бивербрука и был вручен Мартину Хорфкиду. Стоит, пожалуй, упомянуть, что одна из наиболее высоко ценимых конструкторами-катеростроителями наград — Приз элегантности — была вручена 7,6-метровому катеру «Юнг Лав» (два двигателя «Вольво-Пента» по 170 л. с.), спроектированному Ренато Леви. Напомним, что критериями оценки служат не только общий вид — экстерьер катера, но и его состояние после гонки и, главное, приспособленность к туристским плаваниям. Скорость, как мы видим по результату водителя Дерека Лава, имеет меньшее значение: «Юнг Лав» был в Каусе 17-м!
Лучшее судно с подвесными моторами занявший четвертое место катер Ричарда Лоусона
Как и всегда, гонки К-Т-К прошли на высоком организационном уровне и, в отличие от всех предыдущих, на редкость благополучно. В том смысле, что не было ни серьезных происшествий, ни каких-либо несчастных случаев. Единственным драматическим моментом был пожар в машинном отделении огромного (14 м) дизельного катера «Ги», однако автоматическая система пожаротушения сработала безукоризненно; хотя гонщик Гринолл и был вынужден сойти с дистанции, дизеля «Форд-Сабр» его катера серьезно не пострадала.