Советские водномоторники, К сожалению, еще редко встречаются с зарубежными гонщиками: Тем больший интерес представляют сообщения о любых выступлениях наших спортсменов за рубежом, пусть даже пока не носящих официального характера.
Ниже приводится интервью с Олегом Владимировичем Гавриловым — известным гонщиком из спортобщества «Трудовые Резервы» (г. Ленинград), только что вернувшимся из ГДР. Беседу ведет член редколлегии Л. Е. Трегубенко.
В каких соревнованиях участвовала наша команда?
— Германский союз моторных видов спорта — ADMV — пригласил Федерацию водно-моторного спорта СССР принять участие в официальных календарных товарищеских соревнованиях, санкционированных УИМ и сопутствующих чемпионату Европы па классу катеров Е-01 (К-01). Точнее говоря, одному из этапов этого чемпионата, поскольку он разыгрывается в нескольких соревнованиях. В- гонках катеров наша команда, как не входящая в УИМ, участвовать права не имела и не участвовала, но попутно проводились гонки в других классах, а именно, в классах скутеров СИ, СА и СС. Вот в этих классах и гонялись наши спортсмены. Соревнования проводились 11 августа 1968 г. в Шверине — это в 200 км от Берлина, на озере Цигель.
Из кого состояла наша команда? Что вы можете сказать о других участниках чемпионату?
— В состав нашей команды -входили пять гонщиков. В классе СИ (OJ) выступали москвич Владимир Кочергин (ДОСААФ) с новым советским мотором «Сич» и я на своем стареньком «ИВЛ», правда, в значительной мере модифицированном. В классе СА (ОА) нашу страну представляли москвичи Иван Богданов н Валентин Степанчиков — они шли под двухцилиндровыми «Кенигами», а в классе СС (ОС) Петр Богданов (все трое ДОСААФ), скутер которого был оснащен четырехцилиндровым «Кенигом». В качестве тренера с нами ездил В. К. Стелинговский, руководителем команды был председатель Федерации водно-моторного спорта СССР Л. Н. Балякин.
В гонках участвовали спортсмены Чехословакии, Швеции и ГДР. В классах СИ и СА стартовало по 20 судов, около 15 было заявлено в классе СС. Как ни странно, в основных гонках чемпионата стартовало наименьшее количество судов — не больше 10 катеров К-01. По-видимому, этот класс пока не особенно популярен в Европе. В целом состав гонщиков был довольно сильным. Хочется отметить участие таких известных спортсменов, как неоднократные, рекордсмены мира Ганс Шульц и Герхард Даниш, Клаус Дриферт, Герберт Лейде, Питер Розенов и Манфред Блюменталь.
Несколько слов о технике. В классе СИ преобладающее большинство гонщиков выступало на моторах «ИВЛ», в СА — на моторах «Кениг», «ИВЛ» «Илтис» и «Циммерман», в ОС — на «Кенигах». Все катера были оснащены двигателями «Вартбург» с рабочим объемом до 1000 см3. Заслуживает особого внимания появление новых двухцилиндровых гоночных моторов «Илтис». Это — моторы наверняка не кустарного производства, выглядят они очень солидно. Примерно половина гонщиков выступала на корпусах Даниша, остальные — на корпусах Шульце и Пфеннига, а в классе ОС был и один итальянский корпус конструкции Молинари.
Расскажите о дистанции, программе соревнования и системе зачета.
Для всех классов проводились по три гонки на дистанцию 10 км на прямоугольной двухкилометровой трассе. Зачет производился по принятой УИМ международной очковой системе, при которой 400 очков получает гонщик, первым закончивший гонку, 300 очков — второй, и т. д. По сумме очков всех трех гонок и определялись победители. Одновременно, фиксировались скорости наиболее результативных гонщиков. Такая система, по нашему мнению, значительно упрощает «бухгалтерию», но целесообразна она только для личных соревнований, к которым данные гонки и относились.
Как проходили соревнования?
Дело в том, что я, как участник, был крайне занят подготовкой своего скутера к гонкам, мне было трудно следить за всеми заездами. Могу лишь сказать, что соревнования были очень интересными, а организация их была безукоризненной. Хорошо были подготовлены пирсы, гонщикам были созданы все условия для успешных выступлений. В частности, не мешали посторонние.
Никогда еще советские гонщики, не добивались такого успеха, как на этот раз. Первые места во всех классах, в которых мы участвовали, достались нашим спортсменам. На скутерах СС и СА первыми были соответственно Петр и Иван Богдановы: В. Степанчиков оказался четвертым. В классе СИ основными моими соперниками были Г. Шульц и К. Дриферт, однако мне удалось прийти первым во всех трех гонках и заработать максимально- возможное количество очков — 1200. В первой гонке моя средняя скорость составила 86,0 км/час.
Не повезло В. Кочергину. Пройдя хорошо первую гонку, он отстал в других. Подвело новое электронное зажигание его мотора. Не потому, что оно неудовлетворительно само по себе, по конструкции, а потому, что оно еще недостаточно отлажено. Именно его мотор «Сич» пользовался наибольшим вниманием. Зарубежные гонщики заинтересовались схемой зажигания и, конечно, все хорошо понимали, что случайные неудачи в отдельных заездах отнюдь не свидетельство его непригодности. Мне лично электронная схема зажигания представляется весьма перспективной для применения в гоночной технике. Кое-какие опыты в этом отношении делаю и я. Кстати, электронное зажигание было применено и на моторе гонщика из ГДР X. Барса.
Важно подчеркнуть исключительно внимательное и радушное отношение к нам со стороны организаторов чемпионата и всех без исключения участников гонок. Наша команда, к сожалению, была направлена на соревнования не автотранспортом, а по железной дороге, так устроители соревнований сумели добиться подачи вагона, груженого техникой, непосредственно к месту гонок, что позволило избежать излишних перегрузок, своевременно обеспечили нас метанолом и всем необходимым. Некоторые наши соперники не только оказывали то или иное содействие, но и охотно делились опытом. Исключительное внимание к советским гонщикам проявил Г. Даниш, интересовавшийся нашим мнением о качестве своих корпусов. Как известно, Советский Союз является основным покупателем продукции его фирмы (в которой работает всего несколько человек), изготовляющей корпуса скутеров, а также глиссеры класса LX с двигателями «Вартбург».
У нас водно-моторные соревнования, даже союзного уровня, далеко не всегда собирают большое количество зрителей. А как обстояло дело на гонках в Шверине?
Шверин — маленький город, тем не менее, более трех тысяч зрителей и болельщиков с интересом наблюдали за ходом соревнований, остро переживая отдельные моменты. По-видимому, сыграли роль широкая информация о предстоящих гонках по радио и в печати, красочные афиши, выпуск хорошо составленных программ, сувениров. Даже малоквалифицированным болельщикам было все понятно и потому, интересно следить за событиями, так как все заезды сопровождались живыми и квалифицированными комментариями по радио.
От имени читателей нашего сборника поздравляем вас, Олег Владимирович, лично и всех членов советской команды, выступавшей в Шверине, с победой. В заключение — Ваши пожелания на будущее?
Только одно. И касается оно скорейшего вступления Федерации водно-моторного спорта в Международный водно-моторный Союз — УИМ.