Лодка «ЛР-01» предназначена для широкого круга любителей отдыха на воде — рыбаков, охотников, туристов-водников. В этом проекте конструкторы пытались соединить эксплуатационные достоинства разборной байдарки (высокая транспортабельность, простота хранения), малой моторной лодки (возможность плавания с подвесным мотором) и универсальной открытой гребной лодки с распашными веслами. Насколько нам известно, кроме 3-метровой плоскодонной разборной моторки конструкции В. И. Брызгалова (см. сборник №29), рассчитанной на самостоятельную постройку, ничего подобного у нас не разрабатывалось. Наша лодка рассчитана на мотор меньшей мощности (2 л. с. вместо 10 л. с.) и значительно легче, чем упомянутый мини-катер В. И. Брызгалова; она осталась больше похожей на рыбачий челнок.
Основные данные лодки «ЛР-01»
Длина наибольшая, м | 3,6 |
Ширина наибольшая, м | 1,27 |
Высота борта на миделе, м | 0,45 |
Высота транца, м | 0,38 |
Грузоподъемность, кг | 250 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,15 |
Масса со снабжением, кг | 35 |
Лодка «ЛР-01», как и разборные байдарки, имеет цельную мягкую оболочку, надеваемую на несущий дюралевый разборный каркас. Поперечный набор каркаса состоит из задающих форму корпуса лодки пяти трубчатых шпангоутных рамок и транца, вырезанного из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм и усиленного накладками из многослойной фанеры. Транец рассчитан на установку лодочного мотора типа «Салют» («Спутник»). Продольный набор каркаса состоит из кильсона (килевой фермы), восьми трубчатых стрингеров и фальшбортов, носового штевневого блока и трубчатого мидельвейса. Все узлы и детали каркаса защищены антикоррозийными покрытиями. В конструкции лодки использованы кронштейны шпангоутов, крючки, скобы крепления фальшбортов, хвостовики стрингеров, стыковочные втулки и другие детали, разработанные для байдарок «Таймень». Таким образом, узлы соединений унифицированы с принятыми для этих байдарок.
Имеются две поперечные банки трехслойной конструкции — из фанеры и пенопласта; наряду с жесткостью корпуса они обеспечивают и дополнительную плавучесть лодки. Слани изготовлены из деревянных реек.
Весла с уключинами использованы от дюралевой разборной лодки «Мечта», выпускаемой Московским машиностроительным заводом «Салют», с той лишь разницей, что они увеличены по длине на 300 мм за счет дополнительной вставки. Весла выполнены разборными и имеют стандартные уключины.
Для полного обеспечения безопасности на воде в комплект лодки должны быть введены три термоупаковки с поддувом воздуха (одна в носу и две по бортам в районе шп. 4), гарантирующие непотопляемость лодки в любых ситуациях и одновременно служащие надежной защитой уложенных в них вещей от воды. Стоит ввести в комплект и два спасательных жилета, якорь и пластмассовый черпак.
Лодка «ЛР-01» со всем снаряжением упаковывается в один мешок — рюкзак. Сравнительно небольшие габариты упаковки (1,20X0,55X0,4 м) позволяют перевозить лодку любым видом городского транспорта. Естественно, что такой пакет свободно размещается на верхнем багажнике легкового автомобиля.
Время сборки, зафиксированное на межведомственных испытаниях, составило 40 мин; на полную разборку и упаковку ушло всего 15 мин.
Испытания лодки «ЛР-01» проводились на Клязьминском водохранилище в сентябре 1977 г. по программе, разработанной в ЦЛСТ согласно ГОСТ 19356—74 «Суда прогулочные гребные. Методы испытаний». Проверялись непотопляемость и аварийная остойчивость лодки, ходовые качества на веслах и с подвесным мотором «Салют». Во время ходовых испытаний под мотором погода была ветреная, высота волны достигала 0,5 м; лодка продемонстрировала достаточно высокие для таких условий мореходные и маневренные качества. Циркуляция составила 1—1,5. корпуса.
При испытаниях в благоприятных условиях скорость лодки с предельной нагрузкой (250 кг) составила 7 км/ч, с одним водителем и снаряжением (общий вес 150 кг) — 9 км/ч.
По результатам испытаний межведомственная комиссия рекомендовала лодку «ЛР-01» к освоению в серийном производстве, однако по целому ряду причин проект так и не был использован. По нашему мнению, подобная лодка заинтересовала бы многих любителей отдыха на воде и к вопросу о ее выпуске стоило бы вернуться. Интересно узнать по этому поводу мнение читателей сборника.