Соревнования, в которых разыгрывается учрежденный RORC (Королевским океанским гоночным клубом) переходящий приз — серебряный «Адмиральский» кубок — проводятся теперь регулярно, одни раз в два года. Соревнования обычно состоят из пяти отдельных гонок: трех «внутренних» гонок в проливе Те-Солент — между Англией и о-вом Уайт; одной «короткой» морской гонки через Ла-Манш — из Кауса к берегам Франции и обратно и «длинной» океанской гонки, когда «адмиральские» яхты присоединяются к флоту, участвующему в традиционной 605-мильной Фастнетской гонке — из Кауса до маяка Фастнет-Рок у берегов Южной Ирландии с финишем в Плимуте. В «адмиральском» зачете очки за результат в главной — Фастнетской гонке начисляются с коэффициентом 3, а в «короткой» морской — с коэффициентом 2. Вообще же число очков за первое место в гонке всегда считается равным числу участвующих яхт, за каждое последующее место — на одно очко меньше предыдущего.
В очередных двенадцатых соревнованиях 1979 г. заявки на участие подали национальные ассоциации парусного спорта 22 стран, но фактически стартовали яхты под флагами лишь 19 государств (столько же, как и в предшествующие 1975 и 1977 гг.). Общее число стартовавших яхт составило 57 единиц.
Было представлено все на сегодня лучшее в яхтенном мире: первоклассные новые яхты, великолепные экипажи. В каждой стране сначала были проведены предварительные отборочные соревнования, на которых и определился состав команды из трех яхт, которой национальные ассоциации доверили честь защищать спортивный престиж своего флага.
На этот раз, бесспорно, оказались сильнейшими и задавали тон команды Австралии, Гонконга1, Ирландии и США. Увы, не приходится называть команду Англии, которая до этого выигрывала почетный трофей семь раз (и была победительницей в 1975 и 1977 гг.), но в XII гонках выступила неудачно (6-е место). Утешением для британцев была победа в «личном» зачете самой маленькой из участвовавших в розыгрыше Кубка — английской яхты «Эклипс» («Затмение»). Эта яхта набрала наибольшее число очков в серии гонок (426) и выиграла по гандикапу главную — Фастнетскую гонку: замечательный успех капитана Иеремии Роджерса и его слаженного экипажа!
«Эклипс» представляет собой серийную яхту типа «Петерсон-39». Корпус ее (весом всего лишь около 1000 кг) изготовлен из стеклопластика с применением древесины бальзы и — в ответственных узлах — волокна «Кевлар». Можно еще отметить, что при формовании корпуса использовалась технология вакуумной пропитки уложенного в матрицу армирующего стекломатериала; благодаря этому удается получать корпуса высокого качества с практически одинаковыми весовыми характеристиками.
Реальным претендентом на победу была команда Ирландии. Под флагом этой страны в гонках участвовала исключительно интересная яхта «Регардлесс», являющаяся дальнейшим развитием построенной по проекту известного конструктора Рона Холланда яхты с гоночным баллом 9,24 м, завоевавшей в розыгрыше Кубка в 1977 г. наивысшее количество зачетных очков для команды США. Судно построено во Флориде на верфи «Киви Боутс». В конструкции его корпуса использована идея подкрепления пластмассовой оболочки сложной пространственной фермой из алюминиевых труб. Точно такую же конструкцию имеет и корпус американской яхты «Имп» («Чертенок»), построенной по проекту того же конструктора на той же верфи. Эти две яхты оказались достойными соперниками на дистанции, причем «Регардлесс», несмотря на более низкий гоночный балл, развивала временами более высокую скорость. Обе яхты, прекрасно управляемые своими экипажами, часто «прокладывали путь» на дистанциях гонок остальным, в том числе и более крупным судам.
Вторая яхта ирландской команды — «Голден Эппл оф ве Сан» (типа «Холланд-43») построена в Каусе из дерева с использованием новой технологии пропитки древесины эпоксидной смолой и высокопрочных волокон «Кевлар». Этой яхтой управляло именитое в парусном мире трио: сам конструктор судна — все тот же Рон Холланд, двукратный олимпийский чемпион Родней Паттисон и знаменитый гонщик на океанских регатах Гаропьд Кадмор.
Третья ирландская яхта была однотипна «Эклипс», о которой говорилось выше.
Ирландская команда лидировала вплоть до Фастнетской гонки, перед стартом которой всего лишь два очка отделяли ее от австралийских яхтсменов, выигравших в итоге эти соревнования. Заслуженная победа австралийцев была омрачена тем, что «Фастнет-79» стала самой трагической гонкой в истории парусного спорта: 15 жизней яхтсменов и 5 яхт были потеряны флотом из 306 стартовавших в ней экипажей. Однако разбор обстоятельств трагедии не входит в нашу задачу. Коротко рассмотрим ход гонок.
I гонка
Судьи перед самым стартом, когда большинство яхт уже вышло в Те-Солент, решили изменить заранее намеченную дистанцию. Стартовую линию обозначили двумя катерами, поставленными на расстоянии полумили один от другого; новый порядок прохождения 29,5-мипьной дистанции участники могли узнать по схемам, изображенным мелом на больших черных досках, поднятых на обоих катерах, а также по радио. Однако каждый рулевой стремился посмотреть схему маршрута собственными глазами, что создало довольно опасную ситуацию вблизи судейских судов еще до стартового сигнала.
Ветер дул с NO и к моменту старта скорость его не превышала 5 м/с. Все 57 стартующих яхт стремились занять наиболее выгодное место у правого катера, где оказалось настолько тесно, что многие рулевые не смогли избежать фальстарта. Судьям пришлось дать общий отзыв для повторного старта.
Бразильская яхта «Мадругада» сразу после этого повернула и пошла в гавань. Аргентинская «Сюр-2», пытаясь избежать столкновения с какой-то другой яхтой, протаранила «Мадругаду», сделав в борту около миделя большое треугольное отверстие от КВЛ до палубы.
Это была только первая из серии фатальных неудач бразильцев. Для замены «Мадругады» они арендовали яхту у англичан, однако во второй «внутренней» гонке на ней сломалась мачта. В следующей гонке бразильцы лишились второй своей яхты: «Индиго» получила пробоину от удара форштевня австралийской «Полис Кар» во время неудачного старта (при столкновении один из австралийцев упал за борт и получил перелом плеча). Вскоре после этого и третья яхта под бразильским флагом отказалась от дальнейшей борьбы по крайне редкой причине — из-за «личных конфликтов», начавшихся среди случайного сборного экипажа.
В первой гонке успех сопутствовал английской яхте «Близзэд» («Буран»), имеющей самый высокий гоночный балл (11,95 м) среди всех «адмиральских» яхт. Она вырвалась вперед на старте и лидировала до самого конца, финишировав на 4 мин (по исправленному времени) раньше занявшей второе место американской яхты «Виппивав». Три следующих места заняли гонконгские яхты, что и обеспечило лидерство этой команде по сумме очков.
II гонка
Вскоре после старта ветер с W задул шквалами, временами его сила достигала 7 баллов. Управление яхтами, явно перегруженными парусами, сильно осложнилось, тем более, что требовалось совершить по четыре поворота фордевинд. Практически на всех яхтах пришлось пережить неприятные минуты. Проблемы возникали одна за другой: потеря управляемости, неожиданные броски к ветру, сильная бортовая качка, опасность остаться без мачты...
Интересно, что на 46 яхтах из 56 стартовавших в этой гонке были применены мачты, поддерживаемые такелажем с тремя рядами краспиц. Впервые такую оснастку применил а гонках Кубка 1977 г. Иеремия Роджерс на яхте «Муншайн». Тогда большинство яхтсменов скептически отнеслось к такому решению, не оценив его основного достоинства — возможности контролировать изгиб мачты а широких пределах и тем самым настраивать паруса с учетом конкретных ветровых условий гонки. Любопытно и другое. На многих яхтах были установлены облегченные до предала мачты с непропорциональным размерениям судна поперечным сечением: так, на «Эклипс» использовали стандартную мачту «3/4-тонника», т. е. яхты вдвое меньшего водоизмещения!
Экипажи яхт с такими гибкими мачтами при усилении ветра предпочитают сразу заменять стакселя меньшими, а не рифить грот, который обеспечивает при ходе на крупной волне большую тягу; кроме того, стакселя чрезмерно большой площади имеют тенденцию «задирать» нос яхты. Эта идея, вначале получившая признание у американских яхтсменов, позволяет иметь более свободную палубу, чем ранее; во многих случаях удается ограничиться установкой только одного направляющего рельса для стаксель-шкотов. При ходе в бейдевинд стаксель обычно выбирают втугую, а «играют», в зависимости от заходов ветра, только гика-шкотом.
Участники этой гонки долго будут помнить «дикие скачки» яхт при ходе в бакштаг. Не обошлось без инцидентов. Шкипер одной из ирландских яхт Гарвей Багнел во время поворота получил удар перебросившимся с борта на борт гиком прямо в лицо. Находясь за рулем, он, безусловно, был в самом безопасном на яхте месте, но, видимо, как-то недооценил сложность маневра в условиях шквалистого ветра. Если бы среди членов экипажа по счастливой случайности не оказалось одновременно двух медиков высшей квалификации, шансов на спасение Багнела не было бы никаких. Яхтсмены ухитрились наложить повязку на открытую рану и приостановить сильнейшее кровотечение, а тем временем был принят их сигнал «Мэйдэй» и появился вертолет, доставивший шкипера в госпиталь. Потрясенный случившимся экипаж вновь присоединился к соревнующимся яхтам в то время, когда «Регардлесс» уже одержала свою первую победу, а «Голден Эппл» заняла второе место.
Другим несчастным случаем было падение за борт яхтсмена с японской яхты: его сбросило гиком во время поворота фордевинд. Подошедший катер доставил пострадавшего на берег.
Очень не везло экипажу «Близзэд». Обогнув первый наветренный буй далеко впереди однотипной аргентинской яхты «Акадия», на второй лавировке на «Близзэд» совершили «гибельную» навигационную ошибку: поставили спинакер и неожиданно для всех взяли курс далеко в сторону от дистанции. До тех пор пока «Акадия» не обогнула тот же буй и не легла на правильный курс, англичане и не догадывались о своей ошибке! Это обошлось им в 17 драгоценных минут. Однако это было только началом. «Близзэд» дважды садилась на мель, на ней были порваны два паруса. В итоге экипаж, на который английские болельщики возлагали большие надежды, финишировал только 42-м.
III гонка
На следующий день был дан старт «Чэннел Рейс» — 217-мильной гонке через Ла-Манш, в которой английская команда окончательно потеряла шансы на призовое место.
В полночь яхта «Морнинг Клауд», управляемая бывшим премьер-министром Англии Эдвардом Хитом, обогнула буй около Брайтона и взяла курс через пролив на Шербур. Яхта шла в полный бейдевинд при ветре скоростью около 8 м/с. Через несколько минут после поворота а кокпите услышали зловещий треск — рулевой почувствовал, что яхта перестала слушаться руля. Оказалось, не выдержал баллер, изготовленный из сверхпрочного углепластика.
К слову сказать, свойства этого «экзотического» материала изучены еще недостаточно хорошо, однако стремление сэкономить на весе руля 50 кг (получить благодаря этому преимущество в обмере и уменьшить продольный момент инерции) заставило конструкторов применить углепластик для рулей на многих яхтах.
Пришлось англичанам возвращаться в порт и срочно заменять руль, чтобы участвовать хотя бы в решающей Фастнетской гонке. Едва ли не все яхтенные журналы напечатали снимок Хита, обескураженно разглядывающего обломок баллера, который обошелся так дорого...
Экипаж «Близзэд» и в этот день продолжал развлекать участников: в то время как все яхты точно выходили на поворотный буй у французского берега, идя в лавировку, эта английская яхта появилась у буя с противоположной стороны, причем шла под спинакером. Естественно, этим «Близзэд» «улучшила» свой предыдущий результат, финишировав 53-й!
Условия гонки благоприятствовали успеху малых яхт. В итоговой таблице суда оказались расположенными по величине гоночного балла, начиная с наименьшего. «Регардлесс» одержала вторую победу, опередив на 6 мин «Революсьон» (Франция), «Эклипс» и «Имп». Удвоение числа зачетных очков сделало вклад победителей и призеров в результаты своих команд особенно весомым.
IV гонка
В следующей «внутренней» гонке успеха добились все три американских экипажа, продемонстрировавших свой метод моментальной уборки спинакера. Впрочем, этот метод —отнюдь не новинка: он хорошо знаком яхтсменам, гоняющимся на швертботах, но на крейсерско-гоночных яхтах его освоили недавно. К центру спинакера присоединяется тонкий линь, ходовой конец которого проводится под палубу через форлюк. С помощью этой снасти можно спустить спинакер за считанные секунды, не посылая матросов на бак, и после этого держать парус готовым к новой постановке. Секрет состоит в том, чтобы спинакер-гик и брас оставались в своем положении, фал травился, выбирался линь (его можно назвать ниралом. — Прим. ред.), а натяжение шкота поддерживалось таким, чтобы спинакер при спуске устойчиво удерживался за стакселем.
Проявив точную слаженность работы всех членов экипажа, победу одержала «Вилливав»; второе место заняла «Эриз»; «Имп» вышла на 18-е место (все три яхты под флагом США]. Однако чтобы опередить лидирующую команду Ирландии, американцам еще не хватало 14 очков.
В это время один ирландский журналист заметил: «У меня для земляков две новости. Хорошая — это то, что мы еще побеждаем, плохая — что мы уже начали это праздновать». Действительно, праздновать было рано. Утроенные результаты финальной Фастнетской гонки, в которой ирландцы выступили не лучшим образом, коренным образом изменили положение—эта команда мгновенно оказалась вместо первого на восьмом месте!
V гонка
В субботу 11 августа в 13.30 по местному времени был дан первый старт младшему классу участников Фастнетской гонки. Относительно крупные яхты (их было 54), участвующие в розыгрыше Адмиральского Кубка, приняли старт позднее — в 14.10, но довольно скоро начали обгонять основную массу судов.
Итак, 306 яхт устремились из узкого пролива Те-Солент, следуя на SW вдоль берегов Англии. Ко времени, когда флот достиг мыса Портленд-Билл, участники Адмиральского Кубка шли в бейдевинд при стихающем северо-западном ветре.
На следующий день погода была столь тихой, что, казалось, это будет самая продолжительная гонка за всю историю ее проведения, т. е. за 50 лет начиная с 1928 г. 30 миль отделяли лидирующую «адмиральскую» яхту от последней, когда «Имп» и «Акадия» первыми обогнули мыс Лизард — самую южную оконечность Англии — и взяли курс на Фастнет-Рок. Предстоял 150-мильный океанский переход. Экипажи яхт и не подозревали, что приготовила для них стихия, хотя прогноз погоды, переданный для Южной Ирландии, правильно предсказывал понижение давления.
В понедельник с полудня барометр стал падать, а ветер усиливаться. Последовало штормовое предупреждение.
Шторм настиг яхты, когда многие уже были у маяка Фастнет-Рок. Дувший ранее продолжительный юго-восточный ветер развел накатную волну высотой до 10 м, однако теперь на нее наложилось волнение, вызванное натиском штормового норд-веста...
Во вторник утром стали поступать сообщения о катастрофах и гибели людей, однако ни один из них не был членом экипажа яхт, участвовавших в гонках на Адмиральский Кубок. Ни одна из «адмиральских» яхт не утонула и не получила сколько-нибудь серьезных повреждений. Главной опасностью на многих из этих яхт стала угроза поломки руля из углепластика. Под действием необычно высоких нагрузок эти рули давали трещины. В эфир неслись тревожные, но чаще всего — преждевременные радиограммы об опасном положении на яхтах облегченной конструкции, которым было тяжело выдерживать натиск моря. Однако, как это ни парадоксально, страдали в основном серийные яхты, а не экстремальные гоночные суда — участники Адмиральского Кубка.
Успех во многом зависел от опытности яхтсменов. Это подчеркивает победа экипажа одной из самых легких яхт, участвующих в розыгрыше Адмиральского Кубка, — английской «Эклипс».
В общекомандном зачете убедительную победу одержала австралийская команда, состоящая из «Полис Кар», «Импетус» и «Рагамаффин», экипажи которых заняли в решающей гонке соответственно 3, 4 и 11-е места. Видимо то, что соревнования в 1979 г. проходили в условиях, напоминающих их родные бурные воды Тихого океана, помогло австралийцам одержать эту победу.
Результаты гонок крейсерских яхт на Адмиральский Кубок 1979 г.
Командные результаты: 1 — Австралия (1088 очков); 2 — США (1013); 3 и 4 — Гонконг и Италия (по 944); 5 — Аргентина; 6 — Англия; 7 — Франция; 8 — Ирландия; 9 — Швейцария; 10 — ФРГ; 11 — Япония; 12 — Голландия; 13 — Испания; 14 — Бельгия; 15 — Швеция; 16 — Сингапур; 17 — Польша; 18 — Канада; 19 — Бразилия.
Лучшие экипажи: 1 — «Эклипс», капитан И. Роджерс (Англия; 426 очков); 2 — «Полис Кар», П. Кантвелл (Австралия; 409); 3 — «Имп», Д. Аллен (США; 397).
Примечания
1. Гонконг — английское название территории Сянган. — Прим. рад.