При мощности двигателя "УМЗ-412" 60 л. с. катер с угловой колонкой ПОК-60 развивал скорость на тихой воде — 47 км/ч, на волне высотой 0.4 м — 41 км/ч. Расход топлива на 100 км пути при скорости 42.7 км/ч составил 21.8 кг. Тогда же во Владивостоке, а затем в Хабаровске наш СВП успешно прошел всесторонние испытания.
Упрощенные "катамаранные" обводы и незамысловатый внешний вид не помешали "Уссури" произвести впечатление. Специалисты высоко оценили возможности предложенной схемы. Межведомственная комиссия, куда, кстати сказать, входил и представитель головного ЦКБ "Нептун", рекомендовала на основе "Уссури" разработать скеговый катер, пригодный для серийной постройки в качестве товара народного потребления.
В течение 1991 г. такой катер, сохранивший прежнее название, был спроектирован и построен. Его подробное описание и результаты предварительных испытаний и были приведены в "КиЯ". Главное —это более высокая экономичность и значительно более мягкий ход на волне, чем у глиссирующих катеров традиционного типа, имеющих сравнимое водоизмещение. При испытаниях на гладкой воде экономичность "Уссури" превышала аналогичный показатель глиссирующего катера практически вдвое, на волне высотой 0.6 м — в 1.5-1.7 раза.
Новый скеговый катер осматривали зарубежные специалисты. Так, директор голландской фирмы "Фливвер", специализирующейся на разработке и постройке прогулочных катеров, г-н Х. Й. Нибор считает, что примененный принцип движения и художественно-конструкторские решения, заложенные в проекте "Уссури", оригинальны и перспективны, но в то же время нужно работать над улучшением маневренности катера, особенно на малых скоростях, и добиться уменьшения объема машинного отделения. Отмечалось также, что качество изготовления и отделки опытного экземпляра катера не в полной мере соответствует требованиям западноевропейского рынка.
В дальнейшем продолжавшиеся работы по доводке гидродинамического и подъемного комплексов "Уссури" позволили довести его максимальную скорость с 3 человеками на борту до 53 км/ч. Расход топлива на 100 км пути при средней скорости хода 42.3 км/ч составил 26.3 кг; при 49.1 км/ч — 30.6 кг. Следует отметить, что уровень шума в салоне на полной скорости не превышал 67 дБ(А).
Однако опыт постройки и длительные испытания выявили и некоторые недостатки катера. Это, в частности, увеличение на 10—15% водоизмещения, по сравнению с глиссирующими катерами с той же площадью ватерлинии, а также необходимость менять перед каждой навигацией носовые съемные элементы гибкого ограждения и раз в три-четыре навигации — ограждение в целом. При продолжении испытаний обнаружилась "тряска" с частотой около 3 Гц во время движения против мелкой, но близкой к регулярной волны высотой 0.15-0.25 м; чтобы избавиться от этой "тряски", приходилось изменять обороты двигателя или курс. Конструктивные решения, предложенные проектантом для борьбы с этими явлениями, так и не были выполнены заводом. Остались невыполненными и многие другие предложения по улучшению внешнего вида и повышению эксплуатационных характеристик катера. Завершить успешно начатую работу так и не удалось. Тяжелое финансовое положение Хабаровского завода заставило его отказаться от доводки и освоения серийного выпуска "Уссури". Тем более, что Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина отказался поставлять кому бы то ни было изготовляемые им колонки ПОК-60, а автомобильные двигатели "УМЗ-412" и сегодня остаются дефицитом.
По причине тяжелого финансового положения заказчика пришлось, к сожалению. приостановить и работу над увеличенным, 12-местным катером "Аджария" длиной 9.9 м, которая велась по договору с Батумским судостроительным заводом. По имеющемуся рабочему проекту на этом СВП предполагалась установка двух отечественных дизелей "ЗД20" по 235 л.с., работающих на водометы и обеспечивающих скорость с полной нагрузкой до 77 км/ч (крейсерскую — до 59 км/ч).
Второй вариант того же СВП разрабатывался с расчетом на установку двух двигателей меньшей мощности — по 150 л.с. Имелись в виду шведские дизеля с турбонаддувом "ТАМД41В".
Одновременно было подготовлено техническое предложение по выпуску модификации того же "Уссури" в экспортном исполнении ("Уссури-А"). Это давало бы возможность полностью учесть опыт, накопленный за время испытаний и опытной эксплуатации двух предыдущих вариантов, а при установке легкого импортного дизеля (например, фирмы "Лансинг марин") и увеличить скорость до 60 км/ч.
Два проекта патрульных катеров на основе "Уссури"
В дальнейшем от голландской фирмы "Балтик Фливвер" поступило заинтересовавшее проектантов предложение организовать совместное производство для экспорта более крупного и мореходного варианта скегового СВП. Здесь мы с самого начала могли рассчитывать на комплектование катера высококачественным оборудованием, современными двигателями, передачами и движителями зарубежного производства. Это позволяет сделать суда более комфортабельными, сократить объем моторного отсека, повысить скоростные и экономические показатели.
В настоящее время разработан проект 10.5-метрового скегового СВП "Фливвер-1050", который предполагается выпускать в двух модификациях: как патрульный полицейский катер и как прогулочно-туристское судно — комфортабельную моторную яхту.
Проектная скорость полицейского варианта составит 45 узлов; на нем будет применено оригинальное устройство для повышения маневренности. Предполагается установить два двигателя мощностью по 300 л.с. с водометным движителем, что повысит проходимость катера по мелководью: его габаритная осадка не превысит 0.65 м. Предусматривается просторное помещение для размещения специального оборудования, оснащение катера бортовой ЭВМ и устройствами спутниковой связи. Корпус "Фливвера-1050", как и всех упоминаемых в статье вариантов, будет изготавливаться из алюминиево-магниевого сплава.
Три проекта прогулочно-туристских катеров на основе "Уссури"
В варианте водометной моторной яхты скорость должна достигать 35 узлов при установке двух 200-сильных дизелей "Д254 Меркруйзер". Кроме просторного салона с камбузом и кокпита со столом и креслами будут оборудованы две двухместные спальные каюты (носовая и кормовая) с отдельными санузлами; пост управления катером, находящийся в кокпите, продублирован в рубке. Естественно, и этот катер при замене оборудования и новой планировке может выпускаться в виде служебно-разъездного, патрульного, водного такси или автобуса.
Всеми лучшими чертами "Уссури"-прототипа будет обладать уменьшенный 8.2-метровый вариант моторной яхты — "Фливвер-82", имеющий две кормовые "микро-каюты" по сторонам от МО. На нем предполагается установка 170-сильного дизеля "4ЛХ-ДТЕ Янмар" с угловой колонкой, позволяющего развивать скорость до 32 узлов. Расчеты показывают, что сравнимым по размерениям катерам традиционного типа для достижения той же скорости требуется в 2.2 раза большая мощность.
Наконец, разработан и вариант, позволяющий обойтись без дорогостоящих угловых колонок, водометных движителей или приводов Арнесона. Речь идет о 8-местном катере "Тесей-5.9" практически в размерениях "Уссури", но с двумя подвесными моторами и отдельным 15-сильным стационарным двигателем, работающим на нагнетатель.
При использовании 35-сильных моторов максимальная скорость составит (по расчету) 59 км/ч при расходе топлива 43 кг на 100 км, крейсерская — 50 км/ч при 40 кг/100 км. Как видим, экономические показатели такого варианта силовой установки будут ниже, однако и в данном случае сравнение с традиционными мотолодками оказывается в пользу скегового СВП.
Есть варианты проекта патрульного СВП длиной 12 м с приводами Арнесона или водометами и проектное предложение по еще более крупному (длиной около 23 м) патрульному катеру со скоростью хода порядка 60 узлов.