Серьезные историки мореплавания и знатоки фольклора многие годы продолжают спор на злободневную тему — какие именно суда мирового флота считать "самыми-самыми" невезучими ?..
Похоже, что "тройка призеров" определилась так:
1. "Сан-Себастьян" — построенное в США еще в 1854 г. 1500-тонное трехмачтовое судно. Злоключения начались уже при возвращении из самого первого рейса. Внезапно по совершенно непонятной причине скончался здоровяк-капитан. Вступивший в его должность молодой и веселый старпом сразу после швартовки, не сказав никому ни слова, собрал вещи и сошел на берег, а ровно через 24 часа его тоже нашли... умирающим. Этого хватило, чтобы команда разбежалась. Никто наниматься на это судно не захотел, после двух месяцев стоянки судовладелец разорился. Судно продали. Новый хозяин первым делом переименовал парусник в "Креола". Но не прошло и года, как ничем не объяснимая смерть унесла нового смельчака-капитана. "Креолу" вернули прежнее название. В течение трех лет он совершал рейсы через Тихий океан и очередной капитан был жив и здоров. Когда уже забылись все преследовавшие парусник злоключения, во время плавания из Японии с его борта неожиданно исчез старпом. Сразу после этого корабль налетел на айсберг - там, где их никогда не встречали, — и затонул.
2. "Гарвей Миллс" — четырехмачтовый деревянный барк регистровой вместимостью более 2000 г построили в Бостоне в 1876 г. Неприятности начались еще на верфи: при спуске судна на воду убило рабочего. В первом же рейсе, когда в Кингстоне грузили хлопок, в трюме вспыхнул пожар, и два матроса погибли. В 1878 г., попав в ураган, корабль потерял все четыре мачты. Спустя два года у берегов Англии "Гарвей Миллс" протаранил и потопил барк "Эта", а при возвращении в Америку снова попал в ураган и опять лишился мачт. Жизнь судна оборвалась 14 декабря 1886 г. на мелководном участке тихоокеанского побережья США.
3. Третьим "рекордсменом по несчастьям" считают обычно английский танкер "Варена" дедвейтом 18700 т, построенный в Белфасте в 1950 г. Совершая первое плавание через Атлантику, он попал в шторм и получил настолько серьезные повреждения, что его решили поставить на ремонт. Во время ввода в док танкер опрокинулся и получил еще более серьезные повреждения, надолго выведя из строя и сам док. После капитального ремонта в 1953 г. "Варена" плотно села на мель в Суэцком канале, снова сильно повредив корпус и надолго перекрыв фарватер. Вскоре во время швартовки к причалу Истхэма танкер пробил себе борт и едва не пошел на дно.
Но это еще не все. В 1956 г. "Варена" из-за тумана в Ла-Манше столкнулась с французским грузовым теплоходом, нанеся ему тяжелые повреждения. Спустя пол-года в Средиземном море танкер пострадал сам, столкнувшись с итальянским теплоходом. Не прошло и года после ремонта, как в том же Ла-Манше "Варена" таранила и отправила на дно встречное судно... В марте 1962 г. во время балластного перехода в одном из танков "Варены ’ произошел взрыв паров нефти, чего владельцы танкера уже не выдержали и продали его на металлолом...