Судя по редакционной почте, интерес к использованию парусов на серийных гребных и моторных лодках постоянно возрастает. Отчасти это можно объяснить ограничениями, вводимыми в ряде мест на эксплуатацию мотолодок с подвесными моторами. Парус же позволяет расширить сроки плавания на любительских судах, а заодно и приобщиться к древнему искусству управления парусником, почувствовать себя ближе к первозданной природе. В других случаях именно желание оказаться наедине с ветром и волной без помощи десятков лошадиных сил, заключенных в цилиндрах мотора, заставляет любителей оснащать парусами свои лодки, подчас совершенно не приспособленные для плавания под ними. По-видимому, и в ближайшем будущем наиболее реальной возможностью стать капитаном парусника будет использование выпускаемых промышленностью серийных лодок (либо постройка настоящего швертбота по проектам, опубликованным в сборнике).
Публикуя эту подборку, редакция далека от мысли рекомендовать все приводимое здесь в качестве оптимальных решений. Это, скорее, наиболее простые и общедоступные, выполнимые в условиях домашней мастерской, примеры вооружения лодок парусами. Читателям предоставляется возможность критически оценить каждое публикуемое предложение и использовать наиболее рациональное из них при оборудовании парусами своих лодок.
В этом уже можно рассчитывать на определенную помощь промышленности: в начале этого года в магазины стали поступать первые партии универсального подвесного паруса, выпускаемого Тюменским моторным заводом имени 50-летия СССР (см. стр. 39). Правда, расширению его производства и поставок в торговую сеть очень мешает ограниченный выпуск наиболее подходящей синтетической ткани из лавсана (проблема, которая уже начинает беспокоить и предприятия, занятые производством виндсерферов и парусных судов другого типа). К сожалению, текстильная промышленность плохо реагирует на постоянно растущую потребность в специальной парусной ткани, а ведь помимо судов, выпускаемых нашими двумя верфями, ежегодно большое число яхт импортируется из ПНР, и эти яхты также нуждаются в дополнительных парусах, замене вышедших из строя и т. п.
Знакомясь с примерами оснащения лодок парусами, следует учесть несколько общих замечаний. Прежде всего, необходимо реально оценивать площадь парусности, которую может нести данное суденышко.
Универсальное правило, обеспечивающее безопасность, таково: площадь парусов не должна превышать значения (1÷1,3)LхB (м2), где L — длина по ватерлинии, В — ширина (м). Верхний предел коэффициента 1,3 можно применить только к непотопляемой и запалубленной по бортам лодке с высотой борта более 300 мм.
Второе правило: при площади парусности до 5 м2 нецелесообразно делить ее между двумя парусами, следует вооружать лодку одним парусом. Малые паруса существенно теряют в тяге вследствие перетекания воздуха из зоны повышенного давления на наветренной стороне паруса в зону разрежения на подветренной стороне. Чем больше общая длина кромок паруса, тем больше потери. Таким образом, вооружение Г. Г. Степановым лодки «Дельфин» гротом площадью всего 1,4 м2 и стакселем 1 м2, кроме лишних забот рулевому с парой стаксель-шкотов ничего не дает. К тому же, треугольные паруса сшиты, видимо, из очень грубой и сильно растягивающейся ткани.) В данном случае лучше было бы применить один парус площадью 2,5 м2 рейкового или шприитового типа. Проблематично, чтобы столь короткая лодка со значительной смоченной поверхностью смогла эффективно двигаться в бейдевинд, при котором целесообразны бермудские паруса. Представляется также завышенной площадь шверцев и рулей.
Рациональным зерном в конструкции Г. Г. Степанова можно признать устройство двух рулей, позволяющее навесить между ними подвесной мотор и иметь его всегда готовым к действию. Подобную конструкцию можно видеть на моторно-парусных судах все более и более часто.
Моторный парусник из полиэтиленовой лодки «Дельфин»
Комплектом лодка «Дельфин» — мотор «Салют» я пользуюсь уже несколько лет. Лодкой доволен. Помню только один случай, когда она подвела: при сильном ветре грести стало невозможно из-за того, что капроновые уключины начали разгибаться и не фиксировали весел. Постепенно модернизируя свою лодку, я за три навигации превратил ее в моторно-парусное судно.
В носовой части поставил развитый треугольный козырек длиной около метра. Во-первых, это увеличило полезную площадь лодки: сюда вынесены спасательный круг, якорь и фары. Очень важно, что встречная волна теперь подкидывает нос лодки, причем козырек гасит все брызги; попадающая же на него вода свободно выливается через шпигаты у бортов. Козырек играет роль бушприта, на котором ставится стаксель. Козырек сделан в виде каркаса из труб, снаружи обшитого тонким дюралевым листом.
При плавании под парусами лодка управляется двумя дюралевыми рулями. Система для навешивания рулей, жестко связанная с подмоторным кронштейном, сделана из трубок ∅14X1.
Подготовка к выходу под парусами выглядит так. Четырьмя болтами М12 к фланцам на корпусе лодки крепятся кронштейны трубчатой (∅31X2) шверцбалки, на ее концы навешиваются шверцы. В гнездо (стандерс высотой 300 мм) на шверцбалке вставляется мачта из дюралевой трубы, раскрепляемая штагом и парой вант из медного антенного тросика. Ставятся рули.
При выбранных размерах парусов (грот имеет площадь 1,4 м2, стаксель — 1 м2) и расположении шверцев на оси мачты «Дельфин» устойчиво идет по курсу. Лишь в свежий ветер приходится немного отклонять шверцы назад, чтобы лодка пе приводилась. К сожалению, паруса у меня получились с большим пузом, поэтому лодка имеет большой дрейф, лавировать на ней по извилистой реке довольно тяжело.
При подходе к пологому берегу шверцы поднимаются и укладываются на привальный брус.
При плавании с мотором очень удобен приставной удлинитель румпеля (до размера 1210 мм от оси поворота). Такой румпель дает возможность плавать на лодке в одиночку без большого дифферента и регулировать угол атаки днища благодаря возможности свободно перемещаться по лодке.
Опыт показал, что высота верхней кромки подмоторного транца от воды не должна превышать 180 мм, иначе к высоко расположенному гребному винту будет подсасываться воздух, лодка пойдет рывками.
Материал корпуса лодки — полиэтилен — оказался довольно прочным. Три года назад при перевозке в автофургоне лодка получила царапины глубиной до 1,5—2,0 мм, однако и в таком состоянии успешно эксплуатируется по сей день. Лодку часто перетаскивали волоком и по траве и по песку, однако никаких новых повреждений не обнаруживается. Хранится она в подвешенном состоянии под потолком отапливаемого зимой бокса. Летом, по крайней мере 30% времени навигации, она находится на плаву. Никаких последствий старения материала от действия тепла, света, прямых солнечных лучей и воды не обнаружено.
Секционная разборная лодка «Малютка»
Секционная разборная лодка «Малютка» под парусом уже пе впервые появляется на страницах сборника. В №49 В. Ф. Качаев рассказывал о своем путешествии вдоль побережья Байкала на обычной трехсекционной одноместной «Малютке» под парусом площадью 1,5 м2. Конечно, подобный опыт никак не может быть одобрен: лодка имеет слишком малый надводный борт и низкую остойчивость, чтобы поставить на ней парус, способный мало-мальски тянуть.
В осуществленной конструкции И. А. Третьякова добавлена еще одна секция корпуса, а главное — лодка снабжена надувными поплавками достаточно большой емкости, вынесенными по бортам. В данном случае судно не потеряло своего главного достоинства — компактности в сложенном виде и транспортабельности, но автору удалось существенно повысить остойчивость и ходкость лодки под парусами. Рациональна и защита кокпита от забрызгивания с носа козырьком.
Ряд положительных достоинств имеет и конструкция парусного вооружения надувной лодки «Волна», разработанная В. К. Шапошниковым Удачно крепление мачты к поперечной балке, продетой в отверстия подуключин и служащей одновременно основой для навешивания шверцев. В данном случае стаксель необходим для того, чтобы согласовать положение центра парусности относительно центра бокового сопротивления. Для улучшения качеств шпринтового грота можно посоветовать сделать по передней шкаторине паруса карман, в который вставляется мачта. В этом случае устранится щель между парусом и мачтой, передняя шкаторина паруса будет прямой, лодка сможет более эффективно выбираться на ветер.
Известным недостатком вооружения шлюп на малых надувных и разборных лодках является недостаточная жесткость корпуса, не обеспечивающая тугого натяжения передней шкаторины стакселя. Поэтому и в данном случае лучше попытаться избежать использования стакселя.
Многие любители испытывают затруднения в подборе подходящей ткани для парусов. Для совсем небольших лодок можно рекомендовать имеющиеся в продаже тик для пера и плотный миткаль; для лодок покрупнее— годится плащ-палатка (обычно цвета хаки). Оценить пригодность любой ткани можно, приложив ее к губам и попытавшись продуть. Если ткань не продувается или продувается с трудом, она годится для парусов. Другой тест — проверить ткань на растяжение, особенно — по диагонали к направлению нитей. Если ткань сильно тянется под нагрузкой, то хорошего паруса из нее не получится.
Подробно о самостоятельном изготовлении простейших парусов предполагается рассказать в одном из ближайших номеров сборника.
Одноместная разборная лодка «Малютка» удобна для перевозки и хранения в городских условиях, но маловата. Я решил, не ухудшая транспортабельности, сделать ее двухместной, прибавив четвертую секцию длиной 0,75 м, так чтобы общая длина лодки стала равной 2,75 м. Чтобы секции вкладывались одна в другую, боковые кили со стороны кормы До середины секции пришлось срезать полностью, а от килей, оставшихся в носовой части, оставить пластины шириной 2 см для крепления съемных скуловых килей.
Для повышения остойчивости я сделал на съемных кронштейнах выносные бортовые поплавки из детских надувных «бревен» в тканевой оболочке длиной 1,2 м и диаметром 160 мм.
К верхним концам носового шпангоута закрепил бимс — дюралевый угольник 40X40, к которому скобой с двумя болтами крепится мачта. Шпор мачты (она сделана из дюралевой трубы) сплющивается и крепится болтом прямо к шпангоуту. От забрызгивания лодку предохраняет козырек из дерматина на алюминиевой рамке, шарнирно соединенной с корпусом носовой части.
Перо руля из 2-миллиметрового дюраля крепится на двух шарнирных петлях к транцу; ось шарниров изготовлена из проволоки диаметром 4 мм с кольцом в верхней части и проходит через румпель и петли шарниров.
Для крепления пенопластовых сидений я применил ленты из более эластичной резины от эспандера; с помощью этих же лент секции лодки крепятся в сложенном виде (зацепляю крючки за буртики бортов наружной секции). Уплотнительные прокладки между секциями приклеил клеем 88НП к шпангоутам; теперь отпала необходимость каждый раз устанавливать их при сборке.
Сложенную лодку можно переносить за спиной в виде рюкзака при помощи 2-метрового ремня.
Ремень складывается вдвое; концы его запрессовываются в алюминиевые трубки диаметром 8 мм, благодаря чему ремень можно крепить к шпангоутам наружной секции. Так как лодка стала двухместной, то и переносить ее можно вдвоем, сделав еще одно такое же приспособление из ремня.
Мачта, реек и гик сделаны из тонкостенных дюралевых трубок. В местах сверления в трубки заложены деревянные пробки длиной по 200 мм. Реек с парусом поднимается при помощи фала, привязанного за скобу на рейке и пропущенного через скобу на мачте. Гик свободно надевается на трубку меньшего диаметра, шарнирно закрепленную на мачте.
Гика-шкот заложен за болт с ушком на шпангоуте — на днище — и пропускается через скобу на гике.
Сиденья, кили, руль, кронштейны и поплавки без воздуха свободно умещаются в носовой секции. Парус, мачта и весла укладываются в отдельный пакет.
Вес лодки со всеми деталями и приспособлениями составляет теперь около 33 кг.
Новая двухместная «Малютка-2» также без особых трудностей может быть превращена в парусник аналогичной конструкции. Советую кронштейны поплавков устанавливать прямо на стыках секций, обладающих повышенной жесткостью.
Парус на надувной лодке «Волна»
Надувную лодку типа «Волна» несложно оснастить парусами.
На кормовых концах бортовых баллонов закреплены ручки для переноски. Под эти ручки можно просунуть доску сечением 180Х15, которая будет служить основанием для руля. Чтобы не было поперечных перемещений, доску надо зафиксировать двумя штертиками; один их конец закладывается за саму ручку, а другой — за рым на доске. В этой доске в ДП делается отверстие для руля; к ней крепятся утки для гика-шкота и рымы для крепления двух продольных связей.
Через резиновые уключины, имеющиеся на бортах, пропускается деревянная поперечина — шверцбалка диаметром 35 мм; к ней в ДП закреплена связанная из толстой проволоки подвеска с двумя кольцами, в которые вставляется нижняя часть мачты. Боковым перемещениям шверцбалки препятствуют надеваемые на нее шайбы, которые закрепляются вплотную к уключинам при помощи проволочных шплинтов. На выступающие за корпус лодки концы шверцбалки надевают шверцы, вырезанные из листа дюраля и приклепанные к дощечкам с отверстиями. От спадания с бимса шверцы удерживаются проволочными стопорами.
На борта лодки нужно положить две деревянные продольные связи диаметром 30 мм, закрепив их к кормовой доске и к шверцбалке. На этих балках устанавливаются вант-путенсы, петли-уключины (из ремня или прочного троса) и кипы стаксель-шкотов. Чтобы во время плавания продольные балки были плотно прижаты к уключинам, их носовые концы надо стянуть линем.
Руль собирают из верхней коробки, склепанной из Двух досок, и подъемного — вращающегося — пера (дюраль 260X200X1.5), которое входит в паз, выбранный между досками. Румпель несложно сделать подъемным.
Информация об изображении
Подвеска (стандерс) для крепления нижнего конца мачты к поперечине — шверцбалке
Мачту я собираю из Двух отрезков алюминиевой трубы ∅40Х1,5, соединенных внутренней муфтой до общей длины 3 м. Стоячий такелаж лучше всего сделать из проволоки или проволочного тросика, так как ванты из синтетического шнура на ходу под парусом будут вытягиваться и мачта отойдет от вертикального положения. На топ мачты надевается бугель, скрученный из алюминиевой проволоки. Ванты и штаг крепятся к нему замками, выполненными по типу зажима для волос, и обтягиваются тросиком, заложенным за огон штага и пропущенным через петлю на носу лодки. В случае усиления ветра мачту можно быстро «срубить» — уложить на нос лодки, выдернув нагеля из вант-путенсов и потянув за этот тросик.
Подвеска (стандерс) для крепления нижнего конца мачты к поперечине — шверцбалке
Паруса пошиты из обычного бельевого полотна.
При гребле штатными веслами, которые вставляются в уключины на бортовых связях, садиться надо на поперечный баллон в корме — лицом вперед.
Лодка, весла, кормовая доска, продольные связи, рангоут и паруса убираются в мешок, входящий в комплект надувной лодки. Для шверцев, руля и такелажа придется пошить отдельный мешок. Получаются две упаковки с размерами: диаметром 350 и длиной 1200 мм и 120Х300Х700. Общий вес комплекта — 19 кг.
Если шверцы изготовить в виде узких и длинных пластин, а стоячий такелаж — из гибкого проволочного тросика, все удастся уложить в один штатный мешок.
Конечно, такая парусная лодка — не «Мева», но все же ходить на ней можно. С одним человеком, когда лодка сидит с дифферентом на корму, она достаточно хорошо уцентрована и идет довольно круто. С экипажем два человека лодка сидит на ровный киль и приводится; видимо, нужно увеличить площадь руля.
Если бы такое парусное вооружение (или, еще лучше, вооружение с гротом типа гуари) поступило в продажу в заводском изготовлении, то, полагаю, оно пользовалось бы большим спросом у владельцев надувных лодок.