Встреча в Нарве собрала спортсменов и представителей 19 предприятий страны, занимающихся выпуском моторов и судов — лодок и катеров. Однако характерно, что в борьбе за самый главный приз наших соревнований — «Золотой винт» — участвовало на 19 заводских экипажей меньше, чем в предыдущем году. Поредели самые представительные ранее «старшие» классы Т-1000 (было заявлено всего три судна) и Т-700 (только одно). Это не случайность: в нынешних сложных условиях спрос на тяжелые мотолодки и мощные подвесные моторы во многих районах страны упал, торговая сеть такие лодки и моторы не заказывает, заводы теряют интерес к разработке их новых моделей.
В этом есть доля вины и самой промышленности. Так, моторостроители практически прекратили работы по дальнейшему повышению экономичности подвесных моторов, снижению шумности, уменьшению их влияния на окружающую среду. Качество изготовления многих прогулочных мотолодок уже не соответствует уровню цен. Некоторые предприятия вместо активного поиска выхода из создавшегося положения заняли выжидательную позицию или поспешили прекратить производство лодок и моторов.
И опять-таки не случайно — гонки в классе катеров выглядели интереснее и оказались даже более представительными, чем в предыдущие годы. Это было закономерным результатом большой работы по повышению качества продукции, которую продолжают предприятия, выпускающие катера для продажи населению.
Половина выступающих в этом классе экипажей пошла в гонку на популярных «Амурах». Впервые спортсмены Комсомольского - на-Амуре авиационного завода им. Ю. А. Гагарина представили одновременно все четыре модели, которые на сегодня поставляются торговле. Их выступление придавало яркую зрелищность соревнованиям в целом. На этот раз техника дальневосточников была отлажена безупречно, заметно выше стал и уровень их чисто спортивной подготовки. Применение на катерах выхлопных коллекторов новой конструкции увеличило рабочую мощность двигателей «М-412» почти на 3 л. с. Команда заводчан много поработала над подбором и доводкой гребных винтов. Благодаря всему этому существенно возросли скорости: «Амуры» практически на равных боролись с «соперниками», оснащенными двигателями почти вдвое большей мощности.
Все четыре круга — 104 км — маршрутной гонки в устье Наровы лидировал и финишировал первым с отличным результатом (средняя скорость — 56,09 км/ч) «Амур-3» с угловой колонкой, номинальная мощность двигателя которого на 40 л. с. меньше, чем 100-сильного «ЛС-5», занявшего 3-е место. В дружный финиш дальневосточных катеров (1, 2, 4, 5-е места) смог «втиснуться» один только этот ленинградский экипаж.
Катер «ЛС-5» не смог развить максимальную скорость. И это не было неожиданностью. Из-за неудачной конверсии взятого за основу «зиловского» двигателя на «М8ЧСПУ 100» поддерживать полные обороты не удавалось — плохо работала-система охлаждения (температура воды оказалась близкой к критической), значительными были утечки из системы смазки (за одну эту гонку пришлось долить почти 5 л масла). По этой же самой причине ниже своих возможностей выступили ленинградцы на двух других катерах «С-55», во время гонки пришлось менять помпу экипажу «ЛМ4-87М» Свирской судоверфи. На всех этих катерах стояли те же двигатели.
Думается, это тот самый случай* когда проверка техники на трассе гонок дала наглядный, очевидный результат: двигатель «М8ЧСПУ-100» строгого экзамена не выдерживает! Заметим, что катера с такими же двигателями выпускаются для народного хозяйства страны. Сигнал из Нарвы о низкой надежности «М8ЧСПУ-100» — серьезное предупреждение моторостроителям Богородского механического завода!
Из числа новинок, которые по сложившейся традиции привозят на наши соревнования предприятия, выпускающие товары для отдыха на воде, отметим мотолодку «Тренер». Ее выпуск налаживает Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения специально для обслуживания соревнований и тренировок гребцов. От уже известной серийной «Гаммы» (см. «КЯ» №85) новая модель отличается увеличенной шириной и измененной конструкцией палубы. Эта лодка, разработанная специалистами предприятия по заданию Спорткомитета СССР, должна заменить поставляемую из ГДР тренерскую мотолодку. К обводам обслуживающих судов, которые работают среди низкобортных «академичек» и каноэ, предъявляются специфические требования. Главное, чтобы мотолодка при движении не поднимала большой волны, была настолько остойчивой, чтобы можно было спокойно оказывать помощь гребцам опрокинувшейся лодки. Естественно, такие мотолодки проигрывают в скорости: «Тренер» не претендовал на призовые места. Плохо другое: по тщательности отделки корпуса и по общему внешнему оформлению новая лодка уступала прототипу.
Ряд судов, уже участвовавших в предыдущих гонках в качестве экспериментальных (металлические «Кама-2» и «Обь-3», пластмассовая «Пчелка», надувной «Орион-25», катер «С-55»), уже были представлены читателям в прошлых репортажах. Здесь остановимся лишь на отдельных конструктивных изменениях некоторых серийных моделей. Например, мотолодка «Крым-М1» изготовляется теперь из более практичного и в то же время менее дорогого материала — сплава АМг4; это позволит снизить розничную цену лодки примерно на 30%, что, надо полагать, скажется благоприятно на решении вопроса о дальнейшей судьбе модели.
Тюменские судостроители усиливают корпус своего «Ерша»; теперь на этой 2,6 метровой лодочке можно будет ставить не только «Салют», но и 8-сильный «Ветерок». Это, несомненно, расширит круг любителей, желающих приобрести «Ерш», хотя даже в теперешних трудных условиях сбыта эта лодка продается весьма успешно. Бросаются в глаза и некоторые мелкие усовершенствования конструкции «Ерша». Так, угольник по планширю заменен более технологичным штампованным гофром.
Соревнования в 500-кубовом классе мотолодок были очень интересны тем, что в них встретились три поколения популярнейших «дюралек» типа «Обь», выпускаемых Новосибирским авиационным заводом им. В. П. Чкалова. Зрители смогли в реальных условиях трех различных по характеру гонок увидеть их минусы и плюсы, сравнить старые и новые модификации, всесторонне проследить тот путь, который прошли создатели «Оби».
Если на кольцевой скоростной трассе самая первая модель «Оби» имела явное преимущество, опережая «Обь-М» на 6, а новую «Обь-3» — на 3 км/ч, то в гонке с полной нагрузкой она от них отставала. Можно с уверенностью сказать: если бы заезд проходил в плохую погоду, отрыв был бы не 1,6—2 км/ч, а гораздо больше, так как новая модель намного лучше приспособлена к тяжелым условиям эксплуатации. Благодаря применению тримаранных обводов и увеличению ширины днища повышена грузоподъемность «Оби», улучшены поворотливость и ходовые качества на волне. Изменилась и конструкция кормовой части корпуса: по бокам от рецесса появились удобные закрытые отсеки, куда уже без труда встают штатные бензобаки.
Жаль, что, как и на XVI встрече, новая «Обь-3» участвовала лишь в качестве экспериментальной: серийный выпуск новой модификации все еще не освоен. Думается, представителям торговли стойле бы по достоинству оценить работу новосибирцев и дать заводу соответствующий заказ, который экономически оправдывал бы освоение новинки.
Когда гул моторов на акватории затихал, на Нарове появлялись паруса. На воду выходили разборный парусно-гребной тримаран «Янтарь» и секционный швертбот «Стрекоза» (см. КЯ» №105), с которым уверенно управлялся молодежный экипаж.
На воде демонстрировалась и другая новинка, которая уже начала поступать в торговую сеть: речь идет о разборной секционной байдарке из алюминиевого сплава (см. «КЯ» №105). К сожалению, и дизайн, и отделка этой легкой на ходу лодки оставляют желать лучшего — не соответствуют высоким требованиям, которые покупатель предъявляет сегодня к товарам народного потребления.
Из моторостроителей новинки демонстрировали только москвичи. Представители машиностроительного завода «Салют» привезли новые подвесные моторы «Салют-2» и «Салют-23», подготовленные к серийному выпуску. Моторчики имеют надежное электронное зажигание, не загрязняющий воду карбюратор без поплавка, не встроенный, а отдельный бензобак. Удельный расход горючего — 400 r/л. с. ч. Фактическая мощность несколько увеличена до 2,5 л. с. Применена система впуска горючей смеси с лепестковыми клапанами. Моторы, в отличие от старого «Салюта» и «Спутника», имеют реверс. Они будут снабжаться тремя типами гребных винтов: грузовым, скоростным и специальным винтом для крейсерского режима плавания.
Словом, создан по существу новый и более совершенный — надежный, экономичный, с пониженным уровнем шума и воздействия на окружающую среду -— мотор малой мощности. Ориентировочная цена его — 210 руб.
Судьба главного переходящего приза соревнований «Золотой винт» в течение ряда последних лет решалась по существу единоборством команд пермского ПО «Моторостроитель» и Сосновского судостроительного завода. На этот же раз первенство завоевала команда ДОСААФ города Калининграда, выступавшая на мотолодках типа «Неман-2» (именно эта лодка оказалась в Нарве «самой массовой» и показала себя в числе самых быстроходных среди одномоторных моделей) и «Автобот».
Калининградцы приехали в Нарву с твердым намерением победить. Они привезли наибольшее число полных команд (три) и участвовали в гонках в пяти из семи классов. Все их экипажи выступали с хорошо подобранными винтами, которые благодаря специальной подвеске мотора работали в полупогруженном режиме. Тщательная подготовка плюс настоящая спортивная напористость принесли свои плоды. Калининградцы стали абсолютными победителями в классе Т-350; хороший вклад в командную «копилку» очков сделал и другой калининградский экипаж —- П. Дементьев и В. Сидельник (2-е место в том же классе). Наконец, «Автобот» с «Ветерком-12», управляемый их одноклубником В. Цыплухиным, во всех трех гонках, дающих зачет в розыгрыше «Золотого винта» (маршрутной, 5-мильной скоростной и с полной нагрузкой) неизменно финишировал первым.
В классе Т-350 запомнились также яркие выступления еще двух экипажей: московских гонщиков из ММПО «Красный Октябрь» и ярославских — из ПО «Ярославрезинотехника».
Неоднократные победители и призеры наших соревнований москвичи О. Хрусталев и В. Стрельцов готовились выступать на своем «Нептуне-3» в классе Т-700 — с двумя фирменными «Нептунами-23». Однако малое число участников в этом классе даже в случае победы не принесло бы весомых очков в командный зачет. Поэтому было принято необычное решение: стартовать на сравнительно тяжелой и крупной лодке под одним мотором, т. е. выступать в классе Т-350. Моторостроители, однако, сумели и с одним «Нептуном-23» показать отличные результаты во всех трех видах соревнований: маршрутную гонку они прошли со средней скоростью 39,15 км/ч; в кольцевой 5-мильной — показали неплохой результат 33,84 км/ч; в гонке с полной паспортной нагрузкой их «Нептун 3» глиссировал с пятью человеками на борту со скоростью 25,63 км/ч. В итоге спортсмены заняли 3-е место в суммарном, абсолютном зачете, доказав, что при хорошей подготовке и на крупной лодке достаточно иметь один мотор.
Ярославский экипаж в составе Л. Егоров — В. Казаков, выступая на экспериментальной надувной мотолодке с жестким пластмассовым днищем «Орион-25», в обеих кольцевых гонках показал наивысшие в своем классе абсолютные скорости: 44,64 и 35,10 км/ч. Только то, что их «Орион» в серию пока не пошел, не позволило им стать абсолютными победителями соревнований.
В классе Т-1000 все три заявленных экипажа выступали на одинаковых мотолодках «Крым-3», так что решающими факторами стали подготовка моторов, доводка гребных винтов, ну и, конечно, спортивные качества гонщиков. Неожиданностей не произошло: опытные спортсмены — пермские и куйбышевские моторостроители заняли 1-е и 2-е места; изготовителям «Крыма-3» — судостроителям пермского завода «Кама» досталось 3-е место.
В целом спортивная борьба за «Золотой винт» была острой и интересной. И надо отдать должное возросшему мастерству заводских спортсменов: не было протестов, практически не было сходов с дистанции. Особенно хочется отметить яркое выступление спортсменов с авиазавода им Ю. А. Гагарина, которые впервые сумели войти в тройку призеров.
Разрабатывая проект положения о соревнованиях на новый приз «Золотые весла», специалисты ЦКБ «Нептун» исходили из основных требований, которые в настоящее время предъявляются к малым универсальным — гребно-моторным — и чисто гребным судам: они должны быть легки на ходу под веслами, хорошо приспособлены к переноске и перевозке.
Трассу на Нарове участники проходили дважды: по течению все шли на веслах; против течения желающие могли идти под мотором, если на лодку разрешена его установка, но сначала им пришлось бы затратить определенное время, чтобы поставить мотор на транец. На заключительном этапе все должны были перенести лодку, а кое-кто и мотор, на себе — от места подхода к берегу до линии финиша.
Гонка прошла очень азартно, бурно и не очень четко (сказалось, надо признать, отсутствие опыта проведения таких соревнований и, как следствие, недоработки положения). Кто-то из зрителей метко заметил, что соревнование следовало назвать не «Золотые весла», а «Веселые весла». Как бы то ни было, удовольствие получили и участники, и зрители.
Участники выступали как на чисто гребных лодках («Таймыр», «Таймень»), так и на гребно-моторных («Язь», «Ерш», «Кефаль», «Пелла», «Утенок-3», «Мечта»). Стартовал вместе с ними и упоминавшийся уже тримаран «Янтарь», серийно не выпускающийся. И отметим сразу: только два экипажа решились на установку подвесных моторов на свои «Кефаль» и «Мечту», однако это не дало им никаких преимуществ, особенно на сухопутном участке...
Калининградский экипаж «Янтаря» (В. Трофимов, А. Пехтелев, А. Хадусенко) со старта уверенно захватил лидерство и стал победителем. Только на финише их начал нагонять экипаж, выступавший на каноэ «Таймыр» и занявший 2-е место с большим отрывом от пришедшего третьим тюменского экипажа ^а «Ерше». Четвертым финишировал экипаж ММПО «Салют» на разборной байдарке «Таймень». Последней пришла складная дюралевая «Мечта», которая, несмотря на всю самоотверженность экипажа (А. Антоневич — А. Исакович), упорно не хотела идти против ветра.
Переходящий приз «Спорт» оспаривали семь сборных команд городов в трех классах судов — 32 гонщика со спортивной квалификацией не ниже кандидата в мастера.
Заслуженную победу одержала команда Ленинграда, в 1982 г. бывшая только второй из шести. Ленинградские спортсмены м. с. Н. Евдокименков и м. с. С. Сабо по сумме скоростей, показанных в серии гонок 3X5 миль и в 10-мильной гонке, стали абсолютными победителями соревнований в классах SB-350 и SC-500 соответственно. В юношеском классе SB среди шести стартовавших участников оказался сильнейшим к. м. с. Н. Казанецких из Свердловска; скорости, показанные им и в серии и в 10-мильной гонке, мало отличались от лучших результатов взрослых спортсменов.
Для популяризации соревнований на приз «КиЯ» в будущем было высказано пожелание разрешить участвовать в них и спортсменам, имеющим I разряд. Это позволит шире привлекать перспективную молодежь, предоставит ей возможность для более быстрого спортивного роста.
В соревнованиях на приз «Балтияс Дзинтарс» участвовало 17 команд. Основная борьба развернулась здесь между старыми соперниками — пермскими спортсменами ПО «Моторостроитель» (в 1982 г. они были победителями) и лиепайскими водномоторниками рыбколхоза «Большевик».
На этот раз серийный «Крым-3» заводчан с двумя 30-сильными «Вихрями», на предыдущей встрече одержавший убедительную победу, пришел лишь третьим. Тогда моторостроители решили дать бой и взять реванш в свободном классе T-1000-SF (лодки самостоятельной постройки). Экипаж в составе В. Хиревича и А. Шаламова привез в Нарву оригинальную мотолодку, проект которой был разработан на основе опубликованных в «КиЯ» чертежей «Радуги-41» конструкции Ю. Зимина (только без спонсонов). С двумя 30-сильными «Вихрями» эта новая лодка развила наивысшую скорость в серии гонок 2X5 миль и лишь по оплошности механика (перекачал бензин и залил свечи на старте) оказалась только четвертой в «маршрутке». Тем не менее занятое на самодельной лодке 2-е абсолютное место принесло заводской команде необходимые для победы зачетные очки. Почетный трофей «Валтияс Дзинтарс» снова был вручен пермским моторостроителям.
Гонки свободного класса, по традиции входящие в программу борьбы за этот приз, всегда привлекают наибольшее число зрителей: здесь можно видеть и высокие скорости и оригинальные прогулочно-туристские суда. На этот раз в классе T-1000-SF было заявлено восемь очень интересных судов. Особенно хочется отметить понравившееся и судьям и зрителям выступление Евгения и Александра Смирновых из Риги. Привлекала внимание их мотолодка с обводами по типу «саней Фокса», оснащенная двумя «Нептунами-23». Это не первое выступление Смирновых на соревнованиях. Постоянная кропотливая работа по доводке корпуса и гребных винтов дает плоды: они заняли 4-е место, причем это — отнюдь не плохой результат, поскольку все соперники, которых они пропустили вперед, шли с гораздо более мощными силовыми установками из двух «Вихрей-30». Лодка Смирновых развила в маршрутной гонке скорость 54,07 км/ч.
Пять дней — с 9 по 14 августа — длилась борьба водномоторников на Нарове.
Несмотря на то, что Нарва впервые принимала участников таких сложных по составу программы водно-моторных соревнований, а времени на их подготовку отпущено было мало, встреча прошла четко и организованно. В этом большая заслуга городских властей и горкома ДОСААФ. Судейская коллегия, возглавляемая энтузиастом водно-моторного спорта А. Пихельгасом, справилась со своими далеко не простыми обязанностями.
Результаты соревнований на приз «Золотой винт»
Командные результаты: 1 — СТК, г. Калининград; 2 — Комсомольский-на-Амуре авиазавод им. Ю. А. Гагарина, I команда; 3 — Пермское ПО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова; 4 — Московское машиностроительное ПО «Красный Октябрь»; 5 — Куйбышевское моторостроительное ПО им. М. В. Фрунзе; 6 — Комсомольский-на-Амуре авиазавод им. Ю. А. Гагарина, И команда.
Победители в личном зачете: Т - 1 7 5 — б/р Н. Баданов, г. Калининград; Т-250 — к. м. с. В. Цыплухин, г. Калининград; Т-350* — к. м. с. В. Белых, б/р П. Пыжов, г. Калининград; Т-500* — м. с. А. Жиряков м. с. Ю. Крыночкин, г. Пермь; Т-700 — м. с. В. Ткач, б/р А. Власов, Л-д; Т-1000 — к. м. с. В. Разорвин, м. с. В. Леденцов, г. Пермь; катера — б/р В. Матросов, б/р В. Коблов, г. Комсомольск-на-Амуре.
На приз «Спорт»
Командные результаты: 1 — г. Ленинград (сумма скоростей — 894,77 км/ч); 2 — г. Куйбышев (679,38); 3 — г. Свердловск (645,97); 4 — г. Тарту (631,58); 5 — г. Лиепая, p/к «Большевик» (579,80); 6 — г. Нарва (265,80).
Абсолютные победители в классах: SB (юноши) — к м. с. Н. Казанецких, г. Свердловск, 252,10 (61,39); SB — м. с. Н. Евдокименков, Ленинград, 259,55 (62,75); SC — м. с. С. Сабо, Ленинград, 271,83 (66,90).
На приз «Золотые весла»
Командные результаты: 1 — г. Калининград; 2 — Судостроительный 'завод «Пелла», Лен. обл. (I команда); 3 — Тюменский судостроительный завод; 4 — ММПО «Салют», Москва; 5 — Судостроительный завод «Пелла» (II команда); 6 — завод «Ленинская кузница», г. Киев.
На приз «Балтияс Дзинтарс»
Командные результаты: 1 — ППО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова, 434 очка; 2 — Лиепая, p/к «Большевик», 426; 3 — г. Роя, p/к «Банга», 363; 4 — Молкомбинат, г. Лиепая, 316; 5 — Харьюский клуб водно-моторных ралли, г. Таллин, 314; 6 — Автотранспортное предприятие № 16, г. Лиепая, 297.
Абсолютные победители в классах: Т-350 — м. с. Д. Круминьш, к. м. с. А. Фрейманис, p/к «Большевик», г. Лиепая; Т-500 — м. с. Г. Вирга, к. м. с. Э. Вирга, АТП-16, г. Лиепая, Т-1000 (серийные суда) — к. м. с. О. Берганс, I р. В. Зандере, p/к «Банга», г. Роя; Т-1000 SF (суда самостоятельной постройки) — к. м. с. К. Кивиранд, к. м. с. Р. Кууск, СТК, г. Йыгева.
* В классах, отмеченных звездочкой, указаны абсолютные победители соревнований. В остальных классах звание абсолютного победителя не разыгрывалось из-за малого числа участников (по положению необходимо участие в гонках не менее пяти экипажей в каждом классе).