Его соратниками — членами команды были американец Дэвид Вильсон (механик фирмы «Меркюри Марин») и англичанин Джон Ирвинг — штурман с гоночной яхты, которая только что участвовала в злополучной Фастнетской гонке. Этот экипаж, по-существу, имел только двух настоящих соперников. Первым был англичанин Дерек Побджой на 11,5-метровом катере «Юно-Минт Джевеллери», построенном восемь лет назад по проекту знаменитого Дона Шеда и продемонстрировавшем высокую скорость на первом этапе гонки; однако Дерек так и не смог реализовать гоночные качества своего катера в дальнейшем. Другим явным претендентом на победу также был англичанин — известный читателям сборника Майк Доксфорд на 11,2-метровой «Сигарете» «Лимит Ап». Удача не была благосклонна к обоим британским гонщикам. Хотя Доксфорд и вырвался вперед после обхода поворотного буя, но уже на обратном курсе его катер вынужден был снизить скорость: в головке блока цилиндров на одном из двигателей появились трещины. В итоге — только 10-е место!
Впервые в этом году оргкомитет гонок оказался без финансовой поддержки газеты «Дэйли Экспресс» и «Эмбасси» (одной из ветвей крупной табачной корпорации), т. е. сразу обоих спонсоров-покровителей соревнований в последние семь лет. Оба спонсора одновременно отказали в выдаче субсидии организаторам гонок в конце 1978 г., так что некоторое время казалось, что традиционные гонки Каус — Торки — Каус вообще больше не привлекут ничьих коммерческих интересов и их придется сворачивать. Неожиданно на помощь пришла фирма, распространяющая в Англии автомобили японского концерна «Тойота». Представитель этой фирмы объявил о готовности покрывать расходы по организации соревнований, по крайней мере, в течение трех лет.
Таким образом, предприятие получило столь солидную финансовую поддержку, какой не было никогда. Однако поскольку сроки проведения К-Т-К совпали со временем проведения чемпионата США по океанским гонкам в Калифорнии, число участников оказалось заметно меньше, чем в предыдущие годы. Сыграло роль и другое обстоятельство: многие энтузиасты океанских гонок не участвовали в соревнованиях только потому, что терпеливо выжидали, когда Комитет УИМ разработает новое положение (или вернется к старому) о чемпионате мира в классе катеров открытого моря1. Всего лишь 20 катеров — самый малочисленный флот за всю 19-летнюю историю К-Т-К — вышел на старт гонки, обретшей нового покровителя. Их могло быть 22, но накануне гонки два капитана были дисквалифицированы за неявку на инструктаж: итальянец Джулио Анжелис и англичанин Джек Канингхэм не расписались под гоночной инструкцией и были наказаны. (Канингхэму, правда, в конце концов разрешили участвовать в короткой гонке вокруг острова Уайт, которая проводилась в тот же день, что и К-Т-К, и он утешил себя победой в этой гонке!) Как ни велико было искушение судей закрыть глаза на столь малое нарушение правил и тем самым увеличить число стартовавших судов на 10%, правила должны были быть соблюдены. Ибо, к сожалению, не всегда так случалось в прошлом, отчего терялось уважение к спорту и у некоторых спортсменов, и у многих сочувствующих.
Хотя прогноз обещал умеренные ветра, гонщиков встретил сильный ветер, поднявший волну вдоль всего южного побережья Англии, где размеченв традиционная трасса гонки. Каус — Торки — Каус дважды проводились в штормовых условиях, но в обоих случаях погода ухудшалась уже после того, как участники прошли половину дистанции и повернули на обратный курс. На этот же раз свежий юго-восточный ветер поднялся с самого утра. После недавней трагедии во время Фасткетской гонки2 организаторы благоразумно решили не рисковать и отложили старт соревнований на 24 часа.
На следующее утро погода заметно улучшилась. При северном ветре лишь немногим сильнее 4 баллов на катерах участников отдали швартовы, однако, даже небольшая задержка со стартом, имевшая место в тот день, заставила организаторов сократить дистанцию гонок примерно на 30 миль, отказавшись от колена в открытое море после выхода из пролива Солент.
Лидерство немедленно после старта захватил «Драй Мартини 2». «Юно-Минт Джевеллери» висел у него на транце, а новый катамаран «Толеман Груп», управляемый Ником Крилсом, в свою очередь не отставал от них. Хотя катамаран имел довольно высокий скоростной потенциал, его эффективность в европейских гонках прошлого года оказалась далеко не идеальной: экипаж постоянно мучился с двигателями, и гонка К-Т-К не стала исключением.
Одной из первых сошла с трассы «Алиталия Дуо» («Сигарета-36») итальянца Томмасо де Симоне: на катере лопнул глушитель именно в тот момент, когда прозвучал стартовый выстрел. Затем встал «Толеман Груп»: оказался поломанным правый гребной вал. Катер «Снупи» (класса 2] пришлось отбуксировать обратно в Каус с пробитым масляным холодильником...
«Драй Мартини» по-прежнему вел оставшиеся катера, развивая скорость 124 км/ч. «Юно-Минт Джевеллери» отставал от него примерно на три корпуса. Майк Доксфорд все так же шел третьим, успешно преследуемый новичком — американцем Майклом Мейнардом на 11,8-метровой «Сигарете» «Баунти Хантер». Преследование Мейнарда, однако, оказалось недолгим: он вынужден был отказаться от продолжения гонки из-за перебоев в работе двигателей.
Первое место в классе 2 удерживал Дэвид Хаген на 10,3-метровом катере «Апач» с двигателем «Форд Сабр». Удивительно, что это по современным меркам старое судно (оно участвовало в гонках уже десятый сезон!] опередило даже катера класса ОР1 со значительно более мощными двигателями и заняло в итоге общее 3-е место. Неплохо шел большую часть дистанции и катамаран «Мисс Фор Сизон Руфинг» (прежний — «Пентхауз Риззла»), оснащенный четырьмя подвесными моторами. В этом же классе выступал и самый маленький катер среди участвующих судов — «Джоас Гас», управляемый Полем Синклером. Обычно эта лодка выступала в классе 3, но на этот раз, загрузив в нее почти 500 л горючего, отчего катер сел много ниже нормальной ватерлинии, Поль сумел показать транец многим опытным водителям более крупных катеров: он финишировал четвертым.
Когда за кормой лидирующих судов уже осталось 80 миль, наступил драматический момент для экипажа «Драй Мартини 2»: пока он менял гребной винт с отломившейся лопастью, вперед вырвались «Лимит Ап» и «Юно-Минт Джевеллери». Однако и Побджой был вынужден прервать гонку: пластиковый мешок, плававший в воде, перекрыл водозгборник системы охлаждения, один из двигателей перегрелся — в машинном отсеке вспыхнул пожар. Хотя немедленно сработавшая автоматическая система сразу же пожар прекратила, надежда на победу была потеряна. Все что смог сделать после этого Побджой — это закончить гонку с пятым результатом (35,89 уз).
Информация об изображении
На дистанции катер Д. Хагена «Апач», занявший 1-е место в классе 2 (общее 3-е место)
Экипаж Николя, сменив винт, ринулся догонять Доксфорда. Между «Сигаретой» и «Драй Мартини 2» разгорелась острая спортивная схватка. Итальянец после долгих безуспешных попыток все же смог обойти «Лимит Ап» — это произошло уже на обратном пути через бурный залив Лайм-Бэй. К этому времени третьим стал багамский гонщик Вилли Мейер на катере с таким же названием, как у Доксфорда — «Лимит Ап» (12,1-метровая «Сигарета» с парой «Меркруйзеров»).
На дистанции катер Д. Хагена «Апач», занявший 1-е место в классе 2 (общее 3-е место)
В 40 милях от финиша рухнули все надежды на призовое место и у экипажа Доксфорда: в цилиндры левого двигателя начала поступать вода; несмотря на все усилия механика как-то обеспечить компрессию и смазку двигателя, через 10 минут Доксфорду пришлось отказаться от преследования «Драй Мартини». Подобно «Юно-Минт Джевеппери», этот «Лимит Ап» едва «прихромал» к финишу через час после победителя.
После поломок на двух катерах сильнейших английских претендентов Гвидо Николя уже не имел серьезных соперников. «Драй Мартини 2» первым пересек финишный створ под какофонию сирен и звуковых сигналов с множества катеров болельщиков, собравшихся в Соленте в этот сверкающий солнцем день. Вилли Мейеру удалось прийти следом за победителем, хотя его и нагонял «Апач».
Примечания
1. Сейчас чемпион мира определяется по результатам только одной гонки, в которой принимают участие лишь чемпионы и призеры чемпионатов континентов.
2. Отчет об этом событии, унесшем жизни 15 яхтсменов, готовится к публикации в следующем номере.