До сих пор отечественная промышленность специальных лодок для обслуживания тренировок и соревнований по академической гребле не выпускала, опыта их проектирования практически не было никакого. Между тем, подобное судно должно удовлетворять ряду специфических требований. Например, обводы корпуса должны быть такими, чтобы в широком диапазоне скоростей от 15 до 45 км/ч мотолодка не создавала сильной волны, мешающей гребцам. Лодка должна быть исключительно маневренной и легко управляемой, так как ей приходится работать на тесных акваториях, насыщенных гребными судами. Кроме того, требуется хорошая приемистость, высокая скорость для возможности сопровождения судов на дистанции; лодка должна быть легкой и удобной в эксплуатации; ее внешний вид должен соответствовать современным требованиям технической эстетики.
Надо добавить, что при проектировании «Гаммы» учитывалась и возможность ее использования для прогулок и туристских походов. Это потребовало обеспечения достаточной мореходности, а от планировки лодки — максимального использования внутренних объемов для размещения снабжения и багажа.
Удовлетворить все перечисленные требования полностью в лодке ограниченных размерений, рассчитанной на один подвесной мотор, оказалось очень трудно, поэтому при создании «Гаммы», в первую очередь мы удовлетворяли требования, предъявляемые к мотолодке как к обслуживающему судну.
Основные характеристики мотолодки «Гамма»
Длина наибольшая, м | 4,0 |
Ширина наибольшая, м | 1,6 |
Высота борта на миделе (до привального бруса), м | 0,65 |
Мощность подвесного мотора, л. с. | До 50 |
Размеры кокпита, м | 1,95X1.25X0,65 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Масса без мотора и топлива, кг | 160 |
Скорость с мотором «Вихрь-30», км/ч: | |
с одним водителем | 52,5 |
с полной нагрузкой (4 чел.) | 42 |
Корпус «Гаммы» имеет довольно сложные обводы тримаранного типа в носовой части, переходящие в килеватые обводы с отгибом скулы (типа «крыло чайки») в корме. При движении мотолодки в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, а кормовая волна незначительна благодаря малой ширине транца по скуле. На максимальных скоростях волнообразование снижается за счет отгиба скулы в кормовой части корпуса.
Ширина корпуса по скуле на миделе составляет 1,1 м, на транце — 1 м. При таком довольно узком корпусе было необходимо уделить особое внимание обеспечению достаточной начальной остойчивости. Остойчивость «Гаммы» обеспечивается три-маранными обводами и довольно большим развалом бортов; конструктивно начальная остойчивость повышается также снижением центра тяжести катера за счет максимального понижения уровня пайолов.
Днищевые ветви шпангоутов выполнены выпуклыми, что обеспечивает жесткость форм днища. Два продольных редана, помимо повышения гидродинамического качества корпуса, придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода на волне; спонсоны исключают при этом забрызгивание кокпита.
Общая планировка кокпита выбрана из условий удобного размещения в нем четырех пассажиров и получения относительно носовой центровки, предпочтительной для выбранных обводов корпуса мотолодки. Четыре кресла (по два с каждого борта) типа «спина к спине» раскладываются в два спальных места. Кресла по левому борту сдвинуты к ДП на 80 мм, по сравнению с положением кресел правого борта, для обеспечения большей свободы водителю. Проход между основаниями кресел шириной 300 мм позволяет свободно перемещаться по кокпиту. В основаниях сидений устроены рундуки объемом 1,00x0,50x0,30 м по правому борту и 1,00x0,58x0,30 м по левому борту. По бортам, между зашивкой кокпита и обшивкой, имеются карманы для хранения мелких вещей.
В кормовой зашивке кокпита сделан вырез для доступа к объему под моторной нишей, где установлен стационарный топливный бак емкостью 50 л, а по бортам приклеены блоки плавучести. Этот вырез закрывается откидным столиком, который фиксируется в горизонтальном положении специальными упорами. Заправочная горловина топливного бака выведена на палубу по правому борту. Питательный штуцер топливной системы выведен на кормовую зашивку моторной ниши. Размеры моторной ниши выбраны максимальными по ширине, что позволяет при необходимости устанавливать на «Гамму» два подвесных мотора.
Наклонное ветровое стекло окантовано П-образным алюминиевым профилем, а в ДП подкреплено стойкой. Перед носовым креслом по правому борту установлен поручень, который при посадке в лодку используется как подножка. Покрытие носовой палубы сделано нескользящим. Подпалубный объем в носовой части мотолодки предназначен для хранения багажа.
На «Гамме» установлено дистанционное управление производства Калужского турбинного завода. Трос рулевого управления проходит между бортом и зашивкой кокпита. В районе бортовых карманов трос рулевого управления оттягивается специальными роульсами; благодаря этому трос не виден сквозь вырезы и не мешает пользоваться ими. Рычаг дистанционного управления реверсом и газом установлен на бортовой зашивке кокпита слева от кресла водителя. Тросы управления также спрятаны между корпусом и зашивкой кокпита.
Для швартовки мотолодки на палубе установлены три утки — одна носовая и две кормовые. Для транспортировки на корпусе закреплены три подъемных рыма — один носовой и два кормовых (на транце).
Конструктивно мотолодка состоит из двух основных секций: оболочки корпуса и оболочки палубы, объединенной с внутренней зашивкой. Эти две секции формуются в отдельных матрицах с предварительным нанесением на рабочие поверхности форм декоративного слоя. Для формовки используются смола марки НПС-609-21М и стеклоткани марок СЭ-01, ТИ1-ГВС-9 и ТР-0, 56-ГВС-9. Толщина оболочки секции корпуса 3—4 мм, вес 55 кг. Толщина оболочки секции палубы 2—3 мм, вес 45 кг.
Днищевой набор корпуса выполнен в виде двух стеклопластиковых коробчатых стрингеров, приформовываемых при помощи «мокрых» угольников.
После установки на корпус и палубу закладных деталей и арматуры эти две секции склеиваются между собой по бортовому фланцу и по днищевому набору. После склейки фланец обрезается в чистый размер и закрывается специальным поливинилхлоридным профилем. Бортовые карманы шьются из винилискожи и приклеиваются к внутренней поверхности корпуса и зашивке кокпита резиновым клеем. Кромки вырезов карманов заделываются П-образным декоративным профилем.
Ходовые испытания «Гаммы» проводились на Финском заливе и на Неве. Мотолодка испытывалась с подвесным мотором «Вихрь-30» со штатным гребным винтом. С одним водителем на борту скорость составила 52,5 км/ч, с двумя человеками — 48 км/ч, с тремя — 45 км/ч, с четырьмя — 42 км/ч. Время разгона мотолодки до полной скорости составляло 4—10 с в зависимости от нагрузки. Радиус циркуляции на малом ходу 3—4 м, на полном — 8—10 м.
Новая мотолодка имеет достаточную статическую и динамическую остойчивость. На полном ходу при самой резкой перекладке руля мотолодку перевернуть практически невозможно.
Мореходные испытания «Гаммы» проводились при высоте волны от 0,5 до 1,2 м. При ходе под любыми курсовыми углами к волне палуба и кокпит абсолютно не забрызгиваются. «Гамма» довольно мягко преодолевает волну, а скорость, по сравнению с ходом на тихой воде, снижается незначительно. При ходе с максимальной скоростью по высокой волне корпус мотолодки часто полностью вылетает из воды, гребной винт начинает кавитировать, что заставляет сбрасывать газ и затем снова разгонять мотолодку, благодаря установке на мотор полупогруженного винта с большим шагом удалось избавиться от кавитации, но лодка стала менее приемистой и более чувствительной к нагрузке.