В цепом архитектурно-конструктивный тип яхты «Фёст-22» соответствует той концепции, которой в последние годы следуют многие создатели мини-крейсеров: яхта имеет высокий борт, большую ширину и относительно широкий транец. Все это обеспечивает максимальный объем подпалубных помещений и свободу для работы экипажа в кокпите при ограниченных габаритных размерах судна.
Основные данные яхты
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 6,58/5,80 |
Ширина наибольшая/по КВЛ, м | 2,50/2,05 |
Высота надводного борта в носу/корме, м | 0,80/0,69 |
Осадка макс. швертом/килем, м | 1,58/1,14 |
Водоизмещение полное/без экипажа, кг | 1790/1370 |
Площадь, м2: | |
стакселя (1) | 10,48 |
гануэзского стакселя (2) | 16,22 |
стакселя № 1 | 7,25 |
грота (3) | 9,83 |
Максимальная площадь парусности S (2+3), м2 | 26,05 |
Обмерная площадь парусности (1+3), м2 | 20,31 |
Площадь боковой проекции погруженной части, м2 | 2,58 |
Общая смоченная поверхность М, м2 | 10,55 |
Отношение S/M | 2,47 |
Призматический коэффициент φ | 0,53 |
Силуэт яхты характеризуется высоким надводным бортом с прямой, слегка понижающейся к корме линией борта, невысокой «обтекаемой» рубкой, наклоненным в нос транцем я прямым форштевнем. Плавные круглоскулые обводы корпуса имеют значительную полноту, в особенности в корме, чтобы компенсировать смещение центра тяжести назад при расположении всего экипажа в кокпите.
Корпус яхты собран из двух основных секций — собственно корпуса и палубы с рубкой и кокпитом. Для армирования полистироловой смолы использована стеклоткань с окрашенными (для удобства контроля толщины формуемой детали) волокнами. Соединение секций выполнено на отфланцовке ширстрека и закрыто декоративным профилем из алюминиевого сплава, который служит также невысоким фальшбортом. Для увеличения жесткости корпуса под мачтой установлена поперечная переборка. Другими элементами, повышающими жесткость корпуса, являются отформованные основания коек, рундуки и стенки ограждения кокпита. Детали, формуемые отдельно, вклеиваются в корпус полосами стеклоткани в два слоя.
«Фёст-22» выпускается в двух вариантах — с постоянным килем весом 430 кг и с тяжелым поворотным швертом весом 400 кг. Первый вариант проще по конструкции и дешевле, однако наибольший интерес представляет именно второй вариант, имеющий определенные эксплуатационные преимущества.
В обоих вариантах площадь проекции киля одинакова и составляет 0,65 м2, но эффективность шверта на лавировке выше, чем постоянного киля, благодаря большему удлинению (полная же осадка выше на 0,44 м). При повороте шверта его площадь не изменяется, поскольку ось поворота расположена у самого днища корпуса и у кормовой кромки шверта. При повороте шверт не втягивается внутрь колодца, а укладывается кормовой кромкой вдоль днища яхты, что позволяет уменьшить осадку яхты вдвое — с 1,58 до 0,76 м — и проходить мелководье, если не в лавировку, то полными курсами. Выбранная конструкция и форма шверта позволили уменьшить до минимума и размеры швертового колодца.
Сам поворотный киль — шверт — представляет собою профилированную чугунную отливку. Поворот его при опускании или подъеме осуществляется винтовым механизмом с вертикальной осью, приводимым во вращение съемной рукояткой; это устройство расположено внутри каюты на кормовой части колодца, отформованного заодно с основным корпусом яхты. Для полного подъема шверта из крайнего нижнего положения необходимо сделать 35 оборотов рукоятки. Во избежание появления значительных напряжений в корпусе яхты и в самом теле шверта при резких ударах о твердый грунт в механизм подъема встроено предохранительное соединение, которое ломается при опасной перегрузке и позволяет килю свободно откидываться назад и к днищу.
Удлиненное перо руля, навешенное на транец на трех петлях, может быть поднято вверх для уменьшения осадки. Румпель сделан относительно коротким, что обеспечивает большую Свободу передвижения экипажа в кокпите, однако снабжен шарнирным удлинителем.
По левому борту на транце установлены две металлические планки для крепления подвесного мотора; по-походному мотор хранится в рундуке под кормовой банкой кокпита.
По обеим сторонам рубки и кокпита на палубе предусмотрены про-ходы-«потопчины» шириной 360 мм, позволяющие свободно перемещаться вдоль яхты. Судно оборудуется леерным ограждением и носовым трубчатым релингом.
Открытый кокпит достаточно просторен для размещения в нем четырех человек, причем, как уже отмечалось, посадка яхты при этом сохраняется нормальной — без дифферента. Комингсы кокпита служат удобными спинками для сидящих на продольных банках. В днище кокпита и в кормовой части продольных банок отформованы желобки — ватервейсы, вода из которых сливается через два побортно расположенных шпигата за транец.
Подпалубные помещения яхты рассчитаны на плавания вчетвером. Двуспальная койка в изолированной носовой каюте «собирается» из пяти съемных крышек-подушек, причем задняя средняя подушка (трапециевидной формы) при уборке постели поворачивается вокруг петель на левом борту и фиксируется вертикально, обеспечивая проход к рундуку под носовой частью койки (в нем может быть установлен компактный «морской» гальюн).
Высота в свету в средней части судна — 1,47 м; ширина прохода между широкими койками-диванами кормовой каюты — 0,80 м. В средней части, у подмачтовой поперечной переборки, разделяющей каюты, устроен камбузный блок: по правому борту от прохода установлена плита с карданным подвесом, а по левому борту в массивный ящик (стенкой его в швертовом варианте служит колодец) встроены цистерна пресной воды, раковина для мытья и сетки для провизии. Ящик накрыт поворотной (и съемной) доской, которую можно использовать в качестве штурманского стола. Эту же доску можно снять и закрепить на верхней ступеньке трапа, ведущего в кокпит, чтобы получить обеденный стол.
Значительные объемы для хранения провизии, парусов и личного имущества экипажа предусмотрены в рундуках под койками, в пространстве под кокпитом и на попках вблизи камбузного блока.
Яхта вооружена бермудским шлюпом с примерно равной площадью грота и стакселя. Расстояние между центром парусности и центром площади бокового сопротивления составляет 15,52% длины судна. Максимальная площадь парусности (грот плюс генуэзский стаксель) — 26 м2. Рангоут изготовлен Из легкого сплава.
Фаловые лебедки смонтированы на крыше рубки и обслуживаются из кокпита. Ходовой конец талей оттяжки гика имеет эксцентриковый стопор, также установленный на крыше рубки. Утки для крепления шкотов утоплены в нишах на бортовых стенках кокпита.
На форштевне установлена оковка, представляющая собой одновременно якорный клюз с роульсом, киповую планку, обух для крепления штагов и галсовых углов передних парусов, а также прочный конструктивный элемент для подкрепления передней стойки релинга и защиты от повреждений верхней части форштевня.
Испытания ходкости и маневренных качеств яхты показали, что она устойчиво держится на курсе при различных условиях плавания. Однако под максимальной парусностью — с гротом и генуей — при скоростях выше 3 узлов возникают довольно большие нагрузки на пере руля, что сопровождается соответствующим ростом усилий на румпеле. При скорости ветра свыше 5 м/с управление также затрудняется (это может быть следствием укорочения румпеля).
В целом яхта демонстрирует высокие ходовые и мореходные качества при свежем бризе и волнении; несколько хуже ее маневренные качества при слабых ветрах. Например, при лавировке под одним гротом очень важно набирать достаточную скорость перед каждой попыткой сделать поворот.
После доводки конструкции серийные яхты типа «Фёст-22» могут оказаться одними из наиболее популярных на рынке мини-крейсеров длиною до 7 м. Стоимость яхты в варианте со швертом с основным оборудованием составляет 47800 франков, с дополнительным оборудованием — 54700 франков.