Очередная встреча в гостеприимной Лиепае
Очередные соревнования на приз сборника вновь — уже в четвертый раз — состоялись в латвийском городе рыбаков Лиепае. Сюда в середине июня съехались представители двадцати предприятий, выпускающих лодки, моторы и товары для отдыха на воде. Спортсмены шестнадцати из них боролись за обладание главным призом лиепайской встречи — «Золотым винтом», а, кроме того, четыре заводские команды параллельно выступали в соревнованиях на приз «Балтияс Дзинтарс», учрежденный рыболовецким колхозом «Большевик». Всего же, вместе со спортсменами, оспаривающими Кубок городов в гонках судов спортивных классов, в Лиепае собралось на этот раз рекордное число участников — около 3S0 человек!
Как обычно, особый интерес вызывала новая техника, которую показали в Лиепае предприятия. И показательно, что представители ряда заводов демонстрировали собравшимся, а недостатка в зрителях и болельщиках не было, новинки, которые даже не входили ни в один из предусмотренных программой соревнований классов. Это стало хорошей традицией наших традиционных встреч конструкторов и изготовителей техники с водномоторниками.
Что же нового можно было увидеть у причалов заводских команд, а затем и на трассах гонок!
Знакомство с серийным катером «Амур-3»
Пожалуй, наибольший интерес вызывали новые катера. Комсомолъский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарине впервые показал серийный катер «Амур-3», оборудованный поворотно-откидной колонкой (см. сборник №83). На предыдущей лиепайской встрече в гонках участвовал каютный вариант этого же катера — «Амур-2». Теперь присутствовавшие имели возможность не только познакомиться с новой открытой моделью, но и сравнить ее с хорошо известным «Амуром-М» — оба катера не только стояли рядом, но и пошли в гонки борт о борт. При тех же размерениях мореходные качества новой модели значительно лучше; стал более современным и строгим его силуэт, более просторным — кокпит. Естественно, угловая поворотно-откидная колонка обеспечивает существенные эксплуатационные преимущества «Амура-3» перед «Амуром-М». Отрадно и то, что при близком знакомстве с катером можно было обнаружить большое количество «мелочей», которые делают плавание на нем действительно комфортабельным и приятным. (Например, появились шкафчик под приборной панелью, по две полочки на бортах, боковая попка в носовом багажнике; сами борта зашиты теперь винилискожей на поролоне; тент укладывается в рундук под кормовым диваном; для якоря сделан специальный карман; плоское ветровое стекло снабжено открывающейся форточкой; предусмотрена откидывающаяся на поручне ступенька и т. п.)
«Гонки помогают создателям новой техники» — мнение конструктора
«Невозможно учесть все мелочи при проектировании,— говорит ведущий инженер-испытатепь И. В. Тхоренко.— В проводимой заводом работе по совершенствованию конструкции очень помогают и отзывы владельцев «Амуров» и участие катеров в различных гонках и походах. Неслучайно многие создатели «Амуров» сами являются капитанами!»
Как рассказывают представители комсомольского завода, предприятие старается держать свою новую продукцию под особым наблюдением. Все выпущенные в первом полугодии «Амуры-2» и «-3» взяты на двухлетнее гарантийное обслуживание.
На сегодня главная забота — угловая колонка, остающаяся уязвимым местом новых катеров. Забегая вперед, скажем, что участвующий в гонках катер без поломок прошел все три гонки. Лидеру соревнований — ленинградскому тримарану «С-54», имеющему почти вдвое более мощный двигатель, «Амур-3» уступал лишь немного — 2—3 км/ч. Нельзя не учитывать и то, что за рулем дальневосточного катера выступали новички, а «С-54» вели опытные мастера спорта. Так что во всех отношениях дебют «Амура-3» надо признать удачным!
«Ритм» — новинка, испытанная Олимпиадой
Информация об изображении
Катер «Ритм» Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения
Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения привез в Лиепаю не только уже знакомые здешним болельщикам (и читателям) нарядные мотолодки типа «Гамма», но и новинку — пластмассовый катер «Ритм» с рубкой-убежищем, специально спроектированный для обслуживания парусных соревнований. Остроскулый килеватый катер (5,4X2,2X0,95 м), оснащенный 100-сильным двигателем «М8ЧСПУ100», уверенно развивает даже с полной нагрузкой (500 кг или 5 пассажиров) — 42 км/ч. «Ритм» хорошо зарекомендовал себя на Олимпиаде (правда, как могли отметить зрители телерепортажей из Таллина, там использовалась модификация катера с угловой колонкой «Вольво-Пента»).
Катер «Ритм» Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения
Среди привычных силуэтов «Прогрессов» выделялась мотолодка новой модели — «Прогресс-4У» с высоким панорамным стеклом и увеличенной высотой борта. В будущем она заменит морально устаревшую модель одной из самых популярных в стране прогулочно-туристских лодок. «Обводы корпуса, оправдавшие себя, отработанные за многие годы выпуска «Прогрессов», остались практически такими же,— поясняет один из авторов лодки «-4У» А. Н. Мяздриков,— а вот весь «верх» — практически новый».
Благодаря появлению развитых комингсов кокпита существенно увеличились высота борта (на 40 мм у миделя и больше чем на 100 мм в корме) и общая жестокость корпуса. После маршрутной гонки в Лиепае и успешного завершения ресурсных испытаний на транец «Прогресса-4У» будет разрешено вешать два 30-сильных мотора. В то же время вес корпуса увеличился всего на 6 кг. Размещение блоков плавучести под палубой позволило ощутимо увеличить полезный объем багажных отсеков и одновременно повысить аварийную остойчивость лодки. И при осмотре этой модели можно отметить внимание конструкторов к таким «мелочам», о которых когда-то и не задумывались. На новом «Прогрессе» изменены расположение и конструкция уток и кормовых ручек: вытаскивать на берег или спускать лодку будет гораздо удобнее.
Хотя «Прогресс-4У» заметно отличается от предшествующей модели, цену предполагается сохранить прежней. Серийное производство может быть освоено уже во второй половине 1981 г. наряду с вариантом, оборудованным рубкой.
Новые модели с хорошо известной заводской маркой
А. Н. Мяздриков знакомит нас и с другими работами коллектива конструкторов — создателей «Прогрессов». Это в первую очередь — лодки для автомобилистов. Возможно, уже на XV соревнованиях будет показан металлический мини-катамаран, напоминающий носовую часть плавдачи «Дон». Его предполагается приспособить для движения как под мотором и веслами, так и под парусом. Другой вариант будущей картоп-лодки — уже имеющий название «Прогресс-авто» — практически воспроизводит в металле проект М. К. Качеева, удостоенный премии на конкурсе НТО имени А. Н. Крылова (см. сборник №77). Обводы корпуса — типа сани Фокса; возможна установка мотора мощностью до 12 л. с., масса лодки будет в пределах 42—45 кг, а ориентировочная стоимость — 240—250 руб. Попутно отметим, что сейчас с конвейера кроме «Прогрессов-4» ежегодно сходит до 500 лодок с индексом «Р», что означает «рабочая». Эта модификация для нужд народного хозяйства отличается тем, что мягкие сиденья заменены жесткими банками, для удобства работы уложены резиновые коврики и поставлены леера по планширю, предусмотрена возможность установки грузовой стрелы; допустимая мощность мотора уменьшена до 12 л. с. (такой вариант мог бы, очевидно, послужить и базой для выпуска в торговую сеть хозяйственно-рыболовной модели «Прогресса», однако это — отдельная тема!).
«Воронеж» продолжает совершенствоваться
На соревнованиях можно было познакомиться с работой коллектива Воронежского авиационного завода по дальнейшему совершенствованию «Воронежа» — одной из самых простых по конструкции, легких и дешевых мотолодок «4-метрового» класса. Существенно усилен транец; устранен стык листов днища, а значит — ликвидирована возможность появления здесь течи. Уменьшено количество болтов крепления крышек рецесса. Передняя банка крепится теперь не заклепками, а болтами.
Выполняя пожелания покупателей, на заводе приняли решение выпускать «Воронеж» в двух модификациях: в том виде, в каком лодка продается сейчас по цене 450 руб., а также укомплектованной тентом и ДУ —- по ориентировочной цене 580 руб. Конструктор В. А. Олейниченко рассказал о работе заводского КБ над несколькими модификациями плоскодонных металлических лодок типа «Джонбот». Таким образом, уже три завода обратились к идее производства простой хозяйственной лодки. Естественно, это настораживает. Думается, изготовителям следует обратить особое внимание не то, чтобы осваиваемые проекты не дублировали один другой, а качество лодок неизменно было высоким.
С конвейера сходят «Бакай» и «Таврия»
Большую работу в этом направлении проводит Херсонский судостроительный завод. На XIV соревнованиях снова можно было видеть алюминиевые «Бакай» и «Таврию», только если годом раньше они фигурировали как суда экспериментальные, то теперь это были снятые с конвейера серийные лодки. Меньше года потребовалось заводу, чтобы освоить их производство и довести конструкцию лодок. Так, проведенные ресурсные испытания показали необходимость подкрепления сварными кницами шпангоутов «Таврии». Сейчас корпус лодки уже усилен в соответствии с замечаниями участников испытаний и выступлений в Лиепае. «Бакай» планируется выпускать в двух модификациях — как гребно-моторную и дополнительно оборудованную парусом площадью 3 м2.
Пермский «Крым-3» завоевывает признание гонщиков
«Крым-3» — новая лодка Пермского судостроительного завода «Кама» — завоевывает на наших соревнованиях все большую популярность. Уже шесть экипажей боролось за «Золотой винт» на лодках этого типа — столько же, сколько и на «Нептунах-3», неоднократно получавших в последние годы «титул» самой массовой на наших гонках лодки. Высокая мореходность и поворотливость, возможность установить два мотора суммарной мощностью 60 л. с. и получить преимущество в скорости — заставляют гонщиков отдавать предпочтение этой мотолодке.
В промежутках между стартами у «Крымов-3», на которых выступали пермяки, особенно часто можно было видеть представителей завода «Кама» и конструктора ЦКБ «Нептун» В. А. Баснина. Этот интерес вполне понятен. Доработка конструкции продолжается, а кто, как не лидеры соревнований, сталкивающиеся в гонке с экстремальными условиями, могут первыми обнаружить слабые места!
Суровый экзамен морем на предыдущих соревнованиях дал свои плоды. Например, появились усиления между шпангоутами, перевязка их с килем (кстати, теперь все шпангоуты делаются цельными — штампованными); изменена конструкция соединения листов обшивки по скуле. И на этот раз, кстати сказать, балтийская волна помогла нащупать еще один уязвимый узел конструкции: у шп. 8 в районе гидродинамического удара появилась течь, побежали мелкие трещины. «Уверен, что ни у одного любителя во время нормальной эксплуатации лодки такого случиться не может,— заверил В. А. Баснин,— однако нам важно выявить самое слабое звено, чтобы, подкрепив его, добиться равнопрочности конструкции, чтобы не было того самого «тонкого» места, где что-то может «порваться» в тяжелую минуту».
Серийный класс мотолодок пополнила в этом году еще одна новинка, имеющая, кстати сказать, старое название. Речь идет о новосибирской «Оби-М», которую показал авиационный завод имени В. П. Чкалова. На прошлогодних соревнованиях она выступала в экспериментальном классе под названием «Обь-2», и в предыдущем репортаже мы уже знакомили читателей с ее отличиями от выпускающейся серийно в течение многих лет старой «Оби-М». Довольно значительные изменения коснулись в основном надводной части (отметим, дополнительно к перечисленному ранее, что на новой «Оби-М» установлены однорычажное ДУ реверсом и газом, ходовые и топовый огни; на переднюю панель выведена проводка для их включения). Днище пока практически не изменилось, но в дальнейшем, судя по планам завода, которому помогают сотрудники ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, существенной переработке подвергнутся и обводы.
Дебютировала новая серийная модель новосибирцев вполне удачно: обе лодки в своих классах заняли 4-е места.
«Олимпик» — перспективная модель XI пятилетки
Из сравнительно немногочисленных судов, заявленных в экспериментальном классе, заслуживает отдельного упоминания лодка, на которой выступали спортсмены команды из Калининграда. «Олимпик-Шквал» во второй раз выходит на лиепайские трассы. На XIII соревнованиях ему не повезло. Полностью переделанный, на этот раз он выступил намного удачнее и хорошо прошел все три гонки, финишировав в скоростной 10-миль-ной гонке вторым. Эта лодка является продолжением экспериментальной серии, разработанной ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова. Корпус (4,5X1,6X0,78 м) имеет отличающиеся от остальных судов 4-метрового класса выпукло-вогнутые обводы с килеватостью днища на транце 15° и рассчитан на установку двух моторов мощностью по 30 л. с. Отрадно, что промышленность, тщательно отрабатывая обводы «Олимпика», заранее готовит модель на перспективу — для освоения в будущем.
Принципиальные изменения в составе флота участников
Теперь несколько общих соображений о составе представленного в Лиепае флота. Пять-шесть лет назад подавляющее большинство участников выступало на в общем-то однотипных моторках: «Обь», «Днепр», «Крым», «Нептун-2». Гонщики самого младшего класса стартовали или на «надувнушках» или на старых «Казанках». Старшие же классы до 1975 г. вообще в судейских протоколах не упоминались, да и после этого не сразу набрали силу.
Теперь картина иная. Промышленность сумела отреагировать на изменения конъюнктуры и в результате к нашему среднему, кстати сказать, тоже обновившемуся классу, прибавился, с одной стороны, — целый класс тяжелых комфортабельных судов, а с другой,— серия легких автомобильных лодочек под маломощные моторы.
За последние годы трудный путь из экспериментального класса в серийный прошли «Нептун-3», «Казанка-5» и «Крым-3», каютные «Ладога-2», «Дон», «Сарепта», «Москва-2». В их совершенствовании — немалая заслуга «большой воды» в программе наших соревнований. Строки заводских инструкций о пригодности судов для выхода в море перестали быть пустой формальностью: балтийская волна заставила конструкторов еще и еще раз корректировать чертежи, а заводы — пересматривать свои обязательства перед покупателем, на деле заботиться о гарантиях.
«Бум» в младшем классе моторок
Репортажи с наших соревнований начала X пятилетки неизменно начинались сетованием на невозможность «собрать кворум» в младшем классе, на «беспризорность» большинства маломощных моторов. Сейчас же наметилась явная тенденция предприятий к освоению водных микролитражек, небольших и неприхотливых универсальных моторно-гребных лодочек (возникла, как уже не раз отмечалось, другая опасность, что часть этих осваиваемых лодок останется без моторов!). «Бакай», «Таврия», «Таймень», «Ерш», «Онега», «Автобот» — эти названия еще три года назад ничего не говорили. Сегодня же мы имеем серийные суда, готовые сопровождать семью в сколь угодно далеком автомобильном путешествии.
Пять моделей остаются без «своего» мотора
И тем не менее те наши моторно-гребные лодки, на которых разрешено устанавливать двигатели до 5 л. с., пока остаются «за бортом» спортивного соперничества. А ведь их уже больше пяти моделей, на них можно было бы разыграть звание абсолютного победителя! Этот вопрос прямо связан с проблемой маломощного мотора, возникшей в связи с необоснованным снятием с производства «Прибоя».
Есть еще один очень тревожный симптом — сокращение участников гонок в нашем пневматическом классе. Уже пять лет подряд мы не видели новой продукции уфимцев. В этом году и ярославцы, уставшие побеждать без соперников, ссылаясь на производственные трудности, тоже не прислали свою команду в Лиепаю. А ведь угасание этой страницы соревнований происходит на фоне с каждым годом возрастающего интереса любителей ко всем надувным судам, в том числе и моторным!
Было бы несправедливо говорить только о новых лодках и умалчивать о том, что не прекращается большая повседневная работа по совершенствованию привычных моделей. Многие серийные лодки, выступавшие в Лиепае в этом году, значительно отличаются от одноименных моделей 1975—1976 гг. выпуска.
Время подтвердило актуальность и необходимость проведения отдельной гонки на эффективность. Сейчас она превратилась в одно из центральных событий соревнований. Ведь ныне все чаще на первое место ставится задача не просто проехать быстрее, а проехать экономичнее, взяв с собой максимум груза — все, что нужно, скажем, в дальнем походе, чтобы экипаж имел максимум удобств. В этом году программа встречи пополнилась еще одним конкурсом, который призван выявить приспособленность прогулочных мотолодок для плавания на веслах.
Такие «специализированные» гонки и конкурсы помогают совершенствованию лодок, наглядно показывая слабые и сильные стороны каждой модели.
Потребительские качества мотолодок проверяются в гонках
Признанием же высоких потребительских качеств изделия в целом стало у нас в стране присвоение ему государственного Знака качества. Около десяти прогулочных судов уже удостоились этой чести, большинство из них — постоянные участники соревнований: это популярные «Прогресс-4», «Крым», «Нептун-3», «Казанка-5М2». Не все ладилось поначалу у их создателей, некоторым из них «доставалось» на страницах сборника, но тем приятнее, что конструкторы и производственники правильно восприняли критику.
Самодельные лодки в борьбе за приз рыбколхоза «Большевик»
Еще одна особенность, характерная для встреч в Лиепае,— это то, что часть программы отдана любителям водно-моторного спорта. Четыре года подряд команды клубов и стоянок разыгрывают между собой приз «Балтияс Дзинтарс». Не секрет, что нередко любители идут впереди промышленности, быстрее реагируют на новые веяния. Лодка, построенная по своему проекту с учетом каких-то оригинальных свежих идей, — яркий пример того, что может сделать человек, который смело творит на страх и риск, не связан рамками шаблонных решений и требований производства. Участники гоноки зрители-лиепайчане горячо болели, например, за экипажи элегантных «Викингов», «Пингвина», «Родео», построенных силами самих водномоторников. А конструктора-профессионалы подходили к авторам этих катеров и, искренне радуясь, отмечали целый ряд удачных решений.
Растет уровень спортивного мастерства
Отрадный факт — рост спортивного уровня гонщиков, в том числе и заводских. В судейских протоколах не редкость уже не только разрядники, но и мастера спорта, причем показательно, что многие добились этого звания на трассах гонок на приз «КиЯ». Например, только на торжественном открытии XIV соревнований звание мастера было присвоено пяти спортсменам. И не случайность то, что среди гонщиков много ветеранов, которые не пропустили ни одной встречи. Это, например, Александр Шаламов, Станислав Миленин, Александр Воеводкин. Многому они учились у известных в стране асов водно-моторного спорта — непременных участников наших соревнований в спортивных классах судов. Практически все заводские гонщики теперь работают с гребными винтами, а еще пять лет назад этим занимались только в двух-трех командах. Все лучше готовится техника. В этом году после старта морского марафона у берега не осталось практически ни одной лодки, хотя, например, спортсменам из Калининграда пришлось тут же на песке пляжа разбирать «заупрямившийся» «Нептун-23»...
Главный трофей соревнований — «Золотой винт» — оспаривали 20 полных команд. Характерно, что в этом году пермские моторостроители и судостроители, а также города — Сосновка и Казань выставили по две команды, а Калининград и Херсон даже по три: велико желание обезопасить себя от случайностей таким дублированием! Первая же часть программы — маршрутная гонка длиной 110,6 км вдоль морского побережья — показала справедливость подобного «осторожного решения».
Три года подряд своенравная Балтика вмешивалась в нормальное проведение гонки. Напетая шквалом с дождем, вздымаясь волнами, она по-своему распоряжалась графиком соревнований. Однако на этот раз — утром 16 июня море было сравнительно спокойным и хотя прогноз уже не обещал сюрпризов, а с берега тянул ровный зюйд-ост, гоня к горизонту морщинистую рябь, главный судья соревнований Д. Б. Островский решил младшие классы мотолодок Т-175 и Т-250 в море не пускать.
Валерий Цыплухин — прошлогодний победитель морской гонки, далеко опередивший тогда соперников на своем маленьком «Автоботе», с завистью провожал «старших» товарищей на старт. Однако и он одобрил осторожность главного судьи: в считанные минуты море способно разгуляться так, что скромных возможностей малых лодок окажется недостаточно...
В открытое море выходят 103 мотолодки
Как и в прошлые годы, морская гонка собрала вместе соперников, борющихся за «Золотой винт», и представителей 17 команд, оспаривающих приз «Балтияс Дзинтарс»: 103 мотолодки выстроились вдоль кромки пляжа!
Три выпущенные с интервалами в 5 мин зеленые ракеты поочередно выводят на трассу три стартовые группы мотолодок — Т-500, Т-700 и Т-1000. Ровной рокочущей цепочкой они дружно скрываются в пасмурной пелене моря.
В старшем классе двухмоторных лодок Т-1000 лидерство захватывают самодельные мотолодки латвийских любителей: лиепайский «Родео» и один из рижских «Викингов» уже через 20 мин первыми замыкают 25-километровый круг. Напомним, что «Викинг» Е. Слетина и У. Мигланса известен читателям по репортажу с XIII соревнований, а также по отдельной публикации в сборнике №85. «Родео» их постоянных соперников И. Плауманиса и Т. Шмикстса спроектирован на основе обводов мотолодки «Афалина», увеличенной до минимальных размерений, требуемых для участия в открытом классе соревнований на приз «Баптияс Дзинтарс». Этот легкий, чисто гоночный корпус под двумя 30-сильными «Вихрями» показал наивысшую скорость в море. Однако в жертву ходовым качествам явно была принесена прочность — к концу четвертого круга корпус «Родео» начал «трещать», стали отрываться продольные реданы. «Викинг» финишировал третьим с минимальным отрывом от победителей, несмотря на неоднократные перебои в системе зажигания мотора вследствие попадания морской воды.
Первыми приходят к финишу «Крымы-3»
Фаворитами морской гонки стали мотолодки «Крым-3». Выступавшие на них два экипажа Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова и один — Пермского судостроительного завода «Кама» стабильно прошли всю дистанцию и финишировали первыми среди мотоподок промышпенного выпуска. Разгулявшаяся к полудню волна все же нащупала в конструкции одного из «Крымов» слабое место — об этом уже говорилось выше, но не будем забывать, что средние скорости лидеров (кстати сказать — наивысшие за последние четыре года в море!) превышали 60 км/ч. Одинаково высокие результаты, показанные на этих трех мотолодках одного типа, наглядно свидетельствуют о ее больших скоростных и мореходных возможностях.
В классе Т-700 первенствовали «Нептуны-3». Предыдущие гонки в море помогли конструкторам этих лодок усовершенствовать и усилить конструкцию корпуса. Например, изменился узел перехода планширя в транец — теперь он стал скругленным, благодаря чему был устранен участок концентрации напряжений. Планируется провести дополнительные ресурсные испытания и получить разрешение на увеличение допускаемой мощности до 60 л. с. Это позволяет надеяться, что на XV соревнованиях «Нептуны-3» будут выступать в самом старшем классе.
Без поломок прошли морскую трассу все четыре катера. Ленинградский «С-54», возглавив гонку с первых же секунд, так и пришел на финиш первым. Как связанные один с другим, дружно закончили гонку оба «Амура» — старый и новый. Ниже своих возможностей выступил дебютант наших соревнований — пластмассовый «Ритм». Снятый буквально со стапеля за пару дней перед отъездом в Лиепаю, катер даже не побывал на воде — двигатель его не прошел обкатки. Не удивительно, что при встрече с морской волной корпус потек, экипаж всю дистанцию шел с открытыми шпигатами.
Моторостроители предпочитают «Днепр»
Спортсмены моторостроительных заводов имени М. В. Фрунзе и имени Я. М. Свердлова, выступающие в 500-кубовом классе, отдали предпочтение «Днепру». Напомним (об этом уже говорилось не раз), что у гонщиков, выступающих на этой лодке, в последние годы выработалась своя техника прохождения дистанции, используящая особенности плоско-килеватых обводов «Днепра»: с креном — на одной левой половине днища. Некоторые спортсмены даже сделали на транце дополнительный кронштейн, который позволяет смещать мотор влево и устанавливать его не вертикально, а перпендикулярно глиссирующей половине днища накрененной лодки. Так килеватая лодка практически превращается в плоскодонную со значительно уменьшенной смоченной площадью днища и выгодным — увеличенным — отношением L/B. Вполне понятно, что ни один любитель так эксплуатировать свою лодку не будет. Однако, поскольку пока правилами такой прием не запрещен, гонщики были вольны его использовать и первые четыре места в классе были взяты именно на «Днепрах».
Горькая неудача постигла экипаж «Днепра» под несчастливым номером 13: опытные куйбышевские спортсмены С. Миленин и В. Керженков, закончив морскую трассу с третьим результатом, были дисквалифицированы за утерю капота. Надо сказать, судейская коллегия в этом году строжайше наказывала любые нарушения правил: в итоге восемь результатов морской гонки были аннулированы!
Наращивая с каждым кругом преимущество, два экипажа на серийных мотолодках «Неман-2» под «Нептунами-23» финишировали первыми в 350-кубовом классе, опередив очень сильных соперников, выступавших на быстроходных «Афалинах».
Марафон финиширует без происшествий
Под мелким, сеющим дождем закончился морской марафон. «Гонка была интересной, происшествий и серьезных поломок нет, с погодой в море повезло», — так подытожил первый день соревнований главный судья. Но ведь всем и в первую очередь самому Д. Б. Островскому известно, что «везение» в море — это результат обобщения четырехлетнего опыта морских гонок, закономерный результат тщательной подготовки техники к встрече с таким грозным соперником, как Балтика, у которой случайно выиграть нельзя...
Скоростная 10-мильная гонка на Лиепайском озере
Десятимильная скоростная гонка следующего дня, по традиции проводимая на Лиепайском озере, особых неожиданностей не приносит: морской марафон уже определил лидеров! Первые четыре отмашки в классе Т-1000 получают «Крымы-3». Правда, в лидирующей группе оказывается и «Олимпик-Шквал», но это судно выступает в экспериментальном классе, результат которого не учитывается в командном зачете.
В следующем заезде приходится следить за борьбой сразу двух групп участников: судьи объединили класс Т-700 и катера. Силы лидеров обеих групп оказываются равными настолько, что они вступают в борьбу между собой. Вперед выходят «Нептун-3» ММПО «Красный Октябрь» (который был первым и в море) и «Амур-М» авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. От них явно отставал мощный катер «С-54», уступающий им в поворотливости и дельфинирующий на прямых участках дистанции.
Хорошее впечатление оставило сильное выступление «Прогресса-4Л» с экипажем из объединенной команды города Куйбышева: на протяжении всех трех дней лиепайских соревнований С. Верхолаб и В. Кириллов не покидали пятерку сильнейших.
Из-за большого числа участников суда, выступающие в 500-кубовом классе, разбили на две группы: серийные заводские лодки стартовали отдельно — в первом заезде, экспериментальные суда и лодки народного потребления спортивных команд — во втором.
Первые места занимают: «Крым-3; «Нептун-3», «Днепр» и «Неман»
В первом заезде самыми быстрыми вновь оказываются «Днепры» и... опять получает баранку экипаж «Днепра» под № 13: на этот раз С. Миленина и В. Керженкова, ушедших со старта вторыми, подводит двигатель. На всей дистанции очень острая борьба за 4-е место идет между «Воронежем» и «Неманом-2». Калининградцы, развивая на прямой более высокую скорость даже под менее мощным двигателем, успевают пересечь финишный створ раньше, но гандикап на большие размерения корпуса все-таки выводит вперед воронежцев.
В следующих заездах встретились спортсмены, выступающие в классах Т-350, -250 и -175. Среди них можно было видеть и трех дебютантов в серийном зачете: знакомые нам по прошлому году «Бакай», «Таврию» и «Автобот». Херсонские мины-моторки в скоростной 10-мильной гонке так и не смогли составить серьезную конкуренцию «Автоботу». Даже с участниками в «старшем» 350-кубовом классе «Автобот» под «Ветерком-12» спорил на равных: фактически он финишировал третьим, пропустив вперед лишь две «Афалины» с гораздо более мощными моторами. Это подтверждает высокие скоростные качества новой отечественной картоп-мотолодки (подробно об «Автоботе» в этом номере рассказывает конструктор В. В. Белых). Однако в следующей 5-мильной гонке с полной нагрузкой херсонцы взяли реванш, доказав, что они удачно реализуют идею экономичной лодки, способной эффективно идти под нагрузкой.
Самой быстроходной лодкой в классе Т-350 оказалась «Афалина». Количество экипажей, пересевших на лодки этого типа, в этом году еще более увеличилось. Жаль, что «Афалина» снята с производства и наш прогулочный флот лишился перспективной мотолодки!
Заключительным этапом соревнований на приз сборника была ставшая традиционной 5-мильная гонка с полной нагрузкой. Ее особенность — зачет по коэффициенту эффективности
— позволяет сопоставлять любые сочетания судов и моторов.
Результаты гонки этого года снова подтвердили, что конструкторам пока не удалось создать обводов, превосходящих по эффективности старую заслуженную «Обь». На сегодня ей равных нет: с 5 человеками на борту «Обь» казанских моторостроителей прошла трассу со скоростью 35,52 км/ч (К=987,4). Это лишний раз доказывает давно известную истину: не всегда стоит отказываться от старого ради нового!
Неожиданно высокий коэффициент эффективности К=897,3 показал херсонский «Днепр» с мотором «Вихрь-30»: с 5 человеками на борту средняя скорость его составила 40,42 км/ч; в обычных условиях рядовому любителю такие скорости явно недоступны).
Высокий результат «Бакая-1» и «Таврии» — соответственно К=868,0; 21,07 км/ч и К=831,0; 30,22 км/ч (с 3 чел. на борту) представляется вполне закономерным.
Сочетания лодка — мотор сдают экзамен на эффективность
Очень плотные и высокие результаты показаны и на катерах, однако к выводам об эффективности судов в этом классе следует подходить осторожно: ведь при расчете коэффициента К учитывается не полезная нагрузка, а полное водоизмещение, а у катеров грузоподъемность составляет меньшую долю водоизмещения, чем у мотолодок. Вполне понятно, что самыми эффективными оказываются младшие классы; с ростом размерений и мощностей труднее добиваться оптимального соотношения между энергетическими затратами, скоростью и грузоподъемностью. Показателен пример с «Кры-мом-3». Две однотипные лодки с одинаковой полной нагрузкой (6 чел.) выступали в разных классах, т. е. имели разную мощность. Экипаж пермских моторостроителей с двумя «тридцатками», выступавший в классе Т-1000, показал скорость на целых 10 км/ч выше, чем экипаж с «Камы», выступавший в младшем классе Т-700 с двумя «Нептунами-23», однако существенно проиграл ему по коэффициенту эффективности (716,3 и 735,1 соответственно).
Новый конкурс: гонка на моторках под веслами
Впервые программа соревнований пополнилась еще одной страницей — конкурсом эффективности эксплуатации лодок под веслами. Весла на современной мотолодке не менее важны, чем вспомогательный двигатель на яхте. Только весла могут помочь выбраться с акватории тесной стоянки, пройти мимо пляжа, подойти к незнакомому берегу, быстро убраться с судового хода при неисправном моторе. Поэтому надежность весел и удобство гребли постоянно должны быть в поле зрения конструктора мотолодки.
Задуманный редакцией конкурс и должен был дать сравнительную оценку ходовых качеств наших серийных моторок под веслами. Участникам предстояло, приняв старт с места по ракете, пройти 200-метровую трассу. Экипаж полностью укомплектованного судна с навешенным мотором (он мог быть откинутым) состоял только из одного человека, который должен был находиться на штатном месте гребца и пользоваться только штатными веслами. Результат этого конкурса в командном зачете не учитывался.
Информация об изображении
Участники впервые организованной в этом году гонки под веслами готовятся к старту
Девятнадцать серийных лодок выстроились на стартовой линии. Ракета — и в первые же мгновения после сигнала ровный строй разрывается. Сразу же набирают ход «Бакай-1», «Таврия», «Обь», «Воронеж». А вот аутсайдеры путаются в веслах, «гуляют» на курсе, вертятся на месте.
Участники впервые организованной в этом году гонки под веслами готовятся к старту
Больше всего достается гребцам на «Афалине» и «Нептуне-3», которые оборудованы веслом-гребком. (Так, спортсмен с ММПО «Красный Октябрь» после тщетной попытки на «Нептуне-3» выгрести против ветра, чтобы занять место на старте, был вынужден включить двигатель). Естественно, эти две лодки на финише оказались последними, показав соответственно скорости 2,9 и 2,4 км/ч. Разумеется, выгрести против течения или избежать аварийной ситуации на судовом ходу при таких скоростях движения нельзя. Видимо, конструкторы всех судов, оборудованных веслами-гребками (а это еще и «Сарепта», «Ладога-2», «Москва-2» и т. п.), должны еще раз вернуться к этому немаловажному для обеспечения безопасности на воде вопросу.
Очень жаль, что нельзя было увидеть под веслами «Сарепту», «Крым-3», «Казанку-5М2»: их экипажи не решились выйти на старт необычной гонки.
Конструктор «Воронежа» — сильнейший в гребле
Быстрее всех прошел дистанцию «Воронеж», за веслами которого сидел сам конструктор лодки В. А. Олейниченко: его скорость 6,4 км/ч; он опередил даже соперников в самом легком классе. Победителями в своих классах стали также «Прогресс-4У», «Обь», «Бакай» и «Таврия».
«золотой винт» вновь завоевывают пермские моторостроители
«Золотой винт» по итогам всех трех видов соревнований вновь завоевали спортсмены Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова. Они даже не дали приблизиться к счастливому обладанию главным трофеем никому из ближайших соперников; второе место было занято другой командой того же завода!
С явным успехом можно поздравить команды городов Херсона, Калининграда, Новосибирска, Куйбышева. По сравнению с предыдущими годами они смогли значительно подняться по строкам итоговой таблицы результатов.
Очень насыщенной была программа показательных выступлений, которым отводилось время в течение всех трех дней соревнований.
Конструктор В. И. Нелипа представил новую модификацию мотолодки «Крым» — «Крым-М» (см. сборник №78). Жаль, что ее экипаж не принимал участие в соревнованиях.
С особенностями новой серийной секционной лодки «Романтика-2» познакомили зрителей конструкторы Тушинского машиностроительного завода.
Впервые в показательных выступлениях участвовали представители Тюменского судостроительного завода: они привезли металлическую гребно-моторную лодку «Ерш» (см. сборник №87), которая ходила и под мотором и с подвесным парусом. Два типа таких парусов демонстрировали их земляки с моторного завода имени 50-летия СССР.
Новую модель 4-местного водного велосипеда многие испытали а действии.
«Гвоздь» показательной программы — гидроцикл «Каскад»
Очень интересную скоростную картоп-лодку на подводных крыльях — гидроцикл — показали спортсмены из города Горький.
И снова о парусах. Возможности уже серийного удобного для хранения и перевозки секционного виндсерфера «Мустанг» (см. сборник №87) продемонстрировал на морской волне его автор В. И. Нелипа.
Одиннадцать команд оспаривают спортивный Кубок городов
В розыгрыше спортивного приза — Кубка городов приняли участие 11 полных команд из Каунаса, Куйбышева, Ленинграда, Тарту, Клайпеды, Перми, Свердловска, Юрмалы и Алитуса; две команды выставила Лиепая как город — устроитель соревнований. В общей сложности на участие в заездах только в спортивных классах было заявлено 48 спортсменов.
Напомним, что в сборную команду города входят пять спортивных мотолодок — по две в классах SB (с рабочим объемом двигателя до 350 см3) и SC (до 500 см3) и одна в классе SB с водителем-юношей, а кроме того — две туристские мотолодки серийного производства классов Т-350 и Т-500. В командный зачет идет сумма скоростей, показанных всеми спортсменами на спортивных лодках — в серии 3X5 миль, а на туристских лодках — в морской маршрутной гонке и гонке на дистанцию 10 миль. Абсолютные победители в личном зачете в классах спортивных мотолодок определяются по сумме скоростей серии и отдельной личной гонки на 10 миль.
В 9.00 19 июня, точно по распорядку дня, начались заезды серии на трассе вокруг острова Аттекас. Но фактически борьба за обладание Кубком городов развернулась днем раньше: ведь лодки народного потребления уже участвовали в маршрутной морской гонке.
Первыми на старт выходят юниоры. Два круга, т. е. половину 5-мильной дистанции, лидирует спортсмен из Куйбышева В. Самыкин, а буквально на транце у него висит лиепайчанин А. Атматс, но в дальнейшем они меняются местами. Показав лучшую скорость дня 60,70 км/ч, выигрывает лиепайчанин. Во втором заезде соперники снова меняются местами — победителем становится Самыкин. В третьем заезде оба испытывают неполадки с моторами и, захватив лидерство со старте, финиширует первым К. Балединскас (г. Каунас). Победитель серии определился только после подсчета суммы скоростей: им стал тартусец Я. Пээл, который очень ровно провел все три гонки, хотя и не выиграл ни одной из них.
Первыми вступают в борьбу юниоры
Реальные шансы завоевать почетное звание абсолютного победителя соревнований имели только двое — Пээл и Атматс, прошедшие все гонки серии. Для победы любому из них достаточно было финишировать впереди другого. Но решающий заезд, проводившийся через день — 21 июня, сложился драматически для обоих этих претендентов.
Пээлу стартовать удалось только последним, в работе двигателя были слышны досадные перебои, после первого же круга он вынужден бып прекратить борьбу. Однако и Атматс сошел с дистанции! Восемь кругов успешно прошли только три спортсмена, но у них у всех уже имелась «баранка» хотя бы в одном из заездов. В конце концов вышло так, что по сумме скоростей, полученной Пээлом в серии, именно он и занял верхнюю ступень пьедестала почета.
А. Берницын был полон решимости оправдать ожидания. Он выступал на стеклопластиковой мотолодке с обводами глубокое V, спроектированной и построенной ЦКТБ ЦК ДОСААФ и оснащенной спортивной модификацией подвесного мотора «Привет-25С». Известность известностью, но и ни один из остальных спортсменов не собирался сдаваться без борьбы. Поэтому, когда взлетела стартовая ракета, почти одновременно все мотолодки оказались в довольно узкой стартовой зоне, «зажатой» берегами. В этой зоне и за ней образовалась толчея волн. В такой обстановке? очень трудно было удержать судно на курсе, сразу же произошло столкновение трех лодок. Одна из них, имевшая № 6, — была лодкой Берницына. Убедившись, что корпус не имеет пробоин, он вновь запустил мотор и продолжил гонку. К этому времени лидер — тартусец Ю. Рейнхольд — уже успел пройти полтора круга, почти треть дистанции. Максимум, чего успел добиться ленинградец, это уложиться в контрольное время.
Опасное столкновение вынудило судейскую коллегию, как и в прошлом году, разделить участников последующих заездов на две группы в каждом классе, а в 10-мильный заезд допускать только по 10 лучших спортсменов.
Это вынужденное решение, конечно, создало дополнительные тактические трудности для спортсменов, особенно для лидеров соревнований: ведь только после финиша и подсчета скоростей участников параллельной группы могла стать ясна картина в классе — становились известны результаты всех соперников.
Авария на старте не мешает победе ленинградца А. Берницына
Берницын легко выиграл оба последующих заезда, продемонстрировав прекрасные ходовые качества лодки. Он показал очень высокую среднюю скорость — около 71 км/ч. На финише он опережал ближайшего конкурента почти на целый круг. Секрет успеха — оптимальное сочетание лодки, винта и мотора и, конечно, мастерство спортсмена! С такой скоростью можно поспорить с «Архимедами» и «Вольво-Пентами» на чемпионате Европы. Лодка показала хорошие результаты не только на относительно «гладкой» воде в день проведения серии, но и в 10-мильном заезде, когда вдоль трассы дул сильный порывистый ветер, ходила довольно крупная волна. Этот заезд Берницын также выиграл и таким образом стал абсолютным победителем соревнований в классе SB. В последнем заезде он даже имитировал «упорную» борьбу с каунасцем М. Пакулисом: имея явное преимущество в скорости, намеренно пропускал соперника вперед, затем стремительно нагонял его и обходил на повороте на каждом из кругов дистанции. Видимо, гонщик проверял в конкретной гоночной обстановке способность лодки делать рывки, поведение ее на волне и поворотливость.
Новая лодка получает высокую оценку
Единодушное мнение, сложившееся у спортсменов и зрителей: лодка и мотор очень удачны, чем скорее они пойдут в серию и станут доступны нашим спортсменам, тем лучше для советского водно-моторного спорта!
Случайное разделение участников на группы (для более обоснованного просто не хватало времени) сделало так, что основные претенденты на звание абсолютного победителя в классе SC — тартусец А. Раудва и куйбышевец М. Зайчиков оказались в двух разных стартовых десятках. Раудва попал при этом в несколько более выгодное положение: стартовал во второй группе, уже зная результат соперника.
Поединок этих двух мастеров международного класса был исключительно напряженным. Зайчиков легко выиграл первый заезд — на финише он на целый круг опередил основную группу спортсменов. Его скорость очень высока — 72,31 км/ч. Во второй группе А. Раудва так же уверенно вышел вперед сразу после очень плотного старта и тоже финишировал почти на круг раньше конкурентов, показав даже еще несколько более высокую скорость — 72,49 км/ч.
Но у Зайчикова, видимо, есть запас мощности: зная по хронометражу своего тренера режим движения соперника в первой гонке, теперь — во втором заезде — он более чем на 1,5 км/ч увеличивает скорость и показывает наивысший результат соревнований — 74,58 км/ч! У Раудвы, похоже, запас мощности был уже исчерпан. Хотя и он несколько прибавил хода, но по сумме результатов впереди оказался Зайчиков.
Исход дуэли должен был решиться в третьем заезде. И здесь-то Зайчиков сделал непростительную тактическую ошибку. Имея явное преимущество в абсолютной скорости, да, к тому же, и запас в 1,4 км/ч по сумме скоростей двух гонок, он совершил фальстарт и, конечно, был дисквалифицирован. Конечно, понятно желание чисто, «под ракету» взять старт и выиграть на этом 1—2 сек, но такой риск был бы оправдан в проигрышной позиции, когда есть смысл ставить на карту все. Теперь Зайчиков лишил себя не только возможной победы в серии, но и шансов на абсолютную победу: он уже не мог еще раз помериться силами с Раудвой в личной гонке только потому, что... не попал в десятку лучших и оказался за чертой финалистов.
Алдур Раудва выигрывает поединок
Естественно, зная о неудаче основного соперника, Раудва в заключительном заезде не рисковал: он взял старт в общей группе — даже несколько позади, к концу первого круга постепенно вышел в число лидеров и спокойно закончил гонку с очень скромной, но победной скоростью — 66,96 км/ч. Предельно расчетливо и хладнокровно провел он и 10-мильную гонку и заслуженно сохранил за собой звание абсолютного чемпиона наших соревнований в классе SC еще на год.
Кубок городов едет в Ленинград
В командной борьбе за Кубок городов вновь, после длительного перерыва, одержали верх ленинградцы. Напомним, что на прошлогодних соревнованиях ленинградская команда набрала наибольшее количество очков в спортивных классах судов, но отсутствие в ее составе мотолодок народного потребления, естественно, не позволило реально претендовать на официальную победу. На этот раз команда была в полном составе, а успех гонщиков в спортивных классах закрепили их товарищи на лодках народного потребления.
Явно ниже своих возможностей выступил обладатель Кубка городов прошлого года — команда Куйбышева, сумевшая занять только 9-е место.
Командные результаты гонок на судах народного потребления
(Первые десять мест)
- 1 — Пермский моторостроительный завод имени Я. М. Свердлова, I команда (372 очка; абсолютное 2-е место в классе Т-500; абсолютное 1-е место в классе Т-1000); переходящий лриз редакции сборника «Золотой винт»; переходящий приз судостроителей за наивысшую скорость;
- 2 — Пермский моторостроительный завод имени Я. М. Свердлова, II команда (355 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-500; абсолютное 2-е место в классе Т-1000);
- 3 — Казанское моторостроительное производственное объединение, II команда (289 очков; абсолютное 2-е место в классе Т-350);
- 4 — Херсонский судостроительный завод, I команда (275 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-500);
- 5 — III команда г. Калининграда (272 очка; абсолютное 1-е место в классе Т-350);
- 6 — Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова (272 очка);
- 7 — Объединенная команда г. Куйбышева (261 очко; абсолютное 3-е место в классе Т-700);
- 8 — Московское машиностроительное производственное объединение «Красный Октябрь» (254 очка; абсолютное 1-е место в классе Т-700);
- 9 — Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова (252 очка);
- 10 — Сосновский судостроительный завод, I команда (250 очков; абсолютное 2-е место в классе Т-700).
Результаты соревнований на приз «Балтияс Дзинтарс»
Командные результаты
(первые шесть мест)
1 — Лиепая, Гор. холодильник; 450; 2 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова; 436; 3 — Куйбышевское моторостроительное объединение им. М. В. Фрунзе; 381; 4 — Лиепая, рыболовецкий колхоз «Большевик»; 342; 5 — Калининград; 305; 6 — пос. Роя, рыболовецкий колхоз «Банга»; 288.
Личные результаты
(первые три места; указаны места в маршрутной, 10-мильной и 5-мильной гонках и сумма очков за три гонки)
Мотолодки Т-350: 1 — М. Зайчиков, С. Праслов; КМПО им. М. В. Фрунзе (1, 3, 2); 185; 2 — Т. Лея, А. Кронбергс; «Банга», Роя (2, 6, 6); 144; 3 — В. Усов, К. Шпер-линг; Калининград (4, 5, 5); 130.
Мотолодки Т-500: 1 — А. Шаламов, А. Жиряков; Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова (1, 3, 3); 180; 2 — Э. Малиновские, Д. Круминьш; Лиепая, «Большевик» (3, 2, 2); 170; 3 — Г. Вирга, И. Вирга; Лиепая, Холодильник (2, 5, 4); 155.
Мотолодки Т-1000: 1 — И. Плауманис, Т. Шмикстс; Лиепая, Холодильник (1, 2, 2); 195; 2 — А. Воеводкин, Е. Николаев; ПМЗ им. Я. М. Свердлова (2, 5, 3); 160; 3 — Е. Слетин, У. Мигланс; Рига, з-д «Страуме» (3, 3, 4); 136.
Результаты спортивных команд городов
1 — Ленинград (981,13); 2 — Каунас (933,05); 3 — Тарту (913,82); 4 — Лиепая, p/к «Большевик» (913,02); 5 — Лиепая, СТК (781,98); 6 — Клайпеда (618,42); 7 — Алитус (469,35); 8 — Куйбышев (458,69); 9 — Пермь (370,62); 10 — Свердловск (320,49); 11 — Юрмала (148,42).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(первые три места; указаны сумма скоростей и максимальная скорость, показанная в гонках)
Мотолодки SB (юноши). Серия 3X3 миль: 1 — к. м. с. Я. Пээп, Тарту; 175,39 (58,97); 2 — I р. А. Атматс, Лиепая; 161,03 (60,70); 3 — II р. К. Балединскас, Каунас; 115,0 (58,28); 10 миль: 1 — II р. К. Балединскас; 56,24; 2 — к. м. с. В. Кузнецов, Ленинград; 55,87; 3 — I р. Г. Пиеплис, Алитус; 52,64.
Абсолютный победитель к. м. с. Я. Пээл; 175,39.
Мотолодки SB. Серия 3X5 миль: 1 — м. с. м. к. А. Берницын, Ленинград; 795,40 (70,89); 2 — м. с. Айр Раудва, Тарту; 185,15 (62,59); 3 — к. м. с. Н. Евдокименко, Ленинград; 182,02 (61,92); 10 миль: 1 — м. с. м. к. А. Берницын; 60,62; 2 — м. с. М. Паку лис, Каунас; 60,40; 3 — м. с. Ю. Рейнхольд, Тарту; 58,63.
Абсолютный победитель м. с. м. к. А. Берницын; 256,02.
Мотолодки SC. Серия 3X5 миль: 1 — м. с. м. к. Алдур Раудва, Тарту; 212,45 (73,00); 2 — м. с. С. Сабо, Ленинград; 195,43 (66,53); 3 — к. м. с. А. Аугулевичус, Каунас; 192,07 (65,21); 10 миль: 1 — м. с. м. к. Алдур Раудва; 66,56; 2 — м. с. С. Сабо; 65,03; 3 — к. м. с. А. Аугупевичус; 64,34.
Абсолютный победитель м. с. м. к. Алдур Раудва; 279,01.