Конечно, ни одно судно не может удовлетворить всем вкусам и запросам сразу. Так и «Аэлита», будучи легким туристским швертботом, имеет несколько спортивный характер и рассчитана преимущественно на молодежь. Поэтому естественно, что читателей зрелого возраста больше заинтересует новый «семейный» вариант «Аэлиты», созданный В. Н. Недороетковым.
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м | 5,4 |
Длина по КВЛ, м | 5,2 |
Ширина наибольшая, м | 1,5 |
Ширина по КВЛ, м | 1,3 |
Высота борта на миделе, м | 0,55 |
Площадь парусности, м2 | 15 |
Вместимость | 3—4 чел. |
Новые качества швертбот приобрел в первую очередь за счет значительного увеличения размерений.
Комфортабельность новой мини-яхты значительно выше, гораздо удобнее спальные места, просторнее каюта. Швертбот стал и более мореходным, на нем можно выходить на большие реки, озера н водохранилища. Но увеличение размеров одновременно не могло не ухудшить такие качества исходного проекта, как транспортабельность, легкий ход на веслах, малая осадка. Ясно, что теперь потребуется более мощный вспомогательный мотор.
Корпус яхты обшит обычной строительной фанерой толщиной 4 мм (палуба в два слоя). Обшивка не пропитывалась, как обычно, олифой, а была снаружи оклеена миткалем на эпоксидном клее с добавлением свинцового сурика в качестве пигмента, а изнутри просто покрыта эпоксидным клеем, который вообще широко применялся при постройке яхты. Для крепления мачты в районе пяртнерса поставлены усиленный бимс и карленгс в ДП. В остальном конструкция корпуса, общая компоновка и водружение такие же, как у «Аэлиты». Постройке предшествовало изготовление макета. Сама яхта строилась около четырех месяцев прямо в комнате. После спуска на воде она была опробована многими саратовскими яхтсменами И получила их одобрение.
Остаток лета позволил провести всесторонние испытания, в течение которых яхта прошла по Волге более 500 км. Прежде всего были отмечены хорошая мореходность и особенно высокая прочность корпуса при ударных нагрузках, наиболее опасных для фанерною судна. Неоднократные удары днищем о пни, которыми богато ложе Волгоградского моря, не оставили никаких повреждений, что (как и для «Аэлиты») объясняется пониженной жесткостью конструкции.
Отмечалась недостаточная устойчивость на курсе при косой встречной волне из-за более пологого, чем у «Аэлиты», форштевня. Напомним, что «Аэлита» наоборот отличалась устойчивостью на всех курсах даже с некоторым ущербом для поворотливости. По мнению Недороеткова, площадь парусности, полученная пересчетом пропорционально увеличению размерений «Аэлиты», несколько завышена. Идти на яхте в свежий ветер утомительно, поэтому конструктор намерен к будущему сезону уменьшить площадь стакселя, а возможно и грота, хотя, очевидно, лучше поставить на гроте риф-банты.
В заключение мне хочется сказать, что изменения, которые рекомендовала внести в проект «Аэлиты» редколлегия, представляются спорными. При стенках рубки, поставленных параллельно борту, крыша рубки хуже обтягивается фанерой. Линия борта, проведенная по линейке от форштевня до траппа, естественно, упрощает постройку, но перечеркивает большое и удобное окно и вентиляционный проем, оставляя место лишь для «глазков» диаметром не более 50—60 мм. Выпуклый транец на швертботе, несущем навесной руль, весьма грубый и тяжелый по силуэту, вряд ли придаст более законченный архитектурный вид. Дополнительный срез носовой оконечности, улучшающий ходкость швертботов (при крене) и поворотливость, для «комбинированных судов» типа «Аэлита» делать не советую, гак как при ходе на веслах яхта с таким носом совершенно не лежит на курсе и требует работы рулем.