На следующий день и 15 часам тысячи зрителей заполнили трибуны на обоих берегах реки Пирита, в устье которой разместились величественные сооружения Олимпийского парусного центра. Праздничная увертюра Д. Шостаковича, ставшая музыкальной эмблемой Олимпиады, возвестила о начале церемонии. По традиции парад участников возглавляет спортивная делегация Греции. За ней следуют яхтсмены из других стран, замыкает шествие команда Советского Союза.
20 июля Арнольд Грен объявляет регату открытой
Присутствующих от имени Оргкомитета «Олимпиада-80» приветствует заместитель председателя Совета Министров Эстонии Арнольд Грен. «Я утверждаю, что древний Таллин не жаждет славы, а надеется сделать все возможное для того, чтобы предстоящие дни прославились в истории парусного спорта»,— заключает он свое выступление.
Член Международного олимпийского комитета Гуниар Эрикссон приветствует собравшихся от имени МОК и призывает яхтсменов — участников регаты состязаться в традиционном духе олимпийского взаимопонимания.
Арнольд Грен объявляет соревнования по парусному спорту XXII Московских летних Олимпийских игр открытыми. Восемь спортсменов вносят на площадь Олимпийский флаг. В исполнении хора звучит Олимпийский гимн, на мачте поднимается белое полотнище с пятью разноцветными кольцами.
Огонь XXII Олимпиады вспыхивает над Пиритой
Па церемониальной площади появляются девушки в белых туниках. Они исполняют ритуальный танец, посвященный Олимпийскому огню, который, начав свой путь от ратуши, появляется в это время на реке. Катер с юным факелоносцем — десятиклассником из Хаапсалу, дважды чемпионом мира среди юниоров по буерному спорту Вяйко Вооремаа медленно приближается к парадной набережной парусного центра. Вот юноша ступает на берег, приветствует факелом зрителей, почетных гостей на трибуне, затем Солнце и — зажигает огонь. Яркое пламя взмывает над чашей, теперь гореть ему до того дня, когда последний финиш определит победителей Олимпийской регаты во всех шести классах яхт!
Площадь занимают танцевальные ансамбли. Участники парада торопятся присоединиться к зрителям,— красочное представление, развертывающееся перед трибунами, на редкость ярко, занимательно и разнообразно: национальный эстонский танец сменяют хореографические постановки на морские темы, олимпийские Мишки танцуют рука об руку с тюленятами Вигри.
Журналисты тем временем прямо на трибунах берут первые интервью. Каждому хочется стать пророком — предсказать результаты грядущих спортивных сражений. Для такой оперативности есть серьезная причина: контакты с участниками регаты во время гонок будут затруднены. Одними же официальными данными представители прессы удовлетворяться не любят.
154 яхтсмена из 23 стран мира претендуют на 18 комплектов медалей
Начнем, однако, именно с официальных данных.
В Олимпийской регате участвовали яхтсмены из 23 стран. Полные команды для гоиок во всех шести классах яхт выставили национальные олимпийские комитеты пяти страи: Бразилии, Нидерландов, ГДР, ПНР, СССР. Ирландия была представлена двумя гонщиками в классе «Летучий Голландец»; от Гватемалы выступал всего один спортсмен на швертботе «Фиин». Общее количество участников — 154 яхтсмена (без запасных) на 83 судах.
Представительство как в отдельных классах, так и в целом на Олимпийской регате, было, естественно, меньшим, чем, скажем, на проводившейся в прошлом году здесь же, в Таллинском заливе, XXXI Международной Балтийской регате. Главная причина — условие олимпийских гонок, предусматривающее участие от каждой страны только одного экипажа в классе. Несомненно сказалось и отсутствие некоторых команд, которые под давлением своих правительств приняли участие в так называемом «бойкоте» Олимпиады-80. Нельзя не привести высказывания по этому поводу присутствовавшего на регате технического директора МОК Арпада Чанади: «Если говорить о бойкоте, то эти не приехавшие в Таллин спортсмены не бойкотировали в результате никого, кроме самих себя».
Провал «бойкота» Олимпиады
В том, что из-за досадного отсутствия ряда яхтсменов регата Олимпиады не потеряла соответствующего высокого уровня, можно было воочию убедиться уже в ходе первой гонки, состоявшейся на следующий после церемонии открытия день. В тот день — 21 июля — ваша пресс-группа выбрала для наблюдения дистанцию «Чарли», на которой соревновались экипажи «звездников» и «Торпедо». И скажем сразу: борьба здесь была такой, что ни олимпийский чемпион и чемпион Европы Валентин Манкин, ни двукратный чемпион мира Виктор Потапов не смогли пробиться в тройку лучших на финише.
Подробнее о ходе гонок
О том, как развивались события в каждом из шести классов, наш дальнейший рассказ.
Гонки на дистанции «Альфа»
Семь «финнистов» из 21 боролись за олимпийские медали минимум во второй раз. Фаворитами предстартовых прогнозов были, конечно, чемпион XXI Олимпиады и призер двух чемпионатов Европы Йохан Шумаи (ГДР), серебряный призер XXI Олимпиады Андрей Балашов, обладатель серебряной медали XX Олимпиады Илиас Хадьипавлис (Греция). Многого можно было ожидать и от таких яхтсменов, как бразилец К. Биекарк (4-е место в Кингстоне, бронза на чемпионате мира в 1977 г.), швед К. Карлсон (5-е место в Кингстоне, 3-е на чемпионате Европы 1979 г.), югослав М. Фабрис (чемпион Европы 1978 г.), испанец X. Доресте (серебряный призер чемпионата мира 1977 г.). Все эти имена хорошо известны в парусном мире!
Когда регата в Таллине уже назвала победителей и олимпийским чемпионом стал сравнительно мало известный молодой финн Эско Рекхард, западные журналисты задали ему «каверзный» вопрос: считает ли он полноценной победу, одержанную в отсутствие ряда именитых яхтсменов? Чемпион ответил с достоинством: «Победа в честной борьбе всегда полноценна. А в моем классе победу оспаривало, по крайней мере, десять «финнистов», которые по праву считаются сильнейшими в мире!»
Таллинский «Финн» получает высокую оценку
Как и на всех предыдущих олимпийских регатах начиная с 1956 г., яхтсмены выступали на швертботах, предоставленных страной — организатором Олимпиады. За две недели до официального открытия регаты состоялась жеребьевка «Финнов». Три года, затраченных на тщательную отработку конструкции и технологии постройки этих олимпийских швертботов на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения, не прошли даром. Последняя модель таллинского «Финна» прошла самый строгий контрольный обмер под руководством главного мерителя ИЯРУ Антони Вотса и получила его высокую оценку. Была одобрена она и спортсменами. Вот, например, высказывание нового чемпиона Эско Рекхарда: «К лодке нет никаких претензий; я мог выступать на ней в полную силу, не заботясь о технических проблемах».
Чемпион говорит: «Претензий к лодке — нет!»
При изготовлении олимпийской серии «Финнов» использовались самые высококачественные материалы; тщательно контролировалась идентичность конструкции лодок, благодаря чему обеспечивались равные шансы для всех участников. Швертботы были оснащены дельными вещами фирмы «Харкен-Вэнгард», алюминиевым рангоутом, изготовленным специализированной английской фирмой «Нидлспар», парусами, пошитыми филиалом «Норт-Сэйлс». Словом, все было сделано на высшем уровне. Только несколько спортсменов предпочли заменить предложенные им вместе с лодками мачты и паруса на привезенные с собой: например, Карлсон использовал парус собственного изготовления, а голландец М. Нелеман (к слову сказать, бронзовый призер чемпионата мира 1979 г.) — парус фирмы «Мусто».
«Финнисты» тянут жребий
И вот настал день жеребьевки. За столом — А. Вотс, председатель мерительного комитета Свен Хультин и главный меритель регаты — Арвет Тетсман. Хультин вынимает из одной урны табличку с названием страны, а представитель этой национальной команды достает из другой урны капсулу с номером «Финна», на котором предстоит выступать ее спортсмену. Номер этот уже нанесен на бортах лодки. В отличие от яхт других классов, «Финны» теперь можно различать только по этим номерам и условным обозначениям стран, нашитым на паруса.
До первого старта спортсменам было предоставлено несколько дней для тренировок и освоения лодок.
21 июля: штиль заставляет откладывать старт
К 13 часам 21 июля — намеченному программой времени старта Первой гонки — на дистанции «Альфа» ветра не было, моросил мелкий дождь. Лишь через полтора часа потянул легкий ветерок, с которым «Финны», наконец, смогли стартовать. Лавировку на верхний знак выиграл Хадьипавлис, он же и сохранил лидерство до самого финиша.
Ветер постоянно менял направление, судьям пришлось даже выставлять знак № 4 в ходе гонки. Трудно было предугадать перемещение ветровых полос по акватории, хотя большинство спортсменов имело полезную возможность изучить местные условия заранее — на предшествовавших Олимпиаде Балтийских регатах. Те или иные спортсмены в поисках ветра то и дело оказывались в довольно неожиданных положениях. Тем не менее австрийскому гонщику Вольфгангу Майрхоферу удалось сохранять свое завоеванное вначале 2-е место в ходе всей гонки, которая длилась около трех часов. Наш Балашов у всех знаков был 12-м и лишь на последней лавировке сумел обойти троих соперников. Не совсем удачно сложилась гонка и для другого фаворита — Шумана. Стартовав восьмым, он смог подняться только до 5-го места на финише.
Однако международное ясюри регаты внесло свои коррективы в таблицу результатов: восемь рулевых, в том числе и Хадьипавлис, были дисквалифицированы за попытки получить преимущество в скорости за счет применения недозволенных приемов — рокинга (раскачивание лодки на попутном курсе с борта на борт) и пампинга.
Во второй гонке дул более сильный ветер от норд-оста. Это позволило яхтсменам, несмотря на проливной дождь, завершивший гоночный день, показать более объективные результаты. Победу одержал Эско Рекхард. Па второй лавировке он избрал левый галс, ведущий ближе к берегу, в то время как большинство предпочло искать ветер мористее — на правом галсе. По сумме двух гонок финн стал лидером соревнований, и лишь один раз уступил лидерство Шумаву — после третьей гонки.
Неустойчивый ветер путает карты
Этот день был переходным в погоде над Таллинским заливом. Сначала дул слабый северный ветер скоростью не более 4 м/с, довольно часто изменявший направление на 30—40 °. Неустойчивость его особенно неприятно проявлялась на лавировках. Так, хорошо стартовавший Балашов на первой лавировке пропустил вперед 11 яхт! На этом же отрезке дистанции до верхнего знака немного проиграл и Рекхард. Затем оба попали в полосу легкого ветерка и немного поправили положение на первом бакштаге, но по мере приближения к берегу ветер ввовь ослабел — при повторном огибании знака № 1 они откатились назад и стали соответственно 13-м и 18-м. Лишь на фордевинде, когда ветер опять засвежел, им удалось нагнать и даже обогнать многих из ушедших вперед соперников. Наиболее удивительное перемещение совершил на этом колене дистанции Шуман — с 19-го места перебрался на 1-е место у знака № 3. Однако победителем гонки стал все-таки не он, а бразилец Биекарк.
Будущий чемпион в тяжелом положении
Четвертая гонка стала для будущего олимпийского чемпиона жестокой проверкой его собранности и воли к победе. Был ясный солнечный день с по-прежнему неустойчивым ветром, временами достигавшим скорости 8 м/с. Со старта ушли первыми Майрхофер, Рекхард, Балашов и датчанин Л. Йортнес. Первую лавировку эта четверка прошла ровно, а на попутных курсах ветер заметно ослабел. Майрхофер, Рекхард и Шуман потеряли по нескольку мест (видимо, они попали в струю неблагоприятного течения). У знака № 3 — перед финишной лавировкой — первыми оказались Балашов и Йортнес, сохранившие лидерство до финиша. Рекхард финишировал только шестым, но при этом уже знал, что получит за эту гонку наибольшее возможное число штрафных очков. На второй лавировке, идя левым галсом, будущий чемпион встретился с Йортнесом, идущим правым галсом, и попросил пропустить его перед собой. Датчанин отказался и, так как ситуация грозила столкновением, вынужден был сделать поворот. Жюри даже не пришлось рассматривать протест: финн, закончив гонку, сам сделал заявление о своей ошибке. Любопытно, что в той же гонке два члена жюри подали протест на финишировавшего третьим Хосе Доресте за применение им рокинга. Однако многоопытный испанец уверенно отрицал это и за неимением дополнительных свидетелей жюри протест отклонило.
Рекхард сумел сосредоточиться и взять реванш за провал: он очень уверенно провел пятую и шестую гонки, проходившие при свежем северо-восточном ветре со скоростью до 10 м/с и волне высотой 0,7 м. Преимущество получили рослые спортсмены С хорошим весом. Спор за медали велся теперь в четверке Рекхард — Майрхофер — Балашов - Шуман. Кому быть лишним — решилось в последней гонке: Шуман финишировал в ней только 16-м.
Спортивная биография чемпиона
Новый олимпийский чемпион в классе «Финн» Эско Рекхард — студент-технолог университета в Хельсинки. Ему 22 года, рост — 186 ей, вес — 85 кС. Парусным спортом занимается с шести лет. Начинал с «Оптимиста», затем гонялся на «ОК-Дин-ги» н «Лазере» (был чемпионом мира среди юниоров); с 1976 г. выступает на «Финне». На чемпионате мира 1980 г. был 13-м. Спортивная карьера молодого яхтсмена увенчалась замечательным успехом — он завоевал для своей страны первую в истории финского парусного спорта золотую олимпийскую медаль.
Серебряный медалист — Вольфганг Майрхофер лишь повторил лучшее достижение австрийских яхтсменов на Олимпиадах: в 1968 г. Хуберт Раудашль также на «Финне» завоевал серебро.
«470» класс
Пожалуй, в этом классе правильно назвать претендентов на медали было труднее всего. Гонки на этих швертботах на Олимпиадах проводятся всего во второй раз, и так оказалось, что в нынешнем составе участников регаты не было ни одного рулевого, который выступал в Кингстоне! И тем не менее никак нельзя сказать, что в Таллине не было сильных гонщиков. К числу ведущих яхтсменов, выступающих на «470», принадлежит, например, Йерн Боровский (ГДР) — победитель чемпионата Европы 1980 г. Поляк Леон Врубель завоевал бронзовую медаль на чемпионате Европы 1978 г. Среди юниоров. Швейцарец Франсуа Кистлер дважды занимал 2-е места на Кильских регатах. К слову сказать, в классе «470» оказался самый молодой состав участников — возраст большинства из них находится в пределах 20—27 лет.
Коротко о претендентах
Советские экипажи дважды поднимались на высшую ступень пьедестала почета на чемпионатах Европы: это были Ю. Корячкин в 1977 г. и М. Кудрявцев в 1978 г. Однако к участию в Олимпийской регате был допущен другой экипаж — Владимир Игнатенко и Сергей Жданов, победивший на VII Летней Спартакиаде народов СССР. Любопытно, что в этом экипаже оказались самый низкий (166 см, Игнатенко) и самый рослый (186 см, Жданов) участники регаты в классе «470».
Коротко о яхтах и парусах
Шесть из 14 экипажей выступали на лодках, достроенных американской фирмой «Вэигард» (в том числе и наши гонщики). Три экипажа, представлявших Зимбабве, Кипр и Кубу, арендовали лодки, подготовленные Таллинской верфью специально для Олимпиады. Экипажи из Швейцарии и Финляндии выступали на лодках французской фирмы «Фонтен — Пажо», а итальянцы, испанцы и яхтсмены ГДР предпочли продукцию отечественных фирм («Наутивела», «Рога» и Берлинской спортивной вер. фи). Почти все швертботы были оснащены алюминиевым рангоутом «Z-Спарс»; лишь на трех были мачты и гики «Проктор». Паруса использовались различных фирм — в основном «Ульман», «Норт-Сэйлс» и «Фох».
Первую гонку выигрывает польский экипаж
Результат первой гонки вызвал бурное ликование польской команды и журналистов из ПНР. Победили Леон Врубель и Томаш Стоцки — четырехкратные чемпионы Польши. Вторым пришел к финишу экипаж из Бразилии: это были Маркус Соарес и Эдуардо Пенидо, выигравшие недавно чемпионат страны, но еще не показывавшие заметных успехов ни на чемпионатах мира, ни на Панамериканских играх, ни на Балтрегате (29-е место).
Успех сопутствует смелым
Однако в следующей гонке бразильцы первыми пересекли линию старта и лидировали до самого финала. На первой же лавировке Соарес сумел оторваться от соперников, а затем получил слегка усилившийся ветер и увеличил отрыв. Та же картина повторилась и в третьей гонке. Соарес смело шел на риск в выборе наивыгоднейшего курса, нередко уходил далеко в сторону от основной группы участников. И успех почти всегда сопутствовал бразильскому рулевому. После второй гонки они стали лидерами соревнований и уже никому не уступали первенства по нарастающей сумме результатов. Конкуренцию им составили лишь Боровский, дважды финишировавший первым, и финн И. Линдгрен, выигравший последнюю гонку регаты. Шестая гонка была неудачной для Соареса (10-е место), но к этому времени он уже имел запас очков, достаточный, чтобы сохранить шансы на золото.
Эта гонка проводилась при идеальных условиях — в солнечную погоду, со свежим ветром. Бразильцы взяли старт очень плохо — одними из последних. После первой лавировки гонку возглавил финн, но на второй лавировке его обошли итальянец и наш Игнатеико. Владимир к этому времени сумел обойти пятерых и на верхнем знаке оказался вторым, но затем много потерял на попутном курсе и финишировал только шестым. Однако и этот скромный результат не был зачтен. При разборе протестов Игнатенко дисквалифицировали за то, что при опасном сближении со швейцарским швертботом он не отозвался на оклик, как это предписано правилами.
Победил в этой решающей схватке Боровский. О накале борьбы на заключительном ее этапе можно судить хотя бы по тому, что за 30 сек финишировало пять лодок!
Спортивные биографии чемпионов
Олимпийскому чемпиону Маркусу Пиито Ризо Соаресу 21 год. Ои — студент. Парусным спортом занимается пять лет, увлекается виндсерфингом, впрочем, как и его шкотовый Эдуардо Энрике Пенидо (20 лет). Этот экипаж сложился три года назад и получил путевку национальной федерации на Олимпиаду в результате отбора на специальной регате. Кроме участия в чемпионате мира в программу подготовки бразильской команды входили и выступления в Иерской и Кильской регатах 1980 г.
Суммарный вес бразильского экипажа 132 кг. Рост Соареса —173 см, а Пенидо — 177 см; это показатели, близкие к средним цифрам для этого класса (140 кг и 175 см).
Технические результаты участников класса «Финн»
1 — Рекхард Э., Финл; 36,7 зачетных очка (места по гонкам: 4, 1, 4, дискв., 3, 1, 9);
2 — Майрхофер В., Австр.; 46,7 (1, 6, 7, 11, 2, 2, 10);
3 — Балашов А., СССР; 47,4 (6, 14, 3, 1, 5, 16, 1);
4 — Биекарк К., Враз.; 53 (9, 5, 1, 13, 9, 5, 2); 5-Шуман Й., ГДР; 54,4 (3, 3, 2, 8, 7, 7, 16); 6 — Карлсон К., Шв.;63,7 (2, 12,15, 4, 4, 3, и/ф); 7 — Скарбиньский Р., ПНР; 71,1 (7, 17, 8, 6, 6, 9, 3); 8 — Нелеман М., Нидерл.; 76 (5, 11, 12, 7, 18, 4, 5); 9 — Руйак И., ВНР; 83,4 (дискв., 8, 6, 5, 12, 12, 6); 10 — Хадьипавлис П., Гр.; 89 (диске., 16, 9, 12, 1, 10, 12); 11-Фабрис М., СФРЮ; 91,7 (13, 4, 10, 14, и/ф, 6, 11); 12 — Ганаль И., Швейц.; 96 (12, 7, 5, 9, 17, И, 17); 13 — Йортнес Л., Дан.; 99 (дискв., 2,21, 2, 8,18, и/ф); 14 — Шенкнрж И., ЧССР; 104 (дискв., 13, 14,15,11,13,4); 15 — Бугукару М., СРР; 114 (10, 19, 18, 10, 13, 19, 8); 16 — Уилсон П., Зимб.; 116 (8, 9, 16, 17, 15, 17, 15); 17 — Доресте X., Исп.; 122,7 (дискв., дискв., 13, 3, и/ф, 8, и/ф); 18 — Вассилев Н., НРБ; 124 (дискв., 18, И, 16, 14, и/ф, 7); 19 — Маэгли X., Гват.; 125 (дискв., 15, 17, 19, 10, 15, 13); 20-Гальярдо А., Куба; 127 (дискв., 10, 19, 18, 16, 14, 14); 21 — Ремес П., Кипр; 147 (11, и/с, 20, 20, и/ф, 20, 18).
Технические результаты участников класса «470»
1 — Соарес М., Пенидо Э., Браз.; 36,4 (2, 1, 6, 1, 5, 10, 6);
2 — Боровский Й., Свенссон Э., ГДР; 38,7 (5, 8, 1, 9, 6, 1, 2);
3 — Линдгреи Й., Таллберг Г., Финл.; 39,7 (4,2, 3, 5,9, 7,1);
4 — Ван-Гент X., Ваи деи Хоядел Я., Нидерл.; 49,4 (10, 3, 8, 7, 2, 3, 4); 5 — Врубель Л., Стоцки Т., ЦНР; 53 (1, 9, 7, 4, 1, 11, 12); 6 — Доресте Г., Ригау А., Исп.; 54,1 (6, 6, 2, 3, 8, 4, 9); 7 — Тревес Э., Некки С., Ит.; 57,7 ДЗ, 5, 10, 10, 7, 2, 5); 8 — Бенгтс-сои Л., Бенгтссои С., Шв.; 60 (7, 7, 4, 2, И, 5, 7); 9 — Кистлер Ф., Дрейер Ж., Швейц. 62,1 (9, 11, 5, 6, 4, 6, 3); 10 — Игнатенко В., Жданов С., СССР; 70,7 (8, 4, 9, 8, 3, дискв., 8); 11 — Фундак Д., Залай Г., ВНР; 96 (11, 10, 13, 11, 10, 8, 10); 12 — Химменес А., Де ла Гуардиа В., Куба; 105 (ф/с, 12, И, 12, 14, 9, 11); 13 — О’Коннор Д., О’Коннор Р., Зимб.; 110 (12, 13, 12, 13, 12, 12, 13); 14 — Николау П., Димитриу Д., Кипр; 117 (13, 14, 14, 14, 13, 13, 14).
Гонки на дистанции «Браво»
Первый же день регаты показал, что в этом классе основная борьба разворачивается среди яхтсменов, имена которых всем знакомы.
Датский экипаж во главе с Поулем Енсеиом — чемпионом XXI Олимпиады и чемпионом мира 1979 г.— накануне выезда в Таллин на представительных международных гонках в Киле уверенно занял 3-е место. Его шансы расценивались высоко и победа в гонке никого не удивила.
Вторыми пришли голландцы. Их рулевой Герт Банкер одерживал победы на «Солингах» еще в начале 70-х годов; в 1973 г. был четвертым на чемпионате мира, на XXI Олимпиаде занял 5-е место. Последние четыре года в этом экипаже ходит его сын Стевен Банкер. В 1979 г. они заняли 2-е места на чемпионатах Европы и мира. (Баккеры в Таллине были «провозглашены чемпионами» еще до начала регаты: Герт по возрасту — он уже отметил свое 59-летие, а Стевеи по росту и весу — 200 см, 116 кг.)
Коротко о претендентах
Экипаж неоднократного чемпиона СССР Бориса Будникова также хорошо известен не только в нашей стране. На Олимпиаде в Кингстоне он был среди претендентов на золото вплоть до самой последней гонки; разрыв по сумме очков между его итоговым 4-м местом и чемпионским результатом Енсена составил всего 2 очка! Теперь ему предоставлялась реальная возможность взять реванш.
Второй день вывел в лидеры голландцев. Снова финишировав вторым, Баккер по сумме двух гонок возглавил таблицу.
Дебют молодежного экипажа из Греции
Информация об изображении
На дистанции — «Солинги»; на переднем плане одно из судов флота обслуживания
А вот в положении Енсена, Будникова да и всех остальных участников произошли существенные изменения. Если победа экипажа из ГДР выглядела вполне закономерной (Дитер Белов — бронзовый призер чемпионата Европы 1978 г. и Олимпийской регаты в Кингстоне), то успех — 3-е место — греческого экипажа во главе с Анастассиосом Будурисом показал, что претендентов на медали значительно больше; чем можно было предположить, оценивая шансы по списку участников. Экипаж греческого «Солинга» был самым молодым не только по возрасту. (А. Будурису — 25 лет, А. Гаврилису — 28, А. Рапанакису — 26), но и по «стажу» выступлений в этом классе: на «Солинге» они гонялись всего... семь месяцев! Будурис до того ходил на «Финне», на Олимпийской регате в Кингстоне имел 6-е место; на «Солинг» пересел только потому, что не рассчитывал выдержать конкуренции своего друга — известного греческого «финниста» И. Хадьипавлиса.
На дистанции — «Солинги»; на переднем плане одно из судов флота обслуживания
Датчане смогли финишировать только пятыми. И поистине черным стал второй день регаты для нашего экипажа. Неудачно выбрав галс на первой лавировке, Будников пропустил заход ветра, все дальнейшие старания не помогли ему подняться выше предпоследнего места. По сумме результатов он стал пятым.
Следующая гонка из-за слабого ветра была отменена, а четвертая вновь преподнесла сюрпризы. Только экипажу из ГДР удалось закрепить достигнутый успех: отлично взяв старт, Белов был первым на всех поворотах и финишировал, более чем на минуту опередив следовавшего за ним Будникова. Наша яхта начала гонку неудачно: всю первую половину дистанции у нее за кормой оставались только два аутсайдера — бразильская и швейцарская лодки. Лишь на второй лавировке Будникову удалось, наконец, «поймать свой ветер» и обойти всех, кроме уже недосягаемого Белова.
Третья, пропущенная гонка состоялась после четвертой — в одни из двух резервных дней. И вновь — смена лидеров. Первыми финишировали греки. Белов — пятый на финише — еще удерживал по сумме четырех гонок первенство, но датчанин Енсен уже значился позади Будникова и бразильца В. Бруна.
Пятую гонку вновь первым заканчивает Будурис. Молодежному греческому экипажу явно по душе свежий ветер, подувший над Таллинским заливом в последние дин. Возглавив гонку с первого курса, они наращивали отрыв от преследовавших их датчан с 31 сек на первом повороте до 1 мин 10 сек на финише. Советский экипаж, пройдя большую часть гонки вплотную за лидерами — отставание от датской яхты не превышало 5—10 сек, на последних двух отрезках дистанции пропустил вперед и Белова и Баккера. Устойчивое первое место в итоговой таблице по-прежнему сохранял экипаж ГДР, финишировавший в этой гонке третьим. Будников — только пятый. Теперь, чтобы претендовать на медали, ему нужно побеждать: возможность выбросить из итоговой таблицы результат худшей гонки уже использована...
Последние дна дня регаты стали решающими. Не выдержали нервы у экипажа ГДР: в этих заключительных гонках Белов пропустил основных соперников вперед и оказался за чертой тройки призеров. Исключительно сильно закончили регату датчане: победив и в шестой и в седьмой гонках, они оторвались от ближайшего конкурента на 7,4 очка и снова, как и четыре года назад, завоевали олимпийское золото. Датский экипаж достойно продолжает традицию прославленного П. Эльвстрема — единственного яхтсмена, имеющего четыре золотые медали.
Вторая золотая медаль П. Енсена
Свою вторую олимпийскую победу 36-летний Поуль Рихард Енсен комментировал так: «Мы, конечно же, очень хотели победить снова, я рад, что это удалось. Никакой особой тактики у нас не было. Единственная тактика — стараться прийти первым. Считаю очень важным быть первым у первого поворотного знака».
Когда нашего Бориса Будникова попросили сказать, что он думает о Енсене как яхтсмене, он ответил, не раздумывая: «Ему всегда везет, так как он умеет выходить победителем из самых сложных ситуаций. А на «Солнигах» возникают критические ситуации часто. Отличительная черта этого экипажа — удивительная стабильность.»
Состав экипажа «Солинга»-победителя тот же, что и в Кингстоне. Вальдемар Бандоловски (34 года), кстати сказать, и сам известен как рулевой: в его активе, например, 2-е и 3-е места на чемпионатах мира и Европы 1977 г. Третьему члену экипажа Ерику Херману — 35 лет.
Спортивные биографии победителей
Второе место наших яхтсменов — Бориса и Александра Будниковых и Николая Полякова — результат высокого мастерства и большой выдержки: нелегко было оба раза финишировать вплотную за победителями! Высокой оценки заслуживает и выступление молодых греческих яхтсменов. В затяжной седьмой гонке, когда ветер временами стихал до штилевого, они финишировали третьими, доказав, что могут успешно конкурировать с именитыми противниками в любой обстановке.
Коротко о яхтах и парусах
Остается дать справку о технике. Кроме двух, все «Солинги» участников были построены канадской фирмой «Аббот» и оснащены ее же рангоутом или рангоутом английской фирмы «Проктор». Самой старой была яхта бразильской команды, построенная в 1973 г.; остальные «Солинги» — постройки 1978—1980 гг. Датчане выступали на яхте, построенной на датской верфи Борресена, поляки — на «Эльвстреме» 1978 г. выпуска. На парусах — фирменные знаки Норта, Мелджеса, Фоха; большинство экипажей использовали различные комбинации парусов этих фирм.
Коротко о претендентах
Информация об изображении
Олимпийские чемпионы в классе «Летучий Голландец» Алехандро Абаскал и Мигель Ногер
К числу прибывших в Таллии наиболее опытных гонщиков можно было отнести трех участников предыдущей Олимпийской регаты в Кингстоне: бронзового ее призера бразильца Рейналду Конрада, нашего Владимира Леонтьева (5-е места на XXI Олимпиаде и чемпионате мира 1979 г.), испанца Алехандро Абаскала (7-е место на XXI Олимпиаде, 2-е ц 3-е — на чемпионатах мира 1978 и 1979 гг.), братьев-близнецов Яна-Эрика и Сьюрда Фоллебрегтов из Голландии (14-е место в Кингстоне, 3-и места на чемпионатах мира и победы на Балтрегатах 1978 и 1979 г.).
Олимпийские чемпионы в классе «Летучий Голландец» Алехандро Абаскал и Мигель Ногер
Один из сильнейших в «Летучих Голландцах» — Уве Штайнгросс из ГДР (у иас он хорошо известен как серебряный призер двух Балтрегат) на этот раз выступал в новом для себя классе — на катамаране, а его место занял Вольфганг Хаазе, победивший в ряде отборочных соревнований.
Венгерские руководители команды большие надежды возлагали на братьев-близ-нецов Саболча и Жолта Детре — семикратных чемпионов ВНР, занявших в прошлом году почетное 4-е место на Кильской регате. Братья уже в течение десяти лет упорно тренируются на озере Балатон и считаются признанными специалистами по гонкам в слабые ветра и на небольшой волне, а ведь именно такие условия преобладали в Таллинском заливе в период Олимпийской регаты.
Большинство гонщиков были оснащены пластмассовыми лодками, построенными западногерманской фирмой «Мадер» в 1979—1980 гг., алюминиевым рангоутом «Z-Спарс» и «Проктор», парусами канадской фирмы «Фох», а также французской «Черет» и английской «Мусто». Самый старый «голландец» (1973 г., «Курт Хайн») был у польского экипажа; на «Хайне» же, но 1975 г., выступали болгарские яхтсмены. Хаазе гонялся на лодке, изготовленной в ГДР. Три экипажа — ирландский, итальянский и испанский выбрали корпуса итальянской фирмы «Бьянчи-Чеци».
Первую гонку, которая, как уже знает читатель, началась при слабом и неустойчивом по направлению ветре после полутора часов его ожидания, возглавили Леонтьев и Зубанов. Многое в этот день зависело от предвидения распределения потоков воздуха над поверхностью залива, от умелого учета течения, которое могло стать и помощником и врагом. Так получилось, что наши яхтсмены не смогли удержать лидерства и финишировали только седьмыми. Первыми пришли датчане Йорген и Якоб Меллеры, но впоследствии они оказались дисквалифицированными за пампинг, поэтому победителями стали венгры, фактически финишировавшие на 46 сек позже.
Испанский экипаж выигрывает три гонки из шести
Неудача сопутствовала нашему экипажу и на другой день: одним из последних он пересек стартовую линию, а после первой лавировки был предпоследним. Все, что удалось сделать за остальные час с четвертью,— продвинуться вперед на пять мест и финишировать седьмыми. Испанский экипаж А. Абаскал — Н. Мигель выиграл гонку, по сумме результатов вышел на первое место и уже никому его так и не уступал. По возвращении с шестой гонки, в которой они в третий раз финишировали победителями, им не удалось избежать традиционного для чемпионов купания в гавани. В заключительную гонку они уже не пошли. Их результат — 19 очков — наивысшее достижение всей регаты!
Обнадеживающими выглядели победы Леонтьева в третьей и четвертой гонках; в одной он лидировал от старта до финиша, другую выиграл уже после второй лавировки. Появилась надежда если не на золотую, то на серебряную или хотя бы бронзовую медаль. Однако закрепить успех в оставшихся гонках так и не удалось. Как мрачно шутили журналисты, Леонтьев вновь занял «свое» 5-е место.
Спортивные биографии победителей
Чемпиону парусной регаты Алехандро Абаскалу 28 лет, он физик. Парусным спортом занимается 16 лет. В 1964 г. выиграл чемпионат мира в классе «Ворьен». Три года выступает со шкотовым Мигелем Ногером. Их суммарный вес 152 кг; рост Алехандро — 181, Мигеля — 187 см.
Серебряному медалисту Дэвиду Уилкинсу (Ирландия) — 30 лет, а самым старшим участником гонок в этом классе является бразилец Конрад — ему 38 лет, причем 28 из них он посвятил занятиям парусным спортом. К слову сказать, Уилкинс завоевал для своей страны первую олимпийскую медаль с начала участия ирландских яхтсменов в Олимпиадах (1948 г.). В 1976 г. в Кингстоне этот рулевой выступал на «Темнеете» и занял 11-е место.
Как большой успех можно оценить бронзу венгерского экипажа: ведь братьям Детре удалось опередить таких опытных гонщиков, как Леонтьев, Фоллебрегт, Конрад, Савелли.
Технические результаты участников класса «Солинг»
1 — Енсен П., Бандоловски В., Хансен Е., Дан.; 23 (1, 5, 6, 5, 2, 1, 1);
2 — Будников Б., Будников А., Поляков Н., СССР; 30,4 (3, 8, 3, 2, 5, 2, 2);
3 — Будурис А., Гаврилис А., Рапаиакис А., Гр.; 31,1 (9, 3, 1, 6, 1, 4, 3);
4 — Белов Д., Кленке Б., Цахрис М., ГДР; 37,4 (7, 1, 5, 1, 3, 6, 5); 5 — Баккер Г., Баккер С., Костер Д., Нидерл.; 45 (2, 2, 7, 4, 4, 5, 7); 6 — Брун В., Соуза Р., Брун Г., Браз.; 47,1 (4, 7, 2, 3, 7, 3, 6); 7 — Кормиибеф Ж., Гинеар Р., Перрэ Р., Швейц.; 71,7 (5, 4, 8, 9, 6, 7, 9); 8 — Андерссон Я., Андерссон Й., Ларссон Б., Шв.; 75,7 (6, 9, 9, 7, 8, 8, 4); 9 — Бартосик Я., Вуецки Е., Котля 3., ПНР; 76,7 (8, 6, 4, 8, 9, 9, 8).
Технические результаты участников класса «Летучий голландец»
1 — Абаскал А., Нотер М., Исп.; 19 (4, 1, 2, 4, 1, 1, н/с);
2 — Уилкинс Д., Уилкинсон Д., Ирл.; 30 (2, 11, 4, 5, 2, 2, 2);
3 — ДетреС., Детре Ж., ВНР; 45,7 (1,9,5,3,11,9, 1).
4 — Хаазе В., Венцель В., ГДР; 51,4 (5, 4, 3, 9, 4, 3, 8); 5 — Леонтьев В., Зубанов В., СССР; 51,7 (6, 7, 1, 1, 8, 7, 9); 6 — Меллер Й., Меллер Я., Дан.; 54,5 (дискв., 3, 6, 6, 6, 4, 3); 7 — Фоллебрегт Я., Фоллебрегт С., Нидерл.; 54,7 (8" 2, 8, 8, 3, 5, 4); 8 — Конрад Р., Кауфман М., Браз.; 63,4 (3, 5, 9, 7, 5, 6, 7); 9 — Мандич Д., Калебич 3., СФРЮ; 74 (9, 8, 11, 2, 10, 10, 5); 10 — Савелли М., Гадзей Р., Ит.; 79,4 (7, 6, 10, н/ф, 7, 8, 6); 11 — Ивиньски А., Рачински Л., ПНР; 96 (11, дискв., 7, 10, 9, 11, 12); 12 — Брандейс В., Брандейс И., ЧССР; 103 (10, 10, 12, 12, 12, 12, И); 13 — Карп М., Арент А., СРР; НО (12, 12, 13, 11, 13, 14, 13); 14 — Кабаков М., Георгиев Д., НРБ; 112 (13, 13, 14, 13, 14, 13, 10); 15 — Карапатакис М., Карапатакис Д., Кипр; 123 (14, н/ф, 15, 14, 15, 15, 14).
Гонки на дистанции «Чарли»
Это был, пожалуй, тот единственный из шести представленных на регате классов, в котором назвать если не победителя, то двух наиболее вероятных претендентов на золото готов был каждый.
Успешные выступления Валентина Манкина на трех предыдущих Олимпиадах, настойчивость, с которой он осваивал новый, третий для него по счету олимпийский класс яхт, достижения в недавних союзных и международных соревнованиях,— все это не оставляло сомнений, что признанный лидер советской команды без медали из Таллина уезжать не собирается.
Столь же решительно настроился на победу и его давний соперник — австриец Хуберт Раудашль, завоевавший известность не только как талантливый гонщик, но и как строитель яхт и парусный мастер. Подобно Манкину, Раудашль вначале выступал на «Финне». На Олимпийской регате 1964 г. он занял в этом классе 5-е место, а в 1968 г. в Мехико — 2-е. Выступая в дальнейшем, после возвращения «Звездному» классу статута олимпийского, на «звезднике», австриец был чемпионом Европы 1978 и 1980 гг., а также чемпионом Кильской регаты 1980 г.
Снова поединок: Раудашль — Манкин
Информация об изображении
Олимпийские чемпионы в «Звездном» классе Валентин Манкин и Александр Музыченко
Их первый «поединок» 21 июля закончился победой австрийского яхтсмена: Манкин проиграл ему 35 сек. Однако на последующие события большее влияние оказало даже не это распределение первых двух мест, а то, как эти места были завоеваны. Если австрийский гонщик, возглавив гонку с первого же отрезка дистанции, уверенно и «легко» удерживал лидирующее положение до самого финиша, то наш экипаж, проиграв первую лавировку (на повороте был пятым), лишь после огромных усилий смог обойти участников, вклинившихся между ним и Раудашлем.
Олимпийские чемпионы в «Звездном» классе Валентин Манкин и Александр Музыченко
Следующую гонку Манкин провел великолепно — с полной отдачей сил: удачно стартовав, не уступил первенства ни на одном повороте и финишировал с хорошим отрывом от преследовавшего его голландца Б. Бинкхорста. Раудашль, напротив, провел гонку не лучшим образом: закончив первую лавировку пятым, следующий знак обогнул уже седьмым, потом на попутном курсе поднялся до третьего места, но в конце концов на финише оказался только четвертым.
В четвертой гонке (проведенной раньше третьей) заявили о себе еще два претендента на призовые места. На этот раз всю дистанцию прошел первым шведский экипаж Петера Сунделина, именитого и опытного яхтсмена, тоже когда-то гонявшегося на «Финнах» (олимпийского чемпиона 1968 г. в «R5,5»; чемпиона мира 1971 г. в классе «Дракон»). И хотя победный финиш позволил ему подняться в итоговой таблице только с 6-го на 4-е место, успех шведского экипажа ощутимо пошатнул положение лидеров. Вплотную к ним подошел закончивший гонку четвертым итальянец Джорджо Горла.
Роковой протест
Раудашль финишировал третьим и теперь от лидера, которым по сумме гонок по-прежнему оставался Манкин, его отделяло всего 0,7 очка! В третьей гонке, проведенной в резервный день, он прилагает все усилия, чтобы обойти советскую яхту. Он лидирует на первых двух отрезках дистанции, затем уступает лидерство шведам, проигрывает им вторую лавировку и попутный курс, вновь вырывается вперед на финишной лавировке, обходит Манкина и добивается победы, делающей его основным претендентом на олимпийское золото, но... еще раньше на шведской яхте поднимается протестовый флаг. Раудашль, идя правым галсом, пересек курс шведской яхты, идущей левым галсом, и сделал поворот на левый галс в положении связанности его яхты со шведской. После завершения поворота произошло касание корпусов яхт; Сунделин, оказавшийся с подветра и имевший право дороги, подал протест. Заседавшее по окончании гонки жюри единогласным решением утвердило протест и дисквалифицировало австрийский экипаж на данную гонку. В результате по итогам четырех дней Раудашль оказался на 4-м месте — после советского, итальянского и шведского экипажей.
У Манкина теперь солидный «запас прочности»: он опережал ближайшего конкурента — Горла на 12 очков (цена разницы между 1-м и 6-м местами в гонке), а Раудашля на 20,7 очка. Однако успокаиваться было рано: если выбросить худший результат австрийского гонщика, т. е. 20 штрафных очков, полученных за дисквалификацию, «запас» существенно сокращался...
Пятая гонка. Оба — Манкин и Раудашль — прилагают все усилия, чтобы добиться победы. Свежий ветер делает эту спортивную дуэль поистине драматичной. На первой лавировке наш экипаж проигрывает австрийцам 14 сек. К следующему знаку разрыв возрастает до 19 сек, но затем постепенно начинает сокращаться и после третьего отрезка дистанции лидером становится Манкин. Отрыв от Раудашля медленно, но верно возрастает и на финише составляет 18 сек.
За последующие места отчаянная борьба разворачивается между итальянцами и голландцами. Горла хорошо проходит первую половину дистанции, но затем и его и Раудашля обходит Бинкхорст. Голландцы огибают нижний знак всего на 18 сек позже Манкина, но на финишной лавировке закрепить успех им не удается.
Распределение мест обрело, наконец, какую-то ясность. Наш экипаж за вычетом результата худшей четвертой гонки, имел всего 3 очка и достаточно уверенно претендовал на победу. У австрийцев — 16,7 очка; они вторые, хотя и сохраняют шансы на высшую олимпийскую награду. На бронзу реально претендуют итальянцы (25,1), голландцы (27,7) и шведы (30).
Сложная ситуация в финале
И все же, когда в начале шестой гонки 26 июля с дистанции «Чарли» пришло известие, что после первого знака Манкин идет предпоследним, проигрывая Раудашлю более минуты, журналистов и болельщиков охватило волнение. Австрийский экипаж явно получал шанс повести в общем зачете. Сохраняя отрыв от соперников на протяжении всей гонки, Раудашль добился победы.
Неудачное начало, по-видимому, сказалось на настроении наших гонщиков. Они шли неровно. Максимум, чего удалось добиться в этот день Манкину, — подняться до 5-го места после второй лавировки, однако незадолго до финиша он пропустил вперед голландца и закончил эту исключительно напряженную гонку шестым. В итоговой таблице заметных изменений не произошло, однако разница между лидерами сократилась до 3,7 очка. Стоит теперь Раудашлю выиграть заключительную гонку, а Манкину оказаться ниже 2-го места на финише, и главный претендент советской команды на золото должен будет довольствоваться серебром. Можно было сформулировать условие победы Раудашля и так: обойти Манкина больше чем на одно место на финише...
Решающая гонка
Как в хорошем детективе, главные события оказались отнесенными на самый конец. В и без того запутанную ситуацию вмешалась еще и стихия: слабый, падающий до полного штиля ветер не только делал сомнительными любые прогнозы, но и вообще ставил под удар возможность проведения последней гонки. Старт дали на час позже обычного. К 16.00, когда на ближайших к берегу дистанциях «Альфа» и «Браво» большинство участников уже финишировало и всем все стало ясно, на «Чарли» не было никакой определенности. На знаках оказывались первыми то итальянцы, то голландцы, то шведы. Манкин и Раудашль следовали где-то за первой шестеркой. Оба экипажа, конечно, отдавали отчет в том, что судьба золота и серебра определится исходом их ожесточенного поединка. Манкин не поднимался выше 4-го места на знаках, но старт взял лучше Раудашля и несмотря ни на что продолжал опережать его, хотя временами разрыв сокращался до опасного минимума: после фордевинда австриец пришел на знак следом за нашим ветераном. Осталась одна финишная лавировка.
Валентин Манкин — снова золото!
Первыми закончили гонку датчане. Для Манкина и Раудашля Е. Кристенсен — не соперник: 45,7 очка, набранных датчанами в предыдущие дни, слишком весомый груз, чтобы они смогли подняться до призовых мест! У шведов, финишировавших вторым, 44,7 очка — это, безусловно, тоже не призеры. Следующими финишировали экипажи Польши, ГДР, Бразилии, но и для них достигнутые результаты имели значение лишь при распределении мест ниже 6-го. Наконец, финиширует один из вероятных претендентов на призовое место — Горла. Он заканчивает гонку шестым, сразу же становится очевидно, что итальянец завоевал бронзу.
Вслед за ним на финише появляется Манкин. Нет, сенсации не состоялось. Советский экипаж так и не пропустил австрийцев! В. Манкин и А. Музыченко в тяжелой борьбе выиграли поединок.
Спортивные биографии победителей
Валентину Манкину сейчас 42 года. Парусным спортом занимается 27 лет, из них 22 — в составе сборной страны. Для него это были четвертые Олимпийские игры и четвертая олимпийская медаль: в 1968 г. в Акапулько на «Финне» он завоевал золото, в 1972 г. в Киле на «Темнеете» — золото, в 1976 г. в Кингстоне на «Темнеете» — серебро и, наконец, снова золото на «звезднике»!
Александр Музыченко — студент института физкультуры. Ему 25 лет. По своим физическим данным он является одним из лучших шкотовых советской сборной: рост — 189 см, вес — 92 кг. Парусным спортом занимается 14 лет. Вместе с Манкиным гоняется четыре года. В 1979 г. они вместе завоевали звание чемпионов Европы, в 1.980 г. на чемпионате континента заняли 2-е место.
Коротко о яхтах и парусах
Среди 13 «звездников», участвовавших в регате, шесть (в том числе яхты Манкина и Раудашля) были построены западногерманской фирмой «Мадер» и оснащены алюминиевым рангоутом «Спартех». Раудашль и Сунделин выступали под парусами, изготовленными ими самими; остальные использовали паруса «Норт-Сэйлс» и «Мелджес».
Класс «Торнадо»
Когда выигравшего первую гонку рулевого шведского катамарана 38-летнего инженера Йерана Марстрема спросили, кого он прочит в победители, тот уверенно назвал троих: Виктора Потапова, датчанина Петера Дуэ и австрийца Хуберта Поркерта. Себя Марстрем не включил в эту тройку очевидно из скромности: на первенстве Европы 1980 г. он был бронзовым призером. В какой мере оправдался выданный им прогноз, теперь можно судить по итоговой таблице.
Главной ошибкой оказалось то, что со счета был сброшен пришедший третьим экипаж из Бразилии Алешендрэ Велтер — Ларе Сигурд Бьоркстром, убедительно выигравший таллинскую регату. О 27-летнем инженере-машиностроителе из Сан-Паулу Велтере, ставшем на олимпийских гонках фигурой номер один, известно, что парусным спортом он занимается с 14 лет, что в 1973 г. он был 4-м на чемпионате мира в классе «Финн». Начав гоняться на катамаранах, в 1976 г. занял малообнадеживающее 22-е место на чемпионате мира, однако в нынешнем году уже был серебряным призером первенства Европы.
Информация об изображении
Олимпийские чемпионы в классе «Торнадо» Алешендрэ Велтер (справа) и Ларс Сигурд
Вторую ошибку прогноза Марстрема придется оправдать: вряд ли кто мог предвидеть, что В. Потапов не попадет в призовую тройку. Только что одержанная блестящая победа на чемпионате мира, где наши гонщики выступали на взятом напрокат катамаране и на совершенно незнакомой акватории, давала основания ожидать высоких результатов на «родной воде». Однако уже после первого дня олимпийской регаты (6-е место) стало ясно, что экипаж находится не в лучшей форме. Всегда общительный, улыбчивый Виктор выглядел озабоченным, уходил от встреч и разговоров. В чем причина? Говорили, что не пришел вовремя новый комплект парусов, а они на катамаранах изнашиваются так же быстро, как на буерах. Досаждали советчики; их оказалось так много, что наши члены сборной предпочитали большую часть времени проводить и на территории Олимпийской деревни.
Олимпийские чемпионы в классе «Торнадо» Алешендрэ Велтер (справа) и Ларс Сигурд
Наиболее дотошные журналисты занялись статистикой. Вышло, что ни на одной олимпийской регате хозяевам не сопутствовал успех. Такая аналогия несколько «успокаивала», тем не менее перед началом каждой гонки все мы надеялись: вот Потапов найдет себя, начнет гоняться с присущим ему вдохновением.
Дважды чемпион мира остается за чертой призеров
Вторую гонку наш экипаж проходит ровно и финиширует третьим. Четвертую заканчивает, пропустив вперед Дуэ, Марстрема и финишировавшего первым финна Пекке Нарко (к слову сказать, Парко на последнем чемпионате мира по сумме шести гонок был первым). В результате — общее 5-е место, но шансы на выход в призеры еще отнюдь не потеряны: от ближайшего соперника наших яхтсменов отделяют всего 3,7, а от лидера 14,4 очка. Плохой старт и неудача в третьей гонке отодвигает советский экипаж еще на строку ниже. В пятой гонке В. Потапов финиширует уже в числе трех лучших экипажей — третьим, но это лишь ненамного сокращает: разницу в очках между ним и лидером: итоговое же место остается по-прежнему шестым. Следующая гонка, в которой наш экипаж снова пришел на финиш третьим, передвинула его на 4-е место, но шансы продвинуться еще на строку выше и завоевать бронзу практически уже были потеряны. Для этого мало было победы в заключительной гонке. Нужно было еще, чтобы потерпели неудачу плотно обосновавшиеся на 2-м и 3-м местах датчане и шведы.
Этого чуда не произошло. Зато, наконец-то, можно было видеть, как умеет гоняться Виктор Потапов. Может быть, действительно, сыграли роль прибывшие новые паруса. Не исключено и другое: просто возможность сбросить сковывающее напряжение — терять уже нечего! — позволила нашему экипажу от старта уверенно вести гонку и добиться пусть уже ничего не значащей для конечного результата, но такой долгожданной победы.
Распределение мест в призовой тройке и в эти последние дни регаты изменений не претерпело. А. Велтер с блеском закончил соревнования, одержав победы в трех гонках и увеличив отрыв от серебряного призера П. Дуэ до 9 очков.
Технические результаты участников класса «Звездный»
1 — Манкин В., МузыченкоА., СССР; 24,7 (2, 1, 1, 5, I, 6, 7);
2 — Раудашль Х., Ферстл К., Австр.; 31,7 (1, 4, дискв., 3, 2, 1, 9);
3 — Горла Дж., Перабони А., Ит.; 36,1 (3, 3, 3, 4, 4, 2, 6).
4 — Сунделин П., Линдстрем X., Шв.; 44,7 (6,5,5, 1, 5, 7, 2); 5 — Кристенсен Е., Нильсен М., Дан.; 45,7 (4, 7, 12, 2, 6, 5, 1); 6 — Бинкхорст Б., Ванденберг Я., Нидерл.; 49,4 (10, 2, 2, 11, 3, 3, 10); 7 — Горостеги А., Бенавидес X., Псп.; 72,7 (7, 8, 7, 6, 7, 4, 12); 8 — Рихтер В., Энгельхардт О., ГДР; 83,7 (8, 13, 6, 13, 10, 9, 4); 9 — Соуза Р., Эрзбергер П., Враз.; 85 (9, 11, 8, 8, 9, 11, 5); 10 — Холовитц Д., Холовитц Т., ВНР; 87 (5, 12, 9, 7, 12, 8, 11); 11 — Таллберг П., Таллберг М., Финл.; 88,7 (12, 6, 4, 12, \ 11, 10, 13); 12 — Хольц Т., Малицки 3., ПНР; 89,7 (11, 10, 10, 9, н/ф, н/ф, 3); 13 — Витье Ж., Л’Уийе Ж., Швейц.; 95 (13, 9, 11, 10, 8, дискв., 8).
Технические результаты участников класса «Торнадо»
1 — Велтер А., Бьоркстром Л., Враз.; 21,4 (3, 1, 3, 6, 1, 1, 5);
2 — Дуэ П., Кьергорд П., Дан.; 30,4 (7, 2, 2, 3, 2, 5, 3);
3 — Марстрем И., Рагнарссон Й., ПГв.; 33,7 (1, 4, 7, 2, 6, 2, 4).
4 — Потапов В., Зыбин А., СССР; 35,1 (6, 3, 5, 4, 3, 3, 1); 5 — Ван-Валт-Мейер В., Брассер Г., Нидерл.; 39 (4, 5, 1, 5, 4, 6, 2); 6 — Нарко П., Сийра Ю., Фиил.; 47,7 (5, 6, 4, 1, 5, 4, 6); 7 — Поркерт X., Купфнер X., Австр.; 67,7 (2, 7, 6,—, 7,7,8); 8 — Штайнгросс У., Шрамме Й., ГДР; 82 (8, 8, 8, 7, 8, н/ф, 7); 9 — Крамер Б., Крюгер Я., ПНР; 89 (9, 9, 9, 9, 10, 8, 9); 10 — Пенчев Ц., Крастев К., НРБ; 94 (И, 10, 10, 8, 9, н/ф, 10); 11 — Килиман А., Лукиан К., СРР; 98 (10, 11, 11, 10, 11, 9, 11).
День десятый и последний
Итак, 29 июля финишем последней седьмой гонки регата XXII Олимпийских игр завершилась.
Информация об изображении
На трибунах зрители ожидают появления на табло информации об итогах завершающей гонки
Президент Международного союза парусного спорта Беппе Кроче, в свое время — было это в 1976 г. — принимавший участие в церемонии закладки нынешнего парусного центра, подвел итог огромной проделанной в Таллине работе: «Ходом регаты я очень доволен. Даже погода была идеальная, если не считать один безветренный день. Вся же подготовительная и организационная работа в целом — я имею в виду работу на дистанциях, в гавани, в Олимпийской деревне — была совершенной. Успехи, достигнутые за годы подготовки и в эти замечательные дни соревнований, просто великолепны! И главное — все у нас было здесь как в большой хорошей семье. Атмосфера была по-настоящему олимпийская, спортивная, дружественная, одним словом — очень хорошая!»
На трибунах зрители ожидают появления на табло информации об итогах завершающей гонки
К этому времени в столицу Эстонии прибыли 18 членов МОК во главе с президентом лордом Килланиными будущим президентом Хуаном Антонио Самаранчем, а также заместитель председателя Совета Министров СССР Игнатий Трофимович Новиков. Высокие гости осмотрели город, подробно ознакомились с новым парусным центром, а затем приняли участие в награждении победителей и торжественной церемонии закрытия регаты.
Лорд Килланин объявляет регату закрытой
И вот снова заполнены трибуны. Лорд Килланин произносит краткую прочувствованную речь. Президент МОК дает высокую оценку завершившейся регате в Таллинском заливе и многогранным усилиям ее организаторов. Он присоединяется к мнению доктора Кроче, что эта регата была лучшей из когда-либо проведенных. «С грустью» лорд Килланин объявляет парусную регату XXII Олимпийских игр закрытой.
Под залпы салюта опускается флаг с пятью кольцами, медленно гаснет Олимпийский огонь, десять незабываемых дней горевший над гаванью в Пирита. Звучит музыка. Девушки в национальных костюмах повязывают яхтсменам нарядные платки с изображением яхт на морской глади. А тем временем в гавани появляется множество парусов. Идут виндсерферы. На своих «Оптимистах» лавируют самые юные яхтсмены. Они направляются в сторону моря. Им продолжать традиции дружбы спортсменов пяти континентов, традиции честной спортивной борьбы во имя мира и дружбы на земле!